СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ русский 2020 Вариант 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен в соответствии с демоверсией 2020 года.   https://gordeevaln.ru/training/8611 ...

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский 2020 Вариант 2»

ОГЭ 2020: Вариант 2


Прочитайте текст.
(1)Гибель Атлантиды — загадочного государства, которое поглотило море, долгое время оставалась загадкой. (2)Её жители, древние минойцы, были умелыми архитекторами, кораблестроителями. (З)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря», однако неожиданно эта цивилизация погибла. (4)Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.
(5)На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны, поэтому учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) которое поглотило (предложение 1)
2) минойцы были (предложение 2)
3) называют (предложение 3)
4) нашли доказательства (предложение 4)
5) обнаружили (предложение 5)


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

М.Л. Балакирев (1) М.П. Мусоргский (2) А.П. Бородин (3) НЛ. Римский-Корсаков (4) и ЦЛ. Кюи — все эти яркие (5) выдающиеся (6) талантливые композиторы (7) однажды встретились (8) и (9) увидев друг в друге единомышленников (10) объединились в музыкальное содружество (11) получившее название «Балакиревский кружок» (12) а позже — «Могучая кучка».


4. Замените словосочетание «дворец из мрамора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ПРЕТВОРИТЬ  (мечту в жизнь) - правописание приставки зависит от лексического значения слова.

  2. ЗАГОРЕЛЫЙ (юноша) - в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -ГОР- нет суффикса -А-

  3. (плохо) СЛЫШИМЫЙ - в суффиксе действительных причастий настоящего времени пишется гласная буква И, если причастие образовано от глагола второго спряжения.

  4. ОБИЖЕННЫЙ (ребёнок) - НН пишется в именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-.

ЗАВИДОВАТЬ (другим людям) - пишется суффикс -ОВА-, так как в форме первого лица настоящего времени глагол оканчивается на -УЮ.



Текст В. Захарова

(1)Самые мучительные минуты обжигающей боли я переживал на уроках истории в 9 классе. (2)Моё состояние было похоже на состояние человека, который идёт по минному полю, уже устал бояться и ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки. (3)Напротив меня, на соседнем ряду, сидит Гриня Долматов и, не обращая внимания на учительницу, тычет пальцем в телефон, громко фыркает, толкает Гошу Старостина. (4)Они начинают смеяться заливисто, неудержимо. (5)На них смотрит весь класс, и все, заражённые этим неистовым смехом, против воли начинают смеяться за компанию. (6)Не смеются только двое: я и учительница. (7)Надежда Ивановна. (8)Моя мама.

(9)Уроки истории были моим кошмаром, неотвязным, колючим, доводящим меня до острой боли в груди, боли такой мучительной, что я боялся, что однажды у меня сердце взорвётся, как граната... (10)Можно было отвести Гриню за угол школы и с ним поговорить. (11)В своём воображении я много раз сбивал его с ног ударом кулака и безжалостно месил упавшее в траву тело. (12)Но в реальности такой способ ничего не решал. (13)Во-первых, Гриня был гораздо сильнее меня. (14)Во-вторых, даже если бы у меня хватило смелости и силы его избить, то я оказывался бы в ложном положении. (15)Это для меня Надежда Ивановна — мама, для других она — обычная училка. (16)Вступиться за учительницу — значит выйти из рядов ученического братства. (17)Хотя я понимал, что эти мысли про «ученическое братство» скорее всего порождение умствующей слабости и что по-настоящему любящий сын меньше всего должен думать о том, как на его поступок будут смотреть окружающие, но я не мог найти в себе силы, чтобы сделать хоть что-то. (18)Просто сидел каждый урок на истории, и меня, будто ядовитые иглы, кололи возня, шутки и хохот с парты напротив.

(19)Стычка случилась неожиданно. (20)На перемене Гриня простонал: «Как меня задолбала эта история...»

— (21)А ты меня задолбал, дебил! — вскрикнул я. (22)Наступила гробовая тишина. (23)Все недоумённо смотрели на меня, как на безумца. (24)Гриня метнулся ко мне и, бледнея от ярости, тихо спросил:

— (25)Тебе морду набить, урод?

— (26)Набей, — кивнул я. — (27)Набей, как хочешь и сколько хочешь... (28)Только одно условие: ты должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень. (29)Ни звука! (30)Итак, вот моё лицо, вот твой кулак... (31)И твоё слово! (32)При всех!

(33)Гриня, клокоча от ненависти, тупо смотрел на меня, потом оглядел ребят. (34)Все загадочно молчали, как будто знали ответ, но, соблюдая неписаные правила, не смели подсказывать.

— (35)Я тебя без всякого слова размотаю... (36)Олень!

— (37)Гриня, я всё понял. (38)Я сказал при всех, что я готов. (39)Делай! (40)Всё, что угодно! (41)Только гляди, парень, каждый держит слово. (42)Ну...

(43)Он ударил меня по лицу, тяжёлый кулак рассёк губу, потекла кровь. (44)Все, кто стоял, колыхнулись, как будто попытались увернуться от удара.

— (45)Ещё? — взревел Гриня.

— (46)Я же сказал: сколько хочешь...

(47)Ладонью я вытер кровь с лица. (48)Гриня, ухмыльнувшись, посмотрел на одноклассников, словно предлагая им решить мою судьбу. (49)Они хмуро смотрели на него. (50)Кровь большими каплями со стуком падала на пол.

