Презентация "Отрочество-особая пора жизни" предназначена для учителей и учащихся 5 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), соответствует требованиям ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 5 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Отрочество - особая пора жизни. Урок-презентация по обществознанию, 5 класс (ФГОС-2)»
Обществознание, 5 класс
Урок № 4-5
Отрочество – особая пора жизни
Д.З.: § 2, ?? (с.23), «в классе и дома» (с.21-24);
готовимся к практикуму по ?? (с.23-24)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- содействовать осознанию особенностей подросткового/ переходного возраста, роли осознанной самостоятельности в социализации ; раскрыть на материале конкретного возрастного этапа развития человека особенности становления его личности;
- развивать навыки социальной адаптации мальчиков и девочек;
- воспитывать гуманистические начала в юной личности
Универсальные учебные действия
- Уважение к личности и её достоинству
- Описывать отрочество как особую пору жизни.
- Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
- Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности
Понятия, термины
- подростки;
- подростковый возраст;
- отрочество;
- самостоятельность
Изучение нового материала
- Отрочество – особая пора жизни.
- Особенности подросткового возраста.
- Размышления подростка о будущем.
- Самостоятельность – показатель взрослости.
Легко ли быть подростком?
Выбери высказывание, характеризующее подростка:
- П одростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
- П одросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
- Возраст, в который вы вступили, называется подростковым .
- В старину подростков называли отроками, а период жизни – отрочеством .
- Подростковый период делится на 2 этапа:
- младшие подростки – 5-6-классники;
- старшие подростки – 7-8-классники.
Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами года. Объясните, что вы увидели на этой схеме:
Отрочество
ВЕСНА
Старость
ЗИМА
Пифагор
Зрелость
ОСЕНЬ
Юность
ЛЕТО
Чем взрослый отличается от ребёнка?
Физические особенности
Знания
взрослый
Поведение
ребёнок
Мера ответственности
Степень самостоятельности
Отрочество – пора мечтаний
- Е сть ли у тебя мечта?
- А о чём мечтают люди в твоём возрасте?
В то время многие сомневались в подлинности истории Гомера о Троянской войне.
Генрих вырос, стал археологом и в 1871 г. наконец-то осуществил свою мечту. В 1847 году он принял российское гражданство, а позже и американское, успешно занимался торговлей.
Скопив денег он поехал в Малую Азию и нашёл город Трою именно там, где по свидетельству Гомера она выдерживала натиск греков.
В 1822 г. в немецком Мекленбурге в семье священника Эрнста Шлимана родился сын Генрих. Сегодня о его мечте и о том, как он её достиг знает весь мир.
Речь идёт о раскопках древнегреческого города Трои.
Вы наверняка слышали о мечте девушки Асоль.
- З адумайся!
- Есть мечты бывают возвышенные, светлые. А бывают и мелочные, никудышные.
- К акая мечта будет у тебя? Кому принесёт пользу её осуществление?
А вот герой романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» Остап Бендер мечтал о том как с украденными миллионами и драгоценностями он сбежит из России в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. Мечтал о костюме и белых ботинках.
- К акой возраст называется подростковым (отрочеством)?
- Ч ем подростки отличаются от взрослых?
Самостоятельность – показатель взрослости
- Ч ем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого.
- С амостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело.
- Самостоятельность – это воспитание в себе стремления отказываться от помощи, использовать её только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.
Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания – это проявление самостоятельности .
- З наешь ли ты, что такое самодисциплина ?
- П опробуй при самостоятельном выполнении любого задания действовать по плану:
Удалось ли достичь поставленные цели?
Разобрался ли я во всех деталях?
Можно ли было решить задачу другим способом?
Хочу ли я добиться успеха?
Что за чем я буду делать (порядок действий)?
Все ли мои действия были правильными?
Каковы мои шансы на успех?
Какие возникли трудности?
Всегда ли самостоятельность приносит пользу
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
?
- У чись принимать правильные решения.
- У чись дружить и быть другом.
- У чись общаться.
В коридоре, в классе ли–
Всюду стены красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжёлый
с книгами, с книгами
Три девчонки двигали,
двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки – на лавочке,
Парни – на диванчике.
А.Л. Барто «Рыцари ».
Нужны ли сегодня рыцари?
- Рыцарство – это проявление благородства и самоотверженности.
- Рыцарство – это честность и внимание к тем, кто слабее или беззащитнее.
- Разве эти качества не стоит воспитывать?
- Значит, рыцари нужны в любое время и в любом обществе.
Можно ли назвать такое поведение рыцарским? В чём причина такого поведения?
Давай повторим главное
- В сегда ли самостоятельность приносит пользу?
- Р ассмотри иллюстрацию на с.19 учебника. Можно ли этого молодого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? По каким признакам ты это определяешь?
Проверь себя
- Кого называют отроком?
- Почему принято считать подростковый возраст переходным?
- Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
- Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
А. ___________
Б. ___________
В. ___________
Г. ___________
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?