СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения и знаки препинания при них(обобщение темы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок завершает изучение темы "Однородные члены предложения" в 8 классе, поэтому является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения и знаки препинания при них(обобщение темы)»

Ход урока

I.Оргмомент

II.Основная часть

1.Орфоэпическая разминка

Баловать, до смерти, жалюзи, звонит. километр, красивее, мельком, начал, поднятый, столяр, углубить, цепочка, щавель.


2.Синтаксическая разминка.

а) определить вид связи в следующих словосочетаниях,

б) заменить словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными

словосочетаниями со связью управление и наоборот

бесчеловечность фашистов

боевые действия

кровавый снег

подвиг солдата

блокада Ленинграда


3. - Какой темой объединены данные словосочетания!

4.Слово учителя.

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июля 1941 года, тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал…». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода».

Страна помнит и тех, кто умер от холода и голода, взрывов и пожаров.

- Должны ли мы сегодня помнить о них. Ответ на этот вопрос дал Юрий Петрович Воронов в стихотворении «Опять война»


5. Чтение стихотворения

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?


Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».


И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!


Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.


6. Синтаксический разбор предложения

Прошла война, но мы будем помнить о доблестях, о подвигах, о славе нашего

народа.



7.Блиц – опрос. 

1) Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.)

2). Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.)

3). Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)

4). В предложении На поляне росли большие красные маки есть однородные

определения? (Нет, определения характеризуют предмет с разных сторон.)

5). Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая? (Перед противительными союзами.)

6. Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.)

8. Даны 5 предложений. Расставьте знаки препинания

1.Мы читаем любим заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.

2.Имя Пушкина известно не только в нашей стране но и далеко за её пределами.

3.А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы повести и драмы.

4.Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму дружеские

послания оды баллады поэмы романсы.

5.И русские и зарубежные читатели все ценят творчество гениального поэта.

Проверка

1.Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.

2.Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

3.А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

4.Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские

послания, оды, баллады, поэмы, романсы.

5.И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.


- Что объединяет эти предложения

9. Некоторые учащиеся класса получили индивидуальное задание: подготовить сообщение о роли однородных членов в произведениях А.С.Пушкина. Давайте их послушаем

10.Сообщение учащихся творческой группы

1-й ученик

Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительно-выразительных средств. Поэтому задача нашей небольшой исследовательской работы – рассмотреть стилистические возможности предложений с однородными членами на материале произведений А.С. Пушкина.

Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А. Пушкина “К морю” читаем:

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег.

В произведении “Осень” находим такие строки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой, 
Красою тихою, блистающей смиренно.

Употребление ряда однородных определений-эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.

В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать емкое, краткое описание интерьера, быта помещика:

Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.

Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.

2-й ученик

Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий. Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”:

Пирует Петр
И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен
При кликах войска своего...

Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия.

На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие – сознательный отказ от соединительных союзов между однородными членами. Пример бессоюзия находим в “Полтаве”:

Швед, русский – колет,
рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...

Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.

3-й ученик

Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов. В роли однородных нередко употребляются антонимы. Выразительным примером этого приема стала характеристика героев романа А.С. Пушкина – Онегина и Ленского.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

И последняя стилистическая функция однородных членов, на которой мы хотели бы остановиться, – создание комического эффекта. Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как-то:

Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

Итак, однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна.

11.– Ребята, так какова стилистическая функция предложений с однородными членами?

12. Итак, переходим к следующему этапу урока, на котором проведем работу по предупреждению грамматических ошибок. Обратите внимание на слайд. На нем представлены наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Примеры предложений с грамматическими ошибками взяты из сочинений по литературе.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчивнаблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы).

5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомитсяи внимательно изучает фольклор).





Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1. А.С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачева в своей повести.

5

 

2. Гринев был смел, благороден и честный.

1

 

3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

2

 

4. Меня не только интересуют повести, но и стихи.

4

 

5. «Капитанская дочка» научила меня честности, смелости и уважать друзей.

3

 

– Примеры предложений с грамматическими ошибками взяты из ваших сочинений по литературе. Называю вид ошибки, вы находите предложение, в котором она допущена. Чтобы сэкономить время, в колонке “Вид ошибки” предлагаю указывать только ее номер

Домашнее задание (на выбор). Написать сочинение-миниатюру по личным наблюдениям на тему “Зимнее утро” с использованием однородных членов.

или

Написать сообщение. “Роль однородных членов предложения в стихотворении А.С. Пушкина “Зимний вечер”( задание имеет исследовательский характер).





































Отзыв
об открытом уроке русского языка в 8 классе учителя русского языка и литературы

Магомедовой П.Р.

Данный урок завершает изучение темы «Однородные члены предложения» в 8 классе по программе, поэтому является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков, что определяет его цели и задачи.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании учителем таких методических приёмов, как приём анализа текста, пунктуационных задач, лингвистический эксперимент, исследовательская работа.

Содержательная сторона урока (предложения для анализа языкового материала) позволяет в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный: привитие любви к творчеству А.С.Пушкина, память о тех, кто ценой своей жизни, защитил нашу страну) потенциал материала урока.

