СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Один в тайге. Работа над проектами. Литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была предствлена на районной научно-практической конференции (секции "ОБЖ"): руководители конференции решили, что

Васютка(герой рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро" - образец стойкости, жизнелюбия подростка, заблудившегося в лесу. 

Просмотр содержимого документа
«Один в тайге. Работа над проектами. Литература 5 класс»

Научно-практическая конференция школьников

«Я ПОЗНАЮ МИР»




СЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ









ОДИН В ТАЙГЕ

(ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»)








КЛОПОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ,

УЧЕНИК 5 КЛАССА ГБОУ СОШ №119

т+7 921 349 02 73



ПАТРУШЕВА ФЛАРИДА САГАДАТОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГБОУ СОШ №119

т +7 911 709 21 28










Санкт-Петербург

2016




ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение…………………………………………………………………………3


1. Обзор информационных источников……………………………………..4

1.1. Переход в тайге – советы «бывалых»…………………………………..5


2. Уроки выживания от Васютки Шадрина………………………………….6

2.1. Факторы выживания в природных условиях…………………………..7

2.2. Преодоление стрессоров выживания……………………………………8


3. Сибирская тайга не допускает пренебрежения…………………………….9


4. Психологические основы выживания в природных условиях……………10

4.1. Влияние характера на поступки в условиях выживания……………….10

5. «…да ведь он заблудился!» План скитаний Васютки…………………….11

    1. Памятки выживания………………………………………………………13


Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………...15

Приложение………………………………………………………………………16

ПРЕЗЕНТАЦИЯ









Введение

Говорят, смелым помогает не столько судьба, сколько разумное суждение, ясность сознания. Опытные путешественники утверждают, что очень важно уметь управлять собой, своими мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием, то есть всем тем, что составляет наш внутренний мир. Может случиться так, что волей случая мы можем оказаться один на один в огромном, бескрайнем лесу – тайге, без снаряжения, продуктов; мы, в силу возраста, многого не умеем делать, не знаем, как правильно поступить… Может ли маленький человек, попавший в беду, выжить, остаться здоровым? Да! В своей исследовательской работе я намерен утвердительно ответить на этот вопрос. В этом заключается актуальность моей работы. Ведь вопрос жизни и смерти – вечный вопрос – касается каждого: в экстремальной ситуации лишь один выбор – другого не будет – надо жить – и это долг человека, на то он и рождён! Объект исследования – учебники, справочники, научно-популярные пособия, художественные произведения, в которых в доступной форме излагается вопрос выживания в лесу. Предмет исследования – подросток, сохранивший себя и своё здоровье в экстремальной ситуации. Цель настоящего проекта – исследование факторов выживания в природных условиях, когда человек оказывается один-одинёшенек в огромном море сибирской тайги. Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- провести анкетирование с целью выявления уровня знаний сверстников по разделу ОБЖ «Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе»;

- исследовать словари, справочники, публицистическую, научно-популярную и художественную литературу по теме проекта;

- определить роль психологических основ выживания в природных условиях;

- проанализировать поведение героя рассказа В.П. Астафьева в сибирской тайге, выяснить, как он, 13-летний мальчик, добился своего спасения;

- сопоставить рекомендации «бывалых» путешественников со знаниями, умениями, навыками Васютки Шадрина героя рассказа В.П. Астафьева;

- обобщить результаты исследования;

- оформить содержательно и эстетично наглядный материал по теме проекта.

Методы:

- поисково-исследовательский (работа с литературой, со словарями и справочниками, Интернет-ресурсами);

- практического применения изученной информации (попытка создания своих ПАМЯТОК: №1 «Поведение человека в лесу»; №2 «Если ты заблудился»; Памятка №3 «Поведение человека в тайге»;

- метод анализа, синтеза, обобщения;

- методы обработки результатов исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках ОБЖ, литературы, географии, биологии, поможет учащимся во внеклассной деятельности, окажет помощь в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; поможет школьникам-туристам, ягодникам, грибникам – любителям природы – выжить в лесу.

