СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Официально-деловой стиль. Составные части делового документа и последовательность их расположения (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать сведения учащихся об официально-деловом стиле речи, показать особенности его функционирования, совершенствовать обще-учебные коммуникативные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Официально-деловой стиль. Составные части делового документа и последовательность их расположения (11 класс)»

Русский язык 11 кл Урок №_____ дата _______

Официально-деловой стиль. Составные части делового документа и последовательность их расположения.

Цель: обобщить и систематизировать сведения учащихся об официально-деловом стиле речи, показать особенности его функционирования, совершенствовать обще-учебные коммуникативные умения и навыки.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Объявление темы, цели урока

  3. Работа по теме урока.

Вступительная беседа: вспомните основные признаки официально-делового стиля: назначение, в какой обстановке используется, виды и жанры, особенности лексики, другие особенности.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты:

а) точность, не допускающая иного толкования;

б) неличный характер;

в) стандартизованность, стереотипность построения текста;

г) долженствующе-предписывающий характер.

Особенностями официально-делового стиля являются также:

- в лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

- в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов: в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что; отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии: лаборант Петрова, студент Иванова;

- в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых жанрах (например, протоколах, отчетах, договорах) наблюдается и повествовательная манера изложения.

Все документы официально-делового стиля лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

Упражнение 226 (устно). Укажите признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации.


Жанры официально-делового стиля весьма разнообразны. Одни из них обслуживают сферу деловых отношений (распоряжение, приказ, деловые бумаги), другие — юридические отношения (конституция, договор, гражданские законы, объединяемые в гражданский кодекс, уголовные законы в уголовном кодексе, указы, акты), третьи обслуживают дипломатическую сферу (договор, конвенция, меморандум, нота, соглашение).

В повседневной жизни каждому из нас нередко приходится составлять деловые бумаги: автобиографию, заявление (вы с ним уже знакомились в 8 и 9 классах), расписку, объявление и др.

Общие требования, предъявляемые к деловому тексту (канцелярско-деловому документу), — точность, краткость, ясность излагаемого содержания, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста, или реквизитов.


Рассмотрим обязательные составные части делового текста, документа (заявления, заявки, доверенности, расписки, объяснительной записки и т. д.), и их последовательность следующие:

  1. - кому адресуется документ (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества);

  2. - от кого (фамилия, имя, отчество — в род. п., а также должность);

  3. - заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т. д.);

  4. - текст документа (просьба, объяснение, сообщение);

  5. - дата (слева) и подпись (справа);

  6. - адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или снизу после указания числа).

Иногда в документе подробно излагается просьба, ее причина, указывается перечень прилагаемых документов (их название, когда, как и зачем выданы). Прилагаться могут справки, документы об образовании, автобиография и т. д.

Автобиография

Слово учителя: После заголовка Автобиография пишутся в виде связного текста следующие данные:

  1. фамилия, имя, отчество (я, Иванов Иван Иванович); дата и место рождения;

  2. сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются); образование;

  3. начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения);

  4. поощрения, награждения (если имеются);

  5. дата (слева) и подпись (справа).

Выполнить упр. 228 стр. 170

Слово учителя: В настоящее время широко практикуется такой документ, как резюме (от франц. resume — «излагаю вкратце»), где приводятся биографические данные автора документа, самохарактеристика, перечисляются интересы, успехи в том виде деятельности, которой намерен заниматься человек после окончания учебного заведения или при дальнейшей учебе.

Резюме составляется при поступлении на работу и предъявляется нанимателю (работодателю); его могут потребовать при поступлении в высшее учебное заведение. Текст резюме должен быть напечатан, а если он направляется в иностранную фирму, то должен быть переведен на соответствующий иностранный язык.

Резюме имеет следующую структуру и последовательность:

  1. Автобиографические сведения: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; семейное положение; гражданство; паспортные данные; домашний адрес, телефон.

  2. Сведения о вашем образовании, опыте работы, интересах: знание иностранных языков; уровень владения компьютером; где учились и учитесь; чем увлекаетесь: опыт полезной, производственной, творческой деятельности (в кружках, секциях, обществах, в неформальных объединениях, на производстве, в домашних условиях); каковы успехи, где и как они были отмечены.

  3. На какую должность претендуете или на какой факультет, отделение желаете поступить?

Дата. Личная подпись, фамилия, инициалы.

В резюме используются определенно-личные предложения: Учусь в 11 классе ... школы; Занимался в ... ; В летний период работал ... ; Имею ... и т. д.

Слово резюме также обозначает краткое заключительное изложение сути сказанного или написанного.

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание: написать резюме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!