«Зачем надо читать?»
Общественный проект Клуба юных журналистов МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Степновского района Ставропольского края.
201 4 год.
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ.
- Был проведён опрос уч-ся 9 – 11 классов (50 чел.) 14 – 17 лет.
- Из них:
Научились читать до школы – 43 чел. (86%)
Любят читать художественную литературу – 23 чел. (46%)
Больше читали в начальной школе – 31 чел. (62%)
Продолжает читать постоянно – 20 чел. (40%) Домашняя библиотека есть у 25 чел. (50%) Читают книги из неё постоянно – 5 чел. (10%) Читают в семьях вслух – 15 чел. (30%)
Какие книги читают: * развлекательные – 32 чел. (64%) * серьёзные книги о жизни – 28 чел. (56%) Получать знания о мире, о людях предпочитают – из фильмов – 34 чел. Книг – 28 чел. Учебников – 26 чел. Компьютера – 34 чел.
Есть доступ к Интернету у 90% учащихся. Данные по стране: Интернетом пользуется 15% жителей России. Чем интересуются: * игры; * социальные сети (В Контакте, Одноклассники и др.)
По опросу фонда «Общественное мнение» в апреле 2013 года (участвовало 1500 чел. из всех регионов России) за год прочитали 1 книгу – 6% 2-3 книги – 14% 4-5 книг – 9% 6-10 книг – 10% 11-20 книг – 5% более 20 книг – 8% затруднились с ответом – 4%
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные, жизнь сделает всё остальное»
«Всем хорошим во мне я обязан книгам»
Жан Поль Сартр
Э. Асмус, философ
- Чтение литературного текста – труд и творчество.
Марина Ивановна Цветаева
- А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов?
Матвиенко Виталий, выпускник 2013 года.
- Книга подобна кузнице, которая куёт личность человека, а из личности создаётся будущая жизнь. Благодаря чтению мы создаём себя. Чтение – это высшее достоинство человека.
Дорофеев Кирилл, выпускник 2013 года
- Книгу можно назвать «абсолютным искусством». Я никогда не променяю шелест страниц и ощущение книжного переплёта в руках на портящую глаза машину. Именно книга помогает человеку на его длинном жизненном пути.
Пасько Евгения, ученица 11 класса.
- Когда я беру в руки книгу, то чувствую себя на пороге необычайного открытия. Меня охватывает радость, вдохновение, лёгкость. Я вхожу в новый мир, и он становится частью меня. Как можно не любить чтение?!
Пурелиани Нино, ученица 9-Б класса.
- Я очень люблю читать. В каждой книге я нахожу для себя нужное и полезное. Я представляю себя на месте героев, пытаюсь их понять, учусь у них, как нужно поступать правильно. Книги учат меня познавать мир.
Д.С. Лихачёв
Школьная библиотека МКОУ СОШ № 5
- Всего читателей – 302 чел.
Активных читателей – 140 чел.
Последний раз художественная литература в библиотеку поступала в 2002 году.
Сельская библиотека с. Соломенского.
- Всего читателей – 1185 чел.
- Активных читателей – 500 чел.
- Художественная литература поступает ежегодно, но всё меньше и меньше.
Приток новых изданий в библиотеки сократился в 2 раза.
- В России 3 кафедры, которые выпускают детских библиотекарей (не более 10 специалистов в год).
- В Степновском районе нет ни одного книжного магазина.
- В развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5 – 10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5 – 2.
Д.С. Лихачёв
«Национальная программа поддержки и развития чтения» (принята в 2006 году)
- «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
- «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».
Иосиф Бродский, русский писатель, лауреат Нобелевской премии.
- Не – чтение книг страшнее предания их костру, ибо за преступление это нация платит своей историей.
Карен Шахназаров, режиссёр.
- Мы присутствуем при закате цивилизации читающей.
ПОЧЕМУ?
- Глобализация СМИ.
- Бурное развитие индустрии развлечений.
ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В России добавились ещё и…
- Вытесненная на обочину интеллигенция;
- Проблемы с комплектованием библиотек;
- Отсутствие книжных магазинов;
- Недоступность новинок книжного рынка;
- Интернет;
- Негативное отношение к человеку читающему.
СЛЕДСТВИЕ ЭТОГО:
- Ухудшение владения родным языком;
- Снижение уровня грамотности населения;
- Выпуск литературы сниженной информационной ценности;
- Стремление молодёжи свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении;
- Невостребованность «высокой» художественной литературы;
- Утрата ценностных ориентиров в литературной культуре.
Регулярно читает от 12% до 16% молодёжи. Это студенты, аспиранты и выпускники вузов – узкая группа людей, для которых чтение престижно. Самые читаемые писатели 20 века: М. А. Булгаков, Э. М. Ремарк, Ф. М. До- стоевский, А. и Б. Стругацкие, Дж. Р. Р. Толкиен, Л. Н. Толстой, Г. Гарсиа Маркес, А. Сент-Экзюпери и др. Самая читаемая книга – «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Список «Лучшая книга 21 века» (опрос среди пользователей Интернета).
- В. Пелевин «Жизнь насекомых».
- А. Иванов «Географ глобус пропил».
- Д. Быков «Орфография».
- Ю. Буйда «Прусская невеста».
- Д. Рубина «Вот придёт Мессия».
- Л. Улицкая «Медея и её дети».
- А. Битов «Преподаватель симметрии».
- В. Маканин «Асан».
- З. Прилепин «Санькя», «Патологии».
Захар Прилепин, русский писатель.
- То, что с нами происходит сегодня, - отрицательная селекция. Вы что-то читали в детстве; ваш ребёнок уже ничего не читает. Ваш ребёнок будет глупее вас, а ваш внук – глупее вашего сына. Так целые народы теряют право на территорию и даже на язык.
Захар Прилепин.
- Читающий человек может общаться с кем угодно, а нечитающий – только с себе подобными.
- … в начале было
СЛОВО,
а не рубль!
Темы для творческих работ.
- «…в начале было Слово, а не рубль!»
- Хотим ли мы присутствовать при закате цивилизации читающей?
- Заменит ли Интернет книгу?
- Почему неграмотность становится нормой жизни?
- Читайте с удовольствием!
- Почему возникает негативное отношение к читающему человеку?
Джоан Роулинг, автор «Гарри Поттера».
- Если вы не любите читать, значит, вы просто не нашли нужную книгу.
В презентации использованы материалы: 1. Лекция профессора, д.п.н. СКИРО ПК и ПРО Чекалова П. К. «Проблема чтения в условиях введения ФГОС и государственная политика в области поддержки и развития чтения». 2. Интервью З. Прилепина «Слово! А не рубль!» в № 44 АИФ – Северный Кавказ.
Над проектом работали: Деревянко Ольга, 9-б; Фурсова Алевтина, 9-б; Пурелиани Нино, 9-б; Пасько Евгения, 11 класс; Матвиенко Виталий, студент 1 курса; Дорофеев Кирилл, студент 1 курса. Руководитель проекта – Дорофеева Людмила Михайловна.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!