Урок 3-4
Обществознание, профильный уровень
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях)
Д.З: § 2, ?? (с. 15), задания (с.15-16)
© А.И. Колмаков
- Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности;
- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
- Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
- миф;
- мифологическое сознание;
- даосизм;
- буддизм;
- конфуцианство;
- веда;
- реинкарнация;
- йога;
- дао;
- логос
Изучение нового материала
- Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем.
- Античные философы об обществе и государстве .
- Моральная философия эпохи Средневековья
Вспомните. Как выглядел мир в мифах древних народов? Чем характеризовался кастовый строй в Древней Индии? Чем отличалось политическое устройство античного полиса от древневосточных государств?
- Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение.
- На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах.
- Мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
- В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:
- Идея творения – мир создан существом – богом.
- Идея развития – мир постепенно развивается из хаоса.
- Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества.
- Мифы о культурных героях – о происхождении тех или иных культурных благ.
- Эсхатологические мифы – о конце света, конце времён.
Древнеиндийская философия.
- Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений.
- Ведическая литература делится на несколько групп текстов:
- Веды .
- Ригведа – знание гимнов.
- Упанишады – философские воззрения индусов.
- В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти.
- Каждый получает то, что заслуживает.
- После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа.
- Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.
- Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё?
- Самый надёжный путь к этому – жизнь аскета – отшельника, или йога, для достижения состояния, помогающего освобождению души.
Какое место занимали люди в этом мире?
- 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
- 2 место – мир людей
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед.
Кшатрии – воины и правители.
Вайши – земледельцы и скотоводы.
Судры – слуги.
- 3 место – мир демонов , духов животных и обитателей многочисленных адов.
Буддизм (5 век до н. э.)
- В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.
- Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
- Природа.
- Космос.
- Человек.
Человек занимает среднее положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: янь (свет) и инь (тьма).
Дао – путь(всё в мире находиться в пути, в движении, в изменении, всё непостоянно и конечно).
- Конфу́ций ( ок. 551 до н. э.,
Цюйфу — 479 до н. э.) — китайский
мыслитель и философ. Его учение
оказало глубокое влияние на
цивилизацию Китая и Восточной Азии,
став основой философской системы,
известной как конфуцианство.
Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Конфуций
Конфуцианство. Основные идеи
- Личность не для себя, а для общества
- Изначальное понятие – порядок «ли».
- Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей
- Порядок наполняется добродетель ю « дэ ».
- Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности « жень ».
- Чтобы быть человечным, следуй правилам.
- Отождествление общества и государства.
- Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности « ли »
- Идея правильного государства
- Само государство – это одна большая семья, где государь – «сын Неба» и «отец и мать народа».
- Регулирующую роль в этой семье выполняют моральные нормы.
- Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
- Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение.
- Тот, кто размышляет,
- не желая учится,
- окажется в затруднении .
Моизм
- Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы.
- Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.
- На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.
Платон
Философия Древней Греции.
Общество по Платону.
Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.
Основной принцип – справедливость.
Люди подразделяются на три группы:
- Мудрецов – которые должны править.
- Воинов – которые должны защищать.
- Крестьян и ремесленников – которые должны трудиться.
Частная собственность – источник зла и несправедливости.
Человек живёт для процветания государства.
- Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл . Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Философия Древней Греции.
- Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
- Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
Общество по Аристотелю.
- Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников – это условие стабильности общества и государства.
- Правильные – монархия, аристократия, демократия.
- Неправильные – тирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства – полития (смешанное государство), в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.
Проверь себя
- Что такое история?
- К чему стремится философия?
- Основные вопросы философии?
- Какие методы использует социология?
- Какова роль психологии?
- Что изучает культурология?
1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму?
3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда?
4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией?
5) В чем выражалась созерцательность даосизма?
6) Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?
7) Охарактеризуйте основные черты «идеального государства» Платона. Сравните их с особенностями «правильного государства» Конфуция.
8) Какую роль в развитии общества Платон отводил образованию?
9) Каким слоям общества Аристотель отводил роль социальной силы, обеспечивающей устойчивость и стабильность, и почему?
10) Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия.
1.Идея реинкарнации принадлежит:
А) древнеиндийской философии
Б) древнекитайской
В) древнегреческой Г) древнерусской
2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:
А) следование строгому порядку, соблюдение этикета
Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным
В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей
1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм
3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:
А) Конфуций
Б) Будда
В) Платон Г) Лао-Цзы
4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:
А) социология Б)философия
В) биология
Г) история
5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?
А) изучение только объективных связей явлений материального мира
Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления
В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов
Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи
6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал:
А) Фома Аквинский
Б) Августин Блаженный В) У.Оккам
Г) Илларион
7. Соотнести:
А) создал теорию общественного договора
Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную
В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти
Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег
1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор
8. У истоков социологии как науки стоят:
А) Г. Спенсер
Б) А. Смит
В) К. Маркс
Г) О.Конт
Д) В. Ленин
- 9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?
- А) технократизм
- Б) экзистенциализм В) материализм
- Г) идеализм
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?