— (51)Ты точно, Гриня, дебил! — сказал Толик Иванов, и все пошли на урок.

— (52)Никаких телефонов. (53)Как могильный камень... — глухо приказал я.

— (54)Пошёл ты...

(55)Мама рассказывала новый материал, и весь класс, затаив дыхание, слушал её. (56)Гриня, насупившись, низко опустил голову и тупо глядел на пальцы. (57)Я рукой прикрывал разбитую губу и смотрел на маму. (58)Минное поле в моей душе покрывалось яркими солнышками весенних одуванчиков...

(По В. Захарову*)

Проанализируйте содержание текста.
6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Рассказчик не любил одноклассников, боялся их.

  2. Мать рассказчика вела уроки истории в 9 классе.

  3. Гриня Долматов вызывал уважение одноклассников своим поведением на уроках истории.

  4. Рассказчик страдал от шуток и хохота одноклассников, мешающих Надежде Ивановне вести уроки.

  5. Герой рассказа одержал моральную победу над Гриней Долматовым.

* Виктор Захаров — современный писатель, публицист.


Проанализируйте средства выразительности в тексте.
7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Моё состояние было похоже на состояние человека, который идёт по минному полю, уже устал бояться и ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки.

  2. В своём воображении я много раз сбивал его с ног ударом кулака и безжалостно месил упавшее в траву тело.

  3. Все недоумённо смотрели на меня, как на безумца.

  4. Гриня, клокоча от ненависти, тупо смотрел на меня, потом оглядел ребят.

  5. Только одно условие: ты должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень.

8. Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к просторечному слову МОРДА (предложение 25). Напишите этот синоним.































Ответы:

2. Правильный ответ: 35

Пояснение: 

1) которое поглотило (предложение 1) (Неверно. Правильная грамматическая основа части предложения: "море поглотило")
2) минойцы были (предложение 2) (Неверно. Правильная грамматическая основа: "жители были умелыми архитекторами, кораблестроителями")
3) называют (предложение 3) (Верно)
4) нашли доказательства (предложение 4) (Неверно. Правильная грамматическая основа: "учёные нашли")
5) обнаружили (предложение 5) (Верно)


3. Правильный ответ: 123569101112|1 2 3 5 6 9 10 11 12

Пояснение: 

М.Л. Балакирев,(1) М.П. Мусоргский,(2) А.П. Бородин,(3) НЛ. Римский-Корсаков (4) и ЦЛ. Кюи — все эти яркие,(5) выдающиеся,(6) талантливые композиторы (7) однажды встретились (8) и,(9) увидев друг в друге единомышленников,(10) объединились в музыкальное содружество,(11) получившее название «Балакиревский кружок»,(12) а позже — «Могучая кучка».

Запятые 1,2,3 стоят между однородными членами предложения.
Запятая 4 не ставится, т.к. между однородными членами предложения стоит одиночный союз И.
Запятые 5,6 стоят между однородными определениями.
Запятая 7 не ставится.
Запятая 8 не ставится, т.к. между однородными сказуемыми "встретились" и "объединились" стоит одиночный союз И.
Запятые 9 и 10 выделяют деепричастный оборот "увидев друг в друге единомышленников".
Причастный оборот "получившее название «Балакиревский кружок», а позже — «Могучая кучка»" выделен запятой 11, т.к. расположен после определяемого слова.
Запятая 12 стоит перед союзом А между однородным членами.

  1. Правильный ответ: мраморный дворец|мраморныйдворец


5. Правильный ответ: 1 5|15|51|5 1

Пояснение: 

  1. ПРЕТВОРИТЬ  (мечту в жизнь) - правописание приставки зависит от лексического значения слова. (верно)

  2. ЗАГОРЕЛЫЙ (юноша) - в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -ГОР- нет суффикса -А-.  (неверно, в корнях -гар-/-гор- под ударением пишется чередующаяся гласная А, без ударения — О)

  3. (плохо) СЛЫШИМЫЙ - в суффиксе действительных причастий настоящего времени пишется гласная буква И, если причастие образовано от глагола второго спряжения. (неверно, в суффиксе страдательного причастия настоящего времени пишется гласная буква И, если причастие образовано от глагола второго спряжения)

  4. ОБИЖЕННЫЙ (ребёнок) - НН пишется в именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-. (неверно, в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН)

  5. ЗАВИДОВАТЬ (другим людям) - пишется суффикс -ОВА-, так как в форме первого лица настоящего времени глагол оканчивается на -УЮ. (верно)


6. Правильный ответ: 2 4 5|245|2 5 4|254|4 5 2|452|4 2 5|425|5 4 2|542|5 2 4|524

Пояснение: 

  1. Рассказчик не любил одноклассников, боялся их.
    (не указано в тексте)

  2. Мать рассказчика вела уроки истории в 9 классе.
    (подтверждается в предложениях 1,15)

  3. Гриня Долматов вызывал уважение одноклассников своим поведением на уроках истории.
    (неверно, про уважение не указано в тексте (предложение 5))

  4. Рассказчик страдал от шуток и хохота одноклассников, мешающих Надежде Ивановне вести уроки.
    (подтверждается в предложениях 1-3,18)

  5. Герой рассказа одержал моральную победу над Гриней Долматовым.
    (подтверждается в предложениях 55-58)


7.Правильный ответ: 3 5


8. Правильный ответ: лицо


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!