СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие вопросы педагогики. Методические разработки к семинарским занятиям по педагогике.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены задания для подготовки студентов к занятиям по педагогике. Особое внимание уделено приёмам, активизирующим учебно – познавательную  и самостоятельную деятельность.Основная цель ознакомить с общими вопросами педагогики: этапами её развития, целями, задачами, основными идеями педагогической мысли,актуальными в наши дни.

Просмотр содержимого документа
«Общие вопросы педагогики. Методические разработки к семинарским занятиям по педагогике.»

ГБОУ СПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ШАХТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


С наибольшими и наиважнейшими

трудностями человеческое познание

встречается именно в том разделе науки,

который толкует о воспитании и обучении.

М. Монтень








ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ ПО ПЕДАГОГИКЕ




СОСТАВИЛА: Бойко И.В.






г. ШАХТЫ

2 011 г.



Рецензент: - Крючкова И.А. – преподаватель высшей категории, председатель ПЦК педагогики и психологии.





Составитель Бойко И.В.

Общие вопросы педагогики / Сост. И.В. Бойко Шахтинский педагогический колледж. – Шахты, 2011 - _54______ с.





В пособии представлены задания для подготовки студентов к занятиям по педагогике. Особое внимание уделено приемам, активизирующим учебно-познавательную и самостоятельную деятельность студентов в различных формах организации.

Основной целью методических разработок «Общие вопросы педагогики является ознакомление студентов с общим вопросом педагогики: этапами ее развития, целями, задачами. Даются определения основных категорий педагогики. В работе содержатся рекомендации по внеаудиторной и аудиторной работе студентов при подготовке к семинарам







Шахтинский педагогический колледж, 2011

Бойко И.В., 2011



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие…………………………………………………………………..

4


1. Раздел 1 Структурно-логические планы семинарских занятий……...

8


2. Раздел 2 Семинарские занятия……………………….…………………

14

14

2.1. Педагогика как наука, ее предмет, основные категории……………...


2.2. История развития педагогической мысли……………………………...

23

2.3. Методические основы педагогики, ее связь с другими науками…….

35

2.4. Цели и идеалы воспитания……………………………………………...

44


3. Литература…………………………………………………………………

54






Предисловие

Учительская профессия – одна из самых древних в мире, она массовая и уникальная.

Люди избравшие своей профессией педагогическую деятельность, должны понимать смысл общих целей образования, так как это важно для образования самого будущего педагога.

Какова же цель семинаров и диспутов? Учить учиться помочь осознать необходимость принятия на себя ответственности за свою учебу, свои знания. Основа основ семинаров, семинаров – диспутов – диспутов - приобретение знаний по возможности самостоятельно.

Кроме того, они оживляют учебный процесс, способствуют осознанности в получении знаний, стимулируют инициативность, активизируют мыслительные процессы обучающихся.

В ходе семинарских занятий развиваются умения формировать вопросы, аргументировать понятия, теоретические положения, умения высказывать свою точку зрения, обосновывая ее фактами.

От каких факторов зависит эффективность данного вида занятий?

Безусловно, от создания условий. Следует обеспечить атмосферу доброжелательности, корректности, заинтересованности каждого в успехе проведения любого вида дискуссии. Методика работы известна: постановка цели; формулирование проблемы; объяснение того, что должно дать обсуждение конкретной проблемы; установление регламента выступлений, реплик и напоминание правил.

Нельзя забывать, что при проведении диспута необходимо в первую очередь четко объяснять правила диспута, а именно: внимательно выслушать выступающих, не перебивая; свое несогласие подтверждать только фактами и аргументами.

Как известно, перед началом любого семинара следует уточнять термины и понятия, чтобы не было разночтений, которые могут нарушать логику проведения диспута на семинаре. Ведущий на семинаре, особенно на семинаре – диспуте, поддерживает активность всех участников, вовлекая пассивных. Предлагает высказать свое мнение, свои предложения. По окончании дискуссии на семинарском занятии нужно помочь участникам прийти к правильному и согласованному мнению.

Семинары проводятся обычно после изучения основных тем или разделов программы конкретного предмета. Это позволяет теоретически обобщить изученное, дискутировать, отстаивать свои убеждения и стремиться к самообразованию.

