Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Алфавит.
Цель: познакомить учащихся с алфавитом.
Задачи:
Познавательные:
закрепить знания детей об изученных буквах;
познакомить детей с русским алфавитом;
формировать навыки сознательного и плавного чтения;
учить находить информацию в тексте;
прививать интерес к знаниям
;
Развивающие:
развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;
Воспитательные:
Оборудование:
У учителя: мультимедийный видеопроектор, экран
современный алфавит
учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука
презентация к уроку
У детей: ребусы, карточки с текстами, карточки с частями пословиц, картинка с рисунком, карточка с пронумерованным алфавитом, тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока.
Оргмомент.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Введение в тему урока. 2 мин
Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно?
Конечно, самое главное- мы научились читать. Замечательный детский поэт В.Берестов написал стихотворение, которое вы выучили дома, а какое название имеет это стихотворение?
Чтение стихотворения учеником . Чтение хором.
-Почему автор считает, что хорошо уметь читать?
3.Актуализация знаний о буквах. 3 мин
-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?
- Cколько букв в русском языке? (33)
-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные, согласные)
- Cколько гласных? 10
- Сколько согласных? 21
-Какие буквы не обозначают звуков? 2
- Назовите буквы, обозначающие шипящие согласные.
-Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.
-Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки.
4.Постановка цели и темы урока. 5 мин
-Как вы думаете всё ли мы узнали о буквах?
-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.
-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
1.Коллективная работа.
На доске – ребус. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составьте слова.
-Как вы думаете,какой будет тема нашего урока? (Алфавит, азбука)
- Что такое азбука, алфавит? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
5.Звуковой анализ слов «алфавит» и «азбука». 5 мин
Работа в группах.
Исследуем слова алфавит и азбука. Для это предлагаю поработать в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Для начала вспомним правила работы в группах.
Первый ряд записывает слово – алфавит, второй – азбука. Вам необходимо составить схему этих слов и проанализировать. Вспомним порядок. Что мы сначала должны сделать? (произнести, разделить на слоги) Затем? ( поставить ударение, составить звуковую модель)
. Проверка выполненной работы.
6.Грамматический анализ слов алфавит и азбука. 5 мин
7.Физкультминутка. 4 мин
У оленя дом большой. Солдаты.
8 Работа с текстом. 6 мин
А сейчас возьмите тексты, которые лежат у вас на партах. Вам надо прочитать текст и подготовиться сказать всему классу, что ещё вы узнали об алфавите. (Тексты распределены по одному на каждую колонку, можно раздать тексты в зависимости от уровня чтения детей.)
Текст 1. Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.
Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …( алфавит)
Текст 2
Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Текст 3.
Это интересно знать.
Самый длинный в мире алфавит у народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
Что узнали из текстов? ( Выступления детей).
9.Знакомство с алфавитом 4 мин
-Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.
Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
-А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?
-Назовите первую букву, последнюю.
-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?
-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?
-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н
Физкультминутка. Буратино. Игра Гласные-согласные 4 мин
10 Закрепление изученного. 5 мин
-В русской азбуке на стр. 82 есть стихотворение. Прочитайте его самостоятельно шёпотом.
-Понравилось ли стихотворение? Что особенно?
-Прочитайте стихотворение вслух. Все ли буквы русского алфавита использовал поэт? Каких букв не хватает?
-А сейчас немного поиграем.
1. Игра «Отгадай слова». Работа в парах 4 мин
У каждого карточка с алфавитом, карточка с шифром на пару.
Попробуем 14 1 14 1 (мама)
2.Следующая игра «Алфавит – художник». 3 мин
Соедините буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.
( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).
11.Рефлексия. 3 мин
-Что же новое вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое алфавит?
-Зачем надо знать алфавит?
-Где используют алфавит?
У вас на партах ладошки 3 цветов. Если урок понравился, было легко и все понятно – зеленая ладошка, если не очень понравился и не все было понятно – желтая, если совсем не понравился и ничего не получилось – красная. Возьмите магнит и прикрепите нужную ладошку к дереву.