СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ Варианты кимов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для подготовки к экзамену по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ Варианты кимов.»

Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

ДИКАЯ УТКА

(1)Кормили плохо, вечно хотелось есть. (2)Иногда пищу давали раз в сутки, и то вечером. (3)Ах, как хотелось есть! (4)И вот в один из таких дней, когда уже приближались сумерки, а во рту ещё не было ни крошки, мы, человек восемь бойцов, сидели на невысоком травянистом берегу тихой реки и чуть не скулили. (5)Вдруг видим, без гимнастёрки, держа что-то в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ. (6)Подбежал. (7)Лицо сияющее. (8)Свёрток — это его гимнастёрка, а в неё что-то завёрнуто.

(9)— Смотрите! — победителем восклицает Борис. (10)Разворачивает гимнастёрку, и в ней... живая дикая утка.

(11)— Вижу: сидит, притаилась за кустиком. (12)Я рубаху снял и — хоп! (13)Есть еда! (14)3ажарим.

(15)Утка была некрупная, молодая. (16)Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз. (17)Нет, она не была напугана, для этого она была ещё слишком молода. (18)Она просто не могла понять, что это за странные милые существа её окружают и смотрят на неё с таким восхищением. (19)Она не вырывалась, не крякала, не вытягивала натужно шею, чтобы выскользнуть из державших её рук. (20)Нет, она грациозно и с любопытством озиралась. (21 )Красавица уточка! (22)А мы — грубые, пропылённые, нечисто выбритые, голодные. (23)Все залюбовались красавицей. (24)И произошло чудо, как в доброй сказке.

(25)Кто-то просто произнёс:

(26)— Отпустим!

(27)Было брошено несколько логических реплик, вроде:

(28)«Что толку, нас восемь человек, а она такая маленькая», «Ещё возиться!», «Подождём, приедет же этот зараза повар со своей походной кухней-таратайкой!», «Боря, неси её обратно». (29)И, уже ничем не покрывая, Борис бережно понёс утку обратно. (З0)Вернувшись, сказал:

(31)— Я её в воду пустил. (32)Нырнула. (33)А где вынырнула, не видел. (34)Ждал-ждал, чтоб посмотреть, но не увидел. (35)Уже темнеет.

(З6)Когда меня заматывает жизнь, когда начинаешь клясть всё и всех, теряешь веру в людей и тебе хочется крикнуть, как однажды я услыхал вопль одного очень известного человека: «Я не хочу быть с людьми, я хочу быть с собаками!» — вот в эти минуты неверия и отчаяния я вспоминаю дикую утку и думаю: нет-нет, в людей можно верить. (37)Это всё пройдёт, всё будет хорошо.

(38)Мне могут сказать: (39)«Ну да, это были вы, интеллигенты, артисты, от вас всего можно ожидать». (40)Нет, на войне всё перемешалось и превратилось в одно целое — единое и неделимое.

(41)Во всяком случае, там, где служил я. (42)Были в нашей группе и два вора, только что выпущенных из тюрьмы. (43)Один с гордостью красочно рассказывал, как ему удалось украсть подъёмный кран. (44)Видимо, был талантлив. (45)Но и он сказал: (46)«Отпустить!»

(По В. Розову)

Виктор Сергеевич Розов (1913—2004) — русский советский драматург. Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария фильма «Летят журавли». Академик Российской академии словесности. Был президентом Российской Академии театрального искусства и членом Союза писателей.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Укажите предложение, в котором содержится информация, не соответствующая содержанию текста.

1. Солдат кормили плохо, им вечно хотелось есть.

2. Один из солдат поймал живую дикую утку и принёс её в гимнастёрке.

3. Пойманная утка была крупная, молодая.

4. На войне всё перемешалось и превратилось в одно целое.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Вдруг видим, без гимнастёрки, держа что-то в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ.

2. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

3. Она не вырывалась, не крякала, не вытягивала натужно шею, чтобы выскользнуть из державших её рук.

4. Один с гордостью красочно рассказывал, как ему удалось украсть подъёмный кран.

4Из предложений 6—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

5Из предложений 16—18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что это краткое причастие.

6Замените разговорное слово вечно в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «на берегу реки» в предложении 4, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 42.

9Среди предложений 1—8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ах,(1) как хотелось есть!

