СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное движение в России в 60-70-х гг. XIX в 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественное движение в России в 60-70-х гг. XIX в 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение в России в 60-70-х гг. XIX в 8 класс»

Домашнее задание § 21 8 класс

Домашнее задание

§ 21

8 класс

1. Либеральные и консервативные течения. 2. Развитие революционного движения. 3.Революционное народничество 1870-х гг

1. Либеральные

и консервативные течения.

2. Развитие революционного движения.

3.Революционное народничество 1870-х гг

Западники Славянофилы «Русский вестник» «Вестник Европы» «Русская беседа»
  • Западники
  • Славянофилы

«Русский вестник»

«Вестник Европы»

«Русская беседа»

На почве подготовки и проведения реформ сблизились и активно проявляли свою гражданскую позицию западники, например К.Д. Кавелин, и славянофилы — братья К.С. и И.С. Аксаковы и их единомышленники
  • На почве подготовки и проведения реформ сблизились и активно проявляли свою гражданскую позицию западники, например К.Д. Кавелин, и славянофилы — братья К.С. и И.С. Аксаковы и их единомышленники
Стремление оградить царскую власть от влияния либеральной бюрократии и скорректировать реформы в интересах дворянства
  • Стремление оградить царскую власть от влияния либеральной бюрократии и скорректировать реформы в интересах дворянства
 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств. Требования земцев-либералов сводились к трём основным положениям: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Сергей Андреевич Муромцев
  • 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств.
  • Требования земцев-либералов сводились к трём основным положениям: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей.

Сергей Андреевич Муромцев

Требования Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений.  Введение гражданских свобод В пореформенный период наблюдался рост либеральных настроений в обществе за счёт той части дворянства, буржуазии и интеллигенции, которая нашла применение своим силам в деятельности земских и городских органов самоуправления (земцы). Либеральные земские деятели, более остро, чем правительственные чиновники, осознавали недостатки предпринимаемых мер по переустройству страны. Среди них росла оппозиция.

Требования

Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений.

Введение гражданских свобод

В пореформенный период наблюдался рост либеральных настроений в обществе за счёт той части дворянства, буржуазии и интеллигенции, которая нашла применение своим силам в деятельности земских и городских органов самоуправления (земцы).

Либеральные земские деятели, более остро, чем правительственные чиновники, осознавали недостатки предпринимаемых мер по переустройству страны. Среди них росла оппозиция.

В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений. Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем. Причины роста революционных настроений: недовольство результатами крестьянской реформы; медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь; непоследовательность в политике Александра II ; надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.

В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений.

Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.

Причины роста революционных настроений:

  • недовольство результатами крестьянской реформы;
  • медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь;
  • непоследовательность в политике Александра II ;
  • надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.
Участники революционного движения: Разночинцы – межсословная группа, «люди разного чина и звания» , выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции. учащиеся и слушатели высших учебных заведений 37,5% рабочие 14% учащиеся школ 11,3% служащие 8,3% учителя 7,6% Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.

Участники революционного движения:

Разночинцымежсословная группа, «люди разного чина и звания» , выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции.

учащиеся и слушатели высших учебных заведений

37,5%

рабочие

14%

учащиеся школ

11,3%

служащие

8,3%

учителя

7,6%

  • Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.
  • Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н.Г.Чернышевский Н.Г.Чернышевский . В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию , развивал идеи А.И. Герцена . (Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако, сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами).
  • В августе 1861 года в III -е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. В ней убеждали крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на Н.Г. Чернышевского. Он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет и написал роман «Что делать?». В 1864 г. после обряда гражданской казни был сослан для отбывания каторжных работ в Сибирь.

А.И. Герцен

Н.Г.Чернышевский

Участники Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев. Цели 1)созыв народного собрания, свободные выборы в него 2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления 3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам 4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины Методы 1)издание и распространение революционной литературы 2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным 3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания  1. Какие цели ставила перед собой организация «Земля и воля»? 2. Что такое народное собрание?) 3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»? 4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей? 5. Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.?  Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

Цели

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

Методы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1. Какие цели ставила перед собой организация «Земля и воля»?

2. Что такое народное собрание?)

3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»?

4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей?

5. Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.?

Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.

Течения

Идеологи

Бунтарское

Бакунин М.А.

Цели

Пропагандистское

Заговорщическое

Лавров П.Л.

Отрицает государство.

Самоуправление народа.

Методы

Ткачев П.Н.

Справедливое социалистическое общество

Крестьянин по совей

природе – бунтарь, он готов

к революции.

Народный бунт ( даже если

он «бессмысленный и

беспощадный»)

Призвать народ к бунту

должна интеллигенция –

«умственный пролетариат».

Общее

Установление всеобщего

равенства. Замена старых

государственных институтов

новыми, революционными

Народная революция.

Длительная подготовка.

Крестьянин не готов к революции.

Пропаганда среди народа, разъяснение

его потребностей и сил ведется

незначительным меньшинством

лучших людей

Создание революционной организации.

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства).

Организующая сила – революционная партия.

Крестьянин не готов к революции,

а агитация не даст результатов.

Законспирированная организация

революционеров совершит

переворот, захватит

государственную власть. Это даст

толчок революции.

В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две независимые организации. Первая из них — «Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым — продолжала уделять главное внимание ведению пропаганды среди народа.

Вторую организацию — «Народная воля» — возглавили А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская.

Народовольцы считали, что необходимо убить царя, тогда народ восстанет, произойдёт революция. После этого предполагалось созвать Учредительное собрание и осуществить преобразования: передать земли крестьянам, а заводы и фабрики — рабочим.

Члены «Народной воли» имели свои типографии для издания прокламаций и брошюр. Они вели работу с крестьянством, создавали свои организации среди военных, рабочих и студентов . В 1879-1881 гг. народовольцы предприняли несколько террористических актов против высших чиновников, осуществили ряд безуспешных покушений на Александра II.

1 марта 1881 г. дерзкое покушение на царя завершилось гибелью Александра II. В центре Петербурга в его карету были брошены бомбы. После взрыва первой бомбы, брошенной Н.И. Рысаковым, царь не пострадал. Второй снаряд И.И. Гриневицкого смертельно ранил императора и самого террориста

Последствия действий народовольцев отразились на внутриполитическом курсе нового императора Александра III, который опасался не только новых революционных выступлений, но и проявлений либерализма в управлении страной.

Подводя итоги, отметим, что в 1860-1870-е гг. революционное движение в России выдвигает своих идеологов, создаёт организации, преследующие радикальные цели, проявляет себя на политической арене в террористических действия

§21.Прочитать. Выполните задание. Представьте себя революционером – народником. Какую тактику действий вы бы избрали и что бы вы говорили крестьянам?
  • §21.Прочитать.
  • Выполните задание.

Представьте себя революционером –

народником. Какую тактику действий вы

бы избрали и что бы вы говорили

крестьянам?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!