СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал представлен на слайдах.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.»

Задание 15  Знаки препинания в простом осложнённом предложении  (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Задание 15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Образец задания 15 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. 5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Образец задания 15 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Справочная информация Вспомни основную закономерность : Запятая перед и ставится Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе Стало холодно, и мы затопили печь . [ ], и [ ]

Справочная информация

Вспомни основную закономерность :

Запятая перед и ставится

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно, и мы затопили печь . [ ], и [ ]

Запятая перед и не ставится Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О.

Запятая перед и не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О.

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*. Зимой на даче холодно и мы топим печь. 1) холодно (когда?, где?) зимой на даче 2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче [общ. распространитель] и [ ]

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?) зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче [общ. распространитель] и [ ]

 Не путай: В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более. Рассмотрим основные случаи подробнее.

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна

Запятая не нужна

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их .  Схема: о, о и о

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их .

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. Схема: о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. Схема: о и о

3) в устойчивых сочетаниях, например : ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

3) в устойчивых сочетаниях, например : ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Примечание: Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами.

Примечание:

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами.

Запятая ставится :

Запятая ставится :

1 ) между однородными членами, не связанными союзами, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

1 ) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2 ) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли. Схема: о, о, о, но о

2 ) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3 ) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например: Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.  Схема: и о, и о, и о, и о, и о

3 ) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:

сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4 ) перед второй частью двойных союзов не только…, но и …; как…, так и …; не столько…, сколько ; хотя и…, но …; если не…, то и др., например: Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: не только о, но и о, о, о, о

4 ) перед второй частью двойных союзов не только…, но и …; как…, так и …; не столько…, сколько ; хотя и…, но …; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: не только о, но и о, о, о, о

5 ) между парными однородными членами, связанными союзами и и или , например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. Схема: о и о, о и о

5 ) между парными однородными членами, связанными союзами и и или , например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. Схема: о и о, о и о

 II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

* Знаки препинания не ставятся :

* Знаки препинания не ставятся :

1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. (Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. (к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3. (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание: В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например: Осенью  и природа засыпает, и люди готовятся к зиме. (есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна) К сожалению , то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок. (есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению , то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4 . Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

4 . Если части сложносочинённого предложения являются:

вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

4 . Если части сложносочинённого предложения являются: восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится! назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь. безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

4 . Если части сложносочинённого предложения являются:

восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Тест 1 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.  1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства. 2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения. 3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым. 4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения. 5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.

Тест 1 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.

2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.

3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.

4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.

5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.

Тест 2 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса. 2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны. 3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок. 4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений. 5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.

Тест 2 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.

2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.

3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.

4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.

5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.

Тест 3 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии. 2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар. 3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему. 4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник. 5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.

Тест 3 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.

2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.

3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.

4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.

5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.

Тест 4 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению. 2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания универсальным гидравлическим инструментом и аптечкой. 3) Сейчас в Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки благотворительные акции и дипломатические приёмы. 4) Прекрасные интерьеры дополнялись богатым убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства. 5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности .

Тест 4 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению.

2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания универсальным гидравлическим инструментом и аптечкой.

3) Сейчас в Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки благотворительные акции и дипломатические приёмы.

4) Прекрасные интерьеры дополнялись богатым убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства.

5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности .

Тест 5 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1 ) Истинным ценителям театра хотелось видеть «Недоросля» Фонвизина «Горе от ума» Грибоедова и «Женитьбу» Гоголя. 2) Герои Островского жили трудились копили разорялись влюблялись ссорились горевали обманывали и обманывались. 3) Иван Бунин проклял Октябрь и навсегда уехал за границу. 4) Днепрогэс возводила 200-тысячная трудовая армия с помощью кирки лопаты носилок и тачки. 5) Плоды фисташкового дерева не только вкусны но и полезны.

Тест 5 - Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1 ) Истинным ценителям театра хотелось видеть «Недоросля» Фонвизина «Горе от ума» Грибоедова и «Женитьбу» Гоголя.

2) Герои Островского жили трудились копили разорялись влюблялись ссорились горевали обманывали и обманывались.

3) Иван Бунин проклял Октябрь и навсегда уехал за границу.

4) Днепрогэс возводила 200-тысячная трудовая армия с помощью кирки лопаты носилок и тачки.

5) Плоды фисташкового дерева не только вкусны но и полезны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!