№ | Название этапа (подструктуры) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
| Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! -Прозвенел звонок - начинается урок. -Учебник, дневник, пенал и тетрадки -На парте всё в образцовом порядке. -Поприветствуйте друг друга улыбкой. -Я надеюсь, что все вы пришли на урок в хорошем настроении и готовы получать новые знания. -Кто пришёл в отличном настроении и думает, что справится со всеми задачами на уроке, поднимет зелёную карточку. Кто пришёл на урок в хорошем настроении, но не уверен, что справится со всеми задачами, поднимет жёлтую карточку. А у кого нет настроения получать новые знания, может поднять красную карточку. -Ребята, я уверена, что у всех получится выполнить задания и вы уйдёте с урока в прекрасном настроении. | -Здравствуйте! -Проверяют готовность к уроку. -Поднимают карточки в зависимости от настроения. | |
1. | Открытие новых знаний |
1.1. | Постановка учебной задачи путём создания учебной (проблемной или иной ситуации) Цель: мотивация изучения нового языкового материала | -Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран и прочитаем слова, которые там написаны. -Что вы можете сказать об этих словах? -Правильно, ребята. Но я что-то забыла, как мы называем слова, которые обозначают предмет? -А на какие вопросы отвечает имя существительное? -Давайте попробуем разделить наши слова на группы. -Разделили. Давайте прочитаем ваши варианты? -Странно, сколько вариантов получилось. -Мальчик из другой школы тоже попытался разделить эти слова группы, давайте посмотрим, как он их распределил. | -Внимательно смотрят на экран и читают слова (тетрадь, собака, врач, цветок, машина, пчела) -Это слова, которые обозначают предмет. -Слова, которые обозначают предмет, мы называем именами существительными. -На вопросы кто? Что? -Делят слова на группы. -Читают свои варианты деления слов на группы. -Смотрят на то, как мальчик разделил слова. | Слайд 2 |
1.2. | Коллективное решение учебной задачи. Цель: выделить существенные признаки понятия. | -Как вы думаете, почему слова( собака, врач,пчела)он поставил в первый столбик, а слова(цветок, машина, тетрадь)в другой? -Ребята, что объединяет все слова? -Правильно! -Давайте поработаем с первым столбиком наших слов. Ответы будем фиксировать в схеме помощнице. -Ребята, как мы обозначим пока не известную нам группу слов? -Верно, но мы знаем, что это существительные. Ведь так? -Значит, мы рядом с вопросом поставим сущ. -Ребята, что обозначают эти слова. Кто такой врач? -А кто такая собака? -А кто такая пчела? -Верно, значит, какой вывод можно сделать? -Правильно, зафиксируем это в нашей схеме. -Ребята, а вы заметили ,какой вопрос я задавала словам первого столбика ? -Верно, давайте зафиксируем это в нашей схеме-помощнице. -А теперь поработаем со вторым столбиком слов. Как мы обозначим неизвестную нам группу слов? -Правильно. -Мы сказали о том, что слова из первого столбика обозначают людей и животных , верно? -А слова из второго столбика обозначают тоже людей и животных? -Зафиксируем, что слова второго столбика не обозначают людей и животных. -А на какой вопрос отвечают слова второго столбика? Что-цветок, что-машина? -Правильно, ребята, зафиксируем это в нашей схеме-помощнице. | -Зактрудняются ответить. -Объединяет их часть речи- существительное. -Вопросом,т.к. мы её ещё не знаем. -Да. -Врач это человек. -Собака это животное. -Это насекомое. -Слова первого столбика обозначают людей,животных,насекомых. -Фиксируют в схему. -Да,слова первого столбика отвечают на вопрос кто? -Фиксируют вопрос в схеме. -Фиксируют это в схеме. -Вопросом с существительным. -Да. -Нет,они не обозначают людей и животных. -Фиксируют с схем,что слова не обозначают людей и животных. -Слова второго столбика отвечают на вопрос что? -Фиксируют в схему. | Слайд 3 Слайд 4,5 ? сущ. сущ. Кто? Обозн. люд.и ж. Что? Не Обозн. люд.и ж. ? сущ. |
