СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение письму детей с умственной отсталостью

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены основные этапы обучения письму детей с интеллектуальными нарушениями, некоторые эффективные приемы работы.

Просмотр содержимого документа
«Обучение письму детей с умственной отсталостью»

Умственная отсталость  Методика обучения письму   Автор : Ларина А.В. Зам. директора по УВР ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 3», логопед ВКК

Умственная отсталость Методика обучения письму

Автор : Ларина А.В.

Зам. директора по УВР ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 3», логопед ВКК

Исходя из предмета исследования и целей обучения методика решает следующие задачи:   1.        Определение основной направленности обучения русскому языку школьников с нарушенным интеллектом; 2.        Установление объема и содержания учебного материала, доступного для умственно отсталых детей; 3.        Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета; 4.        Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы; 5.        Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.

Исходя из предмета исследования и целей обучения методика решает следующие задачи:

  • 1.        Определение основной направленности обучения русскому языку школьников с нарушенным интеллектом;
  • 2.        Установление объема и содержания учебного материала, доступного для умственно отсталых детей;
  • 3.        Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета;
  • 4.        Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы;
  • 5.        Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:   трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушения развития личности; меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемый и сохраняющийся в памяти; недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);  недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);  замедленный темп психического развития в целом; повышенная утомляемость, высокая истощаемость.

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:

  • трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушения развития личности;
  • меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации;
  • меньший объем информации, запечатляемый и сохраняющийся в памяти;
  • недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
  • недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
  • замедленный темп психического развития в целом;
  • повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.   Закономерности цикличность и неравномерность психического развития, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение об интеграции психики, о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.

Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

Закономерности

  • цикличность и неравномерность психического развития,
  • пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации,
  • положение об интеграции психики, о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.
Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью    необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период формирование системы доступных знаний, умений и навыков дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации трудовая и профессиональная подготовка психологически комфортная для школьников с нарушением  интеллекта среда.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью

  • необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период
  • формирование системы доступных знаний, умений и навыков
  • дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала
  • привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации
  • целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности
  • необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики
  • целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития
  • формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации
  • трудовая и профессиональная подготовка
  • психологически комфортная для школьников с нарушением

интеллекта среда.

Недоразвитие как тип дизонтогенеза   Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области). Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения. Недостаточность общей интегративной деятельности мозга. Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом. Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается. Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.

Недоразвитие как тип дизонтогенеза

  • Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
  • Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
  • Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
  • Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
  • Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
  • Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.
Рубрика  (МКБ-10) Степень умственной  отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Лёгкая Коэффициент  интеллекта Умеренная Тяжёлая Психологический  возраст 50—69 Нерезко выраженная  имбецильность Глубокая Выраженная имбецильность 35—49 9—12 лет 6—9 лет 20—34 3—6 лет до 20 до 3 лет Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

Рубрика (МКБ-10)

Степень умственной отсталости (МКБ-10)

Традиционный термин (МКБ-9)

Лёгкая

Коэффициент интеллекта

Умеренная

Тяжёлая

Психологический возраст

50—69

Нерезко выраженная  имбецильность

Глубокая

Выраженная имбецильность

35—49

9—12 лет

6—9 лет

20—34

3—6 лет

до 20

до 3 лет

Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
  • У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
Лексика Скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы Могут не знать названий часто встречающихся им предметов ( будильник, перчатки, кружка ), особенно частей предметов ( обложка, страница, рама, подлокотник ) В речи отсутствуют обобщающие слова ( дети, посуда, фрукты ). Младшие школьники не понимают и не используют в речи приставочные глаголы (например: ушел, пришел, перешел, вышел ) Не употребляют прилагательные (кроме большой – маленький, хороший – плохой и названий основных цветов) Затрудняются в понимании и использовании наречий В речи детей часто встречается неточное употребление слов Пассивный словарь значительно превышает активный.

Лексика

  • Скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы
  • Могут не знать названий часто встречающихся им предметов ( будильник, перчатки, кружка ), особенно частей предметов ( обложка, страница, рама, подлокотник )
  • В речи отсутствуют обобщающие слова ( дети, посуда, фрукты ).
  • Младшие школьники не понимают и не используют в речи приставочные глаголы (например: ушел, пришел, перешел, вышел )
  • Не употребляют прилагательные (кроме большой – маленький, хороший – плохой и названий основных цветов)
  • Затрудняются в понимании и использовании наречий
  • В речи детей часто встречается неточное употребление слов
  • Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматический строй Нарушения проявляются во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, пропусках главных членов предложения. Учащиеся не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательными. Характерной ошибкой детей является неумение согласовывать числительные с существительными («пять матрешки»). Учащиеся испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов.

