СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ русский 2020 Вариант 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен в соответствии с демоверсией 2020 года.   https://gordeevaln.ru/training/8611 ... ...

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский 2020 Вариант 5»

ОГЭ 2020: Вариант 5

2. Прочитайте текст.
(1)В истории России есть случай, когда недавно отчеканенные монеты пришлось переплавлять. (2)На них был изображён Константин - старший сын императора Александра I. (3)Ему предстояло стать царём после смерти своего отца. (4)Была отчеканена пробная партия этих монет ещё до коронации. (5)Но Константин решил отказаться от трона в пользу своего брата Николая. ()Поэтому Монетному двору поручили в срочном порядке чеканить новые монеты.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) монеты пришлось переплавлять (предложение 1)
2) изображён Константин (предложение 2)
3) предстояло стать царём (предложение 3)
4) была отчеканена партия (предложение 4)
5) поручили (предложение 6)



3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Казанский Кремль (1) главное украшение столицы Татарстана, а его Спасская башня (2) самое узнаваемое здание древнего архитектурного сооружения. Главная «примета» башни (3) часы, а у них есть своя история. Первые часы Казанского Кремля были не совсем обычным механизмом (4) их циферблат постоянно вращался, а стрелка не двигалась! Различные мероприятия (5) выставки, концерты, фестивали (в) постоянно проходят на территории Кремля. «Побываешь в Кремле один раз (7) постоянно тянет туда вернуться» (8) утверждают гости Казани.


4. Замените словосочетание «находил без ошибок», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. СТРОЯЩЕЕСЯ (здание) - правописание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависит от спряжения исходного глагола.

  2. (говорить) ВЗВОЛНОВАННО - в наречии пишется столько же букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.

  3. (появиться возле) ДАЧ - в форме множественного числа имени существительного третьего склонения после шипящего буква Ь не пишется.

  4. ПРИКЛЕИТЬ (картинку) - правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия".

5. ОТРАСЛЬ - в корне пишется безударная чередующаяся гласная О, так как это слово является исключением из правил



(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (3)Каждому ясно, что главное во всякой книге — слова, но в этой книжище было ещё полно картинок, и я пролистал только треть, внимательно разглядывая животных и лица людей. (4)Когда появился Вовка, мы начали листать том с самого начала. (5)Никто нас не сковывал, не мешал нам вслух восторгаться и охать от страха. (6)Как тут не охнешь, если на картинке, например, мертвец или летают черти и под картинкой написаны такие слова: «Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине...»

— (7)Давай почитаем! — торопился Вовка.

— (8)Досмотрим картинки? — предлагал я, и Вовка охотно соглашался, потому что ведь и картинки, особенно страшные, смотреть интересно.

(9)Слова, напечатанные под картинками, мы читали тут же, по очереди. (10)Например, какая-то восточная женщина в ненашинских одеждах стоит на коленях перед другой, а внизу слова: «И молит: "Сжалься надо мной, не отвергай моих молений"».

(11)Мы оба хмыкаем: таких слов нет в нашей жизни — сжалься, молений, — но торжественные выражения не отталкивают от книги, а, наоборот, притягивают к ней. (12)«Пред бедной девой с невниманьем Он хладно потупляет взор». (13)Тут уж, кроме слова «он», мы ни одного слова не употребляем, надо же, как интересно. (14)А ещё ангел с мечом в руке перед стариком с клюкой. (15)«Духовной жаждою то­мим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На пе­репутье мне явился». (16)А я подумал, что среди незнакомых пуш­кинских слов всё же есть такие, которые ни за какие коврижки просто так не выговоришь. (17)«Юные жёны!», «Нежные девы!», «Да здравствуют музы!» (18)Скажи что-нибудь из этого в школе, тебя просто обсмеют, ну и сам ты обхохочешься, если, например, тот же Вовка такое брякнет. (19)Но тут, в пушкинских стихах, нет никаких стыдных и неловких слов, наоборот, эти слова делают человека торжественней, возвышенней, лучше.

