СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление стенда "Юный потребитель"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«для стенда»




15 марта

2018 года -

Всемирный день защиты прав потребителей



ПОТРЕБИТЕЛЬ — это  гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательство Российской Федерации предусматривает целый комплекс основных прав потребителей.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ:


  • на качество;

  • на безопасность;

  • на информацию;

  • на возмещение ущерба;

  • на судебную защиту.


1. Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом «О защите прав потребителей» является  ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ТОВАРОВ, РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТ И УСЛУГ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,  под которыми понимается продукция, соответствующая либо условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодная для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

2. Право на безопасность означает, что потребитель имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). 

Срок службы товара (работы) — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. 

Срок годности товара (работы) — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным  требованиям.

3. Право на информацию обозначает, что потребителю своевременно должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в наглядной и доступной форме.

Статья 10 Закона «О защите прав потреби-телей» содержит перечень обязательной информации для товаров (работ, услуг).

Это сведения о наименовании технического регламента; об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе; о цене в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и др.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

4. Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

5. Закон «О защите  прав потребителей» (ст.17) закрепляет право на судебную защиту  прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется судом. 

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, 

— его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора;

— если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд.



Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.



Зная предусмотренные законом основные права потребителя, не позволяйте их нарушать, проявляйте  правовую активность.

Немного истории


Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав. Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь. 


Закон потребителю – друг, даже брат, Поможет, чтоб ты не попался впросак.

Научит в продаже всех честными быть. Тогда всем нам будет так здорово жить!












































«Потребитель прав всегда!» —
Мудрость так гласит народа.
Что ж, пожалуй, господа,
В праздник сей весенний года

Отмечаем важный день
И права мы защищаем,
Нам поздравить вас не лень,
Слушайте! Мы возвещаем:

Потребитель должен знать,
Если вдруг он брак купил,
Нужно деньги возвращать,
Ведь закон нас защитил!

И сегодня, и всегда
Всем вам качества желаю,
А в товарах, господа,
Брак пускай не попадает!


Пускай сегодня миром правят деньги,
Доверие на них нельзя купить.
Не стоит забывать про честь и совесть
И на одной волне с клиентом надо быть.

Чтоб репутацию случайно не запачкать
И на успех свой не накликать тень,
О потребителях забота, однозначно,
Должна быть главной средь других идей!


У ДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ!

Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека

либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его

возможности ссылаться на свидетельские показания.


Просмотр содержимого документа
«памятка о чём нужно помнить»

О чем нужно помнить потребителю?


Есть правила, которых необходимо придерживаться каждому потребителю:

  • ряд продукции можно продавать, имея лицензию или разрешение (спиртные напитки, лекарства);

  • помещение для продажи продовольственных товаров должно отвечать определенным требованиям (например, площадь помещения) или наложен запрет торговли в одном помещении разными видами (химическая продукция и металлические изделия);

  • на торговлю некоторыми видами продуктов нет необходимости получать разрешение, но они должны проходить экспертизу (овощи, фрукты проходят проверку качества в специальной лаборатории, работающей в частности, при каждом крупном рынке) или иметь сертификат качества (в основном биодобавки или технические изделия);

  • продавец обязан сообщить о всех известных ему недостатках покупателю;

  • обязательно должны представляться сведения о гарантийном сроке и сроке годности;

  • товары должны содержать в себе информацию по использованию или данные об отдельных качествах (обычно это инструкция в упаковке);

  • продавец должен предоставить сведения об адресе производителя, о качестве товара;

Часть этих данных должна содержаться в документации, приложенной к продукции.

Законом допускается, что правительство имеет право внедрять порядок информирования граждан о свойствах отдельных видов продукции, т.е. предусмотрено издание отдельных правительственных постановлений.

Если изделие не имеет документации или продавец не может внятно ответить на вопросы и предоставить сведения о необходимых разрешениях, тогда следует насторожиться.

Согласно  законодательству факт покупки подтверждается не только квитанциями, а и показаниями свидетелей. Судя по положениям закона, достаточно и одного свидетеля, но желательно, чтобы их было больше. Впрочем, не стоит полагаться только на слова свидетелей, при всей их правдивости нужны дополнительные доказательства.



ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

(что должен знать потребитель при продаже товаров)

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Потребитель должен знать, что при продаже товаров продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Товарами длительного пользования являются - товары, изделия, используемые потребителями в течение нескольких месяцев, лет, например телевизор, холодильник, автомобиль.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

3. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона (замена на товар этой же марки, другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками).

4. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара, т.е. при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации он должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Если на товар срок службы изготовителем (исполнителем) не установил, то он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара подлежит возмещению в полном объеме.

5. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

6. Условия договора, ущемляющие права потребителя (установленные Законами) в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

7. В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору потребитель вправе потребовать (ст. 18 Закона):

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет с момента передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В отношении технически сложного товара (автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки и мотокультиваторы) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Помните! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (например, если товар Вам был подарен).

8. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, в течение 14 дней, не считая дня его покупки, на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену (например, мебель бытовая, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и др.) по вышеуказанным основаниям утверждается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от. 19 января 1998 г. № 55).

9. Потребитель вправе осуществить защиту своих прав в суде. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Важно знать! Потребители по искам, связанным с нарушением их прав в области защиты прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.



















Памятка потребителю при покупке товара

Значение законодательства

Работает только в случае изучения своих прав и их использования потребителями

Какие акты законодательства содержат нужные знания

Гражданский кодекс, Закон о «Защите прав потребителей», законы, касающиеся торговли отдельными видами продукции, а также специальные правила по отдельным видам, изданные правительством

Необходимы разрешения на торговлю отдельными товарами

Копии лицензий, разрешений, сертификатов должны вывешиваться на обзор в помещении или на прилавке, должны предъявляться покупателю по его просьбе, не являются закрытой информацией

 Требования к помещению

Необходимо выполнение требований к площади или раздельности торговли отдельными видами продукции (химия, металл, продовольствие, одежда)

Наличие документации

Товары промышленного производства должны при себе иметь необходимую инструкцию, документы с характеристиками изделий

Ознакомление

Продавец должен дать полные сведения, в частности указать все недостатки продукта, особенности, должна предоставляться возможность проверки работоспособности

Правила информирования

Предоставление информации через документацию, устно, через документацию или по предписанию правительства (по отдельным видам)

Доказательство факта покупки

Факт покупки можно доказать любыми платежными документами и с помощью свидетелей, по закону достаточно одного

Кто может помочь потребителю

Государственные или муниципальные органы или общественные организации или отдельные юристы, работающие в области защиты прав потребителей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!