СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество и человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для уроков по обществознанию в 6 или 8 классе. Подходят для подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Общество и человек.»

общество 6 класс

общество

6 класс

Биологическое и социальное в человеке Биологическое и социальное в человеке Теории происхождения человека

Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке

Теории происхождения человека

Понятие «Человек» используется для обозначения принадлежности к виду Homo sapiens (человек разумный). Это последняя из ступеней развития рода Homo

Понятие «Человек» используется для обозначения принадлежности к виду Homo sapiens (человек разумный). Это последняя из ступеней развития рода Homo

Теории происхождения человека Религиозная Космическая Естественно-научная

Теории происхождения человека

Религиозная

Космическая

Естественно-научная

Теории Основная идея Религиозная Человек – творение Бога Естественно-научная У человека и обезьяны был общий предок. Космическая Человек – создание неземное. Дарвин. Энегльс Главная причина эволюции – труд.

Теории

Основная идея

Религиозная

Человек – творение Бога

Естественно-научная

У человека и обезьяны был общий предок.

Космическая

Человек – создание неземное.

Дарвин.

Энегльс

Главная причина эволюции – труд.

Человек по своей сути существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Человек по своей сути существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Вспомним… Биологическая природа Социальная природа

Вспомним…

Биологическая природа

Социальная природа

Подумаем… Биологическая природа Социальная природа Инстинкты Рефлексы Анатомическое строение систем и органов Речь Сознание Разум Свобода и ответственность Способность к общественно-полезному труду

Подумаем…

Биологическая природа

Социальная природа

  • Инстинкты
  • Рефлексы
  • Анатомическое строение систем и органов
  • Речь
  • Сознание
  • Разум
  • Свобода и ответственность
  • Способность к общественно-полезному труду
Человек – существо биосоциальное Биологическая природа Социальная природа Биологические признаки человека – ВРОЖДЕННЫЕ Социальные признаки человека ПРИОБРЕТЕННЫЕ

Человек – существо биосоциальное

Биологическая природа

Социальная природа

  • Биологические признаки человека –
  • ВРОЖДЕННЫЕ
  • Социальные признаки человека
  • ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Человек – существо биосоциальное Биологическая природа Социальная природа Биологические признаки человека – ВРОЖДЕННЫЕ Социальные признаки человека ПРИОБРЕТЕННЫЕ

Человек – существо биосоциальное

Биологическая природа

Социальная природа

  • Биологические признаки человека –
  • ВРОЖДЕННЫЕ
  • Социальные признаки человека
  • ПРИОБРЕТЕННЫЕ
2,4

2,4

Задание № 8

Задание № 8

Домашнее задание Учить записи в тетради.

Домашнее задание

  • Учить записи в тетради.
Личность и индивид Индивид и индивидуальность Личность Потребности человека.

Личность и индивид

Индивид и индивидуальность

Личность

Потребности человека.

Индивид С момента рождения человек является индивидом – единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Каждый человек – уникален. Получаемый от родителей набор генов неповторим. Неповторимость усиливается в течение жизни

Индивид

С момента рождения человек является индивидом – единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.

  • Каждый человек – уникален.
  • Получаемый от родителей набор генов неповторим.
  • Неповторимость усиливается в течение жизни
Личность Личность – это человек как носитель сознания, наделенный социальными качествами: способностью учиться, трудиться, общаться, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Для характеристики социальной сущности человека используется термин «личность» Личность характеризуется совокупностью социальных качеств. Они отражают разнообразные отношения личности к окружающему миру и самой себе

Личность

Личность – это человек как носитель сознания, наделенный социальными качествами: способностью учиться, трудиться, общаться, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.

  • Для характеристики социальной сущности человека используется термин «личность»
  • Личность характеризуется совокупностью социальных качеств. Они отражают разнообразные отношения личности к окружающему миру и самой себе
Насколько неповторима личность? В совокупности социальные качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни в ходе социализации – процесса усвоения культурного богатства общества, норм и правил поведения.

Насколько неповторима личность?

В совокупности социальные качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность.

Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни в ходе социализации – процесса усвоения культурного богатства общества, норм и правил поведения.

Социальные качества человека ДОБРОТА ЧЕСТНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ БЕРЕЖЛИВОСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ

Социальные качества человека

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Это своеобразие человека. Понятие «Индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

  • Это своеобразие человека.
  • Понятие «Индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.
Человек Индивид Понятие человек отражает общие черты, присущие всему человеческому роду Единичный представитель человечества Личность Индивидуальность Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной деятельности Неповторимые, оригинальные черты и качества человека

Человек

Индивид

Понятие человек отражает общие черты, присущие всему человеческому роду

Единичный представитель человечества

Личность

Индивидуальность

Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной деятельности

Неповторимые, оригинальные черты и качества человека

Проверим знания Значимое отличие человека от любого другого живого существа 1) инстинкты 2) сознание 3) рефлексы 4) адаптация

Проверим знания

  • Значимое отличие человека от любого другого живого существа
  • 1) инстинкты
  • 2) сознание
  • 3) рефлексы
  • 4) адаптация
Проверим знания Анатолию 45 лет. Он стройный блондин среднего роста. Эти качества характеризуют его в первую очередь как 1) индивида 2) работника 3) личность 4) семьянина

Проверим знания

  • Анатолию 45 лет. Он стройный блондин среднего роста. Эти качества характеризуют его в первую очередь как
  • 1) индивида
  • 2) работника
  • 3) личность
  • 4) семьянина
И человек, и животное   1) передают культурный опыт последующим поколениям 2) отражают окружающий мир в сознании 3) заботятся о своём потомстве 4) оценивают себя и свои действия
  • И человек, и животное

 

  • 1) передают культурный опыт последующим поколениям
  • 2) отражают окружающий мир в сознании
  • 3) заботятся о своём потомстве
  • 4) оценивают себя и свои действия
Проверим знания Подчеркните слово, которое объединяет приведенный ниже ряд слов, и объясните свой выбор. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Проверим знания

  • Подчеркните слово, которое объединяет приведенный ниже ряд слов, и объясните свой выбор.
  • Человек, индивид, личность, индивидуальность
Сходство Различие В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го и черты различия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия.   1) прямохождение 2) пер­вич­ные потребности 3) по­ня­тий­ное мышление 4) за­бо­та о потомстве  

Сходство

Различие

В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го

и черты различия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы

по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку

— по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия.

