СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Информатика Вариант 15

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 10856 

i

В одной из кодировок UTF-16 каждый символ кодируется 16 битами. Гриша написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 

«Бобр, белка, суслик, мышовка, выхухоль, тушканчик  — млекопитающие».

 

Ученик вычеркнул из списка название одного из млекопитающих. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название млекопитающего.

Ответ: 

2

Тип 2 № 508 

i

Кирилл шифрует английские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице:

 

 

А 1 K 11 U 21
B 2 L 12 V 22
C 3 M 13 W 23
D 4 N 14 X 24
E 5 O 15 Y 25
F 6 P 16 Z 26
G 7 Q 17  
H 8 R 18  
I 9 S 19  
J 10 T 20  

 

Некоторые шифровки можно расшифровать не одним способом. Например, 16118 может означать «AFAR», может  — «РАR», а может  — «AFAAH». Даны четыре шифровки:

 

17205

20127

20217

71205

 

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве ответа.

Ответ: 

3

Тип 3 № 18033 

i

Напишите наименьшее натуральное трёхзначное число, для которого ИСТИННО высказывание:

 

НЕ (Число нечётное) И (Число кратно 3).

 

Ответ: 

4

Тип 4 № 1216 

i

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  A B C D E F
A   8 3      
B 8     3    
C 3       4 3
D   3     1 3
E     4 1   2
F     3 3 2  

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

Ответ: 

5

Тип 5 № 10388 

i

У исполнителя Гамма две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 3;

2. умножь на b

(b  — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Выполняя первую из них, Гамма увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Гамма  — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 3 в число 75. Определите значение b.

Ответ: 

6

Тип 6 № 18275 

i

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

 

 

Бейсик Python

DIM k, s AS INTEGER INPUT s INPUT k IF s >= 2 * k THEN     PRINT "ДА" ELSE      PRINT "НЕТ" END IF

s = int(input()) k = int(input()) if s >= 2 * k:     print("ДА") else:     print("НЕТ")

 

Паскаль Алгоритмический язык

var s, k: integer; begin     readln(s);     readln(k);     if s >= 2 * k         then writeln ('ДА')         else writeln ('НЕТ') end.

алг нач цел s, k ввод s ввод k если s >= 2 * k     то вывод "ДА"     иначе вывод "НЕТ" все кон

С++

#include <iostream> using namespace std; int main() {     int s, k;     cin >> s;     cin >> k;     if (s >= 2 * k)         cout << "ДА";     else          cout << "НЕТ";     return 0; }

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

 

(1, 2); (8, 4); (6, −12); (−5, −5); (3, 11); (—10, 12); (—10, −2); (4, 1); (2, 5).

 

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

Ответ: 

7

Тип 7 № 598 

i

Доступ к файлу home.jpg, находящемуся на сервере travels.ru, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

A)  .jpg

Б)  http

B)  ://

Г)   /

Д)  home

Е)  ru

Ж)travels.

Ответ: 

8

Тип 8 № 10957 

i

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запрос Количество страниц (тыс.)
шахматы | теннис 7770
теннис 5500
шахматы & теннис 1000

 

 

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу шахматы

Ответ: 

9

Тип 9 № 10258 

i

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт Л, проходящих через пункт Е?

Ответ: 

10

Тип 10 № 11035 

i

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

 

6716, 1508, 11010002.

 

Ответ: 

11

Тип 11 № 11305 

i

В одном из произведений А. П. Чехова, текст которого приведён в каталоге Чехов, присутствует персонаж Каролина Карловна. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию мужа Каролины Карловны.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

 

Чехов.rar

 

Ответ: 

12

Тип 12 № 11324 

i

Сколько файлов с расширениями .docx и .doc содержится в подкаталогах каталога Task12? В ответе укажите только число.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

 

Task12.rar

 

Ответ: 

13

Тип 13 № 10588 

i

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Летучая мышь», создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Летучая мышь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе летучих мышей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

 

Летучая мышь.rar

 

 

Требования к оформлению презентации

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов  — по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

 

 

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

14

Тип 14 № 11041 

i

В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

 

  A B C D E
1 Фамилия Имя Класс Рост Вес
2 Абашкина Елена 9 168 50
3 Аксенова Мария 9 183 71
4 Александров Константин 7 170 68
5 Алексеева Анастасия 8 162 58
6 Алиев Ариф 7 171 57

 

Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В  — имя; в столбце С  — класс; в столбце D  — рост, в столбце Е  — вес учеников. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2.  Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из классов 7, 10 и 11. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

task 14.xls

 

 

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

15

Тип 15 № 100 

i

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

 

вверх вниз влево вправо

 

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

 

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

 

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от вертикальной стены у её верхнего конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число  — сумму чисел, кратных 3.

