СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная жизнь россии при николае i

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  1. Приветствие.
  2. Орг. Момент

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

3.Актуализация опорных знаний ( да/нетка).  Взаимопроверка.

4. Переход к изучению новой темы.  Запись ее в тетрадь.

      Работа по заполнению таблицы

Просмотр содержимого документа
«Общественная жизнь россии при николае i»



ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I


       Цели урока: характеристика основных направлений общественных движений в период правления Николая I;

анализ факторов, определивших общественные движения изучаемого периода;

сравнительная характеристика взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности».


      Основные даты и события
      1823 г. — создание кружка любомудров.
      3040-е гг. XIX в. — дискуссии о путях общественного развития между западниками и славянофилами.
      18441849 гг. — существование кружка петрашевцев.


      Термины и понятия урока
      Западничество — одно из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Представители этого направления считали историю России частью общемирового исторического процесса, были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути; критиковали самодержавие и крепостничество; выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
      Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
      Славянофильство — одно из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в. Представители этого направления выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве, противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
      Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также установление общественного строя, воплощающего эти принципы.


  1. Приветствие.

  2. Орг. Момент

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

3.Актуализация опорных знаний ( да/нетка). Взаимопроверка.

4. Переход к изучению новой темы. Запись ее в тетрадь.

Работа по заполнению таблицы.


Направления в идейной жизни общества при Николае I

      

Вопросы для сравнения

Консервативное направление

Либеральное направление

Революционно-демократическое направление

Западники

Славянофилы

Состав участников

Бюрократия

Интеллигенция

Молодежь, студенты

Основные представители

Ф. В. Булгарин, М. П. Погодин

Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин

И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков

М. В. Буташевич-Петрашевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев

Основные идеи

Православие, самодержавие, народность

Россия развивается по единому с Западной Европой пути, поэтому в России должна сложиться конституционная монархия

Россия развивается по отличному от Запада пути. Самодержавие возможно сохранить, однако народ имеет право на выражение собственного мнения (Земские соборы)

Ликвидация самодержавия и крепостничества

Способы достижения целей

Укрепление основ самодержавия

Мирное осуществление преобразований

Мирный путь, реформы сверху

Реформы сверху


      Подводя итоги урока, учитель просит учащихся выделить причины усиления революционного направления общественных движений во второй четверти XIX в. В качестве одной из основных причин школьники могут назвать неудачные попытки реформ сверху, предпринимавшиеся Николаем I.


      Домашнее задание: § 18, ответить на вопросы после параграфа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!