СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевлённые,неодушевлённые имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Одушевлённые,неодушевлённые имена существительные»


Тема урока: «Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные».

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательные: отработать умение самопроверки и взаимопроверки; формировать умение находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Деятельностные: развивать мышление, воображение, восприятие, речь; развивать умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • находить в словах суффикс;

  • различать суффикс как часть слова, образующую новые слова;

  • вывести алгоритм нахождения суффикса в слове;

  • определять значение суффикса.


Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • оценка.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • планирование учебного сотрудничества;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция и оценка его действия.

Познавательные:

Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение.

Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация;

  • обобщение;

  • подведение под понятие.

  • самоопределение;

  • смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Формы урока: индивидуальная , фронтальная.

Оборудование:

  1. Учебник Русский язык 2 класс – Учебник в 2 ч. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

  2. Презентация для учеников «Одушевлённые. неодушевлённые имена существительные», раздаточный материал.












Ход урока:

Название этапа

(подструктуры)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания


Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Прозвенел звонок - начинается урок.

-Учебник, дневник, пенал и тетрадки

-На парте всё в образцовом порядке.

-Поприветствуйте друг друга улыбкой.

-Я надеюсь, что все вы пришли на урок в хорошем настроении и готовы получать новые знания.

-Кто пришёл в отличном настроении и думает, что справится со всеми задачами на уроке, поднимет зелёную карточку. Кто пришёл на урок в хорошем настроении, но не уверен, что справится со всеми задачами, поднимет жёлтую карточку. А у кого нет настроения получать новые знания, может поднять красную карточку.

-Ребята, я уверена, что у всех получится выполнить задания и вы уйдёте с урока в прекрасном настроении.

-Здравствуйте!





-Проверяют готовность к уроку.















-Поднимают карточки в зависимости от настроения.








1.

Открытие новых знаний

1.1.

Постановка учебной задачи путём создания учебной (проблемной или иной ситуации)

Цель: мотивация изучения нового языкового материала

-Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран и прочитаем слова, которые там написаны.

-Что вы можете сказать об этих словах?

-Правильно, ребята. Но я что-то забыла, как мы называем слова, которые обозначают предмет?

-А на какие вопросы отвечает имя существительное?

-Давайте попробуем разделить наши слова на группы.

-Разделили. Давайте прочитаем ваши варианты?

-Странно, сколько вариантов получилось.

-Мальчик из другой школы тоже попытался разделить эти слова группы, давайте посмотрим, как он их распределил.

-Внимательно смотрят на экран и читают слова (тетрадь, собака, врач, цветок, машина, пчела)




-Это слова, которые обозначают предмет.


-Слова, которые обозначают предмет, мы называем именами существительными.



-На вопросы кто? Что?



-Делят слова на группы.


-Читают свои варианты деления слов на группы.







-Смотрят на то, как мальчик разделил слова.




Слайд 2





















1.2.

Коллективное решение учебной задачи.

Цель: выделить существенные признаки понятия.

-Как вы думаете, почему слова( собака, врач,пчела)он поставил в первый столбик, а слова(цветок, машина, тетрадь)в другой?

-Ребята, что объединяет все слова?

-Правильно!

-Давайте поработаем с первым столбиком наших слов. Ответы будем фиксировать в схеме помощнице.

-Ребята, как мы обозначим пока не известную нам группу слов?

-Верно, но мы знаем, что это существительные. Ведь так?

-Значит, мы рядом с вопросом поставим сущ.

-Ребята, что обозначают эти слова. Кто такой врач?

-А кто такая собака?

-А кто такая пчела?

-Верно, значит, какой вывод можно сделать?


-Правильно, зафиксируем это в нашей схеме.

-Ребята, а вы заметили ,какой вопрос я задавала словам первого столбика ?

-Верно, давайте зафиксируем это в нашей схеме-помощнице.

-А теперь поработаем со вторым столбиком слов. Как мы обозначим неизвестную нам группу слов?

-Правильно.

-Мы сказали о том, что слова из первого столбика обозначают людей и животных , верно?

-А слова из второго столбика обозначают тоже людей и животных?

-Зафиксируем, что слова второго столбика не обозначают людей и животных.

-А на какой вопрос отвечают слова второго столбика? Что-цветок, что-машина?

-Правильно, ребята, зафиксируем это в нашей схеме-помощнице.




-Зактрудняются ответить.

-Объединяет их часть речи- существительное.






-Вопросом,т.к. мы её ещё не знаем.


-Да.




-Врач это человек.

-Собака это животное.

-Это насекомое.


-Слова первого столбика обозначают людей,животных,насекомых.


-Фиксируют в схему.

-Да,слова первого столбика отвечают на вопрос кто?

-Фиксируют вопрос в схеме.

-Фиксируют это в схеме.



-Вопросом с существительным.




-Да.


-Нет,они не обозначают людей и животных.


-Фиксируют с схем,что слова не обозначают людей и животных.



-Слова второго столбика отвечают на вопрос что?


-Фиксируют в схему.

Слайд 3




Слайд 4,5





? сущ. сущ.




Кто?