Структура исследования: введение, 5 глав, заключение, список литературы, приложение; Презентация.

  1. Обзор информационных источников

Как выжить в тайге, что нужно знать, отправляясь в лес, как быть, если понял, что заблудился, как ориентироваться в тайге, что можно есть в лесу, как очистить воду, как устроить место для ночлега, как развести костёр, качества настоящего героя, какие они? Вопросы, вопросы, вопросы…

Какими информационными источниками могут пользоваться мои сверстники? Прежде всего – это школьные учебники, научно-популярные книги, публицистика, художественная литература.

Учебник для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией зам. министра МЧС РФ Ю.Л. Воробьёва (М.Астрель АСТ 2005). Как пишут авторы и издатели учебника, главная задача учебника – дать пятикласснику понимание общей логики безопасности, научить его предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения. В разделе «Нарушение экологического равновесия» мы находим советы об очищении воды в условиях дикой природы. Пригодятся эти советы каждому, оказавшемуся на лоне природы [7, с.54].

Учебник для 6 класса. Авторы: Анатолий Григорьевич Маслов, Валерий Васильевич Марков, Владимир Николаевич Латчук, Михаил Иванович Кузнецов. В главе 1 « Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе» повествуется о факторах выживания в природных условиях, когда человек оказался один на один в бескрайнем лесу. От чего будут зависеть его здоровье и жизнь? Если мы будем знать факторы выживания, уметь преодолевать их воздействие или правильно их использовать, то можем рассчитывать на положительный результат. Выделяют четыре группы факторов выживания: личностные, природные, материальные и постприродные (возникающие от общения с природой) [8, с.6-105].

Для написания научной работы пользовались мы научно-популярной литературой, пособиями Баленко К.В. «Школа выживания» [2]; Воловича В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации» [3]; Кудряшова Б.Г. «Энциклопедия выживания. Один на один с природой» [4]. Интернет-ресурсами – сайты «Советы бывалых» очень полезны [9; 10]. На примере Васютки Шадрина – героя рассказа В.П. Астафьева – можно научиться не только физически выживать, но и при этом сохранять человеческое достоинство, силу духа [1, с.5-60].

1.1. Переход в тайге – советы «бывалых»

Тот, кто бывал в тайге, знает, насколько трудно передвигаться среди завалов, заросших кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки может полностью дезориентировать человека, и он нередко движется по кругу, не подозревая о своей ошибке. Однако даже без компаса ориентироваться по сторонам света можно при помощи различных признаков. Так, например, деревья с северной стороны имеют более грубую кору, гуще поросшую мхом и лишайником; смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны обильнее, чем с южной; муравейники с севера обычно бывают защищены стволом дерева, кустом, камнем, их сторона с севера более крута. И тем не менее, необходимо помнить, что эти признаки бесполезно искать на деревьях среди чащи: они бывают отчетливо выражены на отдельно стоящем дереве среди поляны или на опушке. Очень важно выдержать избранное направление, при этом не забывать, что путь могут преградить завал или густые заросли кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы, которая усугубит и без того сложное положение терпящего бедствие. Совет «бывалых» путешественников – намечать какой-нибудь хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м. маршрута [10, интернет].

  1. Уроки выживания от Васютки Шадрина

Каждую минуту своей жизни человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая суть раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу.

Не зря говорят, что человек - дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева. Что помогло мальчику выжить? Каждый читатель скажет: знания и умения. Какими знаниями и умениями владел Васютка? Знания: как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра. Умения: добывать кедровые орехи, пользоваться затесями, развести костёр, запастись дровами, подстрелить, разделать и запечь птицу, подготовить ночлег, экономить патроны, беречь хлеб, соль, спички.

