СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте, 1 класс. Тема: "Алфавит". Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте, 1 класс. Тема: "Алфавит". Презентация

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте, 1 класс. Тема: "Алфавит". Презентация»

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Алфавит.

Цель: познакомить учащихся с алфавитом.

Задачи:

Познавательные:

  • закрепить знания детей об изученных буквах;

  • познакомить детей с русским алфавитом;

  • формировать навыки сознательного и плавного чтения;

  • учить находить информацию в тексте;

  • прививать интерес к знаниям

;

Развивающие:

  • развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Оборудование:

У учителя: мультимедийный видеопроектор, экран

современный алфавит

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука

презентация к уроку

У детей: ребусы, карточки с текстами, карточки с частями пословиц, картинка с рисунком, карточка с пронумерованным алфавитом, тетрадь, цветные карандаши.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.


  1. Введение в тему урока. 2 мин

Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно?

Конечно, самое главное- мы научились читать. Замечательный детский поэт В.Берестов написал стихотворение, которое вы выучили дома, а какое название имеет это стихотворение?

Чтение стихотворения учеником . Чтение хором.

-Почему автор считает, что хорошо уметь читать?


3.Актуализация знаний о буквах. 3 мин

-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?

- Cколько букв в русском языке? (33)

-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные, согласные)

- Cколько гласных? 10

- Сколько согласных? 21

-Какие буквы не обозначают звуков? 2

- Назовите буквы, обозначающие шипящие согласные.

-Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

-Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки.

4.Постановка цели и темы урока. 5 мин

-Как вы думаете всё ли мы узнали о буквах?

-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.

-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

1.Коллективная работа.

На доске – ребус. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составьте слова.








-Как вы думаете,какой будет тема нашего урока? (Алфавит, азбука)

- Что такое азбука, алфавит? Сегодня мы ответим на этот вопрос.



5.Звуковой анализ слов «алфавит» и «азбука». 5 мин

Работа в группах.

Исследуем слова алфавит и азбука. Для это предлагаю поработать в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Для начала вспомним правила работы в группах.

Первый ряд записывает слово – алфавит, второй – азбука. Вам необходимо составить схему этих слов и проанализировать. Вспомним порядок. Что мы сначала должны сделать? (произнести, разделить на слоги) Затем? ( поставить ударение, составить звуковую модель)

. Проверка выполненной работы.

6.Грамматический анализ слов алфавит и азбука. 5 мин

7.Физкультминутка. 4 мин

У оленя дом большой. Солдаты.



8 Работа с текстом. 6 мин

А сейчас возьмите тексты, которые лежат у вас на партах. Вам надо прочитать текст и подготовиться сказать всему классу, что ещё вы узнали об алфавите. (Тексты распределены по одному на каждую колонку, можно раздать тексты в зависимости от уровня чтения детей.)


Текст 1. Почему алфавит так назвали?


Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.


Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё …( алфавит)




Текст 2

Зачем нужен алфавит?


Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.


Текст 3.


Это интересно знать.


Самый длинный в мире алфавит у народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Что узнали из текстов? ( Выступления детей).


9.Знакомство с алфавитом 4 мин

-Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

-А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н


Физкультминутка. Буратино. Игра Гласные-согласные 4 мин


10 Закрепление изученного. 5 мин

-В русской азбуке на стр. 82 есть стихотворение. Прочитайте его самостоятельно шёпотом.

-Понравилось ли стихотворение? Что особенно?

-Прочитайте стихотворение вслух. Все ли буквы русского алфавита использовал поэт? Каких букв не хватает?


-А сейчас немного поиграем.

1. Игра «Отгадай слова». Работа в парах 4 мин

У каждого карточка с алфавитом, карточка с шифром на пару.



Попробуем 14 1 14 1 (мама)


2.Следующая игра «Алфавит – художник». 3 мин

Соедините буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.

( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).



11.Рефлексия. 3 мин

-Что же новое вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое алфавит?

-Зачем надо знать алфавит?

-Где используют алфавит?

У вас на партах ладошки 3 цветов. Если урок понравился, было легко и все понятно – зеленая ладошка, если не очень понравился и не все было понятно – желтая, если совсем не понравился и ничего не получилось – красная. Возьмите магнит и прикрепите нужную ладошку к дереву.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!