Грамматический строй

  • Нарушения проявляются во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, пропусках главных членов предложения.
  • Учащиеся не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательными.
  • Характерной ошибкой детей является неумение согласовывать числительные с существительными («пять матрешки»).
  • Учащиеся испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов.
Связная речь Длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, требуется помощь педагога в виде вопросов. В пересказах допускают пропуски важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. Рассказы школьников с нарушением интеллектуального развития бессвязны, дети не могут раскрыть сюжет, ограничиваются перечислением элементов ситуации.

Связная речь

  • Длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, требуется помощь педагога в виде вопросов.
  • В пересказах допускают пропуски важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений.
  • Рассказы школьников с нарушением интеллектуального развития бессвязны, дети не могут раскрыть сюжет, ограничиваются перечислением элементов ситуации.
Звукопроизношение Характеризуются большим количеством дефектных звуков, чем у их нормально развивающихся сверстников. Встречаются как искажения звуков, так и замены (ш–с, р–л и др.). Некоторые дети умеют правильно, изолированно произносить звуки, но в речи их искажают. Один и тот же звук дети могут произносить в одних случаях правильно, в других – искажать, заменять Дефекты звукопроизношения у детей часто сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: младшие школьники пропускают согласные при их стечении («такан» – стакан ), заменяют первый согласный звук («светы» – цветы ), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» – космонавт ), пропускают слоги («сатар» – санитар ).

Звукопроизношение

  • Характеризуются большим количеством дефектных звуков, чем у их нормально развивающихся сверстников.
  • Встречаются как искажения звуков, так и замены (ш–с, р–л и др.). Некоторые дети умеют правильно, изолированно произносить звуки, но в речи их искажают. Один и тот же звук дети могут произносить в одних случаях правильно, в других – искажать, заменять
  • Дефекты звукопроизношения у детей часто сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: младшие школьники пропускают согласные при их стечении («такан» – стакан ), заменяют первый согласный звук («светы» – цветы ), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» – космонавт ), пропускают слоги («сатар» – санитар ).
Т. В. Хисамова в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью выделила следующие специфические особенности речевой коррекции   Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику – инвалиду Формирование подражательной деятельности Организация обстановки занятий Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер Моделирование ситуаций Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка Медленный темп формирования новых навыков Постоянная востребованность приобретенных навыков

Т. В. Хисамова в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью выделила следующие специфические особенности речевой коррекции

  • Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику – инвалиду
  • Формирование подражательной деятельности
  • Организация обстановки занятий
  • Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер
  • Моделирование ситуаций
  • Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка
  • Медленный темп формирования новых навыков
  • Постоянная востребованность приобретенных навыков
Направленность работы

Направленность работы

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ПОЛНОЦЕННОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ПОЛНОЦЕННОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ

Развитие мыслительных операций обобщение сравнение анализ синтез абстрагирование классификация установление причинно-следственных связей понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие мыслительных операций

  • обобщение
  • сравнение
  • анализ
  • синтез
  • абстрагирование
  • классификация
  • установление причинно-следственных связей
  • понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.   Виды занятий: Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием Узнавание стилизованных изображений Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление дефформированного ряда Нахождение заданной фигуры в ряду других Преобразование букв, цифр Сопоставление букв, цифр, написанных разным шрифтом

Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

Виды занятий:

  • Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием
  • Узнавание стилизованных изображений
  • Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр
  • Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление дефформированного ряда
  • Нахождение заданной фигуры в ряду других
  • Преобразование букв, цифр
  • Сопоставление букв, цифр, написанных разным шрифтом
- Узнавание контурных или предметных изображений

- Узнавание контурных или предметных изображений

Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, фигур, букв, цифр и т.д.

Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, фигур, букв, цифр и т.д.

- Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям

- Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям

Формирование графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков

Предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка:   · сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности; · сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний, а также пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространствен-ных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»; · сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий; · сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами); · сформированность общего поведения — регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.

Предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка:

  • · сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;
  • · сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний, а также пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространствен-ных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»;
  • · сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий;
  • · сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами);
  • · сформированность общего поведения — регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.
В структуру процесса письма включается, по крайней мере, три взаимодействующих уровня:   1. Психологический — решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма; 2. Психолингвистический — обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, то есть осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы, тексты; 3. Психофизиологический — осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи.

