СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеучебные умения и навыки учащихся 1 курса по дисциплине математика.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале процесса обучения первокурсников я обязательно провожу диагностику уровня сформированности  общеучебных умений и навыков в различных формах: анкетирование, тестирование, анализ письменных работ  и устных ответов учащихся и др. В частности, в начале, я выявила уровень мотивации учащихся к дисциплине математика. С этой целью учащимся  я предложила  анкету (приложение 1).      Далее я провела с учащимися тест  по ОУУН, который состоит из 6 простейших вопросов (приложение 2). Затем была проведена диагностическая контрольная работа. По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённого ОУУН. Поэтому формирование ОУУН необходимо планировать, как и любых других умений учебной деятельности. В своем сообщении я рассказала о начальном этапе формирования общеучебных умений и навыков обучающихся. Педагогическая литература содержит большой и интересный материал для самообразования по этому вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Общеучебные умения и навыки учащихся 1 курса по дисциплине математика.»

Общеучебные умения и навыки

учащихся 1 курса по дисциплине математика.

Все умения и навыки, формируемые при изучении математики, можно разделить на две категории:

- общие, которые формируются не только в процессе обучения математике, но и в процессе изучения других предметов (например, логические умения, навыки работы с книгой и т. п.);

- специфические, частные, которые формируются только в процессе обучения математике (например, умение решать уравнения, умения проводить геометрические измерения и т. п.).

В ходе наблюдения за деятельностью первокурсников в течение первого месяца обучения могу отметить их невысокую активность, низкий уровень коммуникативных навыков работы в малых группах, отсутствие умений рационально распределять свое время. В начале процесса обучения я столкнулась со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математический действий, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков.

На 1 курсе я обязательно провожу диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков в различных формах: анкетирование, тестирование, анализ письменных работ и устных ответов учащихся и др. На первом этапе я выявила уровень мотивации учащихся к дисциплине математика. С этой целью учащимся 13 группы я предложила анкету (приложение 1). На вопрос «Нравится ли тебе предмет «математика» и почему?» 56% опрошенных ответили «не очень», «просто нужна», «пригодится». Оказалось, что 75 % учащихся нуждаются в помощи при выполнении домашнего задания. К причинам неудач при изучении математики 50 % учащихся отнесли невнимательность и 38% - запущенность. 56% учащихся оценили свои знания отметкой «3», 38% - отметкой «4», 6%- отметкой «5». На вопрос «Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?» все учащиеся ответили положительно.

Далее я провела с учащимися тест по ОУУН (приложение 2), который состоял из 6 простейших вопросов. Анализ теста показал, что 15 % опрошенных частично владеют общеучебными умениями, у 79% - они отсутствуют и только 6% - владеют ОУУН. Учащиеся не могут установить причинно-следственные связи, соответствие между множествами, логическую связь между математическими понятиями, не умеют видеть на чертеже знакомые геометрические фигуры и т.п.

Уровни овладения учащимися учебными умениями и навыками

(фамилии не называю):

0 уровень - учащиеся не владеют данным действием и не владеют умениями по его выполнению;

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия и умеют его выполнять при достаточной помощи преподавателя;

2 уровень - умеют выполнять данное действие самостоятельно лишь по образцу, подражая действиям преподавателя;

3 уровень - умеют выполнять данное действие достаточно свободно, но контролируя каждый шаг;

4 уровень - учащиеся владеют навыком выполнения данного действия, идет процесс совершенствования навыка.

По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённого ОУУН. Поэтому формирование ОУУН необходимо планировать, как и любых других умений учебной деятельности.























Приложение 1. ОУУН. Уровень мотивации.

1. Нравится ли тебе предмет «математика»?

да _____ нет ______ не очень ______

2. Можешь ли ты объяснить почему?

не могу объяснить ______ не задумывался ___________

просто нужна _________ легкий предмет ___________

интересно ___________ ______________________________________

3. Нужна ли тебе математика? если нет – то почему?

да ________ нет ____________

4. Если нужна, то попробуй объяснить – зачем?

подсчитать сдачу ____ пригодится _________

не задумывался _______ поступить в институт ______

чтобы быть умным _______ ____________________________________

5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?

да ________ нет ____________

6. Как ты оцениваешь свои знания по математике?

имею «3» _____ знаю на «4» ______

могу на «5» ______ могу на «4» ______

7. Что является причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?

невнимательность _______ лень _________

не знаю ___________ запущенность ________

другое_____________________________________________________________

8. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?

да ________ нет _______

всё равно ________ не знаю _________

Приложение 2. 1 курс. ТЕСТ по ОУУН.


1. Выбери слова из списка и заполни таблицу:

Причина

Следствие

Равнобедренный треугольник



Противоположные стороны равны



Развёрнутый угол



Боковые стороны равны



Один корень



Прямоугольник



Угол равен 180 градусов



Дискриминант равен нулю


2.Рассмотри чертёж. АК-__________________________

В ВЕ-____________________________





К


А АВС-__________________________

С ВЕС-______________________________

Е



3. В записи двух чисел 10*9 и *1*0 вместо некоторых цифр поставлены *. Если возможно, сравните эти числа.

а) 10*9 *1*0 в) 10*9 = *1*0

б) 10*9

4.Выпиши лишнее слово. Квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, трапеция


__________________________


5.





6.Какое слово объединит перечисленные ниже слова:

правильная, неправильная, десятичная, обыкновенная


______________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!