СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Задание 12.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Русский язык. Разбор задания 12..

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Задание 12.»

Задание 12. Лексический анализ.   Амоаший Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

Задание 12. Лексический анализ.

Амоаший Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

Лексическое значение слова  – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.  Например: Иней - тонкий слой ледяных кристаллов. Айсберг – плавучая гора.

Лексическое значение слова  – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д. 

Например:

Иней - тонкий слой ледяных кристаллов.

Айсберг – плавучая гора.

Однозначные слова  имеют одно значение.    Многозначные слова имеют несколько значений.  Сувенир – подарок.  однозначное  Идти многозначное   -иду пешком, -тебе идет этот костюм, -фильм идет два часа. 

Однозначные слова  имеют одно значение.

   Многозначные слова имеют несколько значений. 

Сувенир – подарок.

однозначное

Идти

многозначное

-иду пешком,

-тебе идет этот костюм,

-фильм идет два часа. 

Прямое значение слова  - это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.    Переносное значение  – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.    Ледяная глыба – ледяной взгляд, голубое море – море пшеницы, человек уснул, затих, замер- ветер уснул, затих, замер.

Прямое значение слова  - это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.  Переносное значение  – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста. 

Ледяная глыба – ледяной взгляд, голубое море – море пшеницы, человек уснул, затих, замер- ветер уснул, затих, замер.

От многозначных слов следует отличать омонимы.  Омонимы - это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.  брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка)

От многозначных слов следует отличать омонимы. 

Омонимы - это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова. 

брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка)

Синонимы  – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.  инвестиции – вложения, избиратели – электорат,  плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д. 

Синонимы  – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. 

инвестиции – вложения, избиратели – электорат,

плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д. 

Синонимы бывают:  Языковые  (зафиксированы в словарях)  1.Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее. Контекстные  – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)  2.Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  контекстные

Синонимы бывают: 

Языковые  (зафиксированы в словарях) 

1.Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

Контекстные  – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях) 

2.Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. 

контекстные

Антонимы  – слова одной части речи, противоположные по значению.  Языковые  :   молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть.  Контекстные  – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.  Например:    Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал. ( соловьем – медведем)  

Антонимы  – слова одной части речи, противоположные по значению. 

Языковые  молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть. 

Контекстные  – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста. 

Например:   Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал. ( соловьем – медведем)

 

  Фразеологизмы   - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом.  Кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний, вешать лапшу на уши –обманывать.  

  Фразеологизмы   - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом.

Кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний, вешать лапшу на уши –обманывать.

 

  Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:  Нейтральная  (время, молоко, слово, год) Книжная  (гипотеза, гегемония, иллюзия, внедрение) Разговорная (восвояси, всяческий, говорун, грязнуля, досюда)   Просторечная (дрыхнуть, харя, чесать языком, варганить)  

  Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает: 

Нейтральная  (время, молоко, слово, год)

Книжная  (гипотеза, гегемония, иллюзия, внедрение)

Разговорная (восвояси, всяческий, говорун, грязнуля, досюда)  

Просторечная (дрыхнуть, харя, чесать языком, варганить)  

Лексика по сфере употребления С точки зрения употребления лексика бывает:  Общеупотребительная  Ограниченная в употреблении  

Лексика по сфере употребления

С точки зрения употребления лексика бывает: 

Общеупотребительная 

Ограниченная в употреблении  

Общеупотребительные слова  – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.  К словам с  ограниченной сферой употребления  относятся:  Диалектизмы  Жаргонизмы  Профессионализмы  Просторечная лексика    

Общеупотребительные слова  – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания. 

К словам с  ограниченной сферой употребления  относятся: 

  • Диалектизмы 
  • Жаргонизмы 
  • Профессионализмы 
  • Просторечная лексика  

 

Диалектизмы ( бурак - свёкла, баской - красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка)   Жаргонизмы  (слинять – сбежать, уйти, предки – родители, ласты – ноги) Профессионализмы ( бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной). Профессиональные жаргонизмы ( соляная кислота - солянка, демобилизация — дембель, повар – кок) Просторечная лексика  (задаром, умаяться, навалом, ляпнуть, работяга, башковитый)  
  • Диалектизмы ( бурак - свёкла, баской - красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка)  
  • Жаргонизмы  (слинять – сбежать, уйти, предки – родители, ласты – ноги)
  • Профессионализмы ( бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной). Профессиональные жаргонизмы ( соляная кислота - солянка, демобилизация — дембель, повар – кок)
  • Просторечная лексика  (задаром, умаяться, навалом, ляпнуть, работяга, башковитый)

 

Исконно русская лексика   Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.   Заимствованная лексика (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков) Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин
  • Исконно русская лексика  

Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.  

  • Заимствованная лексика (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)

Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин

Неологизмы  - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.  Примеры:  грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик.  Устаревшие слова  – это слова, вышедшие из активного употребления.  К устаревшей лексике относятся:  Историзмы  – названия исчезнувших предметов, явлений Например:  опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой     Архаизмы  – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Например:  сей – этот, брадобрей – парикмахер, чадо-ребенок, перст - палец, глаголить – говорить.

Неологизмы  - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств. 

Примеры:  грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик. Устаревшие слова  – это слова, вышедшие из активного употребления. 

К устаревшей лексике относятся: 

Историзмы  – названия исчезнувших предметов, явлений

Например:  опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой   Архаизмы  – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Например:  сей – этот, брадобрей – парикмахер, чадо-ребенок, перст - палец, глаголить – говорить.

5+ Примеры заданий ОГЭ Замените книжное слово  «трепет»  в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (2)И я, как положено, должна испытывать священный  трепет , но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

5+

Примеры заданий ОГЭ

Замените книжное слово  «трепет»  в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(2)И я, как положено, должна испытывать священный  трепет , но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

Волнение

Волнение

5+ Примеры заданий ОГЭ В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.

5+

Примеры заданий ОГЭ

В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.

Взялся за ум

Взялся за ум

5+ Примеры заданий ОГЭ В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы. (10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

5+

Примеры заданий ОГЭ

В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

Узкой - широкий

Узкой - широкий

5+ Примеры заданий ОГЭ В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.  (3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.  (7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:  – Отведай, внучок, моего коржа.  (9)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык.

5+

Примеры заданий ОГЭ

В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца. (7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала: – Отведай, внучок, моего коржа. (9)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык.

Отведай

Отведай

5+ Примеры заданий ОГЭ В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.  (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.  – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.  (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг.

5+

Примеры заданий ОГЭ

В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг.

Дуться

Дуться

Удачи на экзамене!  До  встречи!

Удачи на экзамене!

До встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!