В структуру процесса письма включается, по крайней мере, три взаимодействующих уровня:

  • 1. Психологический — решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма;
  • 2. Психолингвистический — обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, то есть осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы, тексты;
  • 3. Психофизиологический — осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи.
Этапы формирования графомоторных навыков    На 1 этапе (пропедевтический период) отрабатывается хватка инструмента (на толстых палочках, тонких, гранёных, плоских и. т. д) Пространственные ориентировки, понятия и представления у детей не сформированы, предлагаются следующие варианты заданий: дифференциация правой и левой руки (разноцветные резиночки, гладкая и шершавая поверхность и. т. д) расположение предметов справа и слева (возьми правой рукой книгу, положи возле правой руки и. т. д) определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами, -на квадрате размести фигурку зайчика вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в левом нижнем и. т. д. -конструирование из палочек, сначала путем накладывания на образец,потом по образцу, далее по памяти.

Этапы формирования графомоторных навыков

На 1 этапе (пропедевтический период) отрабатывается хватка инструмента (на толстых палочках, тонких, гранёных, плоских и. т. д)

Пространственные ориентировки, понятия и представления у детей не сформированы, предлагаются следующие варианты заданий:

  • дифференциация правой и левой руки (разноцветные резиночки, гладкая и шершавая поверхность и. т. д)
  • расположение предметов справа и слева (возьми правой рукой книгу, положи возле правой руки и. т. д)
  • определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами,
  • -на квадрате размести фигурку зайчика вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в левом нижнем и. т. д.
  • -конструирование из палочек, сначала путем накладывания на образец,потом по образцу, далее по памяти.
На данном этапе формирования графических навыков предлагаются задания по обведению по контуру, раскрашиванию: -обведи овощи по трафаретам, раскрась, -обведи листочек по контуру, раскрась, -обведи по точкам мячик и кубик, раскрась, -обведи по точкам машинку, которая едет в правую сторону, в левую сторону: -нарисуй струйки дождя, проведи по точкам прямые линии сверху вниз; - проведи линии так, чтобы каждая капля упала в лужу; -посади бабочку на цветок (соедини пары предметов прямой линией в указанном направлении) и. т. д

На данном этапе формирования графических навыков предлагаются задания по обведению по контуру, раскрашиванию:

-обведи овощи по трафаретам, раскрась,

-обведи листочек по контуру, раскрась,

-обведи по точкам мячик и кубик, раскрась,

-обведи по точкам машинку, которая едет в правую сторону, в левую сторону:

-нарисуй струйки дождя, проведи по точкам прямые линии сверху вниз;

- проведи линии так, чтобы каждая капля упала в лужу;

-посади бабочку на цветок (соедини пары предметов прямой линией в указанном направлении) и. т. д

 2 этап - написание элементов букв.   Данный этап начинается с упражнений по ориентировке на рабочей строке тетради, предлагаются упражнения: посыпь дорожку песочком (закрась жёлтым карандашом); поставь точки на верхней линии строки (предварительно прикладная деятельность - выкладывание горошком, фасолью и. т. д.); поставь точки на нижней линии рабочей строки.

2 этап - написание элементов букв.

Данный этап начинается с упражнений по ориентировке на рабочей строке тетради, предлагаются упражнения:

  • посыпь дорожку песочком (закрась жёлтым карандашом);
  • поставь точки на верхней линии строки (предварительно прикладная деятельность - выкладывание горошком, фасолью и. т. д.);
  • поставь точки на нижней линии рабочей строки.
На данном этапе дети знакомятся с элементами букв. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов. Для обозначения элементов вводятся названия, которые доступны детям для понимания и лучшего запоминания, например:   крючок (прямая с закруглением внизу вправо) с показом реального предмета и объяснением его назначения, будем писать высокие и низкие крючки; клюшка (начинаю писать выше нижней линии рабочей строки, опускаюсь вниз до рабочей строки и пишу наклонную вверх) с показом спортивного снаряда и объяснением назначения, предложив детям поиграть хоккейной клюшкой; чашка (первый элемент при написании строчных букв и, у, й, ц) с показом реального предмета и т. д.

