Задание 15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Образец задания 15 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Справочная информация
Вспомни основную закономерность :
Запятая перед и ставится
Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе
Стало холодно, и мы затопили печь . [ ], и [ ]
Запятая перед и не ставится
Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и
Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О.
Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.
Зимой на даче холодно и мы топим печь.
1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче [общ. распространитель] и [ ]
Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.
Рассмотрим основные случаи подробнее.
I. Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая не нужна
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их .
Схема: о, о и о
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. Схема: о и о
3) в устойчивых сочетаниях, например : ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Примечание:
Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами.
Запятая ставится :
1 ) между однородными членами, не связанными союзами, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)
2 ) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Схема: о, о, о, но о
3 ) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
Схема: и о, и о, и о, и о, и о
4 ) перед второй частью двойных союзов не только…, но и …; как…, так и …; не столько…, сколько ; хотя и…, но …; если не…, то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: не только о, но и о, о, о, о
5 ) между парными однородными членами, связанными союзами и и или , например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. Схема: о и о, о и о
II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и
* Знаки препинания не ставятся :
1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)
К сожалению , то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)
4 . Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
4 . Если части сложносочинённого предложения являются:
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
Тест 1 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.
2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.
3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.
4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.
5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.
Тест 2 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.
2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.
3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.
4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.
5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.
Тест 3 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.
2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.
3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.
4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.
5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.
Тест 4 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению.
2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания универсальным гидравлическим инструментом и аптечкой.
3) Сейчас в Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки благотворительные акции и дипломатические приёмы.
4) Прекрасные интерьеры дополнялись богатым убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства.
5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности .
Тест 5 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1 ) Истинным ценителям театра хотелось видеть «Недоросля» Фонвизина «Горе от ума» Грибоедова и «Женитьбу» Гоголя.
2) Герои Островского жили трудились копили разорялись влюблялись ссорились горевали обманывали и обманывались.
3) Иван Бунин проклял Октябрь и навсегда уехал за границу.
4) Днепрогэс возводила 200-тысячная трудовая армия с помощью кирки лопаты носилок и тачки.
5) Плоды фисташкового дерева не только вкусны но и полезны.