— (20)Ты знаешь, какой это Пушкин? — спросил я Вовку.

— (21)Ясное дело какой, — с достоинством ответил он. — (22)Александр Сергеевич.

— (23)Эвакуированный, понимаешь? (24)Его библиотекарша из блокады спасла.

(25)Мой друг откинулся, чтобы, верно, лучше видеть моё лицо, вздохнул с сожалением и постучал по своему лбу. (26)3вук получился громкий и какой-то выразительный.

— (27)Думать надо, — проговорил он, — Пушкина же давно убили. (28)Какой-то фриц, на дуэли.

— (29)Француз, кажется, — попытался поправить я, но Вовка даже не расслышал меня. — (30)Она не Пушкина эвакуировала, а книгу Пушкина. (31)Если бы можно было Пушкина спасти — эге-ге.

— (32)Чего «эге-ге»-то?

— (33)А чего впустую болтать? (34)Он жил давно, мы — теперь. (35)Я вот всё удивляюсь, неужто у него корешей настоящих не было? (36)Чтобы тому фрицу отомстить. (37)Взять бы автомат и — тр-р-р, — Вовка дал очередь от живота и долго ещё не мог успокоиться, хоть я и твердил ему, что тогда автоматов-то и в помине не было.

— (38)Ну ладно, — сказал он, вздохнув, — давай теперь почитаем...

(39)А наутро на память приходят хорошие, хоть и не всегда понятные слова: «И виждь и внемли», например. (40)Или: «Духовной жаждою томим...»

(41)Как мы читали Пушкина! (42)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна, и мы полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна...

(43)Мы с Вовкой по очереди декламировали друг другу стихи, удивительно волнуясь, хотя как будто никаких оснований для волнения не было. (44)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

(45)Возвышенное, а может, и сложное, прежде чем осознать, надо вначале почувствовать, ощутить.

(По А. Лиханову*)
* Альберт Лиханов — писатель, журналист.

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В томе стихотворений Пушкина было много интересных иллюстраций.

  2. Торжественные выражения в стихотворениях Пушкина не нравились мальчикам.

  3. Пушкинская поэзия делает человека лучше.

  4. Взрослые тоже читали мальчикам стихи Пушкина.

  5. Ребятам нравилось узнавать новые слова и испытывать новые чувства.

7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. На моём столе лежал раскрытый Пушкин.

  2. Мы оба хмыкаем: таких слов нет в нашей жизни — сжалься, молений, — но торжественные выражения не отталкивают от книги, а, наоборот, притягивают к ней.

  3. «Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился ».

  4. Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна, и мы полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна...

  5. Мы с Вовкой по очереди декламировали друг другу стихи, удивительно волнуясь, хотя как будто никаких оснований для волнения не было.

8. Замените архаизмы ВИЖДЬ И ВНЕМЛИ (предложение 39) современными синонимами.






























Ответы:


2. Правильный ответ: 3 5|35|5 3|53

3. Правильный ответ: 123678|1 2 3 6 7 8

4. Правильный ответ: находилбезошибочно|находил безошибочно

5. Правильный ответ: 12|1 2|2 1|21

  1. Правильный ответ: 1 3 5|135|1 5 3|153|3 5 1|351|3 1 5|315|5 3 1|531|5 1 3|513

  2. 7. Правильный ответ: 3 4|34|43|4 3

Правильный ответ: смотрислушай|смотри слушай|глядислушай|гляди слушай

Пояснение: 

Виждь - это архаизм, то есть устаревшее, не употребляемое в современной речи слово. Если перевести на современный язык это слово, то оно будет обозначать глагол видеть или смотри. Такое слово употребил А.С.Пушкин в своем стихотворении "Пророк".

Bнeмли, глaгoл в пoвeлитeльнoм нaклoнeнии, apxaизм, ycтapeвший вapиaнт cлoвa «внимaть». Bнимaть – пpocлyшaть кoгo-тo и oбpaтить ocoбoe внимaниe нa cкaзaннoe; c интepecoм oткликнyтьcя нa пpocьбy или yкaзaниe.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!