СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование дефектологом ребёнка – дошкольника с ОВЗ (5-6 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обследование дефектологом ребёнка – дошкольника с ОВЗ (5-6 лет)»

Обследование дефектологом ребёнка – дошкольника с ОВЗ (5-6 лет)

Обследование дефектологом ребёнка – дошкольника с ОВЗ (5-6 лет)

Карта обследования дефектологом ребёнка с ОВЗ (разработана в соответствии с ФГОС) Ф. И.О.__________________________________________________________ Дата рождения____________________________________________________ Диагноз__________________________________________________________ Дата обследования___________________ _________________________ Дефектолог________________________________________________________ Направления обследования Знания, умения, навыки  Общие представления  Имя стартовая Фамилия Возраст итоговая Члены семьи Развитие состояния моторных функций  Общая моторика Бросает большой мяч Ловит большой мяч Бросает маленький мяч Ловит маленький мяч Поднимается по лестнице Спускается по лестнице Прыгает на двух ногах

Карта обследования дефектологом ребёнка с ОВЗ (разработана в соответствии с ФГОС)

Ф. И.О.__________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________

Дата обследования___________________ _________________________

Дефектолог________________________________________________________

Направления

обследования

Знания, умения, навыки

Общие представления

Имя

стартовая

Фамилия

Возраст

итоговая

Члены семьи

Развитие состояния моторных функций

Общая моторика

Бросает большой мяч

Ловит большой мяч

Бросает маленький мяч

Ловит маленький мяч

Поднимается по лестнице

Спускается по лестнице

Прыгает на двух ногах

Тонкая моторика Собирает пальцы в щепотку Двумя пальцами ходит по столу Машет пальцами только в воздухе Катает каждым пальцем мелкую бусинку, шарик (и) Запускает пальцами мелкие волчки Надевает детали пирамидки на штырь Сжимает пальцы педагога - не сжимает  - слабо - сильно

Тонкая моторика

Собирает пальцы в щепотку

Двумя пальцами ходит по столу

Машет пальцами только в воздухе

Катает каждым пальцем мелкую бусинку, шарик (и)

Запускает пальцами мелкие волчки

Надевает детали пирамидки на штырь

Сжимает пальцы педагога

- не сжимает

- слабо

- сильно

Конструктивный праксис Строит башню из 4-х кубиков Складывает разрезную картинку - из двух частей Конструирует из палочек по образцу Графический праксис - из трёх частей (дорожка, молоток, заборчик) Умеет держать карандаш - правая рука Рисует круг - левая рука Рисует вертикальные и горизонтальные линии

Конструктивный праксис

Строит башню из 4-х кубиков

Складывает разрезную картинку

- из двух частей

Конструирует из палочек по образцу

Графический праксис

- из трёх частей

(дорожка, молоток, заборчик)

Умеет держать карандаш

- правая рука

Рисует круг

- левая рука

Рисует вертикальные и горизонтальные линии

Речевое  развитие Выполнение одноступенчатой инструкции Выполнение двухступенчатой инструкции Состояние импрессивной речи Состояние экспрессивной речи Состояние фонематического восприятия Состояние фразовой речи

Речевое развитие

Выполнение одноступенчатой инструкции

Выполнение двухступенчатой инструкции

Состояние импрессивной речи

Состояние экспрессивной речи

Состояние фонематического восприятия

Состояние фразовой речи

Пространственно-временные представления Вверху - внизу Впереди - сзади Ориентировка в схеме собственного тела Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: - на Определение времени суток на наглядном материале: - в - день - под - ночь - за

Пространственно-временные представления

Вверху - внизу

Впереди - сзади

Ориентировка в схеме собственного тела

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

- на

Определение времени суток на наглядном материале:

- в

- день

- под

- ночь

- за

Основы счёта Дифференциация понятий  «один - много» Дифференциация понятий «много», «мало», «ни одного» Особенности психических процессов  Особенности внимания Находит две одинаковые картинки Называет или показывает рисунки , частично наложенные друг на друга Особенности памяти Показывает или называет изменения - «Чего не стало?»

Основы счёта

Дифференциация понятий «один - много»

Дифференциация понятий «много», «мало», «ни одного»

Особенности психических процессов

Особенности внимания

Находит две одинаковые картинки

Называет или показывает рисунки , частично наложенные друг на друга

Особенности памяти

Показывает или называет изменения

- «Чего не стало?»

Особенности эмоционально-волевой сферы Особенности поведения ребёнка во время обследования Контакт: - не вступает Поведение: - пассивный - соответствует ситуации Критичность: - активный - не соответствует ситуации - не критичен Переключаемость с одного вида деятельности на другой: - критичность снижена - не переключается - критичен - переключаемость снижена - переключается

Особенности эмоционально-волевой сферы

Особенности поведения ребёнка во время обследования

Контакт:

- не вступает

Поведение:

- пассивный

- соответствует ситуации

Критичность:

- активный

- не соответствует ситуации

- не критичен

Переключаемость с одного вида деятельности на другой:

- критичность снижена

- не переключается

- критичен

- переключаемость снижена

- переключается

Развитие элементарных математических представлений Сенсорное развитие Дифференциация предметов контрастных по величине Нанизывание колец в соответствии с величиной Соотнесение однородных предметов по цвету Выбор цвета по инструкции (самостоятельное называние) Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние) Работа с коробкой форм

Развитие элементарных математических представлений

Сенсорное развитие

Дифференциация предметов контрастных по величине

Нанизывание колец в соответствии с величиной

Соотнесение однородных предметов по цвету

Выбор цвета по инструкции

(самостоятельное называние)

Выбор формы по инструкции

(самостоятельное называние)

Работа с коробкой форм

Особенности восприятия

Включение в ряд (методика Вегнер А.А.)