На данном этапе дети знакомятся с элементами букв. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов. Для обозначения элементов вводятся названия, которые доступны детям для понимания и лучшего запоминания, например:

  • крючок (прямая с закруглением внизу вправо) с показом реального предмета и объяснением его назначения, будем писать высокие и низкие крючки;
  • клюшка (начинаю писать выше нижней линии рабочей строки, опускаюсь вниз до рабочей строки и пишу наклонную вверх) с показом спортивного снаряда и объяснением назначения, предложив детям поиграть хоккейной клюшкой;
  • чашка (первый элемент при написании строчных букв и, у, й, ц) с показом реального предмета и т. д.
 3 этап - усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв. прикладная деятельность (раскрашивание буквы, замазывание пластилином, выкладывание по образцу мелкими и крупными пуговицами, узнавание букв, наложенных друг на друга, выкладывание из ниток на фланелеграфе и. т.д.) Для анализа целого и синтеза отдельных элементов буквенных кодов: конструирование букв из элементов; дополнение недостающего элемента буквы;  буквы сломались, почини; узнай и допиши буквы; называние и сравнение графически сходных букв;  узнай букву по описанию и напиши (учитель рассказывает алгоритм написания буквы); рассмотри буквы печатную и письменную, найди сходство и различие; рассмотри человечков (пиктограммы), догадайся и напиши каждому его букву; подбери и напиши пару (строчная и заглавная буква); и т. д.

3 этап - усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв.

  • прикладная деятельность (раскрашивание буквы, замазывание пластилином, выкладывание по образцу мелкими и крупными пуговицами, узнавание букв, наложенных друг на друга, выкладывание из ниток на фланелеграфе и. т.д.)

Для анализа целого и синтеза отдельных элементов буквенных кодов:

  • конструирование букв из элементов;
  • дополнение недостающего элемента буквы;
  • буквы сломались, почини;
  • узнай и допиши буквы;
  • называние и сравнение графически сходных букв;
  • узнай букву по описанию и напиши (учитель рассказывает алгоритм написания буквы);
  • рассмотри буквы печатную и письменную, найди сходство и различие;
  • рассмотри человечков (пиктограммы), догадайся и напиши каждому его букву;
  • подбери и напиши пару (строчная и заглавная буква); и т. д.
виды тренировочных упражнений:   -обведение буквы по образцу, наждачной бумаге с открытыми и закрытыми глазами, письмо в воздухе, пальчиком на парте, на ладони учителя, письмо мокрой кистью на картоне, письмо пальцем на муке, манке, письмо на индивидуальных досках и т. д.

виды тренировочных упражнений:

  • -обведение буквы по образцу, наждачной бумаге с открытыми и закрытыми глазами, письмо в воздухе, пальчиком на парте, на ладони учителя, письмо мокрой кистью на картоне, письмо пальцем на муке, манке, письмо на индивидуальных досках и т. д.
4 этап - работа над слогом.   задачи: использовать такие приёмы работы, которые ускорили бы процесс соотнесения буквенных знаков печатного и письменного шрифтов; учить списывать, используя утрированное произнесение каждого звука в слоге; подобрать некоторые виды упражнений для развития умения контролировать своё письмо.

4 этап - работа над слогом.

задачи:

  • использовать такие приёмы работы, которые ускорили бы процесс соотнесения буквенных знаков печатного и письменного шрифтов;
  • учить списывать, используя утрированное произнесение каждого звука в слоге;
  • подобрать некоторые виды упражнений для развития умения контролировать своё письмо.
Приёмы:   соединение в некоторых буквах элементов печатного и письменного шрифтов «Где правильно составлена буква, а где неправильно?» « Какая буква спряталась в окошке » - учащиеся узнают букву по её элементам и подбирают к ней печатный вариант. для игры «Сортировка букв» раскладывается по две – три буквы в рукописном и печатном варианте. игра « Кто скорее? » предполагает поднять соответствующий письменный вариант буквы и назвать её. предлагается слог в письменном виде, дети выкладывают печатный вариант или наоборот. Для развития самоконтроля за списыванием проводятся специальные игры: что не так, исправь (части слова написаны разными шрифтами, нужно печатный заменить рукописным); исправь ошибки (каждому ученику дается по 2 карточки, на одной написано слово без ошибок, на другой - с ошибками, внимательно посмотри на первое слово и найди ошибки во втором); проверь написанное по количеству букв.

Приёмы:

  • соединение в некоторых буквах элементов печатного и письменного шрифтов «Где правильно составлена буква, а где неправильно?»
  • « Какая буква спряталась в окошке » - учащиеся узнают букву по её элементам и подбирают к ней печатный вариант.
  • для игры «Сортировка букв» раскладывается по две – три буквы в рукописном и печатном варианте.
  • игра « Кто скорее? » предполагает поднять соответствующий письменный вариант буквы и назвать её.
  • предлагается слог в письменном виде, дети выкладывают печатный вариант или наоборот.

