СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение пространственной ориентировке слабовидящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим принципом обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушенем зрения является широкое ознакомление детей с окружающими предметами, их пространственными признаками и расположением в пространстве в процессе непосредственных практических  действий с ними.

Просмотр содержимого документа
«Обучение пространственной ориентировке слабовидящих детей»

ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

На коррекционно-развивающих занятиях по развитию пространственного восприятия тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию признаков, опознавать с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других и т.д. Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
  • На коррекционно-развивающих занятиях по развитию пространственного восприятия тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию признаков, опознавать с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других и т.д.
  • Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
Большой потенциал для успешного обучения пространственной ориентировке содержат подвижные и спортивные игры. Например, настольные игры: «Бильярд», «Футбол», «Волейбол», «Хоккей», «Баскетбол», «Набрось кольцо» и т.п.  Важнейшим принципом обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрения является широкое ознакомление детей с окружающими предметами, их пространственными признаками и расположением в пространстве в процессе непосредственных практических действий с ними.
  • Большой потенциал для успешного обучения пространственной ориентировке содержат подвижные и спортивные игры. Например, настольные игры: «Бильярд», «Футбол», «Волейбол», «Хоккей», «Баскетбол», «Набрось кольцо» и т.п.
  • Важнейшим принципом обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрения является широкое ознакомление детей с окружающими предметами, их пространственными признаками и расположением в пространстве в процессе непосредственных практических действий с ними.
Осуществляется эта работа с использованием всей сенсорики детей: нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Формирование у учащихся начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы, соотносить расположение реальных предметов в пространстве с условными изображениями на схеме, а также составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции зрительно - пространственной ориентировки (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина и др.).
  • Осуществляется эта работа с использованием всей сенсорики детей: нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
  • Формирование у учащихся начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы, соотносить расположение реальных предметов в пространстве с условными изображениями на схеме, а также составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции зрительно - пространственной ориентировки (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина и др.).
Обучению детей ориентироваться в пространстве с применением схем отводится значительное место на коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагога по ориентировке в пространстве. В начале детям дается представление о схематичном, условном изображении предметов и пространства. Далее приступает к их обучению находить и располагать предметы в микро- и макропространстве по схемам, соотносить реальные предметы в реальном пространстве со схемой и наоборот.
  • Обучению детей ориентироваться в пространстве с применением схем отводится значительное место на коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагога по ориентировке в пространстве.
  • В начале детям дается представление о схематичном, условном изображении предметов и пространства.
  • Далее приступает к их обучению находить и располагать предметы в микро- и макропространстве по схемам, соотносить реальные предметы в реальном пространстве со схемой и наоборот.
После этого дети учатся составлять схемы пространства (от самых простых: парты, стола - с расположенными на них предметами, к сложным - класса, спальни, столовой и т.д.), используя при этом условные обозначения окружающих предметов. Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки с использованием схем пространства. «Расставь предметы, как указано на схеме», «Отметь на схеме, как расположены предметы в игровой комнате», «Расскажи о расположении предметов по схеме», «Найти предмет в месте, указанном на схеме», «Спрячь предмет в месте, указанном на схеме» и другие.
  • После этого дети учатся составлять схемы пространства (от самых простых: парты, стола - с расположенными на них предметами, к сложным - класса, спальни, столовой и т.д.), используя при этом условные обозначения окружающих предметов.
  • Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки с использованием схем пространства.
  • «Расставь предметы, как указано на схеме»,
  • «Отметь на схеме, как расположены предметы в игровой комнате»,
  • «Расскажи о расположении предметов по схеме»,
  • «Найти предмет в месте, указанном на схеме»,
  • «Спрячь предмет в месте, указанном на схеме» и другие.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ. Тифлопедагог проводит ребенка по игровой комнате от двери и слева направо. Внимание ребенка обращают только на самое интересное для него: «Это игровая комната. Посмотри, какой красивый и удобный диван. Диван стоит справа от окна. На нем можно посидеть, поговорить с другом. А за этим столом можно порисовать, почитать. Стоит стол справа от второго окна. В этом уголке можно поиграть со строительным материалом… и т.д.»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ.

  • Тифлопедагог проводит ребенка по игровой комнате от двери и слева направо.
  • Внимание ребенка обращают только на самое интересное для него: «Это игровая комната. Посмотри, какой красивый и удобный диван. Диван стоит справа от окна. На нем можно посидеть, поговорить с другом. А за этим столом можно порисовать, почитать. Стоит стол справа от второго окна. В этом уголке можно поиграть со строительным материалом… и т.д.»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ. Повторное обследование игровой комнаты. Тифлопедагог побуждает ребенка самостоятельно зрительно-осязательно обследовать игровую комнату и словесно описывать местоположение встречающихся ему предметов. Воспроизведение ребенком обстановки игровой комнаты с использованием игрушечной мебели. На листе картона ребенок находит место для каждого предмета игрушечной мебели, соотнося его с реальным пространством игровой комнаты.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ.

  • Повторное обследование игровой комнаты.
  • Тифлопедагог побуждает ребенка самостоятельно зрительно-осязательно обследовать игровую комнату и словесно описывать местоположение встречающихся ему предметов.
  • Воспроизведение ребенком обстановки игровой комнаты с использованием игрушечной мебели.
  • На листе картона ребенок находит место для каждого предмета игрушечной мебели, соотнося его с реальным пространством игровой комнаты.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ. Моделирование игровой комнаты с использованием деталей строительного конструктора. Моделирование пространства из деталей строительного конструктора постепенно подводит ребенка от восприятия реальных предметов к условным изображениям их на схеме. Составление схемы игровой комнаты: При восприятии реального пространства и соотнесения со схемой:  по словесным инструкциям тифлопедагога; по памяти.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ.

  • Моделирование игровой комнаты с использованием деталей строительного конструктора.
  • Моделирование пространства из деталей строительного конструктора постепенно подводит ребенка от восприятия реальных предметов к условным изображениям их на схеме.
  • Составление схемы игровой комнаты:
  • При восприятии реального пространства и соотнесения со схемой:
  • по словесным инструкциям тифлопедагога;
  • по памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Е.Н. Подколзина. Особенности проведения специальных коррекционных занятий по ориентировке в пространстве с учащимися начальной школы для детей с нарушением зрения / Москва, Школьная Пресса 2006 г. Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения – Калуга: издательство «Адель», 1998 г.  Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. - Уфа, 1996 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Е.Н. Подколзина. Особенности проведения специальных коррекционных занятий по ориентировке в пространстве с учащимися начальной школы для детей с нарушением зрения / Москва, Школьная Пресса 2006 г.
  • Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения – Калуга: издательство «Адель», 1998 г.
  • Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. - Уфа, 1996 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!