СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество в развитии. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Общество в развитии. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Урок № 67-68 Обществознание, 10 ОБЩЕСТВО  В РАЗВИТИИ Д.З.: § 30, ?? (с.341), задания (с.341-342). ©  ред. А.И. Колмаков

Урок № 67-68

Обществознание, 10

ОБЩЕСТВО В РАЗВИТИИ

Д.З.: § 30, ?? (с.341), задания (с.341-342).

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Содействовать осознанию процессов общественного развития. Развивать практику анализа и оценки общественных явлений, процессов. Воспитывать гражданские начала личности.

Цели урока

  • Содействовать осознанию процессов общественного развития.
  • Развивать практику анализа и оценки общественных явлений, процессов.
  • Воспитывать гражданские начала личности.
Знать и уметь Знать/понимать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь:  применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Знать и уметь

  • Знать/понимать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • Уметь: применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Понятия, термины общество; прогресс; регресс; динамичность развития; социальные институты

Понятия, термины

  • общество;
  • прогресс;
  • регресс;
  • динамичность развития;
  • социальные институты
Изучение нового материала  Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Изучение нового материала

  • Общество в развитии.
  • Многовариантность общественного развития.
  • Прогресс и регресс.
  • Современный мир и его противоречия.
Актуализация проблемы Чего больше в историческом развитии стран и народов – общего или различного? Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным? Каким будет мир в ХХ I веке?

Актуализация проблемы

  • Чего больше в историческом развитии стран и народов – общего или различного?
  • Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?
  • Каким будет мир в ХХ I веке?
Многовариантность общественного развития Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) Реформа (от фр. reforme , лат. reformare - преобразовать) Коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного состояния к другому, от устаревшего и отжившего к новому. Чаще всего носит насильственный характер. Осуществляемое правящими кругами той или иной страны постепенное изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры. Долго-временные Кратко-временные прогрессивная регрессивная (реакционная)

Многовариантность общественного развития

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)

Реформа (от фр. reforme , лат. reformare - преобразовать)

Коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного состояния к другому, от устаревшего и отжившего к новому. Чаще всего носит насильственный характер.

Осуществляемое правящими кругами той или иной страны постепенное изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Долго-временные

Кратко-временные

прогрессивная

регрессивная (реакционная)

Глобализация - процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности. Основные направления  деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;  глобализация финансовых рынков;  международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;  создание международных организаций в экономических и финансовых сферах Унификация моделей экономического и социального развития Активный диалог культур Последствия Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения Развитие международного права, сближение национальных систем права Распространение английского языка, как международного

Глобализация

- процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности.

Основные направления

  • деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
  • глобализация финансовых рынков;
  • международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
  • создание международных организаций в экономических и финансовых сферах

Унификация моделей экономического и социального развития

Активный диалог культур

Последствия

Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения

Развитие международного права, сближение национальных систем права

Распространение английского языка, как международного

Основные направления разрешения глобальных проблем Вывод международного сотрудничества на новый уровень качества Формирование нового планетного сознания Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем Четкая международная система прогнозирования Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете Проанализируйте основные направления разрешения глобальных проблем, сопоставьте с ними действия государств.

Основные направления разрешения глобальных проблем

Вывод международного сотрудничества на новый уровень качества

Формирование нового планетного сознания

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

Четкая международная система прогнозирования

Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем

Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

Проанализируйте основные направления разрешения глобальных проблем, сопоставьте с ними действия государств.

Учения о развитии общества Гесиод Пять стадий жизни человека: 1 – “ золотой век ” : люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости; 2 – “ серебряный век ” : начались вражда, неисполнения долга и обычая; 3 – “ медный век ” : грубость, вражда повсюду, насилие; 4 – “ героический век ” : бедственные войны, кровопролитные битвы; 5 – “ железный век ” : везде зло, неуважение бедствия, зависть. Платон и Аристотель Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. А. Тюрго, Ж.Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс Исторический процесс как путь социального прогресса. К. Поппен История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек.

Учения о развитии общества

Гесиод

Пять стадий жизни человека:

1 – золотой век : люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости;

2 – серебряный век : начались вражда, неисполнения долга и обычая;

3 – медный век : грубость, вражда повсюду, насилие;

4 – героический век : бедственные войны, кровопролитные битвы;

5 – железный век : везде зло, неуважение бедствия, зависть.

Платон и Аристотель

Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

А. Тюрго,

Ж.Кондорсе,

Г. Гегель,

К. Маркс

Исторический процесс как путь социального прогресса.

К. Поппен

История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек.

Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. Гесиод (вероятно, ок. 700 до н.э) Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона.