Обозн. люд.и ж.








Что?

Не Обозн. люд.и ж.



? сущ.


1.3.

Обобщение выделенных признаков, установление связи между ними.

Цель: обобщить признаки языкового понятия и установить связь между ними.


-Молодцы, давайте пронумеруем наши схемы.

-Давайте попробуем её прочитать первую схему.


-Вы можете предположить, как называется эта группа слов?

-Давайте попробуем прочитать вторую схему?



-А как называется эта группа слов?


-Нумируют схемы.


-Читают схему. ( Существительные , которые отвечают на вопрос кто? Обозначают людей и животных.)

-Пытаются предположить,но ничего не понятно.


-Читают схему. ( Существительные , которые отвечают на вопрос что?Не обозначают людей и животных.)

-Мы не знаем.

Слайд 6,7

? сущ. сущ.



1.Кто?





2.Обозн. люд.и ж.








? сущ. сущ.




1.что?





2. Не обозн. люд.и ж.







1.4.

Ознакомление с определением и введение термина.

Цель: осознание учениками существенных признаков понятия.

- Оказывается, наши предки живым

считали только то, что ходит, бегает,

плавает или летает, т.е. обозначает людей и животных. Эти предметы

считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И

ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а

растения не двигаются, они стоят на месте, и поэтому их считают

НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В

РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на

вопрос ЧТО?

-Ребята, какая у нас тема урока?


-Молодцы, давайте закончим наши схемы и попробуем прочитать их.






-Давайте посмотрим, каким термином называет такие слова наша учёная сова. Откроем учебник на странице 48,50 и прочитаем определение наш совы.




-Правильно ли мы объяснили, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

-Так на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? И что они обозначают?

-А на вопрос что? Отвечают какие существительные?



-Слушают учителя.









-Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».


-Заканчивают схемы и читают их(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? обозначают людей и животных.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? Не обозначают людей и животных.)

-Открывают учебник на странице 48, 50 и читают определение (Вопрос кто?/ что? Мы задаём существительным, которые обозначают/не обозначают людей и животных. Такие существительные называются одушевлённые/неодушевлённые.)





-Да!Правильно.


-На вопрос кто?Они обозначают людей и животных.


-На вопрос что? Отвечают нодушевлённые существительные.












Слайд 8



Слайд9.10






Слайд 11


Физ.минутка

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


-Ходят на месте.

-Поднимают и опускают плечи.

-Ставят руки перед грудью, рывки руками.

-Прыгают на месте.

-Ходят на месте.
-Потягиваются — руки вверх и в стороны.
- Садятся на места.

Слайд 12

2

Первичное закрепление

2.1.

Упражнения для развития первичных грамматических умений.

Цель: проверить умения учащихся находить данное понятие в тексте.

-Отдохнули?

-А теперь приступим к работе. Откроем учебник на странице 49,и выполним упражнение 81.

- Ребята, вам необходимо подобрать к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова и записать их.

-Справились?

-А теперь давайте посмотрим на упражнение 85,на странице 50.

-Давайте поработаем устно. Вы должны подобрать к каждой группе неодушевлённых имён существительных по 2 слова. Перед чем как назвать слово, вы должны задать вопрос к нему. Кто знает правильный ответ, поднимает руку. Готовы?

-Первая группа - инструменты.

-Верно.

-Вторая группа-обувь

-Правильно.

-Третья группа - явления природы.

-Четвёртая группа - растения.

-И последняя группа слов - посуда.

-Молодцы, ребята. Вы правильно справились с заданием.

-Да.



-Открывают учебни к на странице 49.




-Выполняют упражение.

-Да!


-Смотрят на упражнение 85 на страниц 50.








-Да.

-ЧТО? топор,ЧТО? молоток.


-ЧТО? туфли, ЧТО? кеды.


-ЧТО? метель, ЧТО? гроза.

-ЧТО? трава, ЧТО? дерево.

-ЧТО? ложка , ЧТО? тарелка.

Слайд 13









Слайд 14

2.2.

Упражнения по взаимодействию грамматических форм.

Цель: научится изменять формы слов.

-А теперь вам необходимо в стих-отворении поставить в нужную форму имена существительные. Списать его.

У слон высокий рост.

У лиса пушистый хвост.

У козёл крепки рожки.

У цыплёнок тонки ножки.

У мартышка толсты губы.

А у волк остры зубы.

-Поставили имена существительные в нужную форму?

-Давайте проверим.

-Теперь вам необходимо красным карандашом подчеркнуть одушевлённые имена существительные, а зелёным – неодушевлённые.

-Подчеркнули?

-Давайте проверим (на доске появляется правильный ответ).

- Всё правильно сделали?




-Выполняют упражнение:

У слона высокий рост.

У лисы пушистый хвост.

У козлёнка крепки рожки.

У цыплёнка тонки ножки.

У мартышки толсты губы.

А у волка остры зубы.



-Да!

-Проверяют.

-Подчёркивают красным одушевлённые имена существитльные,а зелёным- неодушевлённые.



-Да!


-Проверяют.

-Да!

Слайд 15















Слайд 16

2.3.