Для развития самоконтроля за списыванием проводятся специальные игры:

  • что не так, исправь (части слова написаны разными шрифтами, нужно печатный заменить рукописным);
  • исправь ошибки (каждому ученику дается по 2 карточки, на одной написано слово без ошибок, на другой - с ошибками, внимательно посмотри на первое слово и найди ошибки во втором);
  • проверь написанное по количеству букв.
 5 этап - работа над словом, предложением.   Прежде чем приступить к написанию слова или предложения необходимо обыграть ситуацию - загадка, игрушка, картинка, уяснить, что будем записывать: слово или предложение: слово чётко прочитывается учителем, учениками, разбирается его смысл, если есть в этом необходимость, анализируется, делится на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ слова, для более осмысленного понимания составляется графическая схема слова.

5 этап - работа над словом, предложением.

  • Прежде чем приступить к написанию слова или предложения необходимо обыграть ситуацию - загадка, игрушка, картинка, уяснить, что будем записывать: слово или предложение:
  • слово чётко прочитывается учителем, учениками, разбирается его смысл, если есть в этом необходимость,
  • анализируется, делится на слоги,
  • осуществляется звукобуквенный анализ слова, для более осмысленного понимания составляется графическая схема слова.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ   Необходимо сформировать: полноценные фонематические процессы; представления о звуко-буквенном составе слова; навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звуко-буквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов   1 .  Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу: сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом; роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк. Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов

  • 1 . Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу:
  • сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом;
  • роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк.
  • Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:  •а  ;  о  а;  о  о  о;   л  з  ; р  б  к; к  кл  ; сл  в  ;  Проанализируй звуковой состав подобранных слов.
  • Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме: •а ; о а; о о о; л з ; р б к; к кл ; сл в ; Проанализируй звуковой состав подобранных слов.
Твердые и мягкие согласные   1 . Послушай пары слов. Чем они различаются по звучанию и значению? Ел - ель; угол - уголь; жар - жарь; нос - нёс; был - бил; рад - ряд. Назови в словах сначала все твёрдые звуки, затем — все мягкие. 2 . Предъявляются предметные картинки: мел, лимон, топор, лебедь, забор, галстук. сапоги, орехи, пеньки. Распредели рисунки на 3 группы: в названии которых имеются только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные. Докажи правильность своего выбора.

Твердые и мягкие согласные

  • 1 . Послушай пары слов. Чем они различаются по звучанию и значению?

Ел - ель; угол - уголь; жар - жарь; нос - нёс; был - бил; рад - ряд.

Назови в словах сначала все твёрдые звуки, затем — все мягкие.

2 . Предъявляются предметные картинки: мел, лимон, топор, лебедь, забор, галстук. сапоги, орехи, пеньки.

Распредели рисунки на 3 группы: в названии которых имеются только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.

Докажи правильность своего выбора.

Звонкие и глухие согласные   1 . Послушай пары слов: белить — пилить; тень — день; фата — вата; корка — горка; шить — жить; солить — залить. Чем слова в парах различаются по звучанию и значению? Чётко повторяй за мной пары слов. Выдели и назови из каждой пары слов звонкие и глухие согласные. Объясни, почему они так называются. Составь с любой парой слов предложения.

Звонкие и глухие согласные

  • 1 . Послушай пары слов:

белить — пилить; тень — день; фата — вата; корка — горка; шить — жить; солить — залить.

Чем слова в парах различаются по звучанию и значению? Чётко повторяй за мной пары слов. Выдели и назови из каждой пары слов звонкие и глухие согласные. Объясни, почему они так называются. Составь с любой парой слов предложения.

Дифференциация оппозиционных звуков и букв   П-Б (П'-Б') Прочитай пары слов: бал — пал; бела — пела; бобы — попы; отбил — отпил.

Дифференциация оппозиционных звуков и букв

  • П-Б (П'-Б')

Прочитай пары слов:

бал — пал; бела — пела; бобы — попы; отбил — отпил.

Игровые приемы Цветы Маша+рок= Куст+ка= Сила+век= Пан+тюль=

Игровые приемы

  • Цветы

Маша+рок=

Куст+ка=

Сила+век=

Пан+тюль=

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ   ► уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; ►  уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

  • ► уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • ► уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:   практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления; практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления; понятие о родственных словах (в практическом плане); понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок; практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:

  • практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
  • практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
  • понятие о родственных словах (в практическом плане);
  • понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;
  • практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
  • понятие о многозначности слов.
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Основными целями построения связного высказывания являются: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Основными целями построения связного высказывания являются:

  • программирование смысловой структуры высказывания;
  • установление связности и последовательности высказывания;
  • отбор языковых средств.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!