Педагогическая цель | Создать условия для практического введения понятия «общение», знакомства детей с персонажами учебной книги и друг с другом, развития навыков устного общения – умения говорить и слушать (понимать, кто, что, как и зачем говорит), различения цели и результата общения, привлечения внимания к слову и его номинальной (назывной) функции |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые результаты: предметные личностные | Овладевают первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; моделируют ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует); составляют диалоги при работе в паре |
Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; овладевают правилами общения, речевым этикетом: знакомство, приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – учатся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); постановка и решение проблем – самостоятельно находят способы решения проблем. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета |
Основное содержание темы, понятия и термины | Мир общения, общение, устное общение. Умение говорить и слушать. Диалоговая форма общения. Собеседники. Имя собственное |
Образовательные ресурсы | Азбука. 1 класс : электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD) |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Добрый день, друзья мои! – Добрый день, – ответим мы. Как две ниточки связали Доброты и теплоты. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С какой целью вы пришли в школу и стали учениками? – Дети в школе обучаются по учебникам, и сегодня мы познакомимся с первым своим учебником и друг с другом | – Учиться читать, писать, считать, стать грамотными людьми | Принимают учебную задачу | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство с учебной книгой и ее героями | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с учебником, рассказ учителя | – Перед вами первая учебная книга – «Азбука», по ней вы узнаете все буквы и научитесь читать. «Азбука» хочет с вами познакомиться. Рассказывает о правилах работы с учебником | Рассматривают учебник; знакомятся с обложкой, содержанием, условными обозначениями; узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, бережно относиться к книге | Знакомятся с учебником, учатся ориентироваться в учебнике, бережно к нему отно- ситься | Работа с учебником |
2. Знакомство учеников с учителем и друг с другом | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с рисунком, проблемная ситуация | – Название страницы «Давайте знакомиться» приглашает нас к знакомству. – Я хочу с вами познакомиться, но я одна, а вас много. Если вы все будете одновременно говорить, я не услышу никого. Как быть? | Выводят правило общения в классе: вслух говорит один, а другие внимательно слушают. | Совместно с учителем и одноклассниками договариваются о правилах общения на уроке | Беседа по вопросам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | – Что означает слово «познакомиться»? – Имя есть у каждого человека. Это имя собственное. Каждому мальчику и девочке приятно, когда их называют по имени. – Меня зовут… – Представьтесь, пожалуйста, теперь вы | – Назвать себя, свое имя. Называют свои имена, используя выражения: «Меня зовут…», «Моя фамилия…» | | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп. Мы глазами – миг-миг. Мы плечами – чик-чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
3. Роль знакомства для вступления в общение | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Для чего люди знакомятся? – Вы теперь стали учениками одного класса, вместе будете учиться много лет, общаться, оказывать помощь и поддержку друг другу, помогать советом | – Чтобы знать, как правильно обратиться к учителю, одноклассникам, подружиться, трудиться, играть, помогать друг | Высказывают свое мнение, приводят примеры из жизненных ситуаций. Совместно с учителем и одноклассника- | Беседа по вопросам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | на уроках и во внеурочное время. Я, учительница, буду помогать вам учиться, оказывать помощь. Каждый ученик должен знать правила поведения в классе. Давайте их сформулируем. – Какие вежливые слова нужно употреблять при общении? | другу. Называют правила поведения в классе, вежливые слова | ми формулируют правила поведения на уроке, употребляют вежливые слова | |
4. Знакомство с героями учебника (учебник, с. 3–5) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с учебником, беседа, рассказ | – Рассмотрите с. 3. Кто предлагает вам познакомиться? – Что вы можете рассказать о них? – При знакомстве надо назвать свое имя. «Азбука» подсказывает нам, как зовут девочку и мальчика | – Мальчик и девочка. Составляют рассказ по иллюстрации. Ученики, умеющие читать, читают имена под рисунками: Аня и Ваня | Учатся извлекать необходимую информацию из иллюстраций учебника. Составляют рассказ, соблюдая логику изложения | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг – и ускакал | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования | Правильное выполнение движений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. Виды общения (учебник, с. 4–5) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с учебником, беседа | – Имена есть не только у детей, но и у предметов, которые их окружают, – это слова. – Рассмотрите рисунки. Какие виды общения на них изображены? – С кем и как мы общаемся? – Что решили дети сделать сообща? Назовите свои любимые занятия | – Общение детей друг с другом, с родителями, животными, природой, компьютером | Осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, иллюстрациях. Формулируют ответы на вопросы | Беседа по вопросам, работа с рисунками |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику | Индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с диском (мультфильмы) | – Какие виды общения представлены в мультфильмах? (Тема «Мир общения») | – Общение с предметами, общение сказочных героев, друзей, общение с животными | Извлекают необходимую информацию из различных источников, умеют работать с электронным пособием, формулируют ответы на вопросы | Беседа по вопросам, работа с диском |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» | – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще луч- ше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение | Оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам, выполнение упражнения |