 

Пример работы программы:

 

 

Входные данные Выходные данные
3 12 25 9 21

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Информатика Вариант 15»

Тип 1 № 10856 

i

В одной из кодировок UTF-16 каждый символ кодируется 16 битами. Гриша написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Бобр, белка, суслик, мышовка, выхухоль, тушканчик  — млекопитающие».

Ученик вычеркнул из списка название одного из млекопитающих. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название млекопитающего.


Ответ: 

2

Тип 2 № 508 

i

Кирилл шифрует английские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице:

 

А 1

K 11

U 21

B 2

L 12

V 22

C 3

M 13

W 23

D 4

N 14

X 24

E 5

O 15

Y 25

F 6

P 16

Z 26

G 7

Q 17


H 8

R 18


I 9

S 19


J 10

T 20


 

Некоторые шифровки можно расшифровать не одним способом. Например, 16118 может означать «AFAR», может  — «РАR», а может  — «AFAAH». Даны четыре шифровки:

 

17205

20127

20217

71205

 

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве ответа.


Ответ: 

3

Тип 3 № 18033 

i

Напишите наименьшее натуральное трёхзначное число, для которого ИСТИННО высказывание:

НЕ (Число нечётное) И (Число кратно 3).


Ответ: 

4

Тип 4 № 1216 

i

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.


A

B

C

D

E

F

A


8

3




B

8



3



C

3




4

3

D


3



1

3

E



4

1


2

F



3

3

2


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).


Ответ: 

5

Тип 5 № 10388 

i

У исполнителя Гамма две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 3;

2. умножь на b

(b  — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Выполняя первую из них, Гамма увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Гамма  — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 3 в число 75. Определите значение b.


Ответ: 

6

Тип 6 № 18275 

i

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

Бейсик

Python

DIM k, s AS INTEGER

INPUT s

INPUT k

IF s = 2 * k THEN

    PRINT "ДА"

ELSE

     PRINT "НЕТ"

END IF

s = int(input())

k = int(input())

if s = 2 * k:

    print("ДА")

else:

    print("НЕТ")

Паскаль

Алгоритмический язык

var s, k: integer;

begin

    readln(s);

    readln(k);

    if s = 2 * k

        then writeln ('ДА')

        else writeln ('НЕТ')

end.

алг

нач

цел s, k

ввод s

ввод k

если s = 2 * k

    то вывод "ДА"

    иначе вывод "НЕТ"

все

кон

С++

#include

using namespace std;

int main() {

    int s, k;

    cin s;

    cin k;

    if (s = 2 * k)

        cout "ДА";

    else

         cout "НЕТ";

    return 0;

}

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

(1, 2); (8, 4); (6, −12); (−5, −5); (3, 11); (—10, 12); (—10, −2); (4, 1); (2, 5).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?


Ответ: 

7

Тип 7 № 598 

i

Доступ к файлу home.jpg, находящемуся на сервере travels.ru, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

A)  .jpg

Б)  http

B)  ://

Г)   /

Д)  home

Е)  ru

Ж)travels.


Ответ: 

8

Тип 8 № 10957 

i

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос

Количество страниц
(тыс.)

шахматы | теннис

7770

теннис

5500

шахматы & теннис

1000

 

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу шахматы


Ответ: 

9

Тип 9 № 10258 

i

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт Л, проходящих через пункт Е?


Ответ: 

10

Тип 10 № 11035 

i

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

6716, 1508, 11010002.


Ответ: 

11

Тип 11 № 11305 

i

В одном из произведений А. П. Чехова, текст которого приведён в каталоге Чехов, присутствует персонаж Каролина Карловна. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию мужа Каролины Карловны.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

Чехов.rar


Ответ: 

12

Тип 12 № 11324 

i

Сколько файлов с расширениями .docx и .doc содержится в подкаталогах каталога Task12? В ответе укажите только число.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

Task12.rar


Ответ: 

13

Тип 13 № 10588 

i

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Летучая мышь», создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Летучая мышь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе летучих мышей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

Летучая мышь.rar

Требования к оформлению презентации

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов  — по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.



Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

14

Тип 14 № 11041 

i

В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 


A

B

C

D

E

1

Фамилия

Имя

Класс

Рост

Вес

2

Абашкина

Елена

9

168

50

3

Аксенова

Мария

9

183

71

4

Александров

Константин

7

170

68

5

Алексеева

Анастасия

8

162

58

6

Алиев

Ариф

7

171

57

 

Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В  — имя; в столбце С  — класс; в столбце D  — рост, в столбце Е  — вес учеников. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2.  Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из классов 7, 10 и 11. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

task 14.xls



Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

15

Тип 15 № 100 

i

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от вертикальной стены у её верхнего конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число  — сумму чисел, кратных 3.

 

Пример работы программы:

 

Входные данные

Выходные данные

3
12
25
9

21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!