Методические разработки «Общие вопросы педагогики» предназначены для подготовки студентов педагогического колледжа к семинарским занятиям по педагогике.

Материал пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по педагогике и ориентирован на будущую специальность студентов.

Традиционно семинарским занятиям по педагогике предписываются следующие задачи:

  • углубление и уточнение знаний, получаемых на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов;

  • побуждение студентов к совместному творческому обсуж­дению изучаемых педагогических проблем, обмену мнениями;

  • выработка у студентов общепедагогических умений и на­выков и накопление первоначального опыта педагогической дея­тельности.

Нисколько не умаляя значения этих задач, мы отводим се­минарским и практическим занятиям по курсу «Введение в пе­дагогику» в системе общепедагогической подготовки бакалавров образования особое место. Прежде всего такие занятия призваны показать педагогику не только как науку, но и на ее основе, и с ее помощью организовать инновационный педагогический про­цесс становления и развития личности, в том числе и как пе­дагога. Это главная задача семинарских и практических занятий по данному курсу.

Другая задача — формирование целостного представления о гуманистической педагогике (ведущих идеях, принципах, законо­мерностях) в ее исторической динамике и мировом общекуль­турном контексте. Решение этой задачи связано с отработкой категориального тезауруса гуманистической педагогики, пока не­достаточно отраженного в психолого-педагогической литературе, и не включенного в активную познавательно-творческую дея­тельность студентов.

Третья задача — оказание помощи студентам в определении содержания самостоятельной работы по курсу и обучение их технологиям ее организации. Это важно потому, что на нее по сравнению с другими формами учебной работы отводится значи­тельный объем предусмотренного программой материала.

В нашем опыте семинарские и практические занятия состав­ляют 30—20 % учебного времени от общего количества часов и проводятся они распределенными во времени. При соблюдении этих условий создается возможность направлять и контролиро­вать самостоятельную работу студентов.

Ниже предлагаются примерная тематика и планы семинар­ских и практических занятий. Количество, содержание и методы их проведения отбираются преподавателем в зависимости от кон­кретных задач занятия; соотношения различных форм занятий, часов, предусмотренных учебными планами факультетов; интере­сов и уровня подготовленности студентов.

Содержание учебного материала рассчитано на 8 часов аудиторного времени – по 2 часа на изучение каждой из четырех тем:

  1. Педагогика как наука, ее предмет, основание категории;

  2. История развития педагогической мысли;

  3. Методологические основы педагогики, ее связь с другими науками. Система педагогических наук;

  4. Цели и идеалы образования и воспитания.



Каждая из тем содержит 3 раздела:

- информационный блок, завершающийся вопросами и заданиями для самоконтроля;

- раздел «Размышляем вместе», развивающий умение самостоятельно мыслить и использовать уже имеющийся культурный багаж знаний;

- раздел «Учимся отстаивать свою точку зрения», тренирующий умение правильно вести дискуссии.

Кроме того ,даны планы семинарских занятий на 8 часов аудиторного времени по 1 часу на изучение каждой 8 тем.

  1. Роль русского народного творчества в воспитании.

  2. Выдающиеся мыслители о значении личности педагога в воспитании и развитии детей.

  3. Что значит быть современным педагогом?

  4. Аксиологические основания гуманистической педагогики.

  5. Возрождение идей гуманистической педагогики в России.

  6. Личность и ее развитие.

  7. Основные факторы социализации и их учет в образовательном процессе.

  8. Общение как условия социализации и развития личности.



Раздел 1

Структурно-логические планы

семинарских занятий


Занятие 1 Роль русского народного творчества в воспитании.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какова роль фольклора в развитии народной культуры?

  2. Какова взаимосвязь народной педагогики и религиозной культуры?

  3. Каковы основные идеи этнопедагогики?

  4. Как относились к народной педагогике Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский?


Литература:

1. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

2. Волков Г.Н. Программа по народной педагогике. М., 1983.

3. Жирков В.И. Как возродить народную школу. М., 1992.

4. Тайчанов М.Ф. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992 .

5. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность М., 2006.

6. Джуринский А.Н. История педагогики М., 1999.


Занятие 2 Выдающиеся мыслители о значении личности педагога в воспитании и развитии детей.


Вопросы для обсуждения:

1. Взгляды Демокугита, Аристотеля, Квинтилиана по вопросам педагогической этики и морали.