Гесиод (вероятно, ок. 700 до н.э)

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́ ( 17 сентября 1743, Рибмон, Эна, Франция — 28 марта 1794, Бур-ля-Рен, Иль-де-Франс, Франция) — французский писатель, ученый-математик и политический деятель. Анн Робер Жак Тюрго (10 мая 1727 — 18 марта 1781) — французский экономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́ ( 17 сентября 1743, Рибмон, Эна, Франция — 28 марта 1794, Бур-ля-Рен, Иль-де-Франс, Франция) — французский писатель, ученый-математик и политический деятель.

Анн Робер Жак Тюрго (10 мая 1727 — 18 марта 1781) — французский экономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.

Сэр Карл Раймунд По́ппер (28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог; стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки XX столетия. Карл Ге́нрих Маркс (5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель.

Сэр Карл Раймунд По́ппер (28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог; стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки XX столетия.

Карл Ге́нрих Маркс (5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель.

Сущность понятий «прогресс» и  «регресс» Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – развитие общества, при котором негативные сдвиги перевешивают позитивные; движение назад. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) – развитие общества, при котором позитивные сдвиги перевешивают негативные; движение вперед Критерии Относительность прогресса  развитие человеческого разума;  совершенствование нравственности людей;  развитие производительных сил, включая самого человека;  прогресс науки и техники;  возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Есть области, к которым понятие прогресса не применимо. Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в другом.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс»

Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – развитие общества, при котором негативные сдвиги перевешивают позитивные; движение назад.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) – развитие общества, при котором позитивные сдвиги перевешивают негативные; движение вперед

Критерии

Относительность прогресса

  • развитие человеческого разума;
  • совершенствование нравственности людей;
  • развитие производительных сил, включая самого человека;
  • прогресс науки и техники;
  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Есть области, к которым понятие прогресса не применимо.

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в другом.

Учение о критериях прогресса Ж. Кондорсе  Развитие человеческого разума. Вольтер  Торжество разума и просвещения. Ш. Монтескье  Улучшение законодательства. Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций  Счастье и “ разумный порядок ” . К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн  Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком. Ф. Шеллинг  Постепенное приближение к правовому устройству. Г. Гегель  Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов  Развитие знаний, распространение просвещения. К. Маркс  Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Учение о критериях прогресса

Ж. Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Вольтер

Торжество разума и просвещения.

Ш. Монтескье

Улучшение законодательства.

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций

Счастье и разумный порядок .

К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Г. Гегель

Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов

Развитие знаний, распространение просвещения.

К. Маркс

Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Вольте́р ( 21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, Париж; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ ) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства. Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё ( 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Жюльен Офре де Ламетри ( 25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин) — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Вольте́р ( 21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, Париж; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ ) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё ( 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

Жюльен Офре де Ламетри ( 25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин) — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Поль Анри Тири Гольба́х (немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, 8 декабря 1723, Эдельсхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель . Дени́ Дидро́ (5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Клод Адриа́н Гельве́ций (31 января 1715, Париж — 26 декабря 1771, Париж) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.

Поль Анри Тири Гольба́х (немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, 8 декабря 1723, Эдельсхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель .

Дени́ Дидро́ (5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).

Клод Адриа́н Гельве́ций (31 января 1715, Париж — 26 декабря 1771, Париж) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.

Анри Сен-Симон ( 1760—1825) — французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (7 апреля 1772, Безансон — 10 октября 1837, Париж) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма. Является отцом термина феминизм. Роберт Оуэн (14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Анри Сен-Симон ( 1760—1825) — французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма.

Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (7 апреля 1772, Безансон — 10 октября 1837, Париж) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма. Является отцом термина феминизм.

Роберт Оуэн (14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, там же) — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель. Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг ( 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русский писатель, публицист, философ, революционер

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, там же) — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг ( 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русский писатель, публицист, философ, революционер

Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник. Николай Александрович Добролюбов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.

Николай Александрович Добролюбов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Практические выводы Нужно учится видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от “ черно-белых ” оценок и упрощенных способов понимания противоречия общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных. В том числе глобальных проблем. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.

Практические выводы

  • Нужно учится видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от черно-белых оценок и упрощенных способов понимания противоречия общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных. В том числе глобальных проблем.
  • Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Список использованной литературы Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. - М. 2011. Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006. Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.  Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008. Офёркина М. П. Общество в развитии. Презентация.

Список использованной литературы

  • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. - М. 2011.
  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006.
  • Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.
  • Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.
  • Офёркина М. П. Общество в развитии. Презентация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!