Откуда Васютка берёт эти знания, умения, навыки, ведь учится он в простой поселковой школе в 50-е годы 20 века, когда нет мобильного телефона, компьютера, даже уроков ОБЖ нет? Знания он извлекает из памяти, напряжённо припоминает необходимые сведения, вспоминает, что говорил дед, как поступал отец, что советовала мать, учитель литературы рассказывал истории про отважных людей. Рассказы рыбаков и охотников не прошли даром. Мальчик выдержал: сумел развести костер, обогреться и накормить себя, пожарив утку на углях. Васютка смелый и умный: когда силы были на исходе, он догадался, что из озера река впадает в Енисей. Набрел на озеро, где было много рыбы. Нельзя не восхищаться самообладанием парнишки – он смог сам выбраться из леса и найти дорогу домой.

Можно ли сказать однозначно, что Васютка был один в тайге? Он был один физически, а духовно мальчик все пять дней ощущал связь с людьми, с человеческой культурой, народными традициями [1, с.5-9].

Васютка «с детства впитал таёжные законы» [1, с.15]. Помните, когда мальчик засобирался в лес за орехами, мать советовала сыну взять запас хлеба и спички. Васютка нехотя согласился. Следовательно, во-первых, всегда бери в тайгу базовый запас продовольствия; во-вторых, иди в тайге вдоль деревьев с затесями. Это очень важное правило. Его несоблюдение повышает шанс заблудиться. В-третьих, патроны в тайге жизненно необходимы. Недаром говорят: ружьё без патрона хуже палки: если нападёт дикий зверь, то помочь сможет только огнестрельное оружие.

2.1. Факторы выживания в природных условиях

Какие же факторы выживания в природных условиях существуют? Прежде всего – личностные: жизнь человека в условиях автономного существования во многом зависит от состояния здоровья, воли, решительности, изобретательности, собранности, выносливости. Но это не самое главное. Даже тренированные люди могут погибнуть от жажды, не сумев найти источника воды, замёрзнуть, не сумев разжечь костёр. Безусловно, необходимо ещё обладать знаниями и умениями, позволяющими выжить в условиях дикой природы. Кроме того, учёные выделяют постприродные факторы. Они возникают в результате воздействия на человека климатических особенностей окружающей местности: тепловые удары, отравления, различные травмы и острые психические состояния, вызванные нахождением в экстремальной ситуации [8, с.11].

    1. Преодоление стрессоров выживания

К группе постприродных факторов авторы учебников, научно-популярных изданий относят стрессоры выживания: страх, одиночество, уныние, голод, холод, жара, жажда, физическая боль, переутомление. Как не стать безвольным, ноющим, стонущим существом, принявшим вызов судьбы как несправедливость, – медленно умирать, зарывшись в кустах? Учиться с детских лет властвовать собой!

Каждый человек рано или поздно может стать одиноким. Оказаться одиноким в условиях тайги – вдвойне страшно. Борются с одиночеством по-разному: вслух разговаривают или читают стихи, рассуждают, помогает отвлечься и любая физическая работа. Человек может впасть в уныние, если решит, что шансов для спасения нет. Уныние – чувство, вызываемое одиночеством, разочарованием от неудачных попыток что-то сделать. Что делать?.. преодолеть уныние, тоску - ЖИТЬ!

Страх – плохой попутчик. «У страха глаза велики», – гласит поговорка. [6, с.758]. Переживание страха может начаться с простого опасения, испуга, а закончиться ужасом. Человек начинает метаться, теряет контроль над своим поведением. В такой ситуации человек может совершить непоправимое. Например, позволив страху овладеть собой, он перестаёт правильно оценивать, как далеко находится от знакомых мест, насколько велика опасность. Нарушается внимание, наблюдательность, нормальное восприятие предметов вокруг. Итак, каждый человек испытывает страх перед опасностью, но побороть может только тот, кто научился его в себе оценивать, распознавать его причины, и кто заранее освоил приёмы управления собой. Под влиянием паники и страха в тайге человек сам может сделать себя слепым, глухим и немым. Он перестаёт нормально ощущать и воспринимать окружение, что приводит к унынию, пессимизму, безволию, равнодушию к собственной жизни.

