СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение устному ответу на проблемный вопрос по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса. Учитель может использовать её на уроке развития речи по литературе после изучения повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", чтобы выявить ключевые идеи повести и показать актуальность этих идей сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Обучение устному ответу на проблемный вопрос по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»»

Тема урока: Обучение устному ответу на проблемный вопрос по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели урока:

  • Обучающие:

    • выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;

    • показать актуальность этих идей сегодня.

  • Развивающие:

    • развивать умение анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

    • развивать речь учащихся, навыки исследовательской работы;

    • развивать ассоциативное мышление.

  • Воспитательные:

    • пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

    • увидеть и понять нравственные уроки повести.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки

ХОД УРОКА

I.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Слово учителя.

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.

II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд1-2 )

III.ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя

Как вы понимаете смысл темы? Вам понятен смысл слова проблема? Давайте разберёмся.

Слайд 3. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Проблемный вопрос- это вопрос, на который нет заранее готового ответа, этот ответ нужно найти самостоятельно путём поиска, исследования.

Мы закончили изучение повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», в которой автор затронул несколько нравственных проблем. Нам, ребята, предстоит поработать исследователями – литературоведами, чтобы ответить на несколько вопросов:

На далёкой станции, на почтовом тракте умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом?

- Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?

Счастлива или несчастна Дуня, дочь станционного смотрителя, покинувшая отца ради другой, богатой жизни?

- В чем драматизм судьбы Дуни? (Слайд 4)

1.Подготовка учащимися устного ответа на проблемный вопрос «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?»

1) БЕСЕДА:

- Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы поняли из текста, что такое станция в то время? (Слайд 5)

Станция – 1.Пункт, место остановки на железных дорогах и других сухопутных путях; сообщения; сооружения и службы, относящиеся к этому пункту. 2. Расстояние между пунктами, перегон (устар.)

Смотритель – должностное лицо, выполнявшее обязанности по надзору, охране, а также по управлению чем-нибудь, начальник почтовой станции (устар.)

– Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах (слайд 6)

– По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?
–Где мы встречаем это словосочетание? (В эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым низким?
– Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания - «наполнить сердце состраданием».

- Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность происходящего) «В 1816 году в мае месяце…через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному…»

Учитель: И как подтверждение реальности происходившего в Петербургской области и ныне существует деревня Выра, в которой с 1972г. находится музей «Домик станционного смотрителя». Посвящен музей дорожному быту начала 19в. Это единственный в России музей литературных героев А.С.Пушкина

Есть музеи, где мёртвое прошлое

В пышных залах лежит под стеклом,

Где, блестя, экспонаты роскошные

Равнодушно молчат о былом.


Не к такому музею таинственный

Столб старинный мне путь указал;

Верстовой, полосатый, единственный,

Он с прошедшим нас прочно связал.


На столе треуголка смотрителя,

Только нет самого старика.

Связь времён до того удивительна,

Что теряют значенье века.

МУЗЕЙ НА СТАНЦИИ ВЫРА (слайд 7)

(слайд 8 )- портрет С.В.

Учитель: И всё же, несмотря на все трудности положения станционного смотрителя в начале повести мы видим вполне довольного своей жизнью человека. Найдите описание Самсона Вырина при первой встрече. («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).


--Что давало Самсону Вырину силы жить и не жаловаться на свою судьбу?

- Найдите в тексте другое описание Самсона Вырина. Как он выглядел во время второй встречи с рассказчиком? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»). (Слайд 8)


-Чем вызваны были эти перемены?

- Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму

отнесся к нему? Почему не боится, что смотритель будет на него жаловаться, и почему Самсон не жалуется, а говорит «подумал, махнул рукой и решил отступиться.

(Бесполезно, т. к. см.- мелкий чиновник, никто его не послушает, а послушают Минского, т. к. тот богат и имеет более высокое звание.)


- Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном смысле намного выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не всё в этом мире продается и покупается, гордый человек.

- О каком эпизоде речь? (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку)


-А почему всё-таки возвращается за деньгами? (маленький человек, и мы не можем его осуждать за это: бесчеловечное общесто калечит души. Оно враждебно относится к таким. как Вырин, и нравственно убивает их)


Учитель: - Начиная с произведения А.С.Пушкина, в литературе звучит тема « маленького человека», которая продолжится в творчестве Гоголя, Достоевского и др. русских писателей. Но новаторство принадлежит Пушкину. Он первым в литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса и сумел вызвать сочувствие читателя к нему..


2) Опережающее задание.


Несколько уч-ся получили задание подготовить ответ на первый вопрос дома.


ЗАЧИТЫВАНИЕ УЧ-СЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПО ПЛАНУ ОТВЕТОВ

ПЛАН

1.Самсон Вырин – главный герой повести.

2.Должность станционного смотрителя – «настоящая каторга».

3.Самсон Вырин – добросовестный работник и любящий отец.

4.Трагедия в жизни героя.

5. Кто виноват?


2.Подготовка учащимися устного ответа на вопрос « В чём драматизм судьбы Дуни?»

( слайд10)- ЯПОНСКОЕ ЖИЛИЩЕ

Слово учителя: Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.

Некому стало делать дырки в бумаге окон.

Но как стало холодно.


-Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?(Дети)


-Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно?

(Холод в душе, с ребенком что-то случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.

-А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит к трагедии)


Итак. Мы видим. что в повести затронута еще одна нравственная проблема – взаимоотношения отцов и детей.


1) БЕСЕДА:

-Когда Дуня впервые появляется в повести?

-Какие черты просматриваются в характере 14-летней девочки? (Дуня хозяйственная, сердечная, добрая девочка. приветлива. помогает отцу)

- Почему она проявила столько внимания к заболевшему гусару? ( Доброта и милосердие – лучшие её качества)

- Счастлива ли Дуня, связавшая свою судьбу с Минским? ( Да, безусловно)


Учитель В худ. тексте повторы имеют особое значение. Это подсказка автора, чтобы читатель случайно не пропустил важное. Найдите повторяющийся элемент: (Картинки с изобр. блудного сына) СЛАЙД 11


-Вспомните притчу о блудном сыне. Что самое главное в этой истории? (Мотив покаяния и прощения)

-Похожи ли истории Дуни и блудного сына? ( И да , и нет)


-Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?


Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не

успела попросить прощение у родного человека. Запоздалое раскаяние «блудной дочери», обрекает ее жить с чувством вины перед своим отцом.

- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения? (Слайд 12)Дуня на могиле отца

Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.


2)СОСТАВЛЕНИЕ УЧ_СЯ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ПЛАНУ, ПРЕДЛОЖЕННОМУ УЧИТЕЛЕМ

ПЛАН

1.Дуня- хозяйка домика смотрителя.

2.Доброта и милосердие- лучшие качества девушки.

3.Благополучная жизнь в Петербурге.

4.Нравственные терзания Дуни.


3) ЗАСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Слово учителя:

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. Подумайте об этом, ребята!

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. ПЕСНЯ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»(слайд 13)


IV. ИТОГ УРОКА

Слово учителя:


Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались? ( Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас)


-Каким высказыванием вы бы закончили урок? (слайд14)


«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

«Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» 5 заповедь Христа


ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить ответ на вопрос: Виноваты ли герои А.С.Пушкина друг перед другом, если да, то в чём? (слайд 15)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!