 

1) прямохождение

2) пер­вич­ные потребности

3) по­ня­тий­ное мышление

4) за­бо­та о потомстве

 

Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?   1) личность 2) темперамент 3) индивид 4) талант
  • Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
  •  
  • 1) личность
  • 2) темперамент
  • 3) индивид
  • 4) талант
Домашнее задание Учить записи в тетради Тест на карточке

Домашнее задание

  • Учить записи в тетради
  • Тест на карточке
Потребности человека Понятие потребностей Виды потребностей Пирамида потребностей

Потребности человека

Понятие потребностей

Виды потребностей

Пирамида потребностей

Потребность Это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности

Потребность

Это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности

Виды потребностей Материальные (естественные) потребности – связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения, связи). Социальные потребности – в общении, труде, общественном признании. Духовные потребности – в приобретении новых знаний, творчестве, нравственном поведении, религиозной вере, достижении гармонии и красоты

Виды потребностей

  • Материальные (естественные) потребности – связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения, связи).
  • Социальные потребности – в общении, труде, общественном признании.
  • Духовные потребности – в приобретении новых знаний, творчестве, нравственном поведении, религиозной вере, достижении гармонии и красоты
Классификация потребностей. Пирамида А. Маслоу. Потребность в самовыражении Потребность в уважении, общественном признании Потребность в принадлежности к социальной группе Потребность в безопасности, уверенности в будущем Физиологические потребности

Классификация потребностей. Пирамида А. Маслоу.

Потребность в самовыражении

Потребность в уважении, общественном признании

Потребность в принадлежности к социальной группе

Потребность в безопасности, уверенности в будущем

Физиологические потребности

Классификация потребностей. Пирамида А. Маслоу. Потребность в самовыражении Потребность в уважении, общественном признании Вторичные потребности Потребность в принадлежности к социальной группе Потребность в безопасности, уверенности в будущем Первичные потребности Физиологические потребности Как вы считаете, какие потребности удовлетворить сложнее, а какие – легче?

Классификация потребностей. Пирамида А. Маслоу.

Потребность в самовыражении

Потребность в уважении, общественном признании

Вторичные потребности

Потребность в принадлежности к социальной группе

Потребность в безопасности, уверенности в будущем

Первичные потребности

Физиологические потребности

Как вы считаете, какие потребности удовлетворить сложнее, а какие – легче?

Проверим знания Какая потребность объясняется социальной сущностью человека 1) В пище 2) В общении 3) В продолжении рода 4) В физическом движении

Проверим знания

  • Какая потребность объясняется социальной сущностью человека
  • 1) В пище
  • 2) В общении
  • 3) В продолжении рода
  • 4) В физическом движении
Проверим знания Ниже приведен перечень потребностей человека. Все они за исключением двух относятся к естественным (биологическим) потребностям человека. 1) В познании 2) в продолжении рода 3) в пище 4) в воздухе для дыхания 5) в приобщении к прекрасному 6) в защите от неблагоприятных условий

Проверим знания

  • Ниже приведен перечень потребностей человека. Все они за исключением двух относятся к естественным (биологическим) потребностям человека.
  • 1) В познании 2) в продолжении рода 3) в пище 4) в воздухе для дыхания 5) в приобщении к прекрасному 6) в защите от неблагоприятных условий
Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?   1) личность 2) темперамент 3) индивид 4) талант
  • Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
  •  
  • 1) личность
  • 2) темперамент
  • 3) индивид
  • 4) талант
Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это   1) духовные потребности 2) социальные потребности 3) физиологические потребности 4) потребности в безопасности
  • Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
  •  
  • 1) духовные потребности
  • 2) социальные потребности
  • 3) физиологические потребности
  • 4) потребности в безопасности
К социальным потребностям человека относятся потребности в   1) физическом движении 2) пище 3) отдыхе 4) общении
  • К социальным потребностям человека относятся потребности в
  •  
  • 1) физическом движении
  • 2) пище
  • 3) отдыхе
  • 4) общении
Формирование личности происходит под влиянием   1) природных способностей 2) собственных убеждений 3) социального окружения 4) природного окружения
  • Формирование личности происходит под влиянием
  •  
  • 1) природных способностей
  • 2) собственных убеждений
  • 3) социального окружения
  • 4) природного окружения
Что свой­ствен­но и че­ло­ве­ку и животному? 1) социальные потребности 2) инстинкт самосохранения 3) стремление к познанию 4) нормы поведения
  • Что свой­ствен­но и че­ло­ве­ку и животному?
  • 1) социальные потребности
  • 2) инстинкт самосохранения
  • 3) стремление к познанию
  • 4) нормы поведения
В каком из при­ме­ров про­яв­ля­ют­ся лич­ност­ные ка­че­ства человека?   1) Маша го­то­вит­ся по­сту­пать в ме­ди­цин­ский институт. 2) Петр самый вы­со­кий в классе. 3) Ан­фи­са опоз­да­ла на ра­бо­ту из-за боль­шой пробки. 4) Коля все­гда вол­ну­ет­ся перед экзаменами.
  • В каком из при­ме­ров про­яв­ля­ют­ся лич­ност­ные ка­че­ства человека?
  •  
  • 1) Маша го­то­вит­ся по­сту­пать в ме­ди­цин­ский институт.
  • 2) Петр самый вы­со­кий в классе.
  • 3) Ан­фи­са опоз­да­ла на ра­бо­ту из-за боль­шой пробки.
  • 4) Коля все­гда вол­ну­ет­ся перед экзаменами.
Социальной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его потребность   1) в еде 2) в тепле 3) в про­дол­же­нии рода 4) в самореализации
  • Социальной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его потребность
  •  
  • 1) в еде
  • 2) в тепле
  • 3) в про­дол­же­нии рода
  • 4) в самореализации
Биологической сущ­но­стью человека обу­слов­ле­на его по­треб­ность в   1) самореализации 2) пище 3) творчестве 4) общении
  • Биологической сущ­но­стью человека обу­слов­ле­на его по­треб­ность в
  •  
  • 1) самореализации
  • 2) пище
  • 3) творчестве
  • 4) общении
Человека от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет способность   1) про­яв­лять за­бо­ту о потомстве 2) ис­поль­зо­вать предметы, дан­ные природой 3) вос­при­ни­мать и пе­ре­да­вать информацию 4) со­зда­вать усло­вия и сред­ства жизни в сов­мест­ной деятельности
  • Человека от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет способность
  •  
  • 1) про­яв­лять за­бо­ту о потомстве
  • 2) ис­поль­зо­вать предметы, дан­ные природой
  • 3) вос­при­ни­мать и пе­ре­да­вать информацию
  • 4) со­зда­вать усло­вия и сред­ства жизни в сов­мест­ной деятельности
В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го и черты различия.   1) прямохождение 2) пер­вич­ные потребности 3) по­ня­тий­ное мышление 4) за­бо­та о потомстве   Черты сходства Черты отличия

В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го и

черты различия.

