СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение смысловому чтению научно-познавательных текстов младших школьников в теории и практике педагогики и методики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – особо важный этап в жизни ребёнка. Младший

школьник осваивает основы умения учиться и способности к

самостоятельной организации своей деятельности. Читательские умения

обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать

новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и

самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов состоит

в том, чтобы каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным

и полноценным навыком чтения.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных

способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной

отсталости школьников, подметил: «Если в начальной школе дети мало

читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного

мозга». Чтение – это главный процесс познания.

Просмотр содержимого документа
«Обучение смысловому чтению научно-познавательных текстов младших школьников в теории и практике педагогики и методики»

1.1. Обучение смысловому чтению научно-познавательных текстов младших школьников в теории и практике педагогики и методики

Начальная школа – особо важный этап в жизни ребёнка. Младший

школьник осваивает основы умения учиться и способности к

самостоятельной организации своей деятельности. Читательские умения

обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать

новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и

самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов состоит

в том, чтобы каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным

и полноценным навыком чтения.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных

способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной

отсталости школьников, подметил: «Если в начальной школе дети мало

читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного

мозга». Чтение – это главный процесс познания. [48]

Навык чтения проходит формирование на 3 ступенях:

аналитилический, синтетический, автоматизированный.

 При аналитическом методе изучение чтения начинается с

усвоения слов и предложений.

 Синтетический метод предполагает первоначальное изучение

букв и слогов и образование их потом в слова и предложения.

 Автоматизированный метод стремится использовать

преимущества двух предыдущих методов.

В течение уже многих лет в международной литературе идет

дискутирование о преимуществах и недостатках этих трех методов.

Заметим, что ни один из разработанных методов не приводит к полностью

10

удовлетворительным результатам. Причины этого заключаются в том, что

наукой до сих пор еще не достаточно изучен собственно познавательный

процесс при обучении чтению.

Поэтому каждый из перечисленных методов предполагает в

основном опосредованное обучение чтению. На начальных этапах процесс

обучения чтению осуществляется преимущественно путем механического

заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов.

Первоклассники часто могут "читать" целые страницы букваря, не глядя на

них. Только через некоторый период времени в большей или меньшей

степени спонтанно начинает развиваться собственно чтение.

Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы точнее

исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе

создать методы, которые бы позволили непосредственно управлять этим

процессом.

Чтения – сложный, многогранный процесс. Большинство

исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие,

воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть

декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму Т. Г. Егоров,

А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б.

Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и

смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев,

А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского

кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего читателя понимание возникает в результате анализа

и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает

техническую, о чем говорит появление смысловых догадок в процессе

чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

При исследовании значимости процесса обучения чтению в

образовании, воспитании и развитии детей обратимся к опыту ученых,

методистов, педагогов, работающих в этой области.

В середине XIX века впервые возникла проблема обучения

смысловому чтению и актуализировалась в форме противоречия между

формируемым навыком механического озвучивания текста и пониманием

учеником информации, изложенной в тексте. На практическом уровне был

поставлен вопрос о наличии двух составляющих полноценного чтения:

«механизма чтения» и «понимания смысла читаемого».

Таким образом, уже в середине XIX века были четко определены два

взаимосвязанных вида чтения – техническое и смысловое. Смысловое, как

утверждал К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России,

– это «сознательное» чтение, которое определяет результаты и качество

чтения: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать

читаемое – вот в чем главное дело»

Необходимо отметить, что с середины XIX до начала XX века в

отечественной науке термин «смысловое чтение» еще неизвестен, а в

рамках методики преподавания чтения используется понятия «отчетливое

чтение» (Ф.И. Буслаев) и «объяснительное чтение» (К.Д. Ушинский, В.И.

Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф)



К.Д.Ушинским были разработаны основное методики чтения.

Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно,

через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и

подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а

надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики

Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности

эстетического воздействия его на читателя. Он рекомендовал различный

подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных

произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от

вида произведения. Большую роль в занятиях по чтению К.Д. Ушинскийотводил наблюдениями за жизнью природы и требовал использовать

наглядность при чтении. Безусловно, для нашего исследования нам особо

ценны такие положения К.Д. Ушинского, где говорится о познавательном

чтении и различных подходах к чтению научно-познавательных текстов

[49].

Последовали К.Д. Ушинского разделяли его мысли о

необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в

пересказе вести новую систему интересных уроков, обогащающих знания

ученика, развивающих его личность [31].

В методике 30-50 годов XX века сложился своеобразный

подход к анализу текста, который основывался на специфичность

художественного произведения по сравнению с научно-познавательной

статьей. Здесь можно отметить о поэтапности работы над произведением,

анализе произведения по частям последующим обобщением,

систематическую работу, развития речи отработку навыка чтения.