Нет, (2) на войне всё перемешалось и превратилось в одно целое — единое и неделимое. Во всяком случае, (3) там, (4) где служил я. Видимо, (5) был талантлив.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ждал — ждал,(1) чтоб посмотреть, (2) но не увидел. Свёрток — это его гимнастёрка,(3) а в неё что-то завёрнуто. Разворачивает гимнастёрку,(4) и в ней... живая дикая утка.

13Среди предложений 27-35 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

14Среди предложений 36—45 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «Когда меня заматывает жизнь, когда начинаешь клясть всё и всех, теряешь веру в людей и тебе хочется крикнуть, как однажды я услыхал вопль одного очень известного человека: «Я не хочу быть с людьми, я хочу быть с собаками!» — вот в эти минуты неверия и отчаяния я вспоминаю дикую утку и думаю: нет-нет, в людей можно верить».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему человек должен быть милосердным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов .Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту... — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему лётчик заплакал?»

1. — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.

2. — Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу.

3. Он плакал и думал, что имеет на это право.

4. Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. А над боярышником и дроком просвечивало небо.

2. Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.

3. Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.

4. Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

4Из предложения 28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

5Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие.

6Замените разговорное слово «затрещала» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «солнечный свет» в предложении 3, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9Среди предложений 8-14 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Пожалуй,(1) запоют соловьи.

Он плакал, (2) не скрываясь. Он плакал и думал,(3) что имеет на это право.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 28.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Где-то далеко,(1) почти на самом краю земли,(2) прокричал петух, (3) а в кустах затрещала,(4)вертясь,(5) какая-то крошечная птица с красным горлом.

На нём застыли на той страшной высоте, (6) где он только что был, (7) облака, (8) похожие на розовые перья.

13Среди предложений 27—32 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 27-32 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Язык художественной литературы отличается образностью, выразительностью, в нём сочетаются языковые средства разных стилей, используются изобразительно-выразительные средства». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения из текста: «Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку».Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение слова ПОДВИГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

РЫЦАРЬ ВАСЯ

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)3а его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)У него всё валилось из рук, всё не ладилось. (4)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (5)Но никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (6)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (7)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

(8)В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

(9)Но стоило ему подойти к зеркалу, как всё возвращалось на место. (10)...Трудно провести границу между осенью и зимой. (11)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (12)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (13)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. (14)Но не все ребята слушаются радио...

(15)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (16)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(17)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

(18)— Тонет, тонет!

(19)— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.

(20)— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка.(21)— Пацан тонет, под лёд провалился. (22)Что стоишь?!

(23)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

(24)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

(25)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (26)Вероятно, у берега он был крепче.

(27)Тюфяк шагал по льду и не слышал криков. (28)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова. (29)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. (30)Но это не остановило его. (31)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

(32)Наконец тюфяк схватил малыша за руку, и первоклассник очутился на льду. (ЗЗ)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (34)3убы его стучали, а по лицу текли слёзы.

(35)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

(36)— Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.

(37)...На другой день, когда после второго звонка тюфяк вошёл в класс, там никого не было. (38)Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. (39)Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.

(40)Директор школы сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

(41)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (42)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно...

(По Ю. Яковлеву)

Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков, член художественного совета студии «Союзмультфильм». Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему именно Вася, а не Димка Ковалёв бросился спасать мальчишку?»

1. У него всё валилось из рук, всё не ладилось.

2. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.

3. Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

4. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

3Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка».

1. анафора 2. Антитеза 3. Гипербола 4. фразеологизм

4Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква 3».

5Из предложений 27—31 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе зависит от наличия или отсутствия приставки или зависимого слова.

6Замените просторечное слово «пацан» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «сердце рыцаря» в предложении 6, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 26.

9Среди предложений 27—31 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

На другой день,(1) когда после второго звонка тюфяк вошёл в класс,(2) там никого не было. Оказывается,(3) все ушли наверх,(4) в актовый зал, (5) на общую линейку.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В какую-то минуту ему хотелось сказать, (1) что Димка врёт, (2) — никого он не спасал, (3) а просто махал руками и кричал, (4) но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно...

