Тема урока: Обучение устному ответу на проблемный вопрос по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
развивать умение анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;
развивать речь учащихся, навыки исследовательской работы;
развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки
ХОД УРОКА
I.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Слово учителя.
Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.
II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд1-2 )
III.ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Слово учителя
Как вы понимаете смысл темы? Вам понятен смысл слова проблема? Давайте разберёмся.
Слайд 3. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Проблемный вопрос- это вопрос, на который нет заранее готового ответа, этот ответ нужно найти самостоятельно путём поиска, исследования.
Мы закончили изучение повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», в которой автор затронул несколько нравственных проблем. Нам, ребята, предстоит поработать исследователями – литературоведами, чтобы ответить на несколько вопросов:
На далёкой станции, на почтовом тракте умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом?
- Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?
Счастлива или несчастна Дуня, дочь станционного смотрителя, покинувшая отца ради другой, богатой жизни?
- В чем драматизм судьбы Дуни? (Слайд 4)
1.Подготовка учащимися устного ответа на проблемный вопрос «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?»
1) БЕСЕДА:
- Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы поняли из текста, что такое станция в то время? (Слайд 5)
Станция – 1.Пункт, место остановки на железных дорогах и других сухопутных путях; сообщения; сооружения и службы, относящиеся к этому пункту. 2. Расстояние между пунктами, перегон (устар.)
Смотритель – должностное лицо, выполнявшее обязанности по надзору, охране, а также по управлению чем-нибудь, начальник почтовой станции (устар.)
– Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах (слайд 6)
– По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?
–Где мы встречаем это словосочетание? (В эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым низким?
– Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).
Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания - «наполнить сердце состраданием».
- Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность происходящего) «В 1816 году в мае месяце…через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному…»
Учитель: И как подтверждение реальности происходившего в Петербургской области и ныне существует деревня Выра, в которой с 1972г. находится музей «Домик станционного смотрителя». Посвящен музей дорожному быту начала 19в. Это единственный в России музей литературных героев А.С.Пушкина
Есть музеи, где мёртвое прошлое
В пышных залах лежит под стеклом,
Где, блестя, экспонаты роскошные
Равнодушно молчат о былом.
Не к такому музею таинственный
Столб старинный мне путь указал;
Верстовой, полосатый, единственный,
Он с прошедшим нас прочно связал.
На столе треуголка смотрителя,
Только нет самого старика.
Связь времён до того удивительна,
Что теряют значенье века.
МУЗЕЙ НА СТАНЦИИ ВЫРА (слайд 7)
(слайд 8 )- портрет С.В.
Учитель: И всё же, несмотря на все трудности положения станционного смотрителя в начале повести мы видим вполне довольного своей жизнью человека. Найдите описание Самсона Вырина при первой встрече. («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).
--Что давало Самсону Вырину силы жить и не жаловаться на свою судьбу?
- Найдите в тексте другое описание Самсона Вырина. Как он выглядел во время второй встречи с рассказчиком? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»). (Слайд 8)
-Чем вызваны были эти перемены?
- Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму
отнесся к нему? Почему не боится, что смотритель будет на него жаловаться, и почему Самсон не жалуется, а говорит «подумал, махнул рукой и решил отступиться.
(Бесполезно, т. к. см.- мелкий чиновник, никто его не послушает, а послушают Минского, т. к. тот богат и имеет более высокое звание.)
- Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном смысле намного выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не всё в этом мире продается и покупается, гордый человек.
- О каком эпизоде речь? (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку)
-А почему всё-таки возвращается за деньгами? (маленький человек, и мы не можем его осуждать за это: бесчеловечное общесто калечит души. Оно враждебно относится к таким. как Вырин, и нравственно убивает их)
Учитель: - Начиная с произведения А.С.Пушкина, в литературе звучит тема « маленького человека», которая продолжится в творчестве Гоголя, Достоевского и др. русских писателей. Но новаторство принадлежит Пушкину. Он первым в литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса и сумел вызвать сочувствие читателя к нему..
2) Опережающее задание.
Несколько уч-ся получили задание подготовить ответ на первый вопрос дома.
ЗАЧИТЫВАНИЕ УЧ-СЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПО ПЛАНУ ОТВЕТОВ
ПЛАН
1.Самсон Вырин – главный герой повести.
2.Должность станционного смотрителя – «настоящая каторга».
3.Самсон Вырин – добросовестный работник и любящий отец.
4.Трагедия в жизни героя.
5. Кто виноват?
2.Подготовка учащимися устного ответа на вопрос « В чём драматизм судьбы Дуни?»
( слайд10)- ЯПОНСКОЕ ЖИЛИЩЕ
Слово учителя: Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.
Некому стало делать дырки в бумаге окон.
Но как стало холодно.
-Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?(Дети)
-Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно?
(Холод в душе, с ребенком что-то случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.
-А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит к трагедии)
Итак. Мы видим. что в повести затронута еще одна нравственная проблема – взаимоотношения отцов и детей.
1) БЕСЕДА:
-Когда Дуня впервые появляется в повести?
-Какие черты просматриваются в характере 14-летней девочки? (Дуня хозяйственная, сердечная, добрая девочка. приветлива. помогает отцу)
- Почему она проявила столько внимания к заболевшему гусару? ( Доброта и милосердие – лучшие её качества)
- Счастлива ли Дуня, связавшая свою судьбу с Минским? ( Да, безусловно)
Учитель В худ. тексте повторы имеют особое значение. Это подсказка автора, чтобы читатель случайно не пропустил важное. Найдите повторяющийся элемент: (Картинки с изобр. блудного сына) СЛАЙД 11
-Вспомните притчу о блудном сыне. Что самое главное в этой истории? (Мотив покаяния и прощения)
-Похожи ли истории Дуни и блудного сына? ( И да , и нет)
-Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не
успела попросить прощение у родного человека. Запоздалое раскаяние «блудной дочери», обрекает ее жить с чувством вины перед своим отцом.
- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения? (Слайд 12)Дуня на могиле отца
Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.
2)СОСТАВЛЕНИЕ УЧ_СЯ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ПЛАНУ, ПРЕДЛОЖЕННОМУ УЧИТЕЛЕМ
ПЛАН
1.Дуня- хозяйка домика смотрителя.
2.Доброта и милосердие- лучшие качества девушки.
3.Благополучная жизнь в Петербурге.
4.Нравственные терзания Дуни.
3) ЗАСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Слово учителя:
Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. Подумайте об этом, ребята!
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. ПЕСНЯ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»(слайд 13)
IV. ИТОГ УРОКА
Слово учителя:
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались? ( Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас)
-Каким высказыванием вы бы закончили урок? (слайд14)
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
«Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» 5 заповедь Христа
ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить ответ на вопрос: Виноваты ли герои А.С.Пушкина друг перед другом, если да, то в чём? (слайд 15)