СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ русский 2020 Вариант6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен в соответствии с демоверсией 2020 года.   https://gordeevaln.ru/training/8611 ... ...

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский 2020 Вариант6»

ОГЭ 2020: Вариант 6

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.
(1)В Антарктиде учёными были обнаружены рыбы, в крови которых нет гемоглобина и эритроцитов. (2)Поэтому кровь этих рыб является бесцветной. (3)Но удивительно ещё и другое. (4)В крови этих рыб было найдено особое вещество, которое не позволяет ей замерзать даже при самых низких температурах. (5)Такой особенности нет ни у каких других рыб на нашей планете.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) Учёными были обнаружены (предложение 1)
2) кровь является (предложение 2)
3) удивительно другое (предложение 3)
4) найдено вещество (предложение 4)
5) нет (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточия. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Чёртово игрище в Волгоградской области (1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера (2) дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.
Уйти отсюда просто невозможно (4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет (5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый... В научных статьях пишут (6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы (7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.


4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жил без забот», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ИЗМЕРЯТЬ (давление) - в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная И, так как после корня идёт суффикс -А-.

  2. ВЗЪЕРОШЕННЫЙ (воробей) - после русских приставок, оканчивающихся на согласную перед буквой Е пишется Ъ знак.

  3. (поступить) ПО-СВОЕМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от притяжательного местоимения при помощи приставки ПО- и суфффикса - ЕМУ.

  4. СТЕКЛЯННЫЙ (шар) - правописание суффикса имени прилагательного не определяется правилом (является исключением).

  5. (шёл по) АЛЛЕЕ - в предложном падеже имён существительных первого склонения пишется безураное окончание


Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

— (11)Дура рыжая, — кривила губы рассерженная Маринка Быкова. — (12)И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкимиперистыми облаками, тёплым туманным воздухом...

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

— (17)Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами в поход!

— (19)Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

— (22)В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего...

(24)Мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.

— (27)Это твоя сумка? — спрашивает Женька и кивает на допотопную сумку.

— (28)Моя, — отвечает Светка.

— (29)Алле хоп! — восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе, и мы слышим, как он кричит уже с причала:

— (30)Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька ставит сумку на пол и мчится обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

— (36)До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли...

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с девушкой, которая повела меня в Мариинку на оперу.

(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

— (49)Рыжуха! — ахнул я. — (50)Мы с ней в одном классе учились!

— (51)Что ты говоришь?! (52)Это наша восходящая звезда!

— (53)Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

— (54)Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда. (56)После спектакля Наташа предложила:

— (57)Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— (59)Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла». (63)Мой авторитет в глазах знакомой значительно вырос.

— (64)Надо же! — удивлялась Наташа. — (65)С Сергеевой в одном классе учился!

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой*)
* Елена Габова
 — современный писатель

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Светка с матерью и двумя сестрёнками жила бедно.

  2. Одноклассники сочувствовали Светке, помогали ей.

  3. Светка поступила в музыкальное училище.

  4. Во время концерта рассказчик испытывал только восторг от увиденного и услышанного.

  5. Рассказчику очень хотелось встретиться со Светкой после концерта.


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым туманным воздухом...

  2. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала.

  3. А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с девушкой, которая повела меня в Мариинку на оперу.

  4. В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей.

  5. Мой авторитет в глазах знакомой значительно вырос.


8. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный антоним к слову ЗОЛОТОЙ (предложение 67).



















ОТВЕТЫ:


2. Правильный ответ: 3 5

Пояснение: 

1) Учёными были обнаружены (предложение 1) (Неверно)
(1)В Антарктиде учёными были обнаружены рыбы, в крови которых нет гемоглобина и эритроцитов.

2) кровь является (предложение 2) (Неверно)
(2)Поэтому кровь этих рыб является бесцветной.

3) удивительно другое (предложение 3) (Верно)
(3)Но удивительно ещё и другое

4) найдено вещество (предложение 4) (Неверно)
(4)В крови этих рыб было найдено особое вещество, которое не позволяет ей замерзать даже при самых низких температурах.

5) нет (предложение 5) (Верно)
(5)Такой особенности нет ни у каких других рыб на нашей планете.

3. Правильный ответ: 34567

Пояснение: 

Чёртово игрище в Волгоградской области —(1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера —(2) дух захватывает от космического пейзажа:(3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.
Уйти отсюда просто невозможно:(4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет:(5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый... В научных статьях пишут:(6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы:(7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.

Тире 1 ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.
Тире 2 разделяет две грамматические основы.
Двоеточие 3 ставится т.к. вторая часть поясняет смысл словосочетания "от космического пейзажа" (между обеими частями можно вставить союз А ИМЕННО).
Двоеточие 4 ставится т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз ПОТОМУ ЧТО).
Двоеточие 5 ставится после обобщающего слова перед однородными членами.
Двоеточие 6 ставится после слов автора перед прямой речью.
Двоеточие 7 ставится т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз ПОТОМУ ЧТО).

4. Правильный ответ: жилбеззаботно|жил беззаботно

5. Правильный ответ: 2 3 4

Пояснение: 

  1. ИЗМЕРЯТЬ (давление) - в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная И, так как после корня идёт суффикс -А-. (Неверно. В корне слова пишется безударная проверяемая гласная Е, которое можно проверить однокоренным словом "мЕрка".)

  2. ВЗЪЕРОШЕННЫЙ (воробей) - после русских приставок, оканчивающихся на согласную перед буквой Е пишется Ъ знак. (Верно)

  3. (поступить) ПО-СВОЕМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от притяжательного местоимения при помощи приставки ПО- и суфффикса - ЕМУ. (Верно)

  4. СТЕКЛЯННЫЙ (шар) - правописание суффикса имени прилагательного не определяется правилом (является исключением). (Верно)

  5. (шёл по) АЛЛЕЕ - в предложном падеже имён существительных первого склонения пишется безударное окончание Е. (Неверно. В дательном падеже имён существительных первого склонения пишется безударное окончание Е.)

6. Правильный ответ: 13

Пояснение: 

  1. Светка с матерью и двумя сестрёнками жила бедно.
    (подтверждается в предложениях 2-3)

  2. Одноклассники сочувствовали Светке, помогали ей.
    (противоречит предложению 4)

  3. Светка поступила в музыкальное училище.
    (подтверждается в предложениях 44-45)

  4. Во время концерта рассказчик испытывал только восторг от увиденного и услышанного.
    (противоречит предложению 55)

  5. Рассказчику очень хотелось встретиться со Светкой после концерта.
    (противоречит предложению 60)

7. Правильный ответ: 14

Пояснение

А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым туманным воздухом... (эпитеты - "лёгкими", "тёплым")

В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей. (эпитет - "роскошная золотоволосая")

8. Правильный ответ: рыжий

Пояснение: 

Контекстные антонимы - это слова, являющиеся антонимами лишь в данном контексте.

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.
Автор противопоставляет слово "рыжий" слову "золотой", подчеркивая талант Светы Сергеевой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!