13Среди предложений 37-42 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 8-14 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают “оживить” изображаемое».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения из текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение слова ПОДВИГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.Объём изложения — не менее 70 слов.Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Мороз был такой, что руки чувствовали его даже в тёплых рукавицах. (2)А лес вокруг как будто наступал на узкую ухабистую дорогу, по обе стороны которой шли глубокие канавы, заваленные предательским снегом. (З)Деревья задевали сучьями машину, и на крышу кабинки падали снежные хлопья, сучья царапали бока цистерны. (4)Большаков видел много дорог на своём шофёрском веку, но такой ещё не встречал. (5)И как раз на ней приходилось работать, будто ты двужильный. (6)Только приехал в землянку, где тесно, темно, сыро, только приклонил головув уголке, между усталыми товарищами, уже кличут снова, снова пора в путь. (7)Спать будем потом. (8)Надо работать. (9)Дорога зовёт. (10)Тут не скажешь: дело не медведь, в лес не убежит. (11)Как раз убежит. (12)Чуть прозевал — машина в кювете: проси товарищей вытаскивать. (13)А мороз? (14)Как будто сам Северный полюс пришёл на эту лесную дорогу регулировщиком.

(15)То наползает туман, то дохнёт с Ладоги ветер, какого он нигде не встречал, — пронзительный, ревущий, долгий.

(16)То начнётся пурга, в двух шагах ничего не видно. (17)Покрышки тоже не железные, сдают. (18)Товарищей, залезших в кюветы, надо выручать, раз едешь замыкающим; и главное — груз надо доставить вовремя. (19)А как он себя чувствует, этот груз?.. (20)Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошёл к цистерне. (21)Он влез на борт и при бледном свете зимнего полдня увидел, как по атласной от мороза стенке стекает непрерывная струйка. (22)Холодок прошёл по его спине. (23)Цистерна текла. (24)Цистерна лопнула по шву. (25)Шов отошёл. (26)Горючее вытекало.

(27)Он стоял и смотрел на узкую струйку, которую ничем не остановить. (28)Так мучиться в дороге, чтобы к тому же привести к месту пустую цистерну? (29)Он вспомнил все свои бывшие случаи аварий, но такого припомнить не мог. (З0)Мороз обжигал лицо. (31)Стоять долго и просто смотреть — этим делу не поможешь.

(32)Он, проваливаясь в снег, пошёл к кабинке, открыл ящик со своими инструментами, и они показались ему орудиями пыток. (ЗЗ)Металл был как раскалённый. (34)Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт.

(35)Бензин лился ему на руки, и бензин был какой-то странный.

(36)Он жёг ледяным огнём. (37)Он пропитывал насквозь рукавицу, он просачивался под рукава гимнастёрки. (38)Большаков, сплёвывая, в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом. (39)Бензин перестал течь.

(40)Вздохнув, он пошёл на своё место. (41)Они проехали километров десять. (42)Большаков остановил машину и пошёл осмотреть цистерну. (43)Шов разошёлся снова. (44)Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. (45)Надо было всё начинать сначала. (46)И снова гремело зубило, и снова бензин обжигал руки, и снова мыльная полоса наращивалась на разбитые края шва. (47)Бензин перестал течь. (48)Дорога была бесконечной.

(49)Он уже не считал, сколько раз он слезал и взбирался на борт машины, он уже перестал чувствовать боль от ожогов бензина, ему казалось, что всё это снится: дремучий лес, бесконечные сугробы, льющийся по рукам бензин. (50)Он в уме подсчитывал, сколько уже вытекло драгоценного горючего, и по подсчётам выходило, что не очень много — литров сорок-пятьдесят; но, если бросить чеканить через каждые десять-двадцать километров, вся работа будет впустую. (51)И он снова начинал всё сначала с упорством человека, потерявшего представление о времени и пространстве. (52)Ему уже начало от усталости казаться, что он не едет, а стоит на месте и каждые сорок минут хватает зубило, а щель всё ширится и смеётся над ним и его усилиями. (53)Сон налегал на плечи, как будто за спиной стоял великан и давил ему голову и плечи большими руками в мягких, толстых рукавицах. (54)Машина, подпрыгивая, шла и шла. (55)А где-то внутри его, замёрзшего, в дым усталого существа, жила одна непонятная радость: он твёрдо знал, что он выдержит. (56)И он выдержал. (57)Груз был доставлен.