 

1) прямохождение

2) пер­вич­ные потребности

3) по­ня­тий­ное мышление

4) за­бо­та о потомстве

 

Черты сходства

Черты отличия

Установите соответствие между примерами и видами потребностей:  к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.   ПРИМЕРЫ   А) отдых и сон Б) общение с друзьями   ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1) биологические В) реализация своих потребностей в деятельности Г) самосохранение 2) социальные Д) карьерный рост А   Б В   Г   Д    

Установите соответствие между примерами и видами потребностей:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий

элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1) биологические

В) реализация своих потребностей в деятельности

Г) самосохранение

2) социальные

Д) карьерный рост

А

 

Б

В

 

Г

 

Д

 

 

Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека:  к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.     ПРИМЕРЫ   А) реализация своих способностей ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА   Б) самосохранение В) достижение карьерного роста 1) социальные Г) защита от холода 2) биологические Д) общение с друзьями А   Б   В   Г   Д  

Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго

столбца.

 

 

ПРИМЕРЫ

 

А) реализация своих способностей

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

Б) самосохранение

В) достижение карьерного роста

1) социальные

Г) защита от холода

2) биологические

Д) общение с друзьями

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

ПРИМЕРЫ ПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ   А) за­бо­та о дру­гом че­ло­ве­ке и вни­ма­ние к себе ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ Б) по­треб­ность в об­ще­нии с дру­ги­ми людьми   В) уважение, вы­со­кая оцен­ка со сто­ро­ны других 1) Социальные 2) Престижные Г) по­треб­ность в жилище, отдыхе 3) Био­ло­ги­че­ские Д) стрем­ле­ние к со­хра­не­нию соб­ствен­но­го достоинства А   Б В   Г   Д    

ПРИМЕРЫ ПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ

 

А) за­бо­та о дру­гом че­ло­ве­ке и вни­ма­ние к себе

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Б) по­треб­ность в об­ще­нии с дру­ги­ми людьми

 

В) уважение, вы­со­кая оцен­ка со сто­ро­ны других

1) Социальные

2) Престижные

Г) по­треб­ность в жилище, отдыхе

3) Био­ло­ги­че­ские

Д) стрем­ле­ние к со­хра­не­нию соб­ствен­но­го достоинства

А

 

Б

В

 

Г

 

Д

 

 

  ПРИМЕРЫ   А) за­щи­та от холода ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ Б) об­ще­ние с друзьями   В) ре­а­ли­за­ция своих способностей 1) биологические Г) самосохранение 2) социальные Д) до­сти­же­ние ка­рьер­но­го роста А Б   В     Г Д    

 

ПРИМЕРЫ

 

А) за­щи­та от холода

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Б) об­ще­ние с друзьями

 

В) ре­а­ли­за­ция своих способностей

1) биологические

Г) самосохранение

2) социальные

Д) до­сти­же­ние ка­рьер­но­го роста

А

Б

 

В

 

 

Г

Д

 

 

Домашнее задание Учить записи в тетради Задание на карточке

Домашнее задание

  • Учить записи в тетради
  • Задание на карточке
Общество как форма жизнедеятельности людей Понятие общества Общество и природа Сферы общественной жизни

Общество как форма жизнедеятельности людей

Понятие общества

Общество и природа

Сферы общественной жизни

Понятие «Общества» В узком значении: В узком смысле под обществом понимают: А) определенный исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»); Б) группа людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество рыболовов) В широком значении: А) Всё человечество в прошлом, настоящем и в перспективе; Б) всё население Земли, совокупность народов и стран. В таком смысле говорят о мировом сообществе.

Понятие «Общества»

В узком значении:

В узком смысле под обществом понимают:

А) определенный исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»);

Б) группа людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество рыболовов)

В широком значении:

А) Всё человечество в прошлом, настоящем и в перспективе;

Б) всё население Земли, совокупность народов и стран. В таком смысле говорят о мировом сообществе.

Как вы думаете? Зависит ли человек и общество от природы? Если да, то в чем? Как воздействует человек на среду и природу?

Как вы думаете?

  • Зависит ли человек и общество от природы?
  • Если да, то в чем?
  • Как воздействует человек на среду и природу?
Человек и общество во многом зависят от природы. Она является источником средств существования (пища, пресная вода, воздух и т.п.) Фактором производства (полезные ископаемые, энергетические, земельные ресурсы). Ландшафт, климат, условия растительного и животного мира играют важную роль в становлении и развитии общества. Ученые отметили, что люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. В свою очередь человек оказывает многоплановое, и далеко не всегда позитивное, влияние на природную среду.
  • Человек и общество во многом зависят от природы. Она является
  • источником средств существования (пища, пресная вода, воздух и т.п.)
  • Фактором производства (полезные ископаемые, энергетические, земельные ресурсы).
  • Ландшафт, климат, условия растительного и животного мира играют важную роль в становлении и развитии общества.

Ученые отметили, что люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни.

В свою очередь человек оказывает многоплановое, и далеко не всегда позитивное, влияние на природную среду.

Сферы общественной жизни ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения СОЦИАЛЬНАЯ Семья, взаимоотношения людей, народов ПОЛИТИЧЕСКАЯ Организация политической власти, государство, партии, права граждан, ДУХОВНАЯ Наука, образование, искусство, религия, мораль

Сферы общественной жизни

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения

СОЦИАЛЬНАЯ

Семья, взаимоотношения людей, народов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Организация политической власти, государство, партии, права граждан,

ДУХОВНАЯ

Наука, образование, искусство, религия, мораль

Проверим свои знания К какой сфере общественной жизни относится функционирование рынка ценных бумаг? 1) социальной 2) политической 3) экономической

Проверим свои знания

  • К какой сфере общественной жизни относится функционирование рынка ценных бумаг?
  • 1) социальной
  • 2) политической
  • 3) экономической
Издержки производства, рынок труда, кон­ку­рен­ция ха­рак­те­ри­зу­ют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную
  • Издержки производства, рынок труда, кон­ку­рен­ция ха­рак­те­ри­зу­ют сферу общества
  • 1) экономическую
  • 2) социальную
  • 3) политическую
  • 4) духовную
К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования? 1) социальной 2) правовой 3) политической 4) духовной

К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования?

