Артикуляционная гимнастика Сообщение темы урока | (1 слайд) «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Выполняют артикуляционную гимнастику. -Мы продолжаем изучать с вами звуки и буквы. Для начала давайте вспомним, что такое звук, а что такое буква? -Какие бывают звуки? -Что сделать, чтобы звук стал видимым? - (2 слайд) Распределим все изученные буквы на две группы. 1 группа – это буквы, которые обозначают твердость согласного, стоящего впереди, 2 группа – это буквы, которые обозначают мягкость согласного, стоящего впереди. На доске 2 фишки (зеленая и синяя). -Как произносится согласный перед буквами «а» и «о»? Почему? -Как произносится согласный перед буквами «я» и «ё»? Почему? | Выполняют артикуляционную гимнастику. Звук – то, что мы произносим и слышим. Буква – то, что мы пишем и видим. Звуки бывают гласные и согласные. Обозначить его буквой. Распределяют вместе с учителем на доске: 1группа – а, о; 2 группа – я, ё. -Согласный перед буквами «а» и «о» произносится твердо. Так как буквы «а» и «о» обозначают твердость впередистоящего согласного. Согласный перед буквами «я» и «ё» произносится мягко, т.к. эти буквы обозначают мягкость впередистоящего согласного. | Коммуникативные: -воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; -соблюдать правила ведения диалога; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; |
Работа со звуком. Звуковой разбор. Фонетический анализ. | -Ребята, давайте узнаем, кто у нас сегодня в гостях. Для этого отгадайте загадку: Жизнь свою живёт она В своём домике одна. Панцирь крепкий у неё, Защищает он её. На себе его несёт, Очень медленно ползёт. Можно встретить их везде, И на суше, и в воде. -Кто это? -Верно. Послушайте и скажите, на чем играла улитка? -Верно. Этот музыкальный инструмент – труба. Откройте учебник на странице 42. Найдите трубу. -Произнесем слово «труба». -Сколько звуков в этом слове? Как мы это определим -Поставили пальчик на схеме. Учитель указкой на схеме, дети пальчиком на схеме ведут и произносят звук. -Какой первый звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Ставим ее в схему. Учитель указкой на схеме, дети пальчиком на схеме ведут и произносят звук. -Произнесем вместе [т -ррр]. -Какой второй звук? -Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Ставим ее в схему. Учитель указкой на схеме, дети пальчиком на схеме ведут и произносят звук. -Произнесем вместе [тр-ууу]. -Какой третий звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель указкой на схеме, дети пальчиком на схеме ведут и произносят звук. -Произнесем вместе [тру-ббб]. -Какой четвертый звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель указкой на схеме, дети пальчиком на схеме ведут и произносят звук. -Произнесем вместе [труб-ааа]. -Какой пятый звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. -«Прочитаем» слово по схеме. -Назовите гласные звуки -Каким по счёту стоит звук [у]? -Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? -Произнесем слово «стул». -Какой первый звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель назначает ученика и просит выйти к доске, взяв в руки карточку. -Произнесем вместе [с-ттт]. -Какой второй звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель назначает ученика и просит выйти к доске, взяв в руки карточку. -Произнесем вместе [ст-ууу]. -Какой третий звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель назначает ученика просит выйти к доске, взяв в руки карточку. -Произнесем вместе [сту-ллл]. -Какой четвертый звук? - Что можно сказать об этом звуке? -Какую карточку возьмем? Прикрепим ее в схему. Учитель назначает ученика и просит выйти к доске, взяв в руки карточку. Просит ребят называть свой звук. Получили слово «стул». -Теперь 3 гласный звук ставит свою карточку в схему и садится, 1 согласный ставит свою карточку в схему и садится, 4 согласный ставит свою карточку в схему и садится, 2 согласный звук ставит свою карточку в схему и садится, а остальные следите внимательно. -В слове «труба» какие звуки можно обозначить вместо фишек? -Посмотрите на схемы слов «труба и стул». Что общего у этих слов? (Какой еще гласный у нас есть в этих словах?) -Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что звук «у» обозначается буквой «у». -Давайте прикрепим букву «у» в схемы. -«Прочитаем» еще раз слова. Как произносится согласный перед буквой «у»? -Что показывает буква «у»? | Слушают загадку. Это улитка. На трубе. Произносят слово «труба». Нужно это слово произнести. Первый звук [т]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; язык упругий – твердый. Возьмем карточку синего цвета. Произносят вместе. Второй звук [р]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; язык упругий – твердый. Возьмем карточку синего цвета. Произносят вместе. Третий звук [у]. При произнесении воздух не встречает преграду, значит этот звук – гласный. Возьмем карточку красного цвета. Произносят вместе. Четвертый звук [б]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; твердый. Возьмем карточку синего цвета. Произносят вместе. Пятый звук [а]. При произнесении воздух не встречает преграду, значит этот звук – гласный. Возьмем карточку красного цвета. «Читают» слово по схеме. [у], [а]. Звук [у] стоит 3. Мы видим стул. Произносят слово «стул». Первый звук [с]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; т.