(58)... В землянке врач с удивлением посмотрел на его руки с облезшей кожей, изуродованные, сожжённые руки, и сказал недоумевающе:

(59)— Что это такое?

(60)— Шов чеканил, товарищ доктор, — сказал он, сжимая зубы от боли.

(61)— А разве нельзя было остановиться в дороге? — сказал доктор.

(62)— Не маленький, сами понимаете, в такой мороз так залиться бензином...

(63)— Остановиться было нельзя, — сказал он.

(64)— Почему? (65)Куда такая спешка? (66)Куда вы везли бензин?

(67)— В Ленинград вёз, фронту, — отвечал он громко.

(68)Доктор взглянул на него пристальным взглядом.

(69)— Та-ак, — протянул он, — в Ленинград! (70)Понимаю! (71)Больше вопросов нет. (72)Давайте бинтоваться. (73)Полечиться надо.

(74)— Отчего не полечиться! (75)До утра полечусь, а утром — в дорогу... (76)В бинтах ещё теплее вести машину, а боль уж мы как-нибудь в зубах зажмём...

(По Н. Тихонову)

Николай Семёнович Тихонов (1896—1979) — поэт, прозаик и переводчик. Проза Тихонова является органическим продолжением его поэзии, поэзии сюжетной и рационалистической по своему характеру. В прозе Тихонова дано дальнейшее развитие намеченной в стихах проблематики: героизм рядового человека, противопоставление высокому книжному героизму подлинной каждодневной героики.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Укажите предложение, в котором содержится информация, не соответствующая содержанию текста.

1. Машина Большакова съехала в кювет, и цистерна с горючим лопнула по шву.

2. Чтобы сохранить горючее, Большакову приходилось чеканить шов через каждые десять-двадцать километров.

3. По подсчётам водителя, горючего вытекло не более пятидесяти литров.

4. Несмотря на усталость, Большаков был уверен, что доставит груз вовремя.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является оксюморон.

1. Деревья задевали сучьями машину, и на крышу кабинки падали снежные хлопья, сучья царапали бока цистерны.

2. Бензин лился ему на руки, и бензин был какой-то странный. Он жёг ледяным огнём.

3. Ему уже начало от усталости казаться, что он не едет, а стоит на месте и каждые сорок минут хватает зубило, а щель всё ширится и смеётся над ним и его усилиями.

4. Сон налегал на плечи, как будто за спиной стоял великан и давил ему голову и плечи большими руками в мягких, толстых рукавицах.

4Из предложений 32-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

5Из предложений 53-58 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется тем, что это краткое причастие.

6Замените разговорное слово «двужильный» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» в предложении 58, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8Из предложений 40—48 выпишите составное именное сказуемое.

9Среди предложений 32—38 найдите предложение(-я) с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Большаков,(1) сплёвывая, (2) в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом.

Шов чеканил, (3) товарищ доктор,(4) — сказал он,(5) сжимая зубы от боли.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 52. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

То наползает туман, (1) то дохнёт с Ладоги ветер, (2) какого он нигде не встречал,(3) — пронзительный,(4) ревущий,(5) долгий.

Он,(6) проваливаясь в снег, (7) пошёл к кабинке, (8) открыл ящик со своими инструментами, (9) и они показались ему орудиями пыток.

13Среди предложений 20—31 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14Среди предложений 46—57 найдите сложное(-ые) предложение(-ия) с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Благодаря тропам авторы художественных текстов получают возможность передать новые смыслы».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего предложения текста: «А где-то внутри его, замёрзшего, в дым усталого существа, жила одна непонятная радость: он твёрдо знал, что он выдержит».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение слова ПОДВИГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




































Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Подошёл как-то Суворов к солдату и сразу спрашивает в упор:

(2)— Сколько от Земли до Месяца?

(3)— Два суворовских перехода! — гаркнул солдат.

(4)Фельдмаршал аж крякнул от неожиданности. (5)Вот так ответ! (6)Вот так солдат! (7)Любил Суворов, когда солдаты отвечали находчиво, без запинки. (8)Приметил он молодца. (9)Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно. (10)«Ну, — думает, — не может быть, чтобы я, Суворов, и вдруг не поставил солдата в тупик».

(11)Встретил он через несколько дней находчивого солдата и снова в упор:

(12)— Сколько звёзд на небе?