Упражнения, связанные с конструированием языкового материала.

Цель: закрепить умения самостоятельно подбирать материал в нужной грамматической форме.

-А сейчас, ребята, вам необходимо списать предложения, которые показаны на доске, и вставить в них подходящие по смыслу одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Готовы выполнить задание?

-Тогда приступайте.






-Справились?

-А теперь давайте проверим (на доске появляется правильный ответ).

-Вы правильно всё сделали?




-Слушают задание.



-Да!

-Дети выполняют упражнение:

1. ЛИСА осторожный и хитрый зверь.

2.Коля ездил летом на МОРЕ.

3.УЧИТЕЛЬ поставил Пете двойку.

4.СНЕГ повалил хлопьями.

5.Рой ПЧЁЛ_налетел на медведя.

-Да!

-Проверяют.


-Да!

Слайд 17,18

Предложения:

1.______ осторожный и хитрый зверь.

2.Коля ездил летом на _______.

3.________поставил Пете двойку.

4.______повалил хлопьями.

5.Рой_______налетел на медведя.

Слова для справок: море,учитель,пчёлы,снег,лиса.

2.4.

Речевые упражнения, которые являются результатом работы над языковым понятием.

Цель: научиться подбирать языковой материал и передавать содержание.

-А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить предложения с существительными, которые даны вам на доске. Сначала, вы записываете предложения с одушевлёнными существительными, а потом с неодушевлёнными.

-Всё понятно?

-Тогда приступайте к выполнению упражнения.







-Все выполнили упражнение?

-Молодцы!

-Слушают учителя.







-Да!


-Дети выполняют упражнение:

1.Мама приготовила завтрак.

2.Мне подарили кошку.

3. Пчела собират нектар с цветов.

4.Папа купил новую машину.

5.Сегодня утром я разбил тарелку.

6. У бабушки в огороде растут цветы.

-Да!

Слайд 19

Слова на доске:

МАМА

КОШКА

ЦВЕТЫ

МАШИНА

ТАРЕЛКА

ПЧЕЛА




Рефлексия

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?


-Правильно, а какие имена существительные мы называем одушевлёнными?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

-Верно. Какие группы неодушевлённых имён существительных вы заполнили?


-Ребята, может вам было что-то не понятно на уроке?


-Ну, а теперь, давайте посмотрим на ваше настроение. Приготовьте карточки.

-Кто справился со всеми заданиями на уроке и уйдёт с него в отличном настроении - поднимает зелёную карточку.

Кто справился не со всеми заданиями и уйдёт с урока в хорошем настроении-поднимет жёлтую карточку.

А у кого нет настроения , и кто не справился с заданиями-поднимает красную карточку.

-Я вижу, что все справились с заданиями, которые были даны на уроке, и что все уйдут с урока в прекрасном или хорошем настроении.

-А теперь давайте запишем домашнее задание. На странице 51 необходимо выполнить упражнение 86.

Сначала вы должны прочитать текст, потом выписать из него сначала все одушевлённые имена существительные, а потом все неодушевлённые имена существительные, как в образце, который дан после текста. Перед каждым именем существительным, необходимо поставить тот вопрос, на который оно отвечает.

-Все записали?

-Всем спасибо за работу, урок окончен.


-Сегодня на уроке мы изучали новые понятия- одушевлённые и неодушевлённы имена существительные.

-Существительные,которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных,мы называем одушевлёнными.


-Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?



-Инструменты,обувь,природные явления,растения.


-Говорят,если что-то не поняли.









-Дети поднимают карточки в зависимости от настроения.















-Записывают домашнее задание.Слушают рекомендации по его выполнению.









-Да!




















Слайд 20

















Слайд 21







Организационный момент - это кратковременный, но важный этап. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 - 2 мин.

Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

Рефлексия - это самоанализ, самооценка (это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности).

Задача: выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.

Основной целью рефлексии является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Классификация рефлексии:

  1. По содержанию: устная и письменная.

  2. По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

  3. По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

  4. По функциям: физическая(успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная(интересно - скучно, комфортно - дискомфортно), интеллектуальная(что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Домашняя работа - форма самостоятельной работы учащихся, организуемая учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, для подготовки к восприятию нового материала.

Задачи:

  • дальнейшее формирование навыков и умений;

  • закрепление и углубление теоретических знаний;

  • развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;

  • применение знаний, как в стандартных, так и в новых условиях;

  • подготовиться к усвоению нового учебного материала;

  • формировать опыт творческой деятельности.

Цели домашней работы:

  • усвоение материала учебных программ,

  • закрепление пройденного материала,

  • повышение прочности предметных умений,

  • углубление изученного материала,

  • создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся,

  • создание условий для развития творческой(проектной, исследовательской) деятельности учащихся,

  • создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Объем домашней работы:

Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

  • во 2-м - до 1,5 часа;

  • в 3 - 4-м - до 2 часов.

Примерный объем домашних заданий для учащихся 2 — 4 классов (русский язык):

  • 2 класс - 15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания;

  • 3 класс - 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания;        

  • 4 класс - 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!