СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование подвижности артикуляционного аппарата

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки

Просмотр содержимого документа
«Обследование подвижности артикуляционного аппарата»

Обследование подвижности артикуляционного аппарата

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки

цель: выявить особенности и дефекты анатомического характера.

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов, деформация верхнего зубного ряда и др.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата каждому ребенку индивидуально предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений.

Упражнения для определения подвижности артикуляционного аппарата Чиркиной Г.В.

- Открыть и закрыть рот;

- удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

- облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

- произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

- удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2--3 сек.);

- пощелкать языком (3--5 раз);

- пощелкать языком («погонять лошадок»);

- вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2--3 раза);

- вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;

- надуть щеки;

- имитировать языком положение «трубочки»;

- произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

четкость артикуляционных движений;

быстроту и плавность их воспроизведения;

умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания Фотековой Т.А. , которые включали динамические и статические упражнения.

Тестовые задания для исследования артикуляционной моторики

Фотековой Т.А

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

- надуй щеки;

- надуй одну щеку;

- надуй другую;

- упри язык в правую щеку;

- «Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;

Инструкция: повторяй за мной движения.

- «Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой);

- «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт);

- «Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью передвигается от одного уголка рта к другому);

- «Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы);

- «Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).

Обработка и анализ результатов. Выполнение упражнений оценивалось в баллах.

1балл - упражнение правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5балла - замедленное и напряженное выполнение упражнения;

0,25балла - выполнение упражнения с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);

0 баллов - невыполнение движения.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок, соответствует 5. Исходя из количества набранных баллов, мы выделили три уровня состояния подвижности артикуляционного аппарата:

Менее 3 балла- низкий уровень;

От 3 - 4 балла- средний уровень;

5 баллов- высокий уровень.

2. Задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке.

Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

1) Для звука [а] звуковой ряд состоял из гласных: [а], [о], [и], [у], [а], [ы], [э], [а].

2) Для звука [п] звуковой ряд состоял из: [а], [о], [у], [п], [и], [э], [п], [т], [д], [н], [п], [к], [б], [г], [п].

3) Для звука [с] звуковой ряд состоял из: [а], [у], [и], [с], [о], [э], [ы], [с], [м], [н], [в], [п], [с], [б], [д], [к], [г], [с], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [х], [х'], [с'], [с], [з], [з'], [ц], [ш], [с].

4) Для звука [з] звуковой ряд состоял из: [з], [а], [у], [и], [з], [о], [э], [ы], [м], [з], [н], [п], [б], [з], [к], [в], [в'], [д], [з], [д'], [г], [г'], [з'], [ж], [з].

5) Для звука [р] звуковой ряд состоял из: [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [б], [к], [х], [ы], [в], [в'], [д], [д'], [т], [т'], [г], [г'], [ж], [у], [а], [й], [л], [л'], [р'].

Звуковые ряды для сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в начале ряда находились звуки далекие по артикуляции и звучанию от заданного звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка.

Оценка задания проводилась в баллах:

1 балл – без ошибок выделил звук в звуковом ряду.

0,5 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически.

0,25 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно.

0 баллов – не справился с заданием.


3.. Обследование возможности изолированного произ­несения звука.

Цель: выявить правильное произнесение изолированного звука.

Инструкция «Повтори за мной звуки».

Свистящие:

[с]

[с']

[з]

[з'] ­

Шипящие:

[ш]

[ж]

Аффрикаты:

[ц] [ч]


Сонорные:


[л]

[л']

[р]

[р']

Заднеязычные:

[г] [г'] [х]

[к] [к'] [х']


Критерии оценки:

4 бaлла - правильно произносятся все звуки;

3 бaлла - нарушается произношение одного звука;

2 бaлла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 бaлл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 бaллов - искажаются, заменяются все звуки.

4.. Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции.

Цель: определить способность правильного произнесения звука в слогах разной конструкции.

Инструкция: «Повтори за мной».

Примечания: условные обозначения

С - согласный, Г - гласный, С N - звук правиль­но произносимый, С$ - обследуемый звук.

1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы

2. Г С$- АС$, ОС$, УС$, ЫС$

3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

4. CN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. со­четания звуков

6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ ГС$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г - АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы

Критерии оценки:

4 балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно;

3 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$;

2 балла- искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN С$,С$ CN Г;

1 балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$Г, Г С$(открытый и закрытый слог);

0 баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).

4.Обследование возможности, произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Цель: исследовать произнесение звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно)".

сани

оса

нос

зубы

коза

цепь

ландыш

шашки

жук

чемодан

верёвка

люстра

лимон

рот

гром

кот

флаг

глагол

цветок

кит

сокол

вода

лыжи

фартук

хомяк

шишка

гриб

черепаха

туфли

вафли

шляпа

сено

волны

осень

неси

Зина

вези

конец

багаж

гитара

Критерии оценки:

4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов - искажаются, заменяются все (свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, заднеязычные, губнозубные) звуки независимо от места позиции звука в слове.

Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).

коса

оса

сад

сова

сок

песок

коза

зонт

заяц

язык

замок

зубы

яйцо

овца

птица

цветы

боец

певец

Критерии оценки:

4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.

5.Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.

Цель: исследовать возможность произнесения звука в словах разной слоговой структуры

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (поА.К. Марковой).

13 классов слов поА.К. Марковой

1 кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)

2 кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)

3 кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)

4. кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)

5 кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)

6 кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)

7 кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕ­ЛЕФОН)

8 кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)

9 кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)

10кл. - трехсложные слова с двумя стечениями со­гласных (МОРKOBКA)

11 кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)

12 кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)

13 кл. – четырёхсложнын слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)

Инструкция 1: «Повтори за мной слова».

Инструкция 2: «Назови эти картинки».

снеговик

гости

пастух

уксус

спутник

мосты

гвозди

мозаика

мимоза

незабудка

заноза

гнездо

пуговица

кузнецы

цветы

птенцы

цветник

учениц

Критерии оценки:

4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.

6.Обследование, возможности произнесения звука в предложении.

Цель: выявить умение произнесения звука в предложении.

Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».

На суку спит сова.

У Сони новый самокат.

В саду сухой песок.

Сегодня дома вся семья.

На скамейке сидит Саня.

Зина запускает змея.

Зоя ест изюм.

Зоиного зайку зовут, Зазнайка.

Цапля - это птица.

У всех птиц есть птенцы.

Птицы едят гусениц.

В саду цветет акация.

Жук жужжит.

Примечания:

1. Слова, сложные по семантике, включаются в лексический материал для обследования после уточнения значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка.

2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.


Критерии оценки:

4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.

Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».

Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем.

В саду цветут цветы.

Собака сидит на цепи.

Сова сидит в гнезде.

На скамейке сидит заяц.

Собака ест из миски.

Критерии оценки:

4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.

Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным отве­том».

Кто сидит в будке? (собака)

Что делает певица? (поет песню)

На чем катаются дети Зимой? (на санках)

Как назвать детенышей птиц? (птенцы)

Что стоит в вазе? (цветы)

Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт)

Что такое незабудка? (цветок)

Критерии оценки:

4 бaлла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях:

3 балла - нарушается произношение одного звука;

2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!