(13)— Сейчас, ваше сиятельство, — ответил солдат, — сочту,— и уставился в небо.

(14)Ждал, ждал Суворов, продрог на ветру, а солдат не торопясь звёзды считает.

(15)Сплюнул Суворов с досады. (16)Ушёл. (17)«Вот так солдат! — снова подумал. (18)Ну, уж на третий раз, — решил фельдмаршал, — я своего добьюсь: поставлю в тупик солдата».

(19)Встретил солдата он в третий раз и снова с вопросом:

(20)— Ну-ка, молодец, а скажи-ка мне, как звали мою прародительницу?

(21)Доволен Суворов вопросом: откуда же знать простому солдату, как звали фельдмаршальскую бабку. (22)Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: (23)«Ну, братец, попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:

(24)— Виктория, ваше сиятельство!

(25)— Вот и не Виктория! — обрадовался Суворов.

(26)— Виктория, Виктория, — повторил солдат. (27)— Как же так может быть, чтобы у нашего фельдмаршала и вдруг в прародительницах была не Виктория!

(28)Опешил Суворов. (29)Ну и ответ! (З0)Ну и хитрый солдат попался!

(31)— Ну, раз ты такой хитрый, — произнёс Суворов, — скажи мне, какая разница между твоим ротным командиром и мной?

(32)— А та, — не раздумывая ответил солдат, — что ротный командир хотя бы и желал произвести меня в сержанты, да не может, а вашему сиятельству стоит только захотеть, и я...

(33)Что было делать Суворову? (34)Пришлось ему произвести солдата в сержанты.

(35)Возвращался Суворов в свою палатку и восхищался:

(36)— Помилуй бог, как провёл! (37)Вот это да! (38)Вот это солдат! (39)Помилуй бог, настоящий солдат! (40)Российский!

(По С. Алексееву)

Сергей Петрович Алексеев (1922-2008) — русский советский писатель. Создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Суворову пришлось произвести солдата в сержанты?»

1. Солдат во время боя показал себя настоящим героем.

2. Солдату пришло время получать очередное звание.

3. Ротный командир пожелал произвести солдата в сержанты.

4. Солдат трижды покорил фельдмаршала своей находчивостью.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Фельдмаршал аж крякнул от неожиданности.

2. Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно.

3. Ну, уж на третий раз, — решил фельдмаршал, — я своего добьюсь: поставлю в тупик солдата.

4. Возвращался Суворов в свою палатку и восхищался.

4.Из предложений 26—32 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от следующего за ней согласного.

5.Из предложений 31—40 выпишите разноспрягаемый глагол.

6.Замените просторечное слово «гаркнул» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «фельдмаршальскую бабку» (предложение 21), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8..Выпишите грамматическую основу предложения 19.

9.Среди предложений 1 — 13 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул: — Виктория,(3) ваше сиятельство! Помилуй бог, (4) как провёл! Помилуй бог,(5) настоящий солдат!

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ждал,(1) ждал Суворов, (2) продрог на ветру, (3) а солдат не торопясь звёзды считает. Ну-ка,(4) молодец,(5) а скажи-ка мне,(6) как звали мою прародительницу?

13Среди предложений 4—14 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.

14Среди предложений 15—22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Восклицательные предложения характеризуют эмоционально насыщенную речь. Они передают разнообразные оттенки чувства: сожаление, восторг, гнев и другие».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вот это солдат! Помилуй бог, настоящий солдат! Российский!»Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение слова ДОБЛЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Русские солдаты — доблестные и сильные духом воины», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





























Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. (2)Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. (З)Отступает русское войско. (4)Нет у русских достаточных сил.

(5)Ропщут солдаты:

(6)— Что мы — зайцы трусливые?!

(7)— Что в нас — кровь лягушиная?!

(8)— Где это видано: россиянин — спиной к неприятелю!

(9)Рвутся солдаты в бой.

(10)Русских армий две. (11 )Одна отступает на Вильну, на Дриссу, на Полоцк. (12)Командует ею генерал Барклай де Толли. (13)Вторая отходит южнее: от города Гродно на Слуцк, на Бобруйск. (14)Старшим здесь генерал Багратион.

(15)У Наполеона войск почти в три раза больше, чем у Барклая и Багратиона, вместе взятых. (16)Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.

