Русский язык 11 кл Урок №_____ дата _______
Официально-деловой стиль. Составные части делового документа и последовательность их расположения.
Цель: обобщить и систематизировать сведения учащихся об официально-деловом стиле речи, показать особенности его функционирования, совершенствовать обще-учебные коммуникативные умения и навыки.
Ход урока
Орг. момент
Объявление темы, цели урока
Работа по теме урока.
Вступительная беседа: вспомните основные признаки официально-делового стиля: назначение, в какой обстановке используется, виды и жанры, особенности лексики, другие особенности.
Официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты:
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.
Особенностями официально-делового стиля являются также:
- в лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;
- в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов: в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что; отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии: лаборант Петрова, студент Иванова;
- в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).
В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых жанрах (например, протоколах, отчетах, договорах) наблюдается и повествовательная манера изложения.
Все документы официально-делового стиля лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.
Упражнение 226 (устно). Укажите признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации.
Жанры официально-делового стиля весьма разнообразны. Одни из них обслуживают сферу деловых отношений (распоряжение, приказ, деловые бумаги), другие — юридические отношения (конституция, договор, гражданские законы, объединяемые в гражданский кодекс, уголовные законы в уголовном кодексе, указы, акты), третьи обслуживают дипломатическую сферу (договор, конвенция, меморандум, нота, соглашение).
В повседневной жизни каждому из нас нередко приходится составлять деловые бумаги: автобиографию, заявление (вы с ним уже знакомились в 8 и 9 классах), расписку, объявление и др.
Общие требования, предъявляемые к деловому тексту (канцелярско-деловому документу), — точность, краткость, ясность излагаемого содержания, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста, или реквизитов.
Рассмотрим обязательные составные части делового текста, документа (заявления, заявки, доверенности, расписки, объяснительной записки и т. д.), и их последовательность следующие:
- кому адресуется документ (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества);
- от кого (фамилия, имя, отчество — в род. п., а также должность);
- заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т. д.);
- текст документа (просьба, объяснение, сообщение);
- дата (слева) и подпись (справа);
- адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или снизу после указания числа).
Иногда в документе подробно излагается просьба, ее причина, указывается перечень прилагаемых документов (их название, когда, как и зачем выданы). Прилагаться могут справки, документы об образовании, автобиография и т. д.
Автобиография
Слово учителя: После заголовка Автобиография пишутся в виде связного текста следующие данные:
фамилия, имя, отчество (я, Иванов Иван Иванович); дата и место рождения;
сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются); образование;
начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения);
поощрения, награждения (если имеются);
дата (слева) и подпись (справа).
Выполнить упр. 228 стр. 170
Слово учителя: В настоящее время широко практикуется такой документ, как резюме (от франц. resume — «излагаю вкратце»), где приводятся биографические данные автора документа, самохарактеристика, перечисляются интересы, успехи в том виде деятельности, которой намерен заниматься человек после окончания учебного заведения или при дальнейшей учебе.
Резюме составляется при поступлении на работу и предъявляется нанимателю (работодателю); его могут потребовать при поступлении в высшее учебное заведение. Текст резюме должен быть напечатан, а если он направляется в иностранную фирму, то должен быть переведен на соответствующий иностранный язык.
Резюме имеет следующую структуру и последовательность:
Автобиографические сведения: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; семейное положение; гражданство; паспортные данные; домашний адрес, телефон.
Сведения о вашем образовании, опыте работы, интересах: знание иностранных языков; уровень владения компьютером; где учились и учитесь; чем увлекаетесь: опыт полезной, производственной, творческой деятельности (в кружках, секциях, обществах, в неформальных объединениях, на производстве, в домашних условиях); каковы успехи, где и как они были отмечены.
На какую должность претендуете или на какой факультет, отделение желаете поступить?
Дата. Личная подпись, фамилия, инициалы.
В резюме используются определенно-личные предложения: Учусь в 11 классе ... школы; Занимался в ... ; В летний период работал ... ; Имею ... и т. д.
Слово резюме также обозначает краткое заключительное изложение сути сказанного или написанного.
Итог урока
Домашнее задание: написать резюме.