1.3. | Обобщение выделенных признаков, установление связи между ними. Цель: обобщить признаки языкового понятия и установить связь между ними. | -Молодцы, давайте пронумеруем наши схемы. -Давайте попробуем её прочитать первую схему. -Вы можете предположить, как называется эта группа слов? -Давайте попробуем прочитать вторую схему? -А как называется эта группа слов? | -Нумируют схемы. -Читают схему. ( Существительные , которые отвечают на вопрос кто? Обозначают людей и животных.) -Пытаются предположить,но ничего не понятно. -Читают схему. ( Существительные , которые отвечают на вопрос что?Не обозначают людей и животных.) -Мы не знаем. | Слайд 6,7 ? сущ. сущ. 1.Кто? 2.Обозн. люд.и ж. ? сущ. сущ. 1.что? 2. Не обозн. люд.и ж. |
1.4. | Ознакомление с определением и введение термина. Цель: осознание учениками существенных признаков понятия. | - Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает, т.е. обозначает людей и животных. Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а растения не двигаются, они стоят на месте, и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос ЧТО? -Ребята, какая у нас тема урока? -Молодцы, давайте закончим наши схемы и попробуем прочитать их. -Давайте посмотрим, каким термином называет такие слова наша учёная сова. Откроем учебник на странице 48,50 и прочитаем определение наш совы. -Правильно ли мы объяснили, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? -Так на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? И что они обозначают? -А на вопрос что? Отвечают какие существительные? | -Слушают учителя. -Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». -Заканчивают схемы и читают их(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? обозначают людей и животных. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? Не обозначают людей и животных.) -Открывают учебник на странице 48, 50 и читают определение (Вопрос кто?/ что? Мы задаём существительным, которые обозначают/не обозначают людей и животных. Такие существительные называются одушевлённые/неодушевлённые.) -Да!Правильно. -На вопрос кто?Они обозначают людей и животных. -На вопрос что? Отвечают нодушевлённые существительные. | Слайд 8 Слайд9.10 Слайд 11 |
| Физ.минутка | А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. От души мы потянулись, И на место вновь вернулись. | -Ходят на месте. -Поднимают и опускают плечи. -Ставят руки перед грудью, рывки руками. -Прыгают на месте. -Ходят на месте. -Потягиваются — руки вверх и в стороны. - Садятся на места. | Слайд 12 |
2 | Первичное закрепление |
2.1. | Упражнения для развития первичных грамматических умений. Цель: проверить умения учащихся находить данное понятие в тексте. | -Отдохнули? -А теперь приступим к работе. Откроем учебник на странице 49,и выполним упражнение 81. - Ребята, вам необходимо подобрать к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова и записать их. -Справились? -А теперь давайте посмотрим на упражнение 85,на странице 50. -Давайте поработаем устно. Вы должны подобрать к каждой группе неодушевлённых имён существительных по 2 слова. Перед чем как назвать слово, вы должны задать вопрос к нему. Кто знает правильный ответ, поднимает руку. Готовы? -Первая группа - инструменты. -Верно. -Вторая группа-обувь -Правильно. -Третья группа - явления природы. -Четвёртая группа - растения. -И последняя группа слов - посуда. -Молодцы, ребята. Вы правильно справились с заданием. | -Да. -Открывают учебни к на странице 49. -Выполняют упражение. -Да! -Смотрят на упражнение 85 на страниц 50. -Да. -ЧТО? топор,ЧТО? молоток. -ЧТО? туфли, ЧТО? кеды. -ЧТО? метель, ЧТО? гроза. -ЧТО? трава, ЧТО? дерево. -ЧТО? ложка , ЧТО? тарелка. | Слайд 13 Слайд 14 |