Голод – следующий стрессор – быстро напомнит о себе. Да и холод снижает физическую активность и работоспособность не защищённого от него человека, воздействует на его психику: цепенеет не только его тело, но и мозг, воля. Переутомление – опасное состояние организма, наступающее после длительного или интенсивного физического или психического напряжения. При этом наблюдается быстрая утомляемость, нарушения сна и аппетита. При переутомлении у человека ослабевает воля и контроль над своими действиями.

«Бывалые» люди, таёжники, да и психологи советуют: только правильное распределение физических нагрузок и своевременный отдых помогут человеку избежать стрессовой ситуации, связанной с переутомлением [8, с.19].

3. Сибирская тайга не допускает пренебрежения

Посмотрим, как воздействовали стрессоры выживания на Васютку. Васютка в первое мгновение, когда понял, что заблудился, запаниковал, ругал себя за то, что потерял затеси [1, с.16-18]. «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей…» [1, с.16-18]. Читая книгу, я очень переживал за Васютку. Меня удивило то, что, хотя парень и был очень напуган, все же смог найти в себе силы, чтобы выжить в лесу.

Когда, казалось бы, наступает отчаяние, разочарование – желание поддаться слабости – на помощь приходит природа. Писатель показывает взросление мальчика, процесс познания законов природы, осмысления поведения взрослых и собственных поступков. Сибирскую природу писатель не просто знал, он чувствовал её, у неё учился мудрости и эти уроки передавал читателю.

Итак, писатель убеждает нас, что сибирская тайга не допускает пренебрежения: человек в этом мире – маленькая песчинка, умеющая жить в тайге по её правилам. Но знает Астафьев и другое: эта песчинка может выжить в самых невероятных условиях, выйти победителем из опаснейших испытаний, если помнит уроки отцов, уважает природу.

  1. Психологические основы выживания в природных условиях

Каждый год мы видим по телевидению сюжеты о потерявшихся в лесу детях. Не все они выживают, даже если некоторым по 15-17 лет. Почему подросток не воспользовался знаниями, умениями, навыками, полученными в школе, дома, читая литературу? Психологи говорят, что мы сами программируем себе такие опасные ситуации, когда снижаются и острота внимания, и острота восприятия, хуже становится память и способность думать, аналитически рассуждать. Это приводит к развитию чувства страха и как следствие – стресса, сильного напряжения, снижающего возможность удачно действовать для своего спасения. Необходимо развивать у себя установку на выживание, следовательно, и готовность к спокойным, самостоятельным и целенаправленным действиям для выхода из экстремальной ситуации. Установка на выживание включает три элемента:

- осознание «Я отдаю себе отчёт в том, что оказался один в тайге и что происходит со мной на самом деле);

- оценку (Я не растеряюсь, не испугаюсь, со мной не произойдёт несчастье);

- поведение (Я вспомню всё, чему меня учили в школе и дома, что надо делать, когда оказываешься один на один с тайгой. Я ничего не боюсь. Я внимательный. Я наблюдательный. Я смогу себя накормить, напоить. Я не могу утомлять себя ненужными мыслями о всяких страшных вещах, но я знаю, что опасность нельзя недооценивать. Поэтому я буду бдительным и терпеливым. У меня всё получится!) [3, с.46]; [8, с.17-25].

    1. Влияние характера на поступки в условиях выживания

Об одних ребятах говорят, что они решительные, настойчивые, а про других – они упрямые, что задумали, исполнят, добьются. Совет и тем и другим: принятое решение должно быть исполнено. Систематическое невыполнение принятых решений делает человека неподготовленным к встрече с реальными трудностями в лесу. Безусловно, каждый взрослый – и родители, и учителя – скажут, как важно: во-первых, тренироваться в сосредоточении внимания на своих действиях, поступках и оценке их с точки зрения развития воли; во-вторых, уметь анализировать свои действия и поступки, ошибки и просчеты, чтобы в будущем их не повторять; в-третьих, уметь укреплять и развивать свои волевые качества.

