СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 2 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС по системе "Занкова". В урок влючены разноуровневые задания, задания для работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 2 класс.»

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Формируемые УУД

  • Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание, умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

  • Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

  • Коммуникативные: формировать умения работать в группе и паре, сотрудничать, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

  • Личностные: самоопределение, самооценка.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык 2 класс» под редакцией А.В. Поляковой;

  • компьютер, проектор;

  • раздаточные карточки с заданиями;

  • маркерные доски

  • карточки для самооценки;

  • презентация.

Продолжительность: урок рассчитан на 1 час.








Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

Примечание

1.



















2.

























































3.























































4.


















5.



































6.














7.









































8.














9.





































10.









11.


Организационный момент

















Минутка чистописания. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


















































Словарная работа























































Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи















Первичное усвоение новых знаний

































Физкультминутка













Первичная проверка понимания







































Самостоятельная работа. Разноуровневое задание









Подведение итогов




































Рефлексия









Домашнее задание




Итак, начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа


- Работу начинаем с чистописания.

- Внимательно посмотрите на данную запись:

Большой - маленький

война –

твёрдый –

сухой -

старый -

глубокий -

гладить -

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.



- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

Большой - маленький

война –

твёрдый –

сухой -

старый -

глубокий -

гладить -


- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?

- Какой звук обозначает буква м?



- Определите порядок написания букв в данном ряду.

Мме Ммё ….




- Сколько существует таких гласных?

- Напишите начатый ряд букв, соблюдая последовательность.

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.


- Отгадайте загадку.

Какой это художник

На стекло нанёс

Волшебные узоры

Из серебристых роз…

- А что такое мороз? Выясним значение этого слова. Какой словарь поможет нам?

Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть.

- Запишите слово мороз, разберём по схеме СУО (слог, ударение, орфограммы)

- От слова мороз образуйте и запишите однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов.


- Как по-другому называются однокоренные слова?


1.Очень холодный день…

2.Он раздаёт подарки взрослым и детям…

3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания…

4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую…

- Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить.

Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко.

- Какое слово будет лишним и почему?






- А как называются слова, которые обозначают предметы?

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова?



- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

- Как называются слова, отвечающие на вопросы что?


Определите цель нашего урока.




- Возьмите карточки № 1 Выпишите имена существительные: 1 вариант – которые отвечают на вопрос кто?, 2 вариант – которые отвечают на вопрос что?.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, солнце, хитрец, улыбка.

- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, и проверьте по образцу на доске, верно ли он выполнил задание.

- Оцените работу своего товарища. Поставьте свою оценку простым карандашом на полях.

- Кого обозначают слова, выписанные 1 вариантом?

- Слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.

- Как называются слова, отвечающие на вопросы что?

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов?



Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы присядете.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.


Перед вами карточка № 2. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое слово.

Гиря + тапочки + ракета =

Мышцы + катер=

Рога + забор =

Сова + баня + капуста =

Коза + лето + сова =

Сито + нива + царица =



- Назовите одушевленные имена существительные.

- А теперь – неодушевленные.

- А какое слово можно отнести было в две группы?

- Что вы себе представили?

- А что ещё можно представить, услышав слово «мышка»?

- К каким именам существительным теперь относится это слово?

- Какой мы можем сделать вывод?










- А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.


- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.


- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

- Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов.



- Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.


- Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными.


- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?



- В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? Приведите примеры таких слов.

- Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.



С. 115 – выучить правило, упражнение 213






































Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы.







мир

мягкий

мокрый

молодой

мелкий

мять




Буква м

Согласный, непарный, звонкий, бывает твёрдый или мягкий.




Заглавная М, строчная м чередуются с гласными буквами, указывающие на мягкость согласного звука.


5: е, ё, ю, я, и.












Мороз



Толковый словарь














Общее значение, одинаковый корень.


Родственные


Морозный


Дед Мороз


Морозильник



Морозко










Морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами.



Имена существительные


Слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?.


????


????


Узнать как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?














1 вариант – Комар, художник, пилот, друг, хитрец.

2 вариант – Одежда, снег, друг, солнце, улыбка.






Людей и животных






Неодушевлённые

Все остальные предметы, которые не являются людьми и животными.


















гитара

мышка

роза

собака

колесо

синица








Слово «мышка»

Животное, маленькое, серое.


Компьютерную мышку.







В русском языке много таких слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются и называются «многозначные».

























Красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы.




Зелёный цвет – истинное высказывание.



Зелёный цвет – истинное высказывание.




Красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?.



Зелёный цвет – истинное высказывание.































Слайд 1






















Слайд 2











Слайд 3






























Слайд 4































Слайд 5









































Слайд 6















Работа с правилом – учебник с. 115

















Работа на маркерной доске.

Работа в группе.







Слайд 7









































Приложение 1.


















































Слайд 8





Приложение 1

Карточка №1

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.


Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!