  • 1) социальной
  • 2) правовой
  • 3) политической
  • 4) духовной
Проведение бла­го­тво­ри­тель­ной акции по­мо­щи детям-сиротам от­но­сит­ся к сфере жизни общества 1) эко­но­ми­че­ской 2) по­ли­ти­че­ской 3) социальной 4) духовной

Проведение бла­го­тво­ри­тель­ной акции по­мо­щи детям-сиротам от­но­сит­ся к сфере жизни общества

  • 1) эко­но­ми­че­ской
  • 2) по­ли­ти­че­ской
  • 3) социальной
  • 4) духовной
Проверим свои знания Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) Семья, брак 2) Республика, демократия 3) Наука, искусство 4) Производительность труда, зарплата

Проверим свои знания

  • Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

1) Семья, брак

2) Республика, демократия

3) Наука, искусство

4) Производительность труда, зарплата

Проверим свои знания Запишите слово(словосочетание) которое объединяет каждый из приведенных в ниже рядов терминов, и в каждом случае объясните свой выбор 1) Парламент, гражданские права, выборы, президент, принятие закона; 2) Товары, услуги, производство, торговля, заработная плата, сбережения.

Проверим свои знания

  • Запишите слово(словосочетание) которое объединяет каждый из приведенных в ниже рядов терминов, и в каждом случае объясните свой выбор

1) Парламент, гражданские права, выборы, президент, принятие закона;

2) Товары, услуги, производство, торговля, заработная плата, сбережения.

Проверим свои знания Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество? 1) открытие выставки «Человек и природа» 2) Закрытие аэропортов из-за нелётное погоды 3) Принятие экологического законодательства 4) Выступление ученого-эколога в телепередаче

Проверим свои знания

  • Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество?

1) открытие выставки «Человек и природа»

2) Закрытие аэропортов из-за нелётное погоды

3) Принятие экологического законодательства

4) Выступление ученого-эколога в телепередаче

Проверим свои знания Какой из примеров иллюстрирует негативное воздействие на природу обществом? 1) Очистка парка от бытового мусора 2)Уборка снега на улицах зимой 3) Загрязнение окружающей среды автомобильными выхлопами 4) Оформление городских клумб цветами и кустарниками

Проверим свои знания

  • Какой из примеров иллюстрирует негативное воздействие на природу обществом?

1) Очистка парка от бытового мусора

2)Уборка снега на улицах зимой

3) Загрязнение окружающей среды автомобильными выхлопами

4) Оформление городских клумб цветами и кустарниками

Проверим свои знания  Верны ли следующие суждения об обществе: А Общество характеризуется, прежде всего способом организации гос. власти Б Общество – часть природы 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Проверим свои знания

  • Верны ли следующие суждения об обществе:

А Общество характеризуется, прежде всего способом организации гос. власти

Б Общество – часть природы

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Домашнее задание Подготовка к проверочной работе Тест по темам: Биологическое и социальное в человеке Личность и индивид Потребности Общество как форма жизнедеятельности людей

Домашнее задание

Подготовка к проверочной работе

Тест по темам:

Биологическое и социальное в человеке

Личность и индивид

Потребности

Общество как форма жизнедеятельности людей

Социальные изменения и их формы Понятие социальных изменений Многообразие социальных изменений Формы и источники социальных изменений

Социальные изменения и их формы

Понятие социальных изменений

Многообразие социальных изменений

Формы и источники социальных изменений

Социальные изменения Ученые используют понятие «Социальные изменения» для обозначения различных перемен, происходящих в обществе (экономике, политике, культуре). Социальные изменения могут быть связаны с усовершенствованием ( прогрессом ), так и с упадком отдельных сфер общества, утратой традиций ( регрессом ).

Социальные изменения

Ученые используют понятие «Социальные изменения» для обозначения различных перемен, происходящих в обществе (экономике, политике, культуре).

Социальные изменения могут быть связаны с усовершенствованием ( прогрессом ), так и с упадком отдельных сфер общества, утратой традиций ( регрессом ).

Возможно также циклическое развитие, когда общество на каждом новом витке истории проходит все те же стадии, что и на предыдущем. При этом темп изменений постоянно ускоряется.

Возможно также циклическое развитие, когда общество на каждом новом витке истории проходит все те же стадии, что и на предыдущем. При этом темп изменений постоянно ускоряется.

Формы социальных изменений Эволюционные Революционные Частичные постепенные изменения (реформа) Резкие коренные изменения (политического строя, экономики, технологий и т.д.)

Формы социальных изменений

Эволюционные

Революционные

  • Частичные постепенные изменения
  • (реформа)
  • Резкие коренные изменения (политического строя, экономики, технологий и т.д.)
Источники социальных изменений НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Источники социальных изменений

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Источники социальных изменений НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Новые технологии создают новые возможности для деятельности и общения Новые формы взаимодействия между людьми ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРОГРАММЫ Могут порождать социальные проблемы Под влиянием политических идей социальные группы требуют изменений или им сопротивляются. СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ Помогают решать конкретные социальные проблемы, дают рекомендации по их практическому решению.

Источники социальных изменений

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Новые технологии создают новые возможности для деятельности и общения

Новые формы взаимодействия между людьми

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРОГРАММЫ

Могут порождать социальные проблемы

Под влиянием политических идей социальные группы требуют изменений или им сопротивляются.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Помогают решать конкретные социальные проблемы, дают рекомендации по их практическому решению.

Элвин Тоффлер Если последние 50 тысяч лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни продолжительностью приблизительно 62 года, то всего было около 800 таких сроков. А из них 650 человек провел в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возможным эффективное общение поколений. За последние шесть большинство людей увидело печатное слово. За четыре человек научился измерять время, а за два появился тот, кто впервые использовал электрический мотор. И потрясающее количество благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый срок жизни.

Элвин Тоффлер

  • Если последние 50 тысяч лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни продолжительностью приблизительно 62 года, то всего было около 800 таких сроков. А из них 650 человек провел в пещерах.
  • Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возможным эффективное общение поколений. За последние шесть большинство людей увидело печатное слово. За четыре человек научился измерять время, а за два появился тот, кто впервые использовал электрический мотор. И потрясающее количество благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый срок жизни.
В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?   1) технический прогресс 2) культурный прогресс 3) революция 4) реформа
  • В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?
  •  
  • 1) технический прогресс
  • 2) культурный прогресс
  • 3) революция
  • 4) реформа
Объясните и приведите примеры 1. Что такое социальные изменения?  2. Какие виды социальных изменений вам известны? 3. Объясните смысл понятия «прогресс» и «регресс». 4. На основе исторических знаний и знакомства с социальной действительностью приведите пример революционной формы социальных изменений. 5. На основе исторических знаний и знакомства с социальной действительностью приведите пример эволюционной формы социальных изменений.

