СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 16390 

На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

2. Тип 2 № 35135 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь чёрный

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35163 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

4. Тип 4 № 14774 

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у  — частота сердечных сокращений (уд/мин)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?

 

1)  Частота сердечных сокращений перестаёт расти после 6500 м над уровнем моря.

2)  Частота сердечных сокращений возрастает с ростом высоты над уровнем моря.

3)  Частота сердечных сокращений возрастает линейно с ростом высоты над уровнем моря.

4)  До 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт быстрее, чем после 3500 м.

5)  Частота сердечных сокращений прямо пропорциональна концентрации кислорода в воздухе.

5. Тип 5 № 1439 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Двудольные

2)  Ромашка

3)  Растения

4)  Астроцветные

5)  Цветковые, или Покрытосеменные

6)  Астровые, или Сложноцветные

6. Тип 6 № 2068 

Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

 

1)  эксперимент

2)  наблюдение

3)  сравнение

4)  анализ

7. Тип 7 № 2373 

Известно, что австралийская ехидна  — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2)  Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3)  Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4)  Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5)  Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6)  При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

8. Тип 8 № 55 

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 

 

Группа 1 Группа 2
Соя Папоротник
Рябина Мох
Сосна Хвощ

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

 

1)  наличие вегетативных органов

2)  наличие семян

3)  местообитание

4)  источник питания

9. Тип 9 № 1436 

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клубенёк гороха

2)  корнеплод моркови

3)  кочан капусты

4)  клубень картофеля

5)  луковица тюльпана

6)  микориза берёзы

10. Тип 10 № 764 

Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название  — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена  — кислородный  — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) гликолиз 2) лизосома 3) митохондрия 4) кровеносная
5) пищеварительная 6) межклеточная жидкость 7) цитоплазма клетки 8) фотолиз

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 442 

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

 

A)  вирус гепатита

Б)  химический состав почвы

В)  длина светового дня

Г)  пыльца растений

Д)  смерч

 

 

 

ГРУППА

 

1)  абиотический фактор

2)  биотический фактор

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 600 

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

 

А.  К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.

Б.  У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 349 

Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35183 

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

15. Тип 15 № 494 

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1)  угнетение дыхательного центра

2)  возбуждение дыхательного центра

3)  раздражение дыхательных путей

4)  сужение капилляров лёгочных пузырьков

16. Тип 16 № 35328 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стекловидное тело

2)  склера

3)  хрусталик

4)  сосудистая оболочка

5)  ресничная мышца

6)  роговица

17. Тип 17 № 2090 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 282 

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

 

 

 

СЛОЙ КОЖИ

 

1)  эпидермис

2)  дерма

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35216 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35196 

Составьте пищевую цепь из четырёх уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35236 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб

 

22. Тип 22 № 20780 

Рассмотрите фотографию с изображённой самодельной моделью. Моделью какого процесса у человека является представленный на фотографии объект? Что необходимо сделать, чтобы заставить шарики внутри бутылки надуться?

 

23. Тип 23 № 20955 

Учёные изучали взаимодействие колоний бактерий (E. coli) и плесневого гриба пеницилла (Penicillium). На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий E. coli. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл. Вторая чашка  — контрольная. В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии E. coli, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните в результате чего в чашке с пенициллом не развивается колония бактерий?

24. Тип 24 № 1730 

Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет.

 

 

РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ

 

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4—10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина  — человека. Как и большинство других плоских червей, цепень  — гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

25. Тип 25 № 992 

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

 

Названия рыб % белков % жиров Калорий в 100 г
Вобла 18 2,8 95
Окунь 17 0,6 73
Карась 17 0,5 74
Шпрот 17 7,6 136
Лосось 24 12 200
Стерлядь 17 6 116
Карп 20 1,5 94

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

26. Тип 26 № 19396 

На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам

10-летнего Николая?

3)  В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6 5,4 69,6 371,3
Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2 1,7 32,0 158,0
Морковь с сахаром 0,7 25,4 65,3
Кукурузные хлопья

с тёртым яблоком

7,5 0,4 87,4 360,2
Творожная масса

с изюмом

21,0 5,0 15,6 185,0
Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1 3,1 32,6 189,0
Сдобная булочка (50 г) 3,9 4,8 27,3 170,0
Чай с сахаром 0 0 14,0 68,0
Какао с молоком

и сахаром

8,7 37,6 60,5 138,3

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 4»

Тип 1 № 16390 

На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

2. Тип 2 № 35135 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь чёрный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35163 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

4. Тип 4 № 14774 

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у  — частота сердечных сокращений (уд/мин)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?

