Общешкольное родительское собрание
Тема:
«Формирование навыков здорового образа жизни»
Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому.
Народная пословица.
Провели соц. Пед Силина Т.В. и педагог-психолог Реснянская Н.Б.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. (слайд )
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не всегда задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:(слайд )
поддержание физического здоровья;
отсутствие вредных привычек;
правильное питание;
закаливание
соблюдение личной гигиены
положительные эмоции
двигательнаяактивность
Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Здоровый образ жизни - залог будущей благополучной жизни.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу мы выбираем сами.
Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков.
Подростковый возраст - это возраст самоутверждения и основной задачей педагогов становится - помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Задачей школы и родителей является - объяснить подростку, что такое физическое и духовное здоровье. Медицинские обследования школьников выявляют у подростков различные хронические заболевания.
По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.
Одной из главных составляющих здорового образа жизни является правильное питание - это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым.
Правильное питание школьника должно быть:(слайд )
соответствующим возрасту;
желательно четырехразовым;
сбалансированным по составу питательных веществ - белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Кроме этого нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Перекусы чипсами, кириешками, сладкие газированные напитки в школе на переменах (многие обучающиеся школы бегают через дорогу в магазин) приносят вред организму.
А также современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни. Это чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами.
Известно, чтоподростковый возраст - это возраст самоутверждения и основной задачей педагогов становится - помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Отсутствиевредных привычек(слайд)
курение
употребление алкоголя
употребление наркотиков
Негативную роль играют вредные привычки, такие, как табакокурение, алкоголь, наркотические вещества. Поэтому в нашей школе осуществляется большая просветительская работа, целью которой объяснить обучающимся о пагубном влиянии на организм вредных привычек и объяснить, как сохранить свое здоровье. Проводятся классные часы, приглашаются представители наркологического диспансера и правоохранительных органов, осуществляется сотрудничество с МСО детской поликлиники № 4. Кроме этого, проходят «Дни здоровья», спортивные праздники, викторины.
Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались эти вредные привычки.
Закаливание
Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания -приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.
Виды закаливания:(слайд )
Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
Прогулки на свежем воздухе – можно использовать велосипед, лыжи, ролики.
Хождение босиком - происходит тренировка мышц ног. Начинать хождение босиком следует с 1 мин., прибавляя через каждые 7 дней по 1 минуте.
Солнечные ванны - оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
Купание в водоемах - купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.
Соблюдение личной гигиены
Гигиеническое воспитание школьников - это часть всеобщего воспитания школьника. Очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание школьников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка, как личности.
Положительные эмоции
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Перебранки в его присутствии в одних случаях способствуют возникновению невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на детей. Поэтому мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.
Двигательная активность
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
В нашей школе проводилсямониторинг знаний о ЗОЖ с 4 по 9 классы (65 человек).(19, 20 октября 2015 года) с помощью теста «Если хочешь быть здоров».
Цель тестирования: определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.(слайд)
Основными критериями сформированности знаний у школьников о ЗОЖ выступили: (слайд)
1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированности привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
На основании полученных результатов выделены уровни знаний о ЗОЖ у школьников:
высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
(слайд)
Результаты осведомленности о требованиях ЗОЖ приведены в диаграмме 1
(слайд)
Выводы: тестирование показало, что среди обучающихся школы с 4 по 9 класс у 20 % достаточная осведомленность (4 человека) школьников о ЗОЖ, у 65 % (13 человек) - недостаточное представление о здоровье и здоровомобразе жизни и низкий уровень показали 3 человека, это 15% школьников.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СВОИХ ДЕТЕЙ
1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они- попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день.
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7. Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.
8. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.
9. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
10. Следите за режимом сна вашего ребёнка.
11. Берегите нервную систему ребёнка.
12. Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.
13. Будьте всегда и во всём примером!