СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение решению заданий ЕГЭ по роману Толстого «Война и мир»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для дистанционного обучения. Авторской разработкой не является.

Просмотр содержимого документа
«Обучение решению заданий ЕГЭ по роману Толстого «Война и мир»»

Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся      с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

– Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

– Нельзя, mon cher11, везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

– Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся  в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

– Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

Князь Андрей усмехнулся.

– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

– Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

– Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

 

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

__________________________________________

11 Мой дорогой (фр.).

 

 

  1. Каким термином обозначают акцентированную автором выразительную подробность, несущую значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, например «маленькие белые ручки» князя Андрея?

  1. Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений. (5 – 10 предл) Критерии оценивания задания приведены ниже.

Критерии оценивания выполнения заданий

с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 8 и 15,

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его

содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может

ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли

экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится

0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По

другим критериям выставляется 0 баллов.

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение

текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено

более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не

может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и

соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов.

Баллы Критерии

1. Соответствие ответа заданию

2 Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста

приведённого фрагмента/стихотворения

1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не

позволяет судить о понимании текста приведённого

фрагмента/стихотворения

0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

2. Привлечение текста произведения для аргументации

2 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,

микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена,

фактические ошибки отсутствуют

1 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

пересказа произведения или общих рассуждений о его

содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

0 Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена1,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

идей произведения, общих авторских оценок.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс 12/18

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

3. Логичность и соблюдение речевых норм

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от

наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 6

  1. Назовите фамилию князя Василия, которому отправляет письмо отец Пьера.

  1. Какой вид комического, основанный на скрытой насмешке, использован в реплике князя Андрея: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет…»?

  1. Какие авторские мысли о войне высказывают герои в данном эпизоде? (5 – 10 предл) Критерии оценивания задания приведены ниже.

Оценка выполнения заданий 9 и 16,

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его

содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может

ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли

экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 «Сопоставление первого выбранного произведения с

предложенным текстом» и 2 «Сопоставление второго выбранного

произведения с предложенным текстом» являются основными. При

оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется

их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по

критерию 3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для

аргументации» за ответ не может быть поставлено более 2 баллов.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается

невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям данного

задания выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и

соблюдение речевых норм» работа оценивается 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для

контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из

примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного

текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения

однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного

восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский,

Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс 13/18

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Баллы Критерии

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным

текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан

только автор без указания произведения, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение

поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным

текстом в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с

предложенным текстом в заданном направлении анализа

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным

текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан

только автор без указания произведения, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение

поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом

в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с

предложенным текстом в заданном направлении анализа

3. Привлечение текста произведения при сопоставлении для

аргументации

4 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,

микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и

выбранных произведений не искажена, фактические ошибки

отсутствуют

2 Формальным _______сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается

повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс 14/18

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

3 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений, но текст одного произведения

привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого

на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,

авторская позиция исходного и выбранных произведений не

искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений на уровне пересказа или общих

рассуждений об их содержании (без анализа важных для

выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и

т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не

искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на

уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,

образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного

произведения не привлекается, авторская позиция исходного и

выбранного произведений не искажена,

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1 При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного

произведения привлекается на уровне пересказа произведения

или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей

и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не

привлекается, авторская позиция исходного и выбранного

произведений не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или

одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях

привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0 При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается

текст ни одного из выбранных произведений,

И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного

выбранного произведения, или двух выбранных

произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений,

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

4. Логичность и соблюдение речевых норм

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от

наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 10__

  1. Конец формы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!