2. Суждения М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо о школе и личности учителя.

3. Д. Дидро считал, что «воспитание может многое». Как вы это понимаете? Насколько актуальна эта мысль сегодня?

4.Каковы критерии оценки значения труда педагога в трактовках Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили?


Литература:

1. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М., 1972.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1979.

3. Ушинский К.Д. собр. соч. М., 1988-1980.

4. Дружинский А.Н. История педагогики. М. 1999.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005.

6. Занина Л.В. Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства Ростов-на-Дону, 2003.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2005.


Занятие 3 Что значит быть современным педагогом (семинар-диспут)?


Вопросы для обсуждения:

1. В чем, на наш взгляд, состоит социальная сущность профессии педагога?

2. Что ждет обществО от учителя?

3. Какие профессионально-личностные качества должны быть присущи педагогу?

4. Могул ли личные, нравственные и профессиональные качества педагога войти в противоречие?

5. Согласны ли вы с утверждением, что профессия педагога уникальна? Престижна ли она? Почему вы ее выбрали?

6. Нужна ли учителю клятва?

7. Существует ли особая учительская мораль? Если – до, то почему?


Литература:

1. Грибанов А.Д. и др. Воспитатели и дети: источники роста/Под ред. В.А. Петровского. М., 1994./

2.Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

3. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.

4. Коменский И.А. Избр. пед. соч. М., 1982. Т 1-2.

5. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. Как любить ребенка. М., 1990.

6. Львов Ю.Л. Творческая лабораторная учителя. М., 1985.

7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед. соч. М., 1984 т. 3.

8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю ///Избр. пед. соч. Киев, 1980, Т5.

9. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М., 1992.

10. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? М., 1992.

11. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., 2006.


Занятие 4 Аксиологические основы гуманистической педагогики.


Вопросы для обсуждения:

1. Потребность современной педагогики в новой методологии.

2. Специфика применения аксиологического подхода в педагогике.

3. Педагогическая аксиология и ее гуманистическая сущность.

4. Гуманизация как ведущая идея современной педагогики.




Литература:

1. Шиянова Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.

2. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования. Состояние и перспективы. М. – Ставрополь, 1991.

3. Гинезинский В.И. Основы теоретической педагогики. Санкт-Петербург, 1992.

4. Колесников Л.Ф. Турченко, В.П. Борисова Л.Т. Эффективность образования. М., 1991.

5. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2004.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2005.


Занятие 5 Возрождение идей гуманистической педагогики в России.


Вопросы для обсуждения:

1. Истоки русской гуманистической педагогической мысли.

2. Особенности развития гуманистической педагогической мысли в советский период.

3. Гуманистические ориентации в новом педагогическом мышлении.

4. Общее и особенное в современной российской и зарубежной гуманистической педагогике.


Литература:

1. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М. – Ставрополь, 1991.

2. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В. Петровского, М., 1988/.

3. Колесников Л.Ф. Турченко В.И. Эффективность образования. М., 1991.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005.

5. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? М., 1992.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., 2006.


Занятие 6 Личность и ее развитие.


Вопросы для обсуждения:

1. Ведущие идеи педагогической антропологии.

2. Факторы и закономерности развития личности.

3. Движение силы возрастного и индивидуального развития личности.

4. Развивающие виды деятельности и их возрастные трансформации.

5. Сущность индивидуального подхода к развитию личности и его содержание.


Литература:

1. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.

2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

5. петровский В.А. Личность: феномен субъективности. М., 1993.

6. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону, 2003.

7. Слуцкий И.М. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М., 1992.

8. Мудрик А.В.Социальная подготовка. М., 2005.

9. Коджаспирова Г.М. педагогический словарь. М., 2005.


Занятие 7 Основные факторы социализации и их учет в образовательном процессе.


Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий «развитие личности», «социализация», «воспитание», «образование».

2. Общая характеристика факторов социализации.

3. Семья как институт социализации.

4. Общество сверстников как фактор социализации и его психологическая характеристика.

5. Роль религии в социализации и воспитании личности.


Литература:

1. Развитие, социализация и воспитание личности. /Коллектив авторов под. рук. Е.Н. Шиянов. Ставрополь. 1993./

2. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1991.

