Общеучебные умения и навыки
учащихся 1 курса по дисциплине математика.
Все умения и навыки, формируемые при изучении математики, можно разделить на две категории:
- общие, которые формируются не только в процессе обучения математике, но и в процессе изучения других предметов (например, логические умения, навыки работы с книгой и т. п.);
- специфические, частные, которые формируются только в процессе обучения математике (например, умение решать уравнения, умения проводить геометрические измерения и т. п.).
В ходе наблюдения за деятельностью первокурсников в течение первого месяца обучения могу отметить их невысокую активность, низкий уровень коммуникативных навыков работы в малых группах, отсутствие умений рационально распределять свое время. В начале процесса обучения я столкнулась со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математический действий, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков.
На 1 курсе я обязательно провожу диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков в различных формах: анкетирование, тестирование, анализ письменных работ и устных ответов учащихся и др. На первом этапе я выявила уровень мотивации учащихся к дисциплине математика. С этой целью учащимся 13 группы я предложила анкету (приложение 1). На вопрос «Нравится ли тебе предмет «математика» и почему?» 56% опрошенных ответили «не очень», «просто нужна», «пригодится». Оказалось, что 75 % учащихся нуждаются в помощи при выполнении домашнего задания. К причинам неудач при изучении математики 50 % учащихся отнесли невнимательность и 38% - запущенность. 56% учащихся оценили свои знания отметкой «3», 38% - отметкой «4», 6%- отметкой «5». На вопрос «Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?» все учащиеся ответили положительно.
Далее я провела с учащимися тест по ОУУН (приложение 2), который состоял из 6 простейших вопросов. Анализ теста показал, что 15 % опрошенных частично владеют общеучебными умениями, у 79% - они отсутствуют и только 6% - владеют ОУУН. Учащиеся не могут установить причинно-следственные связи, соответствие между множествами, логическую связь между математическими понятиями, не умеют видеть на чертеже знакомые геометрические фигуры и т.п.
Уровни овладения учащимися учебными умениями и навыками
(фамилии не называю):
0 уровень - учащиеся не владеют данным действием и не владеют умениями по его выполнению;
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия и умеют его выполнять при достаточной помощи преподавателя;
2 уровень - умеют выполнять данное действие самостоятельно лишь по образцу, подражая действиям преподавателя;
3 уровень - умеют выполнять данное действие достаточно свободно, но контролируя каждый шаг;
4 уровень - учащиеся владеют навыком выполнения данного действия, идет процесс совершенствования навыка.
По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённого ОУУН. Поэтому формирование ОУУН необходимо планировать, как и любых других умений учебной деятельности.
Приложение 1. ОУУН. Уровень мотивации.
1. Нравится ли тебе предмет «математика»?
да _____ нет ______ не очень ______
2. Можешь ли ты объяснить почему?
не могу объяснить ______ не задумывался ___________
просто нужна _________ легкий предмет ___________
интересно ___________ ______________________________________
3. Нужна ли тебе математика? если нет – то почему?
да ________ нет ____________
4. Если нужна, то попробуй объяснить – зачем?
подсчитать сдачу ____ пригодится _________
не задумывался _______ поступить в институт ______
чтобы быть умным _______ ____________________________________
5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
да ________ нет ____________
6. Как ты оцениваешь свои знания по математике?
имею «3» _____ знаю на «4» ______
могу на «5» ______ могу на «4» ______
7. Что является причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?
невнимательность _______ лень _________
не знаю ___________ запущенность ________
другое_____________________________________________________________
8. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?
да ________ нет _______
всё равно ________ не знаю _________
Приложение 2. 1 курс. ТЕСТ по ОУУН.
1. Выбери слова из списка и заполни таблицу:
Причина | Следствие | Равнобедренный треугольник |
| | Противоположные стороны равны |
| | Развёрнутый угол |
| | Боковые стороны равны |
| | Один корень |
| | Прямоугольник |
| | Угол равен 180 градусов |
| | Дискриминант равен нулю |
2.Рассмотри чертёж. АК-__________________________
В ВЕ-____________________________
К
А АВС-__________________________
С ВЕС-______________________________
Е
3. В записи двух чисел 10*9 и *1*0 вместо некоторых цифр поставлены *. Если возможно, сравните эти числа.
а) 10*9 *1*0 в) 10*9 = *1*0
б) 10*9
4.Выпиши лишнее слово. Квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, трапеция
__________________________
5.
6.Какое слово объединит перечисленные ниже слова:
правильная, неправильная, десятичная, обыкновенная
______________________________________________