Объясните и приведите примеры

  • 1. Что такое социальные изменения?
  • 2. Какие виды социальных изменений вам известны?
  • 3. Объясните смысл понятия «прогресс» и «регресс».
  • 4. На основе исторических знаний и знакомства с социальной действительностью приведите пример революционной формы социальных изменений.
  • 5. На основе исторических знаний и знакомства с социальной действительностью приведите пример эволюционной формы социальных изменений.
Человечество в XXI веке. Вызовы и угрозы

Человечество в XXI веке. Вызовы и угрозы

Глобальные проблемы – (globusterrae – земной шар) – комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его дальнейшая судьба Как вы думаете, когда появились глобальные проблемы? Термин появился в 60-х ХХ века

Глобальные проблемы – (globusterrae – земной шар) – комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его дальнейшая судьба

Как вы думаете, когда появились глобальные проблемы?

Термин появился в 60-х ХХ века

Общие черты глобальных проблем Проблемы Сущность, проявления Экологические проблемы Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, исчезновение биологических видов Международный терроризм Массовое убийство людей, дезорганизация государственного управления Угроза мировой войны Угроза атомной, термоядерной войны Отсталость развивающихся стран Проблема «Север-Юг», огромный разрыв между богатыми и бедными странами. Демографический взрыв Сверхвысокие темпы роста численности населения земного шара

Общие черты глобальных проблем

Проблемы

Сущность, проявления

Экологические проблемы

Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, исчезновение биологических видов

Международный терроризм

Массовое убийство людей, дезорганизация государственного управления

Угроза мировой войны

Угроза атомной, термоядерной войны

Отсталость развивающихся стран

Проблема «Север-Юг», огромный разрыв между богатыми и бедными странами.

Демографический взрыв

Сверхвысокие темпы роста численности населения земного шара

Основные подходы к решению глобальных проблем Сотрудничество всех стран при решении глобальных проблем Наблюдение и контроль за всеми глобальными процессами на планете Всестороннее изучение причин возникновения и обострения проблем Формирование нового планетарного мышления Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Основные подходы к решению глобальных проблем

Сотрудничество всех стран при решении глобальных проблем

Наблюдение и контроль за всеми глобальными процессами на планете

Всестороннее изучение причин возникновения и обострения проблем

Формирование нового планетарного мышления

Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Международные организации РИМСКИЙ КЛУБ «Трудности человечества» – серия докладов ГРИНПИС Природоохранная организация. Привлекает внимание к проблемам. ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ Сохранение, исследование и восстановление окружающей среды ОРГАНИЗАЦИИ ПОД ЭГИДОЙ ООН Красный Крест, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ ВРАЧИ БЕЗ ГРАНИЦ Организация работает в зонах вооруженных конфликтов

Международные организации

РИМСКИЙ КЛУБ

«Трудности человечества» – серия докладов

ГРИНПИС

Природоохранная организация. Привлекает внимание к проблемам.

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ

Сохранение, исследование и восстановление окружающей среды

ОРГАНИЗАЦИИ ПОД ЭГИДОЙ ООН

Красный Крест, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ

ВРАЧИ БЕЗ ГРАНИЦ

Организация работает в зонах вооруженных конфликтов

Человек и его ближайшее окружение

Человек и его ближайшее окружение

Малая группа – представляет собой объединение людей – от двух-трех (семья, друзья) до 20-30 человек (класс, команда), занятых каким-либо общим делом и находящихся в непосредственных отношениях друг с другом Мерой психологической общности является сплоченность группы Для участников малой группы характерны общие цели Задачи деятельности Психологические и поведенческие особенности Внутригрупповые правила поведения В семье складывается определенный уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь и которые передает детям и внукам

Малая группа – представляет собой объединение людей – от двух-трех (семья, друзья) до 20-30 человек (класс, команда), занятых каким-либо общим делом и находящихся в непосредственных отношениях друг с другом

Мерой психологической общности является сплоченность группы

Для участников малой группы характерны общие цели

Задачи деятельности

Психологические и поведенческие особенности

Внутригрупповые правила поведения

В семье складывается определенный уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь и которые передает детям и внукам

Межличностные отношения – это эмоционально окрашенные взаимоотношения между людьми. Они проявляются в особенностях взаимных влияний, которые люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно разделить на две группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей. Особенности поведения, стиль общения человека в коллективе, результаты его деятельности вызывают определенную реакцию со стороны окружающих. Таким образом формируется определенное отношение к человеку – негативное, позитивное или равнодушное .

Межличностные отношения – это эмоционально окрашенные взаимоотношения между людьми. Они проявляются в особенностях взаимных влияний, которые люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно разделить на две группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей.

Особенности поведения, стиль общения человека в коллективе, результаты его деятельности вызывают определенную реакцию со стороны окружающих. Таким образом формируется определенное отношение к человеку – негативное, позитивное или равнодушное .

Межличностные отношения Деловые (официальные) Личные (неофициальные) Знакомство Приятельство Дружба Люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями образуют коллектив . Инициативный человек, умеющий влиять на коллектив, может стать в нем лидером .

Межличностные отношения

Деловые (официальные)

Личные (неофициальные)

  • Знакомство
  • Приятельство
  • Дружба

Люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями образуют коллектив .

Инициативный человек, умеющий влиять на коллектив, может стать в нем лидером .

Какой пример иллюстрирует официальные межличностные отношения? 1) директор школы встретился со своими бывшими учениками 2) директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении 3) директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры 4) директор школы согласился играть роль в школьном спектакле

Какой пример иллюстрирует официальные межличностные отношения?

  • 1) директор школы встретился со своими бывшими учениками
  • 2) директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении
  • 3) директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры
  • 4) директор школы согласился играть роль в школьном спектакле
Сергей живет с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Сравните две малые группы. Выберите черты сходства и отличия. 1) Личные контакты членов группы 2) общий быт 3) отношение родства 4) наличие особых норм поведения

Сергей живет с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Сравните две малые группы. Выберите черты сходства и отличия.

  • 1) Личные контакты членов группы
  • 2) общий быт
  • 3) отношение родства
  • 4) наличие особых норм поведения
Межличностный конфликт

Межличностный конфликт

Конфликт – столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения и интересов участников взаимодействия.

Конфликт – столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения и интересов участников взаимодействия.