(17)Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. (18)Сберегают войска и людей.

(19)Отводят свои полки.

(20)— Э-эх, да что же оно творится?! — вздыхают солдаты.

(21)— Пропала солдатская честь!

(22)Шагает вместе со всеми старый капрал, смотрит он на своих товарищей:

(23)— Хотите, сказку скажу?

(24)— Сказывай.

(25)Собрались на привале солдаты в кружок, расселись, притихли.

(26)— Давно ли то было, недавно, — начал капрал, — дело не в том. (27)Только встретил как-то в лесу серый волк лосёнка. (28)3ащёлкал злодей зубами: (29)«Лосёнок, лосёнок, я тебя съем».

(30)«Подожди, серый волк, — говорит лосёнок. (31)— Я же только на свет народился. (32)Дай подрасту».

(ЗЗ)Согласился лесной разбойник. (34)Пусть погуляет телок, пусть наберётся мясом.

(35)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (З6)Только опять повстречал серый волк лосёнка. (37)Смотрит — подрос за это время телок. (38)Рожки пробились. (39)Копытца окрепли. (40)Не телок перед волком — подросток лось. (41)3ащёлкал злодей зубами: (42)«Лось, лось, я тебя съем».

(43)«Хорошо, серый волк, — отвечает лось. (44)— Только дай попрощаться с родимым краем».

(45)«Прощайся», — ответил волк.

(46)Пошёл молодой лось по родному краю, по полям, по лесам, по дубравам. (47)Ступает он по родной земле, силу в себя вбирает. (48)И волк по следу бежит. (49)Притомился в пути разбойник.

(50)«Стой, стой!» — голосит злодей.

(51)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (52)Только остановился однажды лось. (53)Повернулся навстречу волку.

(54)Глянул тот, а это не просто лось: стоит перед ним сохатый.

(55)3ащёлкал серый зубами:

(56)«Сохатый, сохатый, я тебя съем».

(57)Усмехнулся лесной красавец: (58)«Давай подходи». (59)Бросился волк вперёд, да только силы теперь не те, да и лосёнок теперь не тот. (60)Поднялся богатырь на задние ноги, ударил волка пудовым копытом, поднял на рога и об землю — хлоп! (61)Кончился серый.(62)Капрал замолчал. (6З)Задумались над сказкой солдаты.

(64)— Видать, неглупый телок попался.

(65)— Э, постой, да в сказке твоей намёк.

(66)— К отходу, к отходу! — прошла команда.

(67)Вскочили солдаты. (68)Построились в ряд. (69)Подняли солдатские головы. (70)По полям, по лесам, по дубравам, по низинам идут солдаты. (71)Не по чужой, по родимой земле идут.(По С. Алексееву)

Сергей Петрович Алексеев (1922—2008) — русский советский писатель. Создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему солдаты задумались над сказкой старого капрала?»

1. Солдатам понравилась сказка старого капрала: они её никогда не слышали.

2. Старый капрал сказкой объяснил, почему приходится отступать русским войскам.

3. Судьба молодого лосёнка взволновала солдат.

4. Сказка напомнила солдатам об их доме, о детях, которым они рассказывали сказки.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является перифраз.

1. Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские.

2. — Где это видано: россиянин — спиной к неприятелю!

3. Согласился лесной разбойник.

4. Смотрит — подрос за это время телок.

4.Из предложений 45—55 выпишите слово(-а), написание приставки в котором(-ых) определяется её значением — «неполнота действия».

5.Из предложений 25—40 выпишите слово, в котором написание личного окончания глагола является исключением из правила.

6.Замените разговорное слово «родимая» в предложении 71 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «солдатские головы» (предложение 69), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9.Среди предложений 10—19 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Защёлкал злодей зубами: «Лось,(1) лось, (2) я тебя съем».

«Хорошо,(3) серый волк,(4) — отвечает лось. — Только дай попрощаться с родимым краем».

«Прощайся», (5) — ответил волк.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 59. Ответ запишите цифрой.

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У Наполеона войск почти в три раза больше, (1) чем у Барклая и Багратиона, (2) вместе взятых.

Бросился волк вперёд, (3) да только силы теперь не те,(4) да и лосёнок теперь не тот.