Задание направлено на установление контакта со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия (ориентировки на величину)

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

Проведение обследования : взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и собирая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагаете поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить её на свое место, не обращая внимание на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду. Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины), взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз, он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.  ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД.  1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину. 3 балла — ребенок «принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.

3 балла — ребенок «принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.

4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

Коробка форм

Проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование : деревянная коробка с шестью прорезями — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: на стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.

Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ребенком, используя практическую ориентировку — целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

КОРОБКА ФОРМ.  1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой; после обучения пользуется методом перебора вариантов. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой; после обучения пользуется методом перебора вариантов.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).  Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. Оборудование:  две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четы-ре части по диагонали. Проведение обследования : взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».  Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четы-ре части по диагонали.

Проведение обследования : взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

 СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.  1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессу обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессу обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием.

СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ (по цвету и форме).

Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и нагляднообразного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники и прямоугольники четырех цветов - красные, синие, зеленые, желтые).

Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объекты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники — всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит положить ее правильно. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот» (указывая жестом по очереди на все ряды). Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания — группировку по форме. Взрослый говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребенку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяснить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот».

Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три вида помощи. Первый вид помощи: взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре карточки. Второй вид помощи: если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый молча передвигает их в соответствии с образцами. Так выкладывают восемь штук. Третий вид помощи: взрослый вычленяет принцип группировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо»

СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ 1 балл — ребенок не принимает задание; не ориентируется в его условии (размахивает карточкой, бросает ее); в процессе обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет; после оказания третьего вида помощи начинает ориентироваться на образец; вторую часть задания (группировку по форме) не выполняет. 3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; и некоторых случаях требуется только первый вид помощи; не может обобщить принцип группировки в речевом плане. 4 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; самостоятельно вычленяет принцип группировки.

СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ

1 балл — ребенок не принимает задание; не ориентируется в его условии (размахивает карточкой, бросает ее); в процессе обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет; после оказания третьего вида помощи начинает ориентироваться на образец; вторую часть задания (группировку по форме) не выполняет.

3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; и некоторых случаях требуется только первый вид помощи; не может обобщить принцип группировки в речевом плане.

4 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; самостоятельно вычленяет принцип группировки.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка). Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу. Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования: ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него  отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение. Обучение:  взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).

Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.

 ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК .  1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК .

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.

Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение : в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а остальные — синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи

 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.  1 балл — ребенок действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак. 2 балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает. 3 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек. 4 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в пределах пяти; выполняет счетные операции по представлению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.

1 балл — ребенок действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак.

2 балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает.

3 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек.

4 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в пределах пяти; выполняет счетные операции по представлению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти.

СРАВНИ (сюжетные картинки «Летом»).

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.

Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рассказать о различиях.

Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребенком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.

СРАВНИ.  1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно; не может решать задачи в нагляднообразном плане; не воспринимает сюжет, изображенный на картинке. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие; основной сюжет изображенного не понимает; не воспринимает ситуацию в динамике; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно. 3 балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно. 4 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно может понять целостность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках.

СРАВНИ.

1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно; не может решать задачи в нагляднообразном плане; не воспринимает сюжет, изображенный на картинке.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие; основной сюжет изображенного не понимает; не воспринимает ситуацию в динамике; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно.

3 балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно.

4 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно может понять целостность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА. Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления). Оборудование:  сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают:  Обучение:  перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают:

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

 НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.  1 балл — ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки. 2 балла — ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета. 3 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета. 4 балла — ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; может объяснить выбор определенного времени года.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

1 балл — ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.

2 балла — ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета.

3 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета.

4 балла — ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; может объяснить выбор определенного времени года.

НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка. Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка - неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры). Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение. Обучение:  ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер).

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.

Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка - неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.

Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ. 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может; после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, по получаются только элементы предмета (неваляшки). 3 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складывания картинки рисует предмет. 4 балла — ребенок принимает задание; может нарисовать предмет по разрезной картинке; рисует с интересом.

НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ.

1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может; после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, по получаются только элементы предмета (неваляшки).

3 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складывания картинки рисует предмет.

4 балла — ребенок принимает задание; может нарисовать предмет по разрезной картинке; рисует с интересом.

РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»).

Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта. На первой картинке — мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй — он умывается; на третьей — сидит на стуле и одевается; на четвертой — одетый мальчик сидит за столом и завтракает.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».

Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.

 РАССКАЖИ.     1 балл — ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.  2 б а л л а — ребенок принимает задание, однако не вое* принимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности. 3 б а л л а — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии. 4 б а л л а — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

РАССКАЖИ.

1 балл — ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, однако не вое* принимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.

3 б а л л а — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 б а л л а — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

Результаты проведенного обследования

Первую группу (1012 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым , не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы.

Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым.

В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.

Третью группу .(24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания.

В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.

Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмом. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.

Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!