Структурные компоненты конфликта Конфликтная ситуация Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта

Структурные компоненты конфликта

Конфликтная ситуация

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта

Виды конфликтов Конструктивные Неконструктивные Стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений Одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям

Виды конфликтов

Конструктивные

Неконструктивные

  • Стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений
  • Одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям
Способы поведения в конфликте ИЗБЕГАНИЕ Стремление выйти из конфликта не решая его. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Сглаживание противоречий в ущерб своих интересов СОПЕРНИЧЕСТВО Открытая борьба за свои интересы КОМПРОМИСС Взаимные уступки СОТРУДНИЧЕСТВО Совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

Способы поведения в конфликте

ИЗБЕГАНИЕ

Стремление выйти из конфликта не решая его.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Сглаживание противоречий в ущерб своих интересов

СОПЕРНИЧЕСТВО

Открытая борьба за свои интересы

КОМПРОМИСС

Взаимные уступки

СОТРУДНИЧЕСТВО

Совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

Мария узнала, что Таня рас­ска­за­ла од­но­класс­ни­кам про Анин секрет. Она не стала вы­яс­нять при­чи­ны этого поступка, а про­сто пе­ре­ста­ла раз­го­ва­ри­вать с Ирой. Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот пример?   1) сотрудничество 2) уход от конфликта 3) посредничество 4) приспособление
  • Мария узнала, что Таня рас­ска­за­ла од­но­класс­ни­кам про Анин секрет. Она не стала вы­яс­нять при­чи­ны этого поступка, а про­сто пе­ре­ста­ла раз­го­ва­ри­вать с Ирой. Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот пример?
  •  
  • 1) сотрудничество
  • 2) уход от конфликта
  • 3) посредничество
  • 4) приспособление
Деятельность

Деятельность

Деятельность  – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.

Деятельность – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.

Структура деятельности Потребности Мотив (какой потребностью вызвана деятельность?) Цель (каков желаемый результат деятельности?) Методы, средства (Как, с помощью чего происходит деятельность ? Результат (что получилось после всех действий?)

Структура деятельности

Потребности

Мотив (какой потребностью вызвана деятельность?)

Цель (каков желаемый результат деятельности?)

Методы, средства (Как, с помощью чего происходит деятельность ?

Результат (что получилось после всех действий?)

Структура деятельности Субъект (кто осуществляет деятельность?) Объект (На преобразование чего направлена деятельность?) Мотив (какой потребностью вызвана деятельность?) Цель (каков желаемый результат деятельности?) Результат (что получилось после всех действий?) Методы, средства (Как, с помощью чего происходит деятельность ?

Структура деятельности

Субъект

(кто осуществляет деятельность?)

Объект

(На преобразование чего направлена деятельность?)

Мотив (какой потребностью вызвана деятельность?)

Цель (каков желаемый результат деятельности?)

Результат (что получилось после всех действий?)

Методы, средства (Как, с помощью чего происходит деятельность ?

Основные черты деятельности Приспособление к природной и социальной среде путем ее преобразования Способность целенаправленно изготавливать сложные средства труда Способность к целеполаганию Продуктивный, творческий характер деятельности

Основные черты деятельности

  • Приспособление к природной и социальной среде путем ее преобразования
  • Способность целенаправленно изготавливать сложные средства труда
  • Способность к целеполаганию
  • Продуктивный, творческий характер деятельности
Классификация деятельности Критерий классификации Виды деятельности Объекты (результаты) деятельности Материальная (практическая, производственная), социально-преобразовательная и духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная, художественная и др.) Субъекты деятельности Индивидуальная, групповая (коллективная) Характер деятельности Репродуктивная, творческая Сфера, в которой осуществляется деятельность Экономическая, социальная, политическая, духовная

Классификация деятельности

Критерий классификации

Виды деятельности

Объекты (результаты) деятельности

Материальная (практическая, производственная), социально-преобразовательная и духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная, художественная и др.)

Субъекты деятельности

Индивидуальная, групповая (коллективная)

Характер деятельности

Репродуктивная, творческая

Сфера, в которой осуществляется деятельность

Экономическая, социальная, политическая, духовная

Основные виды (формы) деятельности Общение Познание В том числе учеба Труд  Игра

Основные виды (формы) деятельности

Общение

Познание

В том числе учеба

Труд

Игра

Задатки  Присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы Способности  Степень быстроты, глубины, прочности овладения способами деятельности Одаренность Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности Талант Высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных. Гениальность Наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитии культуры, жизни общества.

Задатки

Присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы

Способности

Степень быстроты, глубины, прочности овладения способами деятельности

Одаренность

Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности

Талант

Высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных.

Гениальность

Наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитии культуры, жизни общества.

Виды способностей Общие Специальные Наблюдательность, зрительная память, эмоциональная память, воображение Математические, художественные, музыкальные, литературные спортивные и др.

Виды способностей

Общие

Специальные

  • Наблюдательность, зрительная память, эмоциональная память, воображение
  • Математические, художественные, музыкальные, литературные спортивные и др.
Познание мира

Познание мира

Познание Чувственное Рациональное С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов (форма, величина, цвет) Отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные признаки

Познание

Чувственное

Рациональное

  • С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов (форма, величина, цвет)
  • Отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные признаки
Особенности этапов познания Чувственное Рациональное Это ощущение, восприятие, представление Понятие, суждение, умозаключение

Особенности этапов познания

Чувственное

Рациональное

  • Это ощущение, восприятие, представление
  • Понятие, суждение, умозаключение
Наука Миф Религия Искусство Жизненный опыт

Наука

Миф

Религия

Искусство

Жизненный опыт

Духовная культура 6 класс

Духовная культура

6 класс

Культура

Культура

КУЛЬТУРА  ВОЗДЕЛЫВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ (ЛАТ.) 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2)достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности; 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень развития человека как члена общества.

КУЛЬТУРА

ВОЗДЕЛЫВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ (ЛАТ.)

1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;

2)достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;

3) степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности;

4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;

5) уровень развития человека как члена общества.

Культура В основе культуры – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя

Культура

В основе культуры – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя

культура Материальная культура Духовная культура техника, технологии, материальные ценности наука, искусство, философия, мораль

культура

Материальная культура

Духовная культура

  • техника, технологии, материальные ценности
  • наука, искусство, философия, мораль

Духовная культура НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Духовная культура

  • НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
  • ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА Создается коллективной творческой деятельностью народа; несколькими поколениями; отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории. Произведения Н.К., как правило, не имеют конкретного автора и передаются устно. Они не сводятся только к фольклору.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Создается коллективной творческой деятельностью народа; несколькими поколениями; отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории.

Произведения Н.К., как правило, не имеют конкретного автора и передаются устно.

Они не сводятся только к фольклору.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. - в ней нет коммерческой выгоды - она может опережать свое время - и быть источником идей для массовой культуры. - элитная культура нередко противопоставляется массовой культуре.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

- в ней нет коммерческой выгоды

- она может опережать свое время

- и быть источником идей для массовой культуры.

