СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обучение математики в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало увеличение числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье я привожу примеры работы с детьми с ОВЗ (из личного опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«"Обучение математики в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе"»

Обучение математики в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе (из опыта работы)


«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»


На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало увеличение числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.  Согласно закону "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования (см. ст.5 п.1 закона).

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

Дети с особыми образовательными потребностями обладают особыми интересами, способностями и учебными потребностями.  Поэтому задача школы не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями. Решить проблему обучения таких учащихся поможет инклюзивное образование.

Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой, В.В. Хитрюк определяется как «интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения». Ему присущи как общие характеристики: организованность, протяженность во времени и в пространстве, содержательность и структурированность, так и специфические: доступность, полисубъектность, вариативность (содержательная, временная, организационная) [5, с.32].

Проблемой инклюзивного образования занимаются многие ученые это: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. и многие другие. Инклюзивное образование подразумевает под собой обеспечение доступного образования для всех обучающихся с учётом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Решение, по какой образовательной программе и в каком образовательном учреждении будет учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, принимают родители (законные представители) на основании рекомендаций заключения психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии пунктом 3, статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7]. 

Математика сложная учебная дисциплина. Ее изучение взывает сложности не только у ребят с высокими образовательными потребностями, но особые затруднения возникают у учеников с особенностями в развитии. Поэтому, очень важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь им преодолеть недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств.

Мой стаж работы учителем математики 26 лет, имею первую квалификационную категорию. Приходится работать с детьми с ОВЗ на дому, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а некоторые ребята обучаются в общеобразовательном классе. В 5-9 классах в школе интегрировано обучаются дети по адаптированным общеобразовательным программам.

Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Особенности коррекции в том, что много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания разнообразны по форме и содержанию, карточки – шаблоны, выполнение по заданному алгоритму и т.д.

Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося, что достигается выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.

Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких ребят интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

Принцип работы с такой категорией учащихся - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Рабочая программа для детей с УО составлена на основе знаний о психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

Математика решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся. При том, что потенциальные возможности у каждого ученика индивидуальны, можно выявить и некоторые общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задачи, которую они воспринимают не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости. Например: «Оля испекла 28 пирожков с капустой и 15 пирожков с картошкой. Своей подруге она отдала 12 штук. Сколько пирожков у неё осталось?» Ученик решает задачу так: Сколько пирожков было у Оли? 28 ш. + 15 ш. =43 ш. Ответ: 43 пирожка она отдала подруге. Фрагментарность восприятия является причиной ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два и более действий, выполнив одно действие, ученик не может переключиться на другое.

Составляет большую проблему для учащихся найти в тексте числовые данные, если они в задаче выделены словами, а не цифрами. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении, в другом цвете или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Для активности восприятия геометрического материала необходимо уделять больше внимания практической деятельности со средствами наглядности. Виды практических заданий должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделирование из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.).

Почерк у ребят размашистый, неустойчивый. Это затрудняет проводить вычисления в столбик, так как не соблюдается поразрядность в записи примеров, а отсюда ошибки в вычислении. Учащимся также свойственна не критичность мышления, слабость самоконтроля. Они редко сомневаются в правильности своих действий. Требуется целая система наводящих вопросов, чтобы ученик почувствовал, что его ответ не верен. Некоторые учащиеся бывают неуверенные в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, не вдумываясь в то, что делают.

Конечно, учителю, работающему в общеобразовательной школе и не имеющему специального дефектологического образования, сложно сориентироваться в данной ситуации, когда приходиться работать в условиях инклюзивного обучения с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие. Поэтому, планируя свою деятельность, учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу класса с учётом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, сделать обучение успешным и востребованным.

Результат дает и работа в парах «ученик с особенностями» и «добрый по натуре обычный ученик». На первых порах учитель отмечает и одобряет не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. Различные виды работы в парах являются предпосылкой успешного социального взаимодействия, способствуют безбарьерному включению детей в учебный процесс. Это уже может быть работа в парах сменного состава, смена ролей обучающего и обучаемого, это может поочередное выполнение разных ролей и т. д.

Положительный эффект при изучении математики достигается при использовании игр. Так игра «таможня». На перемене ребята заходят в класс и отвечают на вопросы учителя, т.е проходят «таможню». Вопросы учитель задает по пройденной теме, учитывая индивидуальные особенности детей.

Игра «Лото» (индивидуальная игра, которая вырабатывает умения быстро, рационально и грамотно выполнять вычислительные действия).

Игра «Пазлы» (ребенок решает примеры, находит пазл с данным ответом и закрывает окошко. Когда все примеры решены, переворачивает ответы, если получается картинка, то все решено верно).

Подобная работа позволяет однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Итак, сделаем вывод:

1.Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.

2.Социальная адаптация ребенка происходит легче, если применять различные формы и методы обучения.

3.Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.

4.Необходимо составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов.

Конечно, при переходе на инклюзивное образование в нашей школе передо мною возникли определенные трудности:

  • несовершенство нормативно-правовой базы;

  • отсутствие опыта работы в инклюзивных классах;

  • нехватка знаний и умений при работе с детьми с ОВЗ;

  • сложности при планировании учебного материала, написании конспекта урока;

  • сложности при проведении урока.

Но, не смотря на все трудности, я активно набираюсь опыта работы в инклюзивных классах. Добиваюсь следующих результатов:

Результаты экзаменов (ГВЭ 2018 г.)

ГВЭ с литером «А»

количество

«5»

«4»

«3»

«2»

8

2

-

6

-

ГВЭ с литером «С»

количество

«5»

«4»

«3»

«2»

18

-

3

15

-

Вывод: мое видение, по которым школу можно считать инклюзивной:

  • доброжелательная обстановка для детей с инвалидностью;

  • возможность гибкого расписания занятий, включая периоды самостоятельных занятий;

  • осуществление выбора предметов обучения;

  • при необходимости использовать помощь специального педагога;

  • создание возможности для формального и неформального обучения с использованием метода взаимного обучения сверстников;

  • позитивное отношение коллектива школы к инклюзивным подходам в образовании;

 культивирование в школе атмосферы поддержки и уважения индивидуальных различий проведение, если требуется, модификации учебного плана;

 содействие сотрудников школы в установлении дружеских отношений между учащимися использование командного подхода в продвижении инклюзии в школе;

 родители являются партнёрами в деятельности школы.


Свою статью я хочу закончить словами кандидата психологических наук Алёхиной Светланы Владимировны:        «Я верю в инклюзию в России… Верю, потому что знаю насколько мы творческие люди. Верю, потому что знаю, насколько мы умеем понимать жизнь. Верю, потому что знаю, как мы умеем преодолевать те условия, в которых находимся….».






































Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. – 167 с

Зайцев Д.В. Образовательная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

Гэри Банч. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. МБА, 2008.

Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – №5. С. 31 – 39.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!