Обществознание, 5 класс
Урок №7
Семья и семейные отношения
Д.З.: § 3, ?? (с.32), «в классе и дома» (с.32) устно, выписать новые понятия и дать им определения
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- формирование представлений на доступном пятиклассникам уровне о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;
- развивать личный опыт грамотных семейных отношений, поведения в семье ;
- воспитывать осознанное, мотивированное отношение поведение в семье
Универсальные учебные действия
1. Личностные УУД
- Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.
2. Познавательные УУД
- Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.
- Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.
3. Регулятивные УУД
- Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
- Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Понятия, термины
- семья;
- семенные отношения;
- Семейный кодекс;
- виды семей;
- поколения;
- семейные ценности;
- семейные нормы
Изучение нового материала
- Семья и семенные отношения.
- Семья под защитой государства.
- Семейный кодекс.
- Виды семей.
- Отношения между поколениями.
- Семейные ценности и нормы.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
Что является опорой в жизни каждого человека?
Что такое семья?
- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
На основании определения, выделите характерные признаки семьи.
Желание заботиться друг о друге
Взаимное чувство любви
Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью.
15 мая –
Международный
День семьи
Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».
Словарь Брокгауза и Эфрона Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж или супруг, женщина — жена или супруга.
СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ,
ЭКОНОМИКА СЕМЬИ
ЗАБОТА
О СТАРШЕМ ПОКОЛЕНИИ
ЗАБОТА
О СТАРШЕМ ПОКОЛЕНИИ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СОВМЕСТНЫЙ ОТДЫХ
Какую роль выполняет семья в обществе?
Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.
2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание.
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.
1.Право выбора супругами фамилии.
2.Право владеть и распоряжаться совместной собственностью.
3.Свобода выбора рода занятий, профессии.
4.Брачный договор.
5.Супруги обязаны строить взаимоотношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
6.Вопросы материнства, воспитания детей решаются совместно.
- право ребёнка жить и воспитываться в семье;
- право знать своих родителей, право на их
заботу о себе;
- право на совместное с ними проживание;
- право общаться с обоими родителями, другими
родственниками;
Какие бывают семьи
- полные и неполные;
- двухпокленные (нуклеарные);
- трёхпокленные (патриархальные);
От семейного климата, доброжелательности, трудолюбия, любви членов семьи зависят её благополучие и счастье!
А ваше мнение?
я
брат
сестра
2 поколения
папа
мама
3 поколения
Родители папы (бабушка, дед)
Родители мамы (бабушка, дед)
Проверь себя
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?