- элитная культура нередко противопоставляется массовой культуре.

МАССОВАЯ (ПОП-КУЛЬТУРА) Культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства технических средств коммуникации. Культура общедоступная. Не требует культурного уровня Не рассчитана на глубокое осмысление Имеет коммерческий характер Оказывают влияние на общественное и индивидуальное сознание

МАССОВАЯ (ПОП-КУЛЬТУРА)

Культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства технических средств коммуникации.

Культура общедоступная.

Не требует культурного уровня

Не рассчитана на глубокое осмысление

Имеет коммерческий характер

Оказывают влияние на общественное и индивидуальное сознание

Особенности духовной культуры Особая долговечность духовных ценностей, в отличие от материальных Безграничность потребностей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства Разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях Наличие многочисленных учреждений культуры (школ, библиотек, театров, музеев и т.д.)

Особенности духовной культуры

  • Особая долговечность духовных ценностей, в отличие от материальных
  • Безграничность потребностей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства
  • Разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях
  • Наличие многочисленных учреждений культуры (школ, библиотек, театров, музеев и т.д.)
Особенности духовной культуры Преобразуя окружающий мир, человек одновременно изменяет себя: совершенствует умения, развивает способности, воображение и т.п. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становятся достижениями культуры

Особенности духовной культуры

Преобразуя окружающий мир, человек одновременно изменяет себя: совершенствует умения, развивает способности, воображение и т.п. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становятся достижениями культуры

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?   1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее
  • Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
  •  
  • 1) среднее профессиональное
  • 2) высшее профессиональное
  • 3) основное общее
  • 4) среднее общее
По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?   1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование
  • По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
  •  
  • 1) основное общее образование
  • 2) среднее общее образование
  • 3) среднее профессиональное образование
  • 4) дополнительное образование
Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?   1) среднее профессиональное образование 2) основное общее образование 3) среднее общее образование 4) начальное общее образование
  • Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
  •  
  • 1) среднее профессиональное образование
  • 2) основное общее образование
  • 3) среднее общее образование
  • 4) начальное общее образование
К объектам материальной культуры относится (-ятся)   1) паровая машина 2) правила поведения в кино 3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
  • К объектам материальной культуры относится (-ятся)
  •  
  • 1) паровая машина
  • 2) правила поведения в кино
  • 3) ритуал смены воинского караула
  • 4) миф о подвигах Геракла
Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.   1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая
  • Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
  •  
  • 1) элитарная
  • 2) народная
  • 3) доминирующая
  • 4) массовая
Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?   1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре
  • Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
  •  
  • 1) элитарной
  • 2) народной
  • 3) поп-культуре
  • 4) массовой культуре
Искусство

Искусство

ИСКУССТВО Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности

ИСКУССТВО

Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности

Виды искусств Виды Характеристики Пространственные или пластические Искусства Пространственное построение образов Временные или динамичные Действие разворачивается во времени Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фото) Пространственно-временные или синтетические Действие разворачивается во времени и пространстве Архитектура Литература, музыка Дизайн Хореография, театр, кино, цирк, эстрада Декторативно-прикладное искусство

Виды искусств

Виды

Характеристики

Пространственные или пластические

Искусства

Пространственное построение образов

Временные или динамичные

Действие разворачивается во времени

Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фото)

Пространственно-временные или синтетические

Действие разворачивается во времени и пространстве

Архитектура

Литература, музыка

Дизайн

Хореография, театр, кино, цирк, эстрада

Декторативно-прикладное искусство

Роль искусства в жизни человека Формирует личность, вкусы человека Помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал Доставляет удовольствие Привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам Главный критерий оценки произведения искусства – это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые оно вызывает у зрителя, слушателя

Роль искусства в жизни человека

  • Формирует личность, вкусы человека
  • Помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал
  • Доставляет удовольствие
  • Привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам

Главный критерий оценки произведения искусства – это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые оно вызывает у зрителя, слушателя

Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере   1) науки 2) искусства 3) религии 4) образования
  • Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
  •  
  • 1) науки
  • 2) искусства
  • 3) религии
  • 4) образования
Образование

Образование

Мораль

Мораль

МОРАЛЬ — специфический способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости.

МОРАЛЬ — специфический способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости.

Добро Зло Понятие морали, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощь ближнему Понятие, противоположное «добру», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий.

Добро

Зло

  • Понятие морали, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощь ближнему
  • Понятие, противоположное «добру», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий.
Золотое правило нравственности Китайский мыслитель и философ Конфуций (ок. 551 г. До н.э. – 479 г. До н.э) одним из первых сформулировал «золотое правило морали»: «Не делай другому то, чего себе не желаешь»

Золотое правило нравственности

  • Китайский мыслитель и философ Конфуций (ок. 551 г. До н.э. – 479 г. До н.э) одним из первых сформулировал «золотое правило морали»:

«Не делай другому то, чего себе не желаешь»

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?   1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль
  • Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
  •  
  • 1) мировоззрение
  • 2) искусство
  • 3) наука
  • 4) мораль
Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере   1) науки 2) искусства 3) религии 4) образования
  • Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
  •  
  • 1) науки
  • 2) искусства
  • 3) религии
  • 4) образования
Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере   1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания
  • Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
  •  
  • 1) науки
  • 2) искусства
  • 3) религии
  • 4) познания
Принцип: «Спешите де­лать добро», — является   1) законом науки 2) нормой права 3) предписанием морали 4) правилом этикета
  • Принцип: «Спешите де­лать добро», — является
  •  
  • 1) законом науки
  • 2) нормой права
  • 3) предписанием морали
  • 4) правилом этикета
Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить ее интересам свои частные интересы Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране

Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить ее интересам свои частные интересы

Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность

Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране

Как при­ня­то на­зы­вать эмо­ци­о­наль­ное пе­ре­жи­ва­ние своей при­над­леж­но­сти к стра­не и сво­е­му гражданству?   1) нравственность 2) духовность 3) справедливость 4) патриотизм
  • Как при­ня­то на­зы­вать эмо­ци­о­наль­ное пе­ре­жи­ва­ние своей при­над­леж­но­сти к стра­не и сво­е­му гражданству?
  •  
  • 1) нравственность
  • 2) духовность
  • 3) справедливость
  • 4) патриотизм
В стра­не N име­ют­ся мно­го­чис­лен­ные учеб­ные курсы, за­ня­тия на ко­то­рых на­прав­ле­ны на со­вер­шен­ство­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной ква­ли­фи­ка­ции людей раз­лич­ных специальностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный пример?   1) непрерывность образования 2) гуманизация образования 3) информатизация образования 4) приоритетность образования
  • В стра­не N име­ют­ся мно­го­чис­лен­ные учеб­ные курсы, за­ня­тия на ко­то­рых на­прав­ле­ны на со­вер­шен­ство­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной ква­ли­фи­ка­ции людей раз­лич­ных специальностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный пример?
  •  
  • 1) непрерывность образования
  • 2) гуманизация образования
  • 3) информатизация образования
  • 4) приоритетность образования
Андрей осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет таким школь­ным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сфе­рой ин­те­ре­сов Ан­дрея являются   1) гуманитарные науки 2) естественные науки 3) точные науки 4) технические науки
  • Андрей осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет таким школь­ным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сфе­рой ин­те­ре­сов Ан­дрея являются
  •  
  • 1) гуманитарные науки
  • 2) естественные науки
  • 3) точные науки
  • 4) технические науки
Понятия, относящиеся к категориям мораль ДОЛГ - обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества СОВЕСТЬ – форма морального самоконтроля личности ЧЕСТЬ – сознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества ДОСТОИНСТВО – самооценка личности, осознание ею своих качеств, мировоззрения, выполненного долга

Понятия, относящиеся к категориям мораль

  • ДОЛГ - обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества
  • СОВЕСТЬ – форма морального самоконтроля личности
  • ЧЕСТЬ – сознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества
  • ДОСТОИНСТВО – самооценка личности, осознание ею своих качеств, мировоззрения, выполненного долга
Религия

Религия

Религия – в переводе с латинского Relegere – относиться с особым почтением Religare – соединять, связывать Религиозная вера - это убеждение в наличии сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества Обряды – символические действия, наделенные религиозным смыслом Ритуалы – усто­яв­ша­я­ся и тра­ди­ци­он­но осуществляемая лю­дь­ми церемония. Молитвы – словесное обращение к Богу

Религия – в переводе с латинского

Relegere – относиться с особым почтением

Religare – соединять, связывать

Религиозная вера - это убеждение в наличии сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества

Обряды – символические действия, наделенные религиозным смыслом

Ритуалы – усто­яв­ша­я­ся и тра­ди­ци­он­но осуществляемая лю­дь­ми церемония.

Молитвы – словесное обращение к Богу

Религии ПРИМИТИВНЫЕ – анимизм, тотемизм, шаманизм НАЦИОНАЛЬНЫЕ – Индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм МИРОВЫЕ

Религии

  • ПРИМИТИВНЫЕ – анимизм, тотемизм, шаманизм
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ – Индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм
  • МИРОВЫЕ

Мировые религии БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ

Мировые религии

  • БУДДИЗМ
  • ХРИСТИАНСТВО
  • ИСЛАМ
Мировые религии БУДДИЗМ – Хинаяна и Махаяна ХРИСТИАНСТВО – Католицизм, православие и протестантизм ИСЛАМ – суннизм и шиизм

Мировые религии

  • БУДДИЗМ – Хинаяна и Махаяна
  • ХРИСТИАНСТВО – Католицизм, православие и протестантизм
  • ИСЛАМ – суннизм и шиизм
Роль религии в России Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести , свободу вероисповедания. Человек имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Российская Федерация – светское государство . Никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Роль религии в России

Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести , свободу вероисповедания. Человек имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Российская Федерация – светское государство . Никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Право че­ло­ве­ка ис­по­ве­до­вать любую ре­ли­гию или быть атеистом, рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния называется   1) суверенитетом 2) свободой совести 3) свободой слова 4) гуманизмом
  • Право че­ло­ве­ка ис­по­ве­до­вать любую ре­ли­гию или быть атеистом, рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния называется
  •  
  • 1) суверенитетом
  • 2) свободой совести
  • 3) свободой слова
  • 4) гуманизмом
Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?   1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль
  • Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
  •  
  • 1) мировоззрение
  • 2) искусство
  • 3) наука
  • 4) мораль
Какая из пе­ре­чис­лен­ных ре­ли­гий от­но­сит­ся к мировым?   1) даосизм 2) зороастризм 3) ислам 4) индуизм
  • Какая из пе­ре­чис­лен­ных ре­ли­гий от­но­сит­ся к мировым?
  •  
  • 1) даосизм
  • 2) зороастризм
  • 3) ислам
  • 4) индуизм
Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование   1) морали 2) науки 3) искусства 4) права
  • Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
  •  
  • 1) морали
  • 2) науки
  • 3) искусства
  • 4) права
Сильно сти­ли­зо­ван­ный и тща­тель­но распланированный набор же­стов и слов, ис­пол­ня­е­мых лицами, особо из­бран­ны­ми и под­го­тов­лен­ны­ми для этого, называется   1) обряд 2) ритуал 3) церемония 4) нравы
  • Сильно сти­ли­зо­ван­ный и тща­тель­но распланированный набор же­стов и слов, ис­пол­ня­е­мых лицами, особо из­бран­ны­ми и под­го­тов­лен­ны­ми для этого, называется
  •  
  • 1) обряд
  • 2) ритуал
  • 3) церемония
  • 4) нравы
Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?   1) начальное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование
  • Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
  •  
  • 1) начальное образование
  • 2) основное общее образование
  • 3) полное (среднее) образование
  • 4) среднее профессиональное образование
Наука

Наука

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества, мышления. Науку отличает наличие - Специального языка - Специальных методов исследования - Проверяемость и доказуемость выводов - Логичность - Стремление к получению новых знаний Объективный – не зависящий от воли и сознания конкретного человека

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества, мышления.

Науку отличает наличие

- Специального языка

- Специальных методов исследования

- Проверяемость и доказуемость выводов

- Логичность

- Стремление к получению новых знаний

Объективный – не зависящий от воли и сознания конкретного человека

Виды науки Фундаментальные Прикладные Изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества Ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни

Виды науки

Фундаментальные

Прикладные

  • Изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества
  • Ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни
Виды наук Естественные науки Биология Физика Химия Астрономия Геология Социально-гуманитарные науки Технические и точные науки Математика История Социология Информатика Робототехника Экономика Космонавтика Политология Правоведение

Виды наук

Естественные науки

Биология

Физика

Химия

Астрономия

Геология

Социально-гуманитарные науки

Технические и точные науки

Математика

История

Социология

Информатика

Робототехника

Экономика

Космонавтика

Политология

Правоведение

Задачи науки Познание мира и объяснение законов его развития Построение целостной системы знаний о мире Прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека

Задачи науки

  • Познание мира и объяснение законов его развития
  • Построение целостной системы знаний о мире
  • Прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!