| | | |
| Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей. -
| Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся. | |
II. Актуализация (5-7 минут) | Ребята, напомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Организует проверку д.з. 1.Карточки - 2 чел.(1,2 вариант ): Карточка №1 1.В каком году умер Владимир? А)1015г. Б)983г. В)1054г. 2.В каких годах правил Владимир Святой? А)1015-1019гг. Б)988-1111гг. В)980-1015гг. 3. В каком году киевляне изгнали Изяслава Ярославича? А)1097г. Б)1113г. В)1068г. 4.Династическое правление – это? Карточка №2 1.Укажите годы правления Владимира Мономаха? А)1113-1125гг. Б)1073-10176гг. В)862-879гг. 2.В каком году состоялся княжеский съезд в Любече? А)1100г. Б)1097г. В)1016г. 3.Укажите годы правления Ярослава Мудрого? А)1019-1054гг. Б)1015-1019гг. В)980-1015гг. 4.Как называется произведение, которое Владимир Мономах посвятил своим детям? 2. Фронтальный опрос | Обучающие отвечают: о съезде в Любече, о Борисе и Глебе, Владимире Мономахе и т.д. Выполняют д.з. Учащиеся, работающие с карточками после завершения работы, обмениваются ими, проверяют и ставят друг другу оценку. Остальные обучающиеся отвечают на вопросы со слайда. | |
| Итак, вы хорошо справились с заданием А теперь вспомните, ребята, как выглядел город в Средневековье? А как выглядели города в Древней Руси? Давайте посмотрим город в Средневековье и на Руси и попробуем их сравнить. А кто же жил в средневековом городе? А кроме городских жителей? А сегодня мы с вами поговорим кто же жил в Древнерусском городе. -
А сейчас обратимся к эпиграфу урока на стр. 71. Прочитаете его и скажите, о какой теме мы с вами будем сегодня говорить? Итак, записываем тему: Общественный строй Древней Руси. Как вы понимаете выражение общественный строй? Какие же задачи мы сегодня поставим чтобы изучить новую тему? -
Предлагаю вам сегодня поработать по плану: Города и их роль в Древней Руси. Жизнь крестьянской общины. Княжеское общество Учитель рассказывает о значении слова город. Организация групповой работы: Разделитесь пожалуйста на 3 группы: 1 группа( п.1, 2) Особенности города План работы: 1.Основные занятия на жителей городов 2.Что имело большое значении в городе? 3.Почему именно знатные люди занимались торговлей? 4.Что такое Мыт? 5.Кого называли смердами? 6.Составьте схему о связях городов Др. Руси с другими странами. 2 группа(п.3 ): Обыграть от первого лица один день крестьянской общины. Роли: Крестьянин, дети, женщины. 3 группа: п.4 Обыграть от первого лица Князя, управляющих княжеских хозяйством, зависимое и временнозависимое население. Составить схему: князь и его придворные. | Отвечают на вопрос о городе в Средние века. Пытаются представить город на Руси. Делают вывод о том, что в основе древнерусских городов присутствовала дворово – уличная планировка городов. Отвечают, что жили городские жители, сеньоры, вассалы и т.д. Обучающие записывают тему урока в тетрадь. Обучающиеся, отвечают, что в понятие входит – общество, князь, крестьянин и т.д. Предполагают задачи урока. Обучающиеся работаю в группе. Некоторые выходят к доске м обозначают схему. | |
IV. Изложение новой темы (15 мин) | | | |
| Мы расскажем вам сейчас Кто такой великий князь: Много городов славянских Существует на Руси. Но один из них – особый, Про него мы не забыли – Это наш любимый Киев! Знаем - этот стольный град Удивительно богат: Правит в нем великий князь – Самый старший он из нас. Наши земли объезжает И полюдье собирает: Все для Киевской казны Все на пользу для Руси. Князь великий правит мудро Хоть порой бывает трудно. | - Руки на пояс, повороты вправо – влево; - Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх; - Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева; - Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»; - Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»; - Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя; - «сгребающие» движение руками к себе; - Несколько приседаний. -
| |
| Отработка вопросов общественного строя. Слои общества: Огнищанин – старший управляющий. Тиун – человек, отвечающий за домашнее хозяйство и сельскохозяйственные работы Рядович – мелкий управляющий. Челядь – домочадцы, прислуга. Холопы – те, кто служили другому человеку (кормили, поили, одевали, вооружали князя дружину). Обельные холопы - полностью зависимые крестьяне. Закупы –свободные крестьяне общинники и горожане, нанявшиеся на службу или попавшие в долговую зависимость. (Купа - долг) Изучение документа на стр.78. -
| | |
VIII.Подведение итогов урока. Цель: осознание обучающимися значения изучаемой тему, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | |
| | | |