13.Среди предложений 15—22 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

14.Среди предложений 51—63 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Однородные члены предложения могут придавать изложению повествовательную плавность или, наоборот, энергичность, прерывистость».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста «— Э, постой, да в сказке твоей намёк».Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛЬНЫЙ ДУХ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Русские солдаты — сильные духом воины», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.








Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов .Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)1812 год. (2)Декабрь. (З)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не чеканят больше солдатский шаг. (9)Не бьют барабаны, не пыжатся дудки, и знамён не колышется строй. (10)Горстка измученных, крупица оборванных, чудом ещё в живых, покидают французы российский берег. (11)Жалкий остаток могущественной силы. (12)Доказательство силы иной.

(13)Вышли русские к Неману, остановились. (14)Вот он, конец похода.

(15)— Выходит, жива Россия!

(16)— Жива, — произнёс седоусый капрал.

(17)Смотрят солдаты — капрал знакомый.

(18)— Ба, да не ты ли нам сказку тогда рассказывал?

(19)— Я, — отвечает капрал.

(20)— Значит, вырос телок в сохатого, — смеются солдаты.

(21)— Копытом злодея насмерть!

(22)— Выходит, что так.

(23)Легко на душе солдата — исполнен солдатский долг.

(24)Стоят солдаты над обрывом реки, шумящей по камням, вспоминают былое время. (25)Витебский бой, бои под Смоленском, жуткий день Бородинской сечи, пожар Москвы... (26)Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, однако не явились к нему посыльные. (27)Да, нелёгок оказался путь к победе. (28)Будут ли помнить дела потомки?.. (29)Немало пролито русской крови. (З0)Многих не счесть в живых.

(31)Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. (32)Поминают своих товарищей. (33)И радостен день, и печален.

(34)В это время сюда же, к реке, подъехал со свитой Кутузов.(35)— Ура-а! — закричали солдаты.

(36)— Спасителю отечества слава!

(37)— Фельдмаршалу слава!

(38)— У-у-р-р-а-а!

(39)Поклонился Кутузов солдатам:

(40)— Героям отечества слава! (41)Солдату русскому слава!

(41)Потом подъехал поближе к солдатам:

(42)— Устали?

(43)— Устали, — признались солдаты. (45)— Да ведь уже конец похода.

(46)— Нет, — говорит Кутузов. (47)— Вам новый поход.

(48)Смутились солдаты. (49)К чему тут фельдмаршал клонит? (50)Асами:

(51)— Рады стараться! (52)— Так армейский устав велит.

(53)Отъехал Кутузов на видное место. (54)Обвёл он глазами войска. (55)И голосом зычным (куда стариковская хрипь девалась!):

(56)— Герои Витебска, герои Смоленска, соколы Тарутина и Ярославца, Бородинского поля орлы — незабвенные дети России! (57)— Кутузов приподнялся в седле. (58)— Живые, мёртвые, стройся! (59) Героям новый поход — в века!

(По С. Алексееву)

Сергей Петрович Алексеев (1922—2008) — русский советский писатель. Создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему грустят солдаты в радостный день победы?»

1. Солдаты расстроены тем, как закончился военный поход.

2. Солдаты вспоминают своих погибших товарищей.

3. Солдаты за время военного похода очень устали.

4. Солдаты хотят поскорее добраться домой.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад.

2. Легко на душе солдата — исполнен солдатский долг.

3. Будут ли помнить дела потомки?..

4. Героям новый поход — в века!

4.Из предложений 24—33 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

5.Из предложений 1—12 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе определяется следующим правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН».

6.Замените слово «зычный» в предложении 55 синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «над обрывом реки» (предложение 24), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9.Среди предложений 31—47 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Ба, (1) да не ты ли нам сказку тогда рассказывал?

Я, (2) — отвечает капрал.

Значит, (3) вырос телок в сохатого, (4) — смеются солдаты.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Не бьют барабаны,(1) не пыжатся дудки,(2) и знамён не колышется строй.

Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром,(3) однако не явились к нему посыльные.

13Среди предложений 1—14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 24-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.




Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Назывные предложения иногда изображают места, где разворачиваются события. Используя цепочки назывных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Героям новый поход — в века!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ДОБЛЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Русские солдаты — доблестные и сильные духом воины», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!