к. язык упругий – твердый. Возьмем карточку синего цвета. Второй звук [т]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; т.к. язык упругий – твердый. Возьмем карточку синего цвета. Третий звук [у]. При произнесении воздух не встречает преграду, значит этот звук – гласный. Возьмем карточку красного цвета. Четвертый звук [л]. При произнесении воздух встречает преграду, значит звук согласный; т.к. язык упругий – твердый. Возьмем карточку синего цвета. Ребята выходят и становятся в порядке полученных звуков из слов. 1 – «с», 2 – «т», 3 – «у», 4 – «л». Произносят свой звук. Ученики ставят карточку в схему и садятся согласно указанию учителя. -В слове «труба» можно заменить гласный «а» на букву «а». -Гласный «у». Ученик прикрепляет букву у в схему. Согласный перед буквой «у» произносится твердо. Буква «у» показывает, что впереди согласный – твердый. | Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; - строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом составе слова. Регулятивные: - выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова. Познавательные: - анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова. |
Упражнение на слышание | -Я произнесу слова, а вы, если услышите звук «у», хлопните в ладоши: музыка, дом, трава, подушка, лук, кот, суслик. -Наша улитка предлагает самим подобрать слова с новым звуком. -С каким звуком познакомились? | Хлопают на словах: музыка, подушка, лук, суслик. Приводят примеры своих слов. Мы познакомились со звуком «у». | Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - воспринимать разные точки зрения; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. |
Работа с учебником | -Посмотрите на правую страницу учебника. Ребята, посмотрите, кто это к нам прибежал с птичьего двора? Рассмотрите рисунки и схемы. Как вы думаете, что нужно сделать? Какое слово задумано в 1 схеме? Во второй? Вызывает одного ученика к доске и просит выполнить самостоятельно звуковой анализ слова. -Произнесем медленно слово «утята». Указкой веду по схеме с фишками. Читаем вместе с учениками. -Приготовили пальчики и называем звуки [ууу-т`т`т`-ааа-ттт-ааа] Загибают палец и называет вместе с учениками 1 звук в слове «утята» и так со всеми звуками. Проверяют работу ученика. -Что вы заметили в этом слове? -Как будет произноситься (читаться) согласный перед буквой «я»? Перед буквой «а»? -Ребята, у нашей улитки есть друг. Отгадайте, кто это: Бурый, косолапый По лесу бредёт. Любит «одолжить» он У лесных пчёл мёд. -Верно. Давайте узнаем, что же случилось с мишкой. -Учебник положили чуть выше, оставили пространство, чтобы выкладывать полоски. Посмотрите на сюжетные картинки в учебнике. -Рассмотрим 1 сюжетную картинку. Придумайте предложение. (Где гуляет мишка?) -Обозначим наше предложение полоской. Вызывает одного ученика к доске. Просит прочитать предложение, дотрагиваясь указкой до полоски. -Рассмотрим 2 сюжетную картинку. Придумайте предложение. (Что нашел мишка в дупле дерева?) -Обозначим наше предложение полоской. Вызывает одного ученика к доске. Просит прочитать предложение, дотрагиваясь указкой до полоски. -Рассмотрим 3 сюжетную картинку. Придумайте предложение. (Но что же случилось? Кто вылетел из дупла?) -Обозначим наше предложение полоской. Вызывает одного ученика к доске. Просит прочитать предложение, дотрагиваясь указкой до полоски. -Рассмотрим 4 сюжетную картинку. Придумайте предложение. (Что сделал мишка? Он испугался?) -Обозначим наше предложение полоской. Вызывает одного ученика к доске. Просит прочитать предложение, дотрагиваясь указкой до полоски. -Сколько предложений получилось? - Теперь расскажем всю историю. Просит учащегося прочитать рассказ полностью. -Давайте озаглавим рассказ. | Утята. Нужно соотнести рисунки и схемы. В первой схеме задумано слово «утята», во второй – «утенок». Ученик самостоятельно выполняет задание, остальные работают вместе с учителем. В этом слове один и тот же звук обозначен разными буквами. Перед буквой «я» будет читаться мягко, перед «а» - твердо. -Это медведь. Мишка гуляет в лесу. Обозначили предложение полоской. Ученик читает предложение. В дупле дерева он нашел мед. Обозначили предложение полоской. Ученик читает предложение. Но вдруг из дупла вылетели пчелы. Обозначили предложение полоской Ученик читает предложение. Мишка испугался и побежал от пчел. Обозначили предложение полоской. Ученик читает предложение. Получилось 4 предложения. Ученик читает. Остальные слушают. Ученики придумывают заголовок к тексту. (например, Мишка и мед, мишка и пчелы) | Регулятивные: - выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова; Познавательные: - сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей; - характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры слов с заданным звуком; Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - воспринимать разные точки зрения; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. |