3. Опыт разработки концепций воспитания /Под ред. Е.В. Бондаревской ч. 1.2. Ростов-на-Дону, 1993./

4. Флейк – Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

5. Мудик А.В. Социальная педагогика. М., 2005.

6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998.

7. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики. М., 1992.


Занятия 8 Общение как условие социализации и развития личности.


Вопросы для обсуждения:

1. Сущность общения и его развивающие возможности.

2. Стили общения. Специфика педагогического общения.

3. Совместная деятельность педагогов и учащихся.

4.Диалоговое общение, его признаки и приемы.

5. Особенности общения педагога с многонациональным детским коллективом.


Литература:

1. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

3. Арутюнян М. Ю. Учителя и ученики: два мира? М., 1992.

4. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М., 2006.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., 2006



Раздел 2

Семинарские занятия


2.1 педагогика как наука, ее предмет,

Основные категории


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА

СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ


• Зарождение педагогической деятельности.

  • Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания. Предмет педагогики.

  • Педагогика как наука и основные этапы ее становления.

  • Основные категории педагогики.


• Потребность передавать опыт от поколения к поколению воз­никла на самом раннем этапе существования общества. Можно ска­зать, что педагогическая деятельность берет свое начало с древних времен, когда произошло разделение труда.

Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до н.э. В древности существовало 3 типа школ: жреческие, дворцовые и военные.

Термин «педагогика» греческого происхождения. Буквально это слово переводится как «двтовождение» или искусство воспита­ния. В России это слово появилось благодаря русским книжникам, читавшим труды античных мыслителей в оригинале. Педагогическое, историческое и философское наследие античной цивилизации, Ви­зантии, Древнего Египта, Древней Индии и других стран было вос­принято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Долгое время педагогическая мысль развивалась в русле фи­лософских знаний. Много ценных идей в области воспитания и обра­зования мы находим в трудах древнегреческих философов: Демокри­та (460 - нач. IV в до н.э.), Сократа (469-399 гг до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг до н.э.), Эпикура (341-270 гг до н.э.) и других.

• Как особая наука педагогика впервые была вычленена из сис­темы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором сделал по­пытку классифицировать современные науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, понимая под этим «ру­ководство чтением».

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета иссле­дования.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогиче­ских систем.

Лишь при выделении обучения и воспитания в особую обще­ственную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправлен­ного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, проектирования и прогно­зирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

В сфере гуманитарного знания каждое понятие может иметь десятки толкований. Данное нами определение педагогики не являет­ся единственным.

Педагогика может быть определена как наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспита­ния человека.

Может быть сделан акцент на социальной значимости педаго­гики, и тогда определение будет иметь следующий вид: наука, изу­чающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Определения педагогики как науки могут меняться, но суть задач, стоящих перед ней, остается неизменной. Во-первых, это ос­воение опыта предыдущих поколений, во-вторых, обогащение и при­умножение этого опыта и, в - третьих, разработка оптимальных спо­собов его передачи последующему поколению.

Основные этапы становления педагогики как науки могут быть обозначены следующим образом.

  1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

  2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рам­ках философско-педагогических произведений.

  3. Переход от гипотетических теорий к концепциям, осно­ванным на педагогической практике и эксперименте.

Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований. Считают, что именно им введен в пе­дагогику термин «дидактика» (от греч. didaktikos - поучающий, didasko - изучающий) как теория обучения.

Почти одновременно чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), которого называют родоначальником педагогической науки, попытался привести в систему и обосновать объективные за­кономерности воспитания и обучения. Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика».

Основные категории педагогики

Как любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории - воспитание, обучение, образова­ние.

B современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

  1. передает опыт, накопленный человечеством;

  2. вводит в мир культуры;

  3. стимулирует к самовоспитанию;

  4. помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанники:

  1. овладевают опытом человеческих отношений и осно­вами культуры;

  2. работают над собой;

  3. обучаются способам общения и манерам поведения.


Воспитание - социаль­ное, целенаправленное создание условий (материальных, духов­ных, организационных) для ус­воения новым поколением обще­ственно-исторического опыта с целью подготовки его к общест­венной жизни и производитель­ному труду.

