СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 профильный класс. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке." предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 профильный класс. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.»

Урок 3-4 Обществознание, профильный уровень Основные этапы развития социально-гуманитарного знания  (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях) Д.З: § 2, ?? (с. 15), задания (с.15-16) © А.И. Колмаков

Урок 3-4

Обществознание, профильный уровень

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях)

Д.З: § 2, ?? (с. 15), задания (с.15-16)

© А.И. Колмаков

Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности;  развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
  • Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности;
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
миф; мифологическое сознание; даосизм; буддизм; конфуцианство; веда; реинкарнация; йога; дао; логос
  • миф;
  • мифологическое сознание;
  • даосизм;
  • буддизм;
  • конфуцианство;
  • веда;
  • реинкарнация;
  • йога;
  • дао;
  • логос
Изучение нового материала Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем. Античные философы об обществе и государстве . Моральная философия эпохи Средневековья Вспомните.  Как выглядел мир в мифах древних народов? Чем характеризовался кастовый строй в Древней Индии? Чем отличалось политическое устройство античного полиса от древневосточных государств?

Изучение нового материала

  • Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем.
  • Античные философы об обществе и государстве .
  • Моральная философия эпохи Средневековья

Вспомните. Как выглядел мир в мифах древних народов? Чем характеризовался кастовый строй в Древней Индии? Чем отличалось политическое устройство античного полиса от древневосточных государств?

Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: Идея творения – мир создан существом – богом. Идея развития – мир постепенно развивается из хаоса.
  • Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение.
  • На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах.
  • Мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
  • В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:
  • Идея творения – мир создан существом – богом.
  • Идея развития – мир постепенно развивается из хаоса.
Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества. Мифы о культурных героях – о происхождении тех или иных культурных благ. Эсхатологические мифы – о конце света, конце времён.
  • Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества.
  • Мифы о культурных героях – о происхождении тех или иных культурных благ.
  • Эсхатологические мифы – о конце света, конце времён.
Древнеиндийская философия. Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений. Ведическая литература делится на несколько групп текстов:  Веды .  Ригведа – знание гимнов.  Упанишады – философские воззрения индусов. В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти. Каждый получает то, что заслуживает. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.

Древнеиндийская философия.

  • Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений.
  • Ведическая литература делится на несколько групп текстов:
  • Веды .
  • Ригведа – знание гимнов.
  • Упанишады – философские воззрения индусов.
  • В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти.
  • Каждый получает то, что заслуживает.
  • После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа.
  • Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.
Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё? Самый надёжный путь к этому – жизнь аскета – отшельника, или йога, для достижения состояния, помогающего освобождению души. Какое место занимали люди в этом мире? 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь. 2 место – мир людей Брахманы – мудрецы, толкователи Вед. Кшатрии – воины и правители. Вайши – земледельцы и скотоводы. Судры – слуги. 3 место – мир демонов , духов животных и обитателей многочисленных адов.
  • Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё?
  • Самый надёжный путь к этому – жизнь аскета – отшельника, или йога, для достижения состояния, помогающего освобождению души.

Какое место занимали люди в этом мире?

  • 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
  • 2 место – мир людей

Брахманы – мудрецы, толкователи Вед.

Кшатрии – воины и правители.

Вайши – земледельцы и скотоводы.

Судры – слуги.

  • 3 место – мир демонов , духов животных и обитателей многочисленных адов.
Буддизм (5 век до н. э.) В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм (5 век до н. э.)

  • В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.
  • Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Даосизм: Природа. Космос. Человек.  Человек занимает среднее положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: янь (свет) и инь (тьма). Дао – путь(всё в мире находиться в пути, в движении, в изменении, всё непостоянно и конечно).
  • Даосизм:
  • Природа.
  • Космос.
  • Человек.

Человек занимает среднее положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: янь (свет) и инь (тьма).

Дао – путь(всё в мире находиться в пути, в движении, в изменении, всё непостоянно и конечно).

Конфу́ций ( ок. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Конфуций
  • Конфу́ций ( ок. 551 до н. э.,

Цюйфу — 479 до н. э.) — китайский

мыслитель и философ. Его учение

оказало глубокое влияние на

цивилизацию Китая и Восточной Азии,

став основой философской системы,

известной как конфуцианство.

Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Конфуций

Конфуцианство. Основные идеи Личность не для себя, а для общества Изначальное понятие – порядок «ли». Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей Порядок наполняется добродетель ю « дэ ». Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности « жень ». Чтобы быть человечным, следуй правилам. Отождествление общества и государства. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности « ли » Идея правильного государства

Конфуцианство. Основные идеи

  • Личность не для себя, а для общества
  • Изначальное понятие – порядок «ли».
  • Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей
  • Порядок наполняется добродетель ю « дэ ».
  • Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности « жень ».
  • Чтобы быть человечным, следуй правилам.
  • Отождествление общества и государства.
  • Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности « ли »
  • Идея правильного государства
Само государство – это одна большая семья, где государь – «сын Неба» и «отец и мать народа». Регулирующую роль в этой семье выполняют моральные нормы. Благородный муж винит себя, малый человек винит других. Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет,  не желая учится, окажется в затруднении .
  • Само государство – это одна большая семья, где государь «сын Неба» и «отец и мать народа».
  • Регулирующую роль в этой семье выполняют моральные нормы.
  • Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
  • Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение.
  • Тот, кто размышляет,
  • не желая учится,
  • окажется в затруднении .
Моизм Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе. На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.

Моизм

  • Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы.
  • Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.
  • На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.
Платон Философия Древней  Греции. Общество по Платону. Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Основной принцип – справедливость. Люди подразделяются на три группы: Мудрецов – которые должны править. Воинов – которые должны защищать. Крестьян и ремесленников – которые должны трудиться.  Частная собственность – источник зла и несправедливости. Человек живёт для процветания государства. Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл . Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон

Философия Древней Греции.

Общество по Платону.

Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.

Основной принцип – справедливость.

Люди подразделяются на три группы:

  • Мудрецов – которые должны править.
  • Воинов – которые должны защищать.
  • Крестьян и ремесленников – которые должны трудиться.

Частная собственность – источник зла и несправедливости.

Человек живёт для процветания государства.

  • Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл . Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Философия Древней  Греции. Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Общество по Аристотелю. Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников – это условие стабильности общества и государства. Государства бывают: Правильные – монархия, аристократия, демократия. Неправильные – тирания, олигархия, охлократия.  Идеал государства – полития (смешанное государство), в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Философия Древней Греции.

  • Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
  • Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Общество по Аристотелю.

  • Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников – это условие стабильности общества и государства.
  • Государства бывают:
  • Правильныемонархия, аристократия, демократия.
  • Неправильныетирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства – полития (смешанное государство), в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Проверь себя Что такое история? К чему стремится философия? Основные вопросы философии? Какие методы использует социология? Какова роль психологии? Что изучает культурология?

Проверь себя

  • Что такое история?
  • К чему стремится философия?
  • Основные вопросы философии?
  • Какие методы использует социология?
  • Какова роль психологии?
  • Что изучает культурология?
1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности? 2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму? 3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда? 4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией? 5) В чем выражалась созерцательность даосизма? 6) Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство? 7) Охарактеризуйте основные черты «идеального государства» Платона. Сравните их с особенностями «правильного государства» Конфуция.  8) Какую роль в развитии общества Платон отводил образованию?  9) Каким слоям общества Аристотель отводил роль социальной силы, обеспечивающей устойчивость и стабильность, и почему? 10) Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия.

1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму?

3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда?

4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией?

5) В чем выражалась созерцательность даосизма?

6) Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?

7) Охарактеризуйте основные черты «идеального государства» Платона. Сравните их с особенностями «правильного государства» Конфуция.

8) Какую роль в развитии общества Платон отводил образованию?

9) Каким слоям общества Аристотель отводил роль социальной силы, обеспечивающей устойчивость и стабильность, и почему?

10) Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия.

1.Идея реинкарнации принадлежит: А) древнеиндийской философии Б) древнекитайской В) древнегреческой Г) древнерусской

1.Идея реинкарнации принадлежит:

А) древнеиндийской философии

Б) древнекитайской

В) древнегреческой Г) древнерусской

2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит: А) следование строгому порядку, соблюдение этикета Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей 1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

А) следование строгому порядку, соблюдение этикета

Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным

В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей

1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате: А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

А) Конфуций

Б) Будда

В) Платон Г) Лао-Цзы

4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится: А) социология Б)философия В) биология Г) история

4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

А) социология Б)философия

В) биология

Г) история

5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам? А) изучение только объективных связей явлений материального мира Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи

5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

А) изучение только объективных связей явлений материального мира

Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления

В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов

Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи

6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал: А) Фома Аквинский Б) Августин Блаженный В) У.Оккам Г) Илларион

6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал:

А) Фома Аквинский

Б) Августин Блаженный В) У.Оккам

Г) Илларион

7. Соотнести: А) создал теорию общественного договора Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег 1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор

7. Соотнести:

А) создал теорию общественного договора

Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную

В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег

1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор

8. У истоков социологии как науки стоят: А) Г. Спенсер Б) А. Смит В) К. Маркс Г) О.Конт Д) В. Ленин

8. У истоков социологии как науки стоят:

А) Г. Спенсер

Б) А. Смит

В) К. Маркс

Г) О.Конт

Д) В. Ленин

9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»? А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм
  • 9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?
  • А) технократизм
  • Б) экзистенциализм В) материализм
  • Г) идеализм
рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!