2.2. | Упражнения по взаимодействию грамматических форм. Цель: научится изменять формы слов. | -А теперь вам необходимо в стих-отворении поставить в нужную форму имена существительные. Списать его. У слон высокий рост. У лиса пушистый хвост. У козёл крепки рожки. У цыплёнок тонки ножки. У мартышка толсты губы. А у волк остры зубы. -Поставили имена существительные в нужную форму? -Давайте проверим. -Теперь вам необходимо красным карандашом подчеркнуть одушевлённые имена существительные, а зелёным – неодушевлённые. -Подчеркнули? -Давайте проверим (на доске появляется правильный ответ). - Всё правильно сделали? | -Выполняют упражнение: У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы. А у волка остры зубы. -Да! -Проверяют. -Подчёркивают красным одушевлённые имена существитльные,а зелёным- неодушевлённые. -Да! -Проверяют. -Да! | Слайд 15 Слайд 16 |
2.3. | Упражнения, связанные с конструированием языкового материала. Цель: закрепить умения самостоятельно подбирать материал в нужной грамматической форме. | -А сейчас, ребята, вам необходимо списать предложения, которые показаны на доске, и вставить в них подходящие по смыслу одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Готовы выполнить задание? -Тогда приступайте. -Справились? -А теперь давайте проверим (на доске появляется правильный ответ). -Вы правильно всё сделали? | -Слушают задание. -Да! -Дети выполняют упражнение: 1. ЛИСА осторожный и хитрый зверь. 2.Коля ездил летом на МОРЕ. 3.УЧИТЕЛЬ поставил Пете двойку. 4.СНЕГ повалил хлопьями. 5.Рой ПЧЁЛ_налетел на медведя. -Да! -Проверяют. -Да! | Слайд 17,18 Предложения: 1.______ осторожный и хитрый зверь. 2.Коля ездил летом на _______. 3.________поставил Пете двойку. 4.______повалил хлопьями. 5.Рой_______налетел на медведя. Слова для справок: море,учитель,пчёлы,снег,лиса. |
2.4. | Речевые упражнения, которые являются результатом работы над языковым понятием. Цель: научиться подбирать языковой материал и передавать содержание. | -А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить предложения с существительными, которые даны вам на доске. Сначала, вы записываете предложения с одушевлёнными существительными, а потом с неодушевлёнными. -Всё понятно? -Тогда приступайте к выполнению упражнения. -Все выполнили упражнение? -Молодцы! | -Слушают учителя. -Да! -Дети выполняют упражнение: 1.Мама приготовила завтрак. 2.Мне подарили кошку. 3. Пчела собират нектар с цветов. 4.Папа купил новую машину. 5.Сегодня утром я разбил тарелку. 6. У бабушки в огороде растут цветы. -Да! | Слайд 19 Слова на доске: МАМА КОШКА ЦВЕТЫ МАШИНА ТАРЕЛКА ПЧЕЛА |
| Рефлексия | -Ребята, наш урок подходит к концу. -Скажите, чем мы сегодня занимались на уроке? -Правильно, а какие имена существительные мы называем одушевлёнными? - На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? -Верно. Какие группы неодушевлённых имён существительных вы заполнили? -Ребята, может вам было что-то не понятно на уроке? -Ну, а теперь, давайте посмотрим на ваше настроение. Приготовьте карточки. -Кто справился со всеми заданиями на уроке и уйдёт с него в отличном настроении - поднимает зелёную карточку. Кто справился не со всеми заданиями и уйдёт с урока в хорошем настроении-поднимет жёлтую карточку. А у кого нет настроения , и кто не справился с заданиями-поднимает красную карточку. -Я вижу, что все справились с заданиями, которые были даны на уроке, и что все уйдут с урока в прекрасном или хорошем настроении. -А теперь давайте запишем домашнее задание. На странице 51 необходимо выполнить упражнение 86. Сначала вы должны прочитать текст, потом выписать из него сначала все одушевлённые имена существительные, а потом все неодушевлённые имена существительные, как в образце, который дан после текста. Перед каждым именем существительным, необходимо поставить тот вопрос, на который оно отвечает. -Все записали? -Всем спасибо за работу, урок окончен. | -Сегодня на уроке мы изучали новые понятия- одушевлённые и неодушевлённы имена существительные. -Существительные,которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных,мы называем одушевлёнными. -Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? -Инструменты,обувь,природные явления,растения. -Говорят,если что-то не поняли. -Дети поднимают карточки в зависимости от настроения. -Записывают домашнее задание.Слушают рекомендации по его выполнению. -Да! | Слайд 20 Слайд 21 |
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: