Тема: Буква Е,е.
Урок чтения
1 слайд
- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. У нас сегодня много гостей, мы рады всех видеть, повернитесь, улыбнитесь, и за работу!
- Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать на уроке? (отвечают с опорой на условные обозначения)
2 слайд
- Если на уроке возникают трудности, если ты чего-то не знаешь, если что-то не получается, что нужно сделать? (Если я чего-то не знаю, я сам найду способ).
- А какую роль на уроке буду выполнять я? (Организатора и помощника)
Спасибо! Внимание на доску!
- Перед вами пословица. Всякий человек в деле познается. Кто готов ее прочитать?
- Как вы понимаете эти слова? (только в труде, в работе можно увидеть ленивый человек или нет, старательный или нет, может у него что-то получиться или нет…)
- Верно! Только в работе мы можем понять, на сколько человек старательный, трудолюбивый, целеустремленный.
- Сегодня на уроке у нас тоже много работы. И здесь вы можете показать все свое старание, трудолюбие, внимание, целеустремленность. Я желаю вам хорошей плодотворной работы.
- Посмотрите, как мы будем работать на уроке (отвечают с опорой на условные обозначения) (самостоятельно, в парах, сделаем открытия, выполним задание повышенной сложности)
- Покажите, с каким настроением вы начинаете работу? (карточки обратной связи).
- Тогда вперед! 1 задание!
- Перед вами буквы. На какие 2 группы мы их разделим? (на гласные и согласные) (2 ученика у доски)
- Что вы можете сказать о букве «И»? (буква «И» - гласная, обозначает мягкость предшествующего согласного).
- Какие буквы обозначают твердость предшествующего согласного? (А, О, У, Ы)
И
А О У Ы
- Какая буква у нас осталась без внимания? Кто знает, как называется эта буква? (Буква «Е»)
- Мы уже изучали эту букву? (Нет) Сегодня мы познакомимся с этой буквой. (вывешиваю букву печатную).
- На что похожа эта буква? Возьмите карандаши и сделайте большую букву «Е». Возьмите шнурочки и смастерите маленькую печатную букву «е».
- Вы можете о ней уже что-то сказать? (она гласная)
- Давайте проверим (поем). Не встречает преграды, она гласная.
- А какой звук она обозначает? (возникает затруднение)
? Е
- Давайте попробуем в этом разобраться (открываю иллюстрацию «Осенний лес») А поможет нам в этом экскурсия . Именно здесь мы сможем совершить открытие
- Что мы видим на картинке (осенний лес, ели)
- Давайте произнесем слово «ЛЕС». Какой гласный звук мы слышим? (Э)
ВЫВОД: Если гласная «Е» стоит после согласного она обозначает 1звук /Э/
- Каким она делает предшествующий согласный звук? (мягким)
ВЫВОД: Согласные будем читать мягко (читают слоги вместе)
Се, ре, ле, ве, не, ке, те
- А если «Е» стоит в начале слова (произнсят слово ЕЛИ) (буква Е обозначает 2 звука /Й/, /Э/)
ВЫВОД: Если гласная «Е» стоит в начале слова она обозначает 2звука /Й/,/Э/
Составьте схемы слов ЕЛИ, ЛЕС (2 ученика у доски)
ВЫВОД: Если гласная «Е» стоит после согласного она обозначает 1звук /Э/, Если гласная «Е» стоит в начале слова она обозначает 2звука /Й/,/Э/
- Отправляемся дальше в осенний лес. Холодно! Давайте согреемся!
Дыхательная гимнастика «Озябшие руки» (сжимаем в кулачок), «Дует ветер» (встали, ссутулились, расслабились, с закрытым ртом втягиваем воздух носом – разворачивая плечи и грудь, задерживаем дыхание, выбрасываем воздух через рот с шумом и снова расслабляемся (2-3 раза)
- Откройте учебник на стр. 73.Продолжаем прогулку по лесу. Прочитайте текст. (читает 2 ученика).
- Найдите в тексте слова с буквой Е (ели, роет)
- В слове ЕЛИ, буква Е стоит в начале слова, сколько звуков она обозначает? (2), а в слове РОЕТ, где стоит буква Е (после гласной О)
- Как вы думаете, сколько звуков она будет обозначать? (затрудняются. Учитель произносит это слово – дети пытаются выделить звуки)
ВЫВОД: Если гласная «Е» стоит после другой гласной она обозначает 2звука /Й/,/Э/
Так какие звуки обозначает буква Е? Сообщаем научные сведения! (Выходит ученик – рассказывает правило) – на доске показано схематично.
-Путешествие по лесу продолжается
(можно физкультминутку Дует ветер нам в лицо…)
-Переверните страницу. Прочитаем текст «Лес».
-В паре найдите предложение о лесе.
- Возьмите дощечки и составьте схему предложения РУССКИЕ ЛЕСА КРАСИВЫ?
- Что вы поставили в конце предложения? (?)
- Ответьте на мой вопрос, заменив слово КРАСИВЫ другим словом. (ответы детей)
- Работая в парах, найдите в тексте слова, в которых буква Е обозначает 2 звука.(ЕЛИ, ВЫСОКИЕ, РУССКИЕ)
- найдите в тексте слова, в которых буква Е обозначает 1 звук? (В лесу, леса, лес, лет)
- А сейчас задание повышенной сложности.
- Посмотрите на ленту букв, и скажите, что общего у букв Е и И? (буквы Е и И обозначают мягкость предшествующего звука).
Рефлексия
- С какой буквой мы познакомились на уроке?
- Покажите на веере, сколько звуков она обозначает, когда стоит в начале слова? (2)
- Когда стоит после согласного? (1)
- Когда стоит после гласного? (2)
- Что обозначает буква Е? (Мягкость предшествующего согласного звука)
- Вспомните всю работу за урок, оцените свою работу (сигнальные карточки)
- Поднимите руку, для кого урок оказался значимым?