Тренировал ли волю Васютка, ведь он был обыкновенный сибирский мальчишка, жил в рыбацком посёлке, учился в школе, в меру озорничал?.. Конечно, речь о плановых аутотренингах не может идти, но сама жизнь, трудная, суровая, воспитывала Васютку парнем серьёзным, ответственным, трудолюбивым, смышлёным. Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги: природа не любит слабых и трусливых. Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике. Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег. 

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из тайги победителем. Все пригодилось: и поучительные рассказы рыбаков, и знания, переданные родителями и дедушкой, и собственные наблюдения [5, с.177-183].

  1. «…да ведь он заблудился!» [5, с.174]. План скитаний Васютки

Комментарий к плану.

Наметим приблизительный маршрут скитаний Васютки.

- «Встреча с глухарем»: «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы» [5, с.172];

- «Поймал подстреленного глухаря»: «Теперь все – догоню! … Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» [5, с.173];

- «Васютка заблудился»: «И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!» [5, с.174];

- «Первая ночевка, мальчик вспоминает опыт других»: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь… не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину…Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…» [5, с.175-177];

- «Дорога к воде, маленькое озеро»: «Куда идти? …рассудил просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься, а если идти на север то через сотню лес кончится…», «…заметив меж хвойных деревьев березки, осинки, а дальше мелкий кустарник, побежал … впереди берег…Вода!» [5, с.179];

- «Таежная речушка»: «Да, если озеро проточное (судя по белой рыбе в нем) и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею» [5, с.183];

- «Спасение»: «…схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту… потом кинулся назад и стал складывать в костер все припасенные дрова: догадался, что у костра скорей его заметят… он вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах!.. бот подрабатывал к берегу» [5, с.188].

Это было спасение! Васютка выжил в тайге: попал в плен тайги на целых пять дней и победил. Какими они были эти пять дней?

Собравшись с мыслями, успокоившись, не поддавшись панике, мальчик принял решение – идти на юг, к известной ему избушке – он помнил, что она стоит у берега Енисея. И нашёл он берег, как ему показалось, Енисея, но вскоре понял, что нашел всего лишь озеро. От отчаяния мальчишка уснул, видимо, организм сам защитил себя, хотя бы на время. В Заполярье в августе ночь коротка. Проснувшись, он решил пойти на север, в сторону тундры. Если на юг идти, то лес и через 1000 км не кончится. А 100 км на север – и ты в тундре. Он обнаружил в озере белую рыбу: пелядь, чир, сиг. Эта рыба может водиться в озёрах, но только в проточных. Следовательно (мальчик сообразил), озеро проточное. Вскоре Васютка пришёл к речке, которая, несомненно, впадает в могучий Енисей.

Итак, выжить, сохранить здоровье Васютке помогла выдержка, терпение, анализ своих действий, небольшой, но жизненный опыт, память о традициях отцов-дедов, смекалка, самообладание.

5.1. Памятки выживания

Итак, каждый человек должен обладать необходимыми знаниями, чтобы выжить в экстремальных ситуациях. Источниками знаний могут быть школьные уроки ОБЖ, героические поступки известных учёных, путешественников, литературных героев. Целью моей работы является не только описание экстремальной ситуации, в которую мы можем попасть, но и предупредить эти ситуации, то есть избежать их. С этой профилактической целью я составил Памятки (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Заключение

Выводы и результаты исследования:

- авторы учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5 и 6 классы интересно и полно представляют информацию о факторах выживания в природных условиях;

- справочники, научно-популярные статьи дают ценные советы по теме выживания в тайге, но эта литература всё-таки для взрослых: охотников, ягодников, грибников, сборщиков кедровых орехов.

- потому считаем, что сверстникам нужно лучше знакомиться с материалом, изложенным в учебнике: читать, учить, пересказывать, конспектировать;

- без знаний законов тайги, без уважения к природе невозможно остаться здоровым, невозможно выжить;

- литературные произведения, сюжет которых строится на драматического случая с героем, лучше всего учат школьников правилам поведения в лесу, прививают умения и навыки выживания, приобщают к чтению приключенческой литературы, воспитывают любовь к природе, способствуют становлению волевого характера сильной личности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что человек в ответе за своё здоровье и жизнь, потому он обязан с ранних лет воспитывать цельность характера, отвагу, нравственную закалку, уважение к природе, бережное к ней отношение.