При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учителем были учтены основные принципы:

-принцип внимания к материи языка (анализ стихотворений А.С.Пушкина, представляющий интерес не только с языковой точки зрения, но с нравственной);

-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (14 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (об этом свидетельствует использование учителем разных видов деятельности во время урока: исследовательской, творческой деятельности, беседы, практической работы, кратких сообщений учащихся).

Необходимо отметить активность учащихся на уроке, учитель оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной в рамках фронтального блиц - опроса (каждый ученик получил хорошую оценку за работу).

Организации интересного урока способствовало и эффективное применение технических средств– мультимедийного оборудования.

В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным, носящий воспитательный характер, и не оставил равнодушным никого (все с энтузиазмом приняли предложенное творческое домашнее задание).

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы.



Учитель русского языка и литературы:_____________/Коршунова Н.В./



Отзыв
об открытом уроке русского языка в 8 классе учителя русского языка и литературы

Магомедовой П.Р.
Урок, проведённый учителем русского языка и литературы Магомедовой П.Р., прошёл на высоком методическом уровне.
Учителю удалось создать спокойную, деловую обстановку на уроке. 
Обобщение темы «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» была осуществлена через проблемно – поисковый диалог, в который были вовлечены практически все учащиеся класса.
Учителем использовались разнообразные виды деятельности: исследовательской, творческой деятельности, беседы, практической работы, кратких сообщений учащихся.

В ходе обобщения полученных знаний, повторения пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично –поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики Магомедовой П.Р. хорошо владеют правилами, умеют давать доказательные ответы. При анализе языкового материала учителем широко применим метод наблюдения с последующим обобщением.

Практические задания, выполняемые детьми на уроке, соответствовали степени трудности на протяжении всего урока. Выполненные задания позволили учащимся обобщить и систематизировать полученные знания.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока она включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся.
Использование информационных технологий эффективно повлияло на
результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы
учащихся на уроке, тем самым доказав достижение поставленных целей
урока.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия
опирались и подкреплялись практически. Каждому ученику было уделено
должное внимание.
Учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только
положительную характеристику результатам их деятельности, что
стимулировало детей и повышало их активность на уроке. 
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с 
образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.

Зам. директора по УВР: ____________/Исакова Н.В./
Учитель русского языка: ____________/Люгай Е.А./

Отзыв

на урок русского языка в 8 классе по теме: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» учителя русского языка и литературы Магомедовой Перизат Расуловны


Данный урок завершает изучение темы «Однородные члены предложения» в 8 классе по программе , поэтому является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков, что определяет его цели и задачи.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании учителем различных методических приёмов. Содержательная сторона урока (предложения для анализа языкового материала) позволяет в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный потенциал материала урока.

При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели Перизат Расуловной были учтены основные принципы:

-принцип внимания к материи языка (анализ стихотворений А.С.Пушкина, представляющей интерес не только с языковой точки зрения, но с нравственной);

-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (14 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (об этом свидетельствует использование учителем многообразия видов деятельности во время урока: творческой деятельности, беседы, дискуссии, практической работы, кратких сообщений учащихся).

Несмотря на интенсивность учебной деятельности ребят на уроке, Магомедова П.Р. оптимально выбрала сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной в рамках фронтальной – каждый ученик получил хорошую оценку за работу.

Организации интересного урока способствовало и эффективное применение технических средств– мультимедийного оборудования.

В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого (все с энтузиазмом приняли предложенное творческое домашнее задание).

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы.



Завуч по УВР: ___________________/Исакова Н.В./



Отзыв

на урок русского языка в 8 классе по теме: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» учителя русского языка и литературы Магомедовой Перизат Расуловны

Урок Магомедовой П.Р. прошел на высоком методическом уровне. Цели были определены учащимися самостоятельно. Содержание урока соответствовало уровню развития учащихся. Структура урока соответствует требованиям к построению современного урока. Все этапы урока последовательны и логически связаны.

Использование на уроке наглядного материала способствовало развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой. Разнообразные методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.

Перизат Расуловна сочетала разные формы работы на уроке. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Органично в уроке была использована мультимедийная презентация, которая помогла учащимся использовать информационно - коммуникационные технологии в качестве средства наглядности и в качестве дидактического пособия.

Применяемые методы (наглядные, словесные и практические) и применяемые информационно-коммуникационные технологии, позволили учителю сохранить познавательную активность учащихся в течение всего урока, а, следовательно, достичь цели и выполнить поставленные задачи. Диалог учителя с учащимися показал, что ученики знают пройденный материал хорошо, они также умеют обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.

Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно, работали активно, с интересом, старались на вопросы давать полные ответы, приводить примеры, доказывающие правильность рассуждений, показали умения творческого применения знаний.

Урок получился плодотворным, с хорошей рабочей обстановкой и своей цели он достиг.

Речь учителя была грамотной, доступной, содержательной.

Были подведены итоги урока. Домашнее задание было творческим и продолжало линию урока.


Учитель русского языка и литературы:__________________/Саадулаева З.Г./





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!