 

1)  Частота сердечных сокращений перестаёт расти после 6500 м над уровнем моря.

2)  Частота сердечных сокращений возрастает с ростом высоты над уровнем моря.

3)  Частота сердечных сокращений возрастает линейно с ростом высоты над уровнем моря.

4)  До 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт быстрее, чем после 3500 м.

5)  Частота сердечных сокращений прямо пропорциональна концентрации кислорода в воздухе.

5. Тип 5 № 1439 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Двудольные

2)  Ромашка

3)  Растения

4)  Астроцветные

5)  Цветковые, или Покрытосеменные

6)  Астровые, или Сложноцветные

6. Тип 6 № 2068 

Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

 

1)  эксперимент

2)  наблюдение

3)  сравнение

4)  анализ

7. Тип 7 № 2373 

Известно, что австралийская ехидна  — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2)  Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3)  Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4)  Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5)  Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6)  При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

8. Тип 8 № 55 

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 

Группа 1

Группа 2

Соя

Папоротник

Рябина

Мох

Сосна

Хвощ

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

 

1)  наличие вегетативных органов

2)  наличие семян

3)  местообитание

4)  источник питания

9. Тип 9 № 1436 

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клубенёк гороха

2)  корнеплод моркови

3)  кочан капусты

4)  клубень картофеля

5)  луковица тюльпана

6)  микориза берёзы

10. Тип 10 № 764 

Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название  — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена  — кислородный  — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гликолиз

2) лизосома

3) митохондрия

4) кровеносная

5) пищеварительная

6) межклеточная жидкость

7) цитоплазма клетки

8) фотолиз

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 442 

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

A)  вирус гепатита

Б)  химический состав почвы

В)  длина светового дня

Г)  пыльца растений

Д)  смерч

ГРУППА

1)  абиотический фактор

2)  биотический фактор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 600 

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

 

А.  К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.

Б.  У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 349 

Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35183 

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

15. Тип 15 № 494 

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1)  угнетение дыхательного центра

2)  возбуждение дыхательного центра

3)  раздражение дыхательных путей

4)  сужение капилляров лёгочных пузырьков

16. Тип 16 № 35328 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стекловидное тело

2)  склера

3)  хрусталик

4)  сосудистая оболочка

5)  ресничная мышца

6)  роговица

17. Тип 17 № 2090 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 282 

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

СЛОЙ КОЖИ

1)  эпидермис

2)  дерма

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35216 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35196 

Составьте пищевую цепь из четырёх уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35236 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб



22. Тип 22 № 20780 

Рассмотрите фотографию с изображённой самодельной моделью. Моделью какого процесса у человека является представленный на фотографии объект? Что необходимо сделать, чтобы заставить шарики внутри бутылки надуться?

23. Тип 23 № 20955 

Учёные изучали взаимодействие колоний бактерий (E. coli) и плесневого гриба пеницилла (Penicillium). На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий E. coli. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл. Вторая чашка  — контрольная. В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии E. coli, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните в результате чего в чашке с пенициллом не развивается колония бактерий?

24. Тип 24 № 1730 

Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет.



РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ

 

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4—10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина  — человека. Как и большинство других плоских червей, цепень  — гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

25. Тип 25 № 992 

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 г

Вобла

18

2,8

95

Окунь

17

0,6

73

Карась

17

0,5

74

Шпрот

17

7,6

136

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

26. Тип 26 № 19396 

На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам

10-летнего Николая?

3)  В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6

5,4

69,6

371,3

Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2

1,7

32,0

158,0

Морковь с сахаром

0,7

25,4

65,3

Кукурузные хлопья

с тёртым яблоком

7,5

0,4

87,4

360,2

Творожная масса

с изюмом

21,0

5,0

15,6

185,0

Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1

3,1

32,6

189,0

Сдобная булочка (50 г)

3,9

4,8

27,3

170,0

Чай с сахаром

0

0

14,0

68,0

Какао с молоком

и сахаром

8,7

37,6

60,5

138,3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!