СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование речи школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование устной и письменной речи  школьников с использованием ИКТ позволит логопеду заинтересовать ребенка, сократить временные затраты на поиск диагностических материалов.

Просмотр содержимого документа
«Обследование речи школьников»

  ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ  7-10 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

7-10 лет

     Исследования состояния артикуляционного аппарата

Исследования состояния артикуляционного аппарата

«Качели» Описание:  Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.  Рекомендации:  Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Качели»

  • Описание:  Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Рекомендации:  Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Часики» Описание:  Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.

«Часики»

Описание:  Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.

Чередование движений губ

«Улыбка»

«Трубочка»

  • Описание:  Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10. Рекомендации:
  • 1)  Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы.
  • 2)  Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Описание:  Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»). Рекомендации:

1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед , не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами.

   «Лопатка» Описание:  Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.  Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. 2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

   «Лопатка»

Описание:  Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы.

2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

  «Иголочка» Иголочка. Цель:  напряжение и расслабление мышц языка.  Описание:  Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Рекомендации:  Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.

  «Иголочка»

Иголочка.

Цель:  напряжение и расслабление мышц языка. Описание:  Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Рекомендации:  Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.

  «Чашечка»   Описание:  Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10. Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

  «Чашечка»

  • Описание:  Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.
  • Рекомендации:
  • 1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Лошадка» Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  Рекомендации: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Лошадка»

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Рекомендации:

1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Фонематический слух БА-ПА ПА-БА СА-ЗА ЗА-СА МА-НА-МА НА-НА-МА ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА  ЧА-ЩА ЩА-СЯ СА-ША-СА ША-СА-ША СА-ША ША-СА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА ЛА-РА РА-ЛА ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

Фонематический слух

БА-ПА ПА-БА

СА-ЗА ЗА-СА

МА-НА-МА НА-НА-МА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЧА-ЩА ЩА-СЯ

СА-ША-СА ША-СА-ША

СА-ША ША-СА

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА

ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

ЛА-РА РА-ЛА

ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

Слоговая структура

Слоговая структура

 Слоговой анализ кит  виноград  вишня  смородина

Слоговой анализ

кит виноград вишня смородина

Грамматический строй

Грамматический строй

Исследование состояния письма Задания: 1. Запись под диктовку строчных букв (в случае забывания обозначить букву точкой): а) строчные буквы: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х. б) прописные буквы: Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ. 2. Запись под диктовку слогов (можно использовать не все слоги): ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жнее, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.  

Исследование состояния письма

Задания:

1. Запись под диктовку строчных букв (в случае забывания обозначить букву точкой):

а) строчные буквы: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х.

б) прописные буквы: Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

2. Запись под диктовку слогов (можно использовать не все слоги):

ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жнее, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

 

3. Запись под диктовку слов различной структуры (можно использовать не все слова): лыжи старушка улица уснёт шарф сильный ключ заснёт бант грач крыльцо пружина 4. Запись предложения под диктовку (можно использовать не все предложения): Из гнезда упал птенец. Надвинулись грозовые тучи. Стрекозы кружились над озером. В кустах спрятался зайчишка. 5. Запись после однократного прослушивания У ёлки пушистый зайчик.

3. Запись под диктовку слов различной структуры (можно использовать не все слова):

лыжи старушка улица уснёт шарф сильный

ключ заснёт бант грач крыльцо пружина

4. Запись предложения под диктовку (можно использовать не все предложения):

  • Из гнезда упал птенец.
  • Надвинулись грозовые тучи.
  • Стрекозы кружились над озером.
  • В кустах спрятался зайчишка.

5. Запись после однократного прослушивания

  • У ёлки пушистый зайчик.

Слуховые диктанты (первичное)

1 класс:

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы.

2 класс:

Наступила осень. По небу плывут серые тучи. Птицы летят зимовать на юг. Звери готовятся к зиме. Опустели лесные поляны. Только ветер шуршит сухими листьями. Он поёт песню о зиме. Под эту песню заснут до весны лесные жители.

3 класс

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклу. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

4 класс

Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли.

Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи.

Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял другой сильный гусь.

Слуховые диктанты (итоговое)

1 класс

Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи.

2 класс

В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих.

3 класс

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она на закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост?

4 класс

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву – конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд

Обследование чтения Распознавание букв.  Инструкция:  1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: “Назови эти буквы” или “Назови букву, которую я покажу”. 2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: “Покажи букву, которую я назову”. 3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: “Найди такую же букву, как я покажу”. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т а б в г д е ж з и к л м н о п р с т а б в г д е ж з и к л м н о п р с т а б в г д е ж з и к л м н о п р с т а б в г д е ж з и к л м н о п р с т

Обследование чтения

Распознавание букв. Инструкция:

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: “Назови эти буквы” или “Назови букву, которую я покажу”.

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: “Покажи букву, которую я назову”.

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: “Найди такую же букву, как я покажу”.