В 60-70 годы XX века были внесены изменения в содержании

методов обучения. Была модернизирована методика анализа

художественного произведения: появилось больше творческих

упражнений, работа над произведением велась в целом, преимуществом

стало разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были

определены умения, формируемые у младших школьников к работе с

текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3

классах. Замечаем, что с каждым годом все шире изучается вопрос

формирования смыслового чтения [18]. В 80-е годы XX века усовершенствованы программы по чтению.

Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л.Ф.

Климанова, Л.К. Пискунова провели строгий отбор произведений,

учитывая их познавательную ценность, воспитательную значимость,

соответствие возрастным особенностям младших школьников.

Современная методика чтения и развития речи использует важный

13

опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики

чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой

развития навыка чтения: философские концепции Н. Бердяева,

философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого, В. Розонова, К.Д.

Ушинского, В.А. Сухомлинского.

Мы делаем вывод, что на современном этапе формированию

смыслового чтения уделяется большое внимание. XXI в. проблема

смыслового чтения является не менее актуальной, она привлекает

внимание теоретиков и практиков повсюду. Современные дети

значительно изменились за последние годы: они обладают системно-

смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как

ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость

формирования смыслового восприятия и переработки текстовой

информации уже на начальном этапе обучения чтению (Н.А. Горлова) [11].

Предметом нашего исследования станет использование

стратегий смыслового чтения в работе именно над научно-

познавательными текстами, поэтому рассмотрим более подробно

особенности данного вида литературы.

Роль научно-познавательной литературы в системе

литературного образования младших школьников приобретает в

настоящее время особую актуальность. Особое внимание к научно -

познавательной литературе объясняется требованием сегодняшней школы

на всестороннее развитие учащихся и, в первую очередь, на развитие

самостоятельного, исследовательского и критического мышления. Научно-

познавательная литература за последние два десятилетия кардинально

изменилась, достаточно проникла в процесс школьного обучения. Правда

данная литература редко вносится в списки рекомендательного чтения для

младших школьников, но развитие современного читателя-школьника

невозможно без его обращения к научно-познавательной литературе, таккак ее чтение расширяет кругозор ученика по различным областям

научного и общественного знания.

На протяжении всего своего взросления и развития ребёнок

нуждается в разнообразной информации об окружающем мире, и его

интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно

научно-познавательная литература. Научно-познавательные издания

занимают промежуточное положение и выполняют ряд функций:

обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают

эти знания; делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных

явлений и закономерностей. У этого вида литературы существуют свои

цели, свои средства для их достижения, особый язык общения с читателем.

Профессор Н.М. Дружинина сформулировала основную цель научно-

познавательной детской книги – «воспитать умственную активность

читателя, приобщить его к великому миру науки»

Младший школьный возраст особенен и сложен тем, что в нем еще

наблюдается прочный интерес к отдельным фактам и одновременно уже

настойчиво проявляется стремление к овладению закономерностями.

Научно-познавательная литература призвана сообщать детям собственно

знания, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания

изложены, вызывать побуждать интерес к ним, и сообщать понятия и

термины, которыми пользуются специалисты в интересующей ребенка

области знаний [28].

Для изучения подобного вида литературы требуется знание

определенных методов. Проанализируем некоторые из них.

Мышление у младших школьников обычно начинается с

вопроса, с удивления. Возникновение вопроса — первый признак работы

мысли, ее начинающейся активности. Поэтому, и стоит говорить о

необходимости некой познавательной деятельности именно перед началом

чтения научно-познавательной статьи. Особенностью для научно-

познавательной литературы чертой является вопросительно-

повествовательная форма изложения материала.

Прием сравнения, сопоставления с опорой на прошлый опыт читателя

чаще всего используется в детской научно-познавательной книге

справочного характера.

Детская научно-познавательная книга чаще всего прибегает к

созданию ассоциативных связей при изложении детям нового материала.

Чаще всего здесь возникают смысловые связи.

Нахождение чего-то нового, неожиданного, противоречивого в

обычном – еще один интересный прием детской научно-познавательной

книги. Этим приемом умело пользовался М. Ильин, к нему часто

обращается Ю.Дмитриев.

Научно-познавательной литературы, методика изучения которой

тоже претерпела изменения, разделилась на 2 группы: научно-

художественная и научно-популярная. Научно-популярная статья прямо

сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.

Научно-художественная литература основывается на образно-

повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность;

произведения этого жанра имеют сюжетную линию и конкретных героев.

Для научно-популярных статей характерны следующие черты:

использование специальных терминов, простота и строгость

синтаксических конструкций, точность и однозначность

словоупотребления.

Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания,

сопровождается автоматизированной деятельностью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!