СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одноклассник, сверстники, друзья

Нажмите, чтобы узнать подробности

О одноклассниках, свертниках и друзьях.

Просмотр содержимого документа
«Одноклассник, сверстники, друзья»

Тема «Одноклассник, сверстники, друзья».

Цель урока: способствовать формированию представления о роли дружбы в жизни подростка; знакомство с особенностями дружбы в подростковом возрасте; раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассник.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний

1.Дайте определение понятию образование?

2. Дайте определение понятию самообразование?

III.Изучение нового материала.

План

1.Ты и другие ребята.

2.Жил на свете человек.

3.Слово не воробей.

4.Какой ты, друг?

1.Ты и другие ребята.

Твои сверстники — это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и тебе. Они живут в разных странах, в больших городах и маленьких посёлках, деревнях. Так же как и ты, они растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь. Так же как и ты, они размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей.

Вместе с тобой в одном классе учится много мальчиков и девочек. Все они — твои одноклассники. Вас объединяют школьные занятия, общие поручения, дела класса. С некоторыми из одноклассников ты, наверное, дружишь: вы вместе проводите свободное время, занимаетесь каким-либо делом, делитесь своими радостями и огорчениями. Это твои друзья.

А ещё в твоём классе, может быть, есть ученики, с которыми тебе дружить не хочется. Дружить или не дружить с ними — твоё право. Но это, конечно, не значит, что ты можешь обижать их, смеяться над ними, не разговаривать и не помогать в нужную минуту.

2.Жил на свете человек.

Выдающийся математик Лев Семёнович Понтрягин (1908—1988) ослеп, когда ему было 14 лет. Сделали операцию, но она прошла неудачно. И Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу. Вся его семья пережила настоящее горе. Не было ответа на вопрос, что делать дальше.

И тут на помощь пришли одноклассники: всем классом решили помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда, они стали приводить мальчика в школу, а там его окружали вниманием и заботой. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал Лёве о том, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Каждый вечер кто-нибудь из одноклассников приходил к Понтрягину домой делать вместе с ним уроки, читать ему учебники и книги. И не было случая, чтобы задание осталось невыученным.

Мальчик очень старался. Нелегко ему было учиться, но он проявил мужество, развил свои способности и память. Он научился писать с помощью листа картона, в котором прорезали узкую щель, а потом ему купили машинку, на которой он научился очень быстро печатать.

Друзья вместе с Лёвой проводили и свободное время: ходили на каток и в театр, на концерты и на лекции. С помощью верных друзей он не только с отличием окончил школу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали незрячему юноше учиться.

Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее — академиком.

3.Слово не воробей.

Наверное, ты замечал, что словами иногда можно сделать человеку больнее, чем руками. Синяк заживёт, а обида долго будет помниться.

Прислушайся, звучит ли в твоём классе неуважительное обращение «Вовка», «Танька», «Ленка». А может, и просто безымянное: «Ты, дай ручку!» Бывает ли, что кто-нибудь за какую-то мелочь или даже просто так обзывает грубым словом, не уступает, смеётся над чьей-нибудь неудачей?

Помни, что от доброго слова людям тепло на сердце, а от злого дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит».

Некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать своих товарищей. Особенно они любят дразнить и обзывать тех ребят, которые на это обижаются, давать им разные обидные прозвища. Обидят и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело? Как ты думаешь?

И ещё об одном. Нетрудно заметить, что многие мальчики и девочки кричат во весь голос, когда хотят в чём-то убедить своих товарищей. Как будто, если они будут разговаривать тихо и уважительно, им никто не поверит! А ведь в любом деле толк будет только тогда, когда люди, глядя в глаза, смогут спокойно выслушать друг друга и постараются понять. Говорят, истина рождается в споре. Но спор — это не ссора. Любой спор должен быть доброжелательным. От крика могут родиться только обиды.

Изначально имя присваивалось по какой-либо внешней примете, признаку: росту, особенностям телосложения, характеру, времени рождения. Например, в Древней Руси имена Первак, Вторак, Третьяк говорили, каким был по счёту ребёнок в семье. Имена Черныш, Беляк указывали на цвет волос или кожи.

Свои имена в древности люди скрывали от врагов. Считалось, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить человеку.

4.Какой ты, друг?

Прекрасные слова «товарищ» и «друг» не всегда имели нынешнее значение. Слово «товарищ», по мнению некоторых учёных, произошло от термина «товар». Поначалу товарищами называли себя купцы, связанные единым делом, единым (похожим) товаром. Нередко им, чтобы выжить, приходилось преодолевать голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. Позднее слово «товарищ» означало «боевой соратник». А слово «друг» произошло от слова «другой», не такой, как ты. Другой совсем не должен тебя любить, понимать, уважать, поступать как ты, иметь одни с тобой мысли, похожие интересы. Он, может быть, полная твоя противоположность. Но ты его принимаешь таким человеком, какой он есть.

История слова помогает понять, что такое дружба. Друзья действительно способны принимать друг друга без условий, уважать мнения друг друга, давать возможность каждому быть таким, какой он есть.

Если ты будешь понимать, что такое дружба и в чём её ценность для человека, то сам сможешь быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранить крепкую дружбу. Ведь недаром говорят: «Найти хорошего друга — это только половина дела: нужно ещё самому быть таким».

К несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения. Ощутив это, человек испытывает глубокое разочарование. Поэтому для каждого из нас важно уметь отличать от дружбы другие отношения между людьми.

Одни ребята ошибочно считают, что друзья должны всюду ходить вместе и быть неразлучными. Как ты думаешь, почему это не так?

Другие думают, что друзья никогда не ссорятся и не критикуют друг друга. Как бы ты объяснил им, что, думая так, они ошибаются? Смог ли бы ты сам сказать другу, что он неправ?

Третьи считают, что наши друзья — это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба — это сам процесс такого общения. В итоге же достаточно часто от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал.

Не спеши делать вывод, что тот или иной твой приятель — это уже друг на всю жизнь. Настоящего друга выявляет время.

Сверстники – это люди одного возраста. 
Одноклассники – это ребята, которые учатся в одном классе. 
Друзья – люди, которые связаны дружбой.

Домашнее задание: прочитать параграф 8, выписать определение: сверстники, одноклассники, друзья.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!