  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т
  • а б в г д е ж з и к л м н о п р с т
  • а б в г д е ж з и к л м н о п р с т
  • а б в г д е ж з и к л м н о п р с т
  • а б в г д е ж з и к л м н о п р с т
Чтение слогов, слов    МА СЮ РЯ УП ЕС СТО ЖДЫ СТЕ ФЬЯ ТОМ СНЕГ ЧЬЯ РУЧЬИ ПИСЬМО СЕНОКОС

Чтение слогов, слов

 

  • МА СЮ РЯ УП ЕС СТО ЖДЫ СТЕ ФЬЯ
  • ТОМ СНЕГ ЧЬЯ РУЧЬИ ПИСЬМО СЕНОКОС
Чтение слов со сложной слоговой структурой ЖАВОРОНОК ЭЛЕКТРИЧКА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФАМИЛИЯ ЗВЕРОСОВХОЗ ПОГРАНИЧНИКИ СМОРОДИНА МАКУЛАТУРА МИЛИЦИОНЕР ГОСУДАРСТВО ПЕРВОКЛАССНИЦА СКОВОРОДА РЕСПУБЛИКА ЭКСКАВАТОРЩИК ВЕЛОСИПЕД ОТЕЧЕСТВО МЕТРОПОЛИТЕН ПОМОЩНИК

Чтение слов со сложной слоговой структурой

  • ЖАВОРОНОК
  • ЭЛЕКТРИЧКА
  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • ФАМИЛИЯ
  • ЗВЕРОСОВХОЗ
  • ПОГРАНИЧНИКИ
  • СМОРОДИНА
  • МАКУЛАТУРА
  • МИЛИЦИОНЕР
  • ГОСУДАРСТВО
  • ПЕРВОКЛАССНИЦА
  • СКОВОРОДА
  • РЕСПУБЛИКА
  • ЭКСКАВАТОРЩИК
  • ВЕЛОСИПЕД
  • ОТЕЧЕСТВО
  • МЕТРОПОЛИТЕН
  • ПОМОЩНИК
Чтение предложений   Катя и Варя вышивают.  Дети играют дружно.  Дима ловил сачком бабочку.  Птицы улетают на юг.

Чтение предложений

  • Катя и Варя вышивают.
  • Дети играют дружно.
  • Дима ловил сачком бабочку.
  • Птицы улетают на юг.
Чтение текстов   1 класс: Настя. Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.  (20 слов) Л. Толстой

Чтение текстов

1 класс:

Настя.

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

(20 слов) Л. Толстой

2 класс   Волк. Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи – не-сдо-бро-вать овце. (33 слова) Е. Чарушин

2 класс

Волк.

Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи – не-сдо-бро-вать овце.

(33 слова) Е. Чарушин

3 класс    _______________ Берёзу ты, конечно, знаешь. А вот знаешь ли ты, что её ствол даже в сильную жару и на солнце почти не нагревается? Удивительно, правда? Впрочем, ты легко поймёшь причину этого явления, если вспомнишь, что белый цвет отражает солнечные лучи. Видел, как весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов? Вот и берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у неё тонкая, не то что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи. (80 слов) Ю. Дмитриев Вопросы: О каком дереве идет речь в тексте? Что происходит со стволом дерева в сильную жару? Почему ствол березы не нагревается на солнце? Для чего весной белят стволы фруктовых деревьев? Почему дубу и сосне не страшны горячие солнечные лучи?

3 класс

_______________

Берёзу ты, конечно, знаешь. А вот знаешь ли ты, что её ствол даже в сильную жару и на солнце почти не нагревается? Удивительно, правда? Впрочем, ты легко поймёшь причину этого явления, если вспомнишь, что белый цвет отражает солнечные лучи. Видел, как весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов? Вот и берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у неё тонкая, не то что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи.

(80 слов) Ю. Дмитриев

Вопросы:

  • О каком дереве идет речь в тексте?
  • Что происходит со стволом дерева в сильную жару?
  • Почему ствол березы не нагревается на солнце?
  • Для чего весной белят стволы фруктовых деревьев?
  • Почему дубу и сосне не страшны горячие солнечные лучи?

4 класс

___________

Блюдечко с молоком поставили на пол, и Соня придвинула к нему мордочку лисёнка. Лисёнок стал над блюдечком, выгнул спину и загородил его от всех. Он с тревогой озирался по сторонам, как будто опасался, что дети могут вылакать у него молоко.

Чтобы не волновать лисёнка, дети спрятались – кто на кровать, кто за печку. Около лисёнка осталась одна Соня. Лисёнок ещё раз подозрительно покосился на неё и начал лакать из блюдечка. Лакал он аккуратно, как кошка, и торопливо, как щенок.

Он был ростом с маленькую кошку. Ноги были довольно сильные, но туловище маленькое, щупленькое и очень лёгкое. Тонкая шея благодаря пушистой шерсти казалась довольно круглой. Голова большая, с острым носом и торчащими вверх ушами. Весёлые, круглые, как пуговки, глазёнки и подвижный кончик носа, чёрный и мокрый. Шкурка серовато-жёлтая, щёки, шейка и живот были белые, а лапки и кончики ушей – тёмные.

Назвали лисёнка Франтом.

(142 слова) По О. Перовской

Вопросы:

  • Что поставила Соня перед лисенком?
  • Почему он с тревогой озирался по сторонам?
  • Куда спрятались дети, чтобы не волновать лисенка?
  • Кто остался возле лисенка?
  • С кем сравнивает автор лисенка? Почему?
  • Как выглядел лисенок? Найдите ответ в тексте.
  • Как назвали лисёнка? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!