В жизни возникают ситуации, когда человек должен проявить самообладание, выдержку, решительность, мужество – именно эти качества помогли Васютке Шадрину выжить, и он, и его старшие друзья-рыбаки были награждены природой вновь открытым озером, по праву получившим название – ВАСЮТКИНО.







Использованная литература


  1. Астафьев Виктор. В тайге, у Енисея» издательство «МАЛЫШ» МОСКВА 1986

  2. Баленко С.В. Школа выживания. – М.: Школа выживания, 1992

  3. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 1990

  4. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. – Краснодар: Советская Кубань, 1996

  5. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений: основное общее образование: в 2 ч. Ч. 1/ (Т.В. Рыжкова, М.С. Костюхина, Г.Л. Вирина и др.) изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.; под ред. И.Н. Сухих. – 5кл.: ил.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. - 896 с.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 173, (3) с.: ил.

  8. Основы безопасности жизнедеятельности. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Г.Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латук, М.И. Кузнецов. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 220, (4) с.: ил.

  9. Записки бывалого таёжника. Гричуха Константин. Блог Костяника. Интернет: www.liveinternet.ru

  10. Как выжить в тайге. Советы бывалого таёжника

Интернет: www.kakprosto.ru



Приложение

1. Памятки

Памятка №1. Советы идущему в лес

1. Подумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

 Памятка №2.  Если ты заблудился

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка№3 «Поведение человека в тайге»

1. Не паниковать!

2. Спокойно оценить обстановку.

3. Проверить и разделить продукты, патроны, спички, воду…

4. Вспомнить опыт других людей, примеры из книг.

5. Применить знания из природоведения, ОБЖ, уроков Здоровья…

6. Добыть огонь, запасти хворост.

7. Приготовить средство обороны: дубину, палку, камень…

8. Приготовить укрытие, «постель» для ночлега.

9. Использовать в пищу знакомые растения, ягоды, плоды, грибы, рыбу…

10. Искать дорогу по приметам и звукам


2. Результаты анкетирования



    1. Результаты опроса

Респондентов опрошено: 39

Вариант ответа

Кол-во ответов

% от всех

Не разжигать (тушить) костры

24

30.24%

Не мусорить

20

25.20%

Не шуметь

19

23.94%

Не отставать от группы

17

21.42%

Идти по знакомой тропе

7

8.82%

Употреблять только те плоды, в которых ты уверен

7

8.82%

Не срубать деревья

5

6.30%

Быть внимательным

4

5.04%

Не портить окружающую среду

4

5.04%

Не пугать животных

3

3.78%

Никогда не паниковать

3

3.78%

Не бить животных

2

2.52%

Не баловаться

2

2.52%

Не спать без костра

1

1.26%

Не допускать, чтобы лассо привлекало животных

1

1.26%

Не срывать грибы с корнем

1

1.26%

Не оставлять костры без присмотра

1

1.26%

Не есть сырые грибы

1

1.26%

Не ходить в лес в одиночку

1

1.26%

Отмечать ярким предметом место остановки

1

1.26%

Наступать на согнутые колени, чтобы не болели ноги

1

1.26%

Оставлять предметы, чтобы отметить пройденный путь

1

1.26%

Всего ответов

126

100%



    1. Диаграмма


















Опрошено 39 респондентов, получено 126 ответов, среди которых 22 различных варианта.

По результатам опроса можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов не обладает необходимым уровнем знаний и правилами поведения в лесу в экстремальной ситуации. Исследование подтверждает актуальность работы.






3. Маршрут скитаний Васютки





















4. Рисунки Кати Петровой к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»


Глухарь

Малое озеро

Протока к Енисею

Рыбацкий поселок

Белка
















24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!