СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные и неоднородные определения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однородные и неоднородные определения.»

«

Тема урока: Однородные и неоднородные определения. 11 класс

расширить и углубить знания об однородных и неоднородных определениях;

1. способствовать овладению различными средствами выражения сочинительной синтаксической связи;

2. способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных определениях на письме;

развивать логическое мышление, стилистические умения и навыки;

формировать правильную, грамотную речь.

1. содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализации личности,

Актуализация опорных знаний

В начале урока проведем орфографическую разминку на тему «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Аванга́рд, агроно́м, багро́вый, библиоте́карь, вестибю́ль, винегре́т, дире́ктор, дисципли́на, гарнизо́н, горизо́нт; инжене́р, катало́г, конду́ктор, натюрмо́рт, обоня́ние, палиса́дник, поликли́ника, портфе́ль, столя́р, трактори́ст, тротуа́р, флома́стер, фонта́н; шофёр.

Записывают словарный диктант

Формулировка темы и цели урока

Урок русского языка. В мире существует огромное количество языков, и у каждого из них свой характер. Французская и итальянская речь звучит легко и изящно, немецкая – строго и решительно, испанская – страстно и энергично. Но нам посчастливилось говорить на языке, который в мире признан одним из самых красивых. В нем почти все очень приятно для слуха, все размеренно, гармонично. Русский язык, по словам А. Куприна, красив, певуч, выразителен. Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать еще об одном необычном свойстве языка: почему в одном случае между определениями ставим запятую, а в другом нет? Язык – это не просто средство передачи информации, бездушное орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Тема урока: Однородные и неоднородные определения.

Как вы думаете, в чем будет заключаться цель урока?

Формулируют цель урока

Систематизация и обобщение знаний по теме урока

Давайте вспомним, что такое определение?

Какие определения являются однородными?

Какие члены предложения являются неоднородными?

Тренировочные упражнения по теме урока.

Выписать предложения с однородными и неоднородными определениями.

Огромный клен, возвышавшийся над садом, стал еще больше и виднее. Виднее стала и главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зеленой грядой.

А ниже клена лежало нечто сплошное, кудрявое, сливочное.

На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее. По целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке. И везде в комнаты глядели то зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья.

2.2. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

2.3. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

2.4. Буквенный диктант

Задание: определите, где однородные и неоднородные определения. Зафиксируйте ответы с помощью букв.

1. Было холодное пасмурное утро начала октября.

1. В тишине полей оживало какое-то тревожное пугливое трепетание.

2. Горизонты заволакивало, стояла душная тревожная тишина.

2. Мягкий ночной ветер повевал из темноты.

3. На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

3. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озёр.

4. Как хорош старый хвойный лес!

4. Красные зелёные лиловые жёлтые синие полотнища света падают на прохожих.

5. Стеной стоят лохматые тёмно-зелёные ели.

5. Деревья покрыты клочьями белого пушистого снега.

6. Производство хлопчатобумажных льняных шерстяных тканей значительно возросло.

6. В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.

7. На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами.

7. У него была добрая широкая мягкая улыбка.

8. Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца.

8. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы.

9. Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

9. Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

10. Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

10. С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.

1. одинаково относятся к определяемому слову;

2. произносятся с перечислительной интонацией;

3. допускают вставку союза и.

1. относятся к определяемому слову по-разному (непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным);

2. произносятся без перечислительной интонации;

3. не допускают вставки союза и.

Релаксация для глаз.

Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары; 2) старый дубовый пол;

3) новая шелковая блузка; 4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд; 2) Глиняные деревянные игрушки;

3) Старый господский дом; 4) Красные синие флаги.

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.

2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.

4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая; 2) разбитая; 3) фаянсовая; 4) белая.

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.

3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.

2) Был серенький, промозглый, ветреный день.

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.

4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)

1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.

Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок

Выписать из текстов художественной литературы по 4 предложения с однородными и неоднородными определениями.

Составить по 4 предложения с однородными и неоднородными определениями.

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!