Объем понятия воспитание может быть различным:

  • в широком смысле воспитание можно определить как це­ленаправленный процесс формирования интеллекта, фи­зических и духовных сил личности, подготовки ее к жиз­ни, активному участию в трудовой деятельности;

  • в узком смысле слова воспитание - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира;

  • в практическом отношении и еще более локальном зна­чении воспитание трактуется как решение какой- либо воспитательной задачи (например, воспитание целеуст­ремленности, прилежания, дисциплинированности, по­знавательной активности и т.д.).

Воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Бла­годаря воспитанию и обучению у человека формируется мировоззре­ние, происходит становление его основных личностных качеств.

Категория обучения понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

  1. преподает - целенаправленно передает знания, жизнен­ный опыт, способы деятельности, основы культуры и на­учного знания;

  2. руководит процессом освоения знаний, умений и навыков;

  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

  1. учится - овладевает передаваемой информацией и выпол­няет учебные задания с помощью учителя или самостоя­тельно;

  2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыс­лить;

  3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополни­тельных источников информации, занимается самообра­зованием.

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс ор­ганизации и стимулирования актив­ной учебно-познавательной деятель­ности учащихся по овладению науч­ными знаниями, умениями и навыка­ми, развитию творческих способно­стей, мировоззрения и нравственно эстетических взглядов.

Если обучение рассматривать как слагаемое преподавания и учения, то определение может быть сформулировано по-другому:

обучение - процесс активного взаимодействия между обу­чающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формиру­ются определенные знания и умения на основе его собственной ак­тивности.

Третья категория педагогики - образование - понимается как:

  1. ценность развивающегося человека в обществе;

  2. процесс обучения и воспитания человека;

  3. как результат обучения и воспитания;

  4. как система.

В Законе РФ «Об образовании» последнее трактуется как все­общая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, го­сударства».

Многозначность слова образование позволяет рассматривать образование и как, создание образа себя, мира, своих действий в мире («целого пространства образов» - В.П. Зинченко).

Учитывая культурологический аспект образования, определе­ние данного понятия может быть следующим:

Образование - это становление человека путем вхождения в культуру.

Образование как продукт - это то, что приобрел, присвоил че­ловек в результате познания, развития, воспитания и учения.

Вычленим из этого определения еще одну категорию - разви­тие - и дадим ей определение.

Развитие - объективный процесс внутреннего последова­тельного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека. Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое, интеллектуальное, и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происхо­дит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, об­разцов поведения, присущих данному обществу на определенном этапе развития.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что было первопричиной возникновения педагогической деятельности?

  2. Когда в письменных источниках встречается первое упо­минание о школах?

  1. Каково происхождение слова педагогика!

  1. Когда педагогика получила статус самостоятельной нау­ки? Кто впервые вычленил педагогику из системы фило­софских знаний?

  1. Что является предметом научной педагогики?

  1. Какое из определений понятия педагогика кажется вам более точным?

  1. Какие задачи решает педагогика?

  1. Каковы основные этапы становления педагогики как нау­ки?

  2. Какие имена русских и зарубежных педагогов вам из­вестны?

  3. С какого момента началось интенсивное развитие теории обучения, опирающейся на передовой педагогический опыт?

  4. Кем и когда в научный обиход был введен термин дидак­тика!

  1. Кого считают родоначальником научной педагогики?

  2. Какое название носит один из основополагающих трудов Я. А. Коменского?

  3. Назовите основные категории педагогики, раскройте суть каждого из изученных понятий.

  4. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия: образование, воспитание, обучение, развитие? Каким образом они взаимосвязаны и взаимообусловлены?

Размышляем вместе


1. Известный преподаватель Главного педагогического ин-
ститута в Петербурге А. Г. Ободовский (1796-1852) писал: «полное и
систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и мето-
дов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или
педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле со-
ставляет педагогическое искусство. Сие последнее сходствует с дру-
гими искусствами в том, что оно назначает себе цель (идеал) и дости-
гает сей цели посредством определенной и правильной деятельно-
сти».

Подумайте и скажите, что может характеризовать педагогику как науку и что сближает ее с искусством.

  1. Как вы считаете: что необходимо для оформления некой суммы знаний в самостоятельную науку?


Учимся отстаивать свою точку зрения

  1. Выскажите свое предположение о приоритетных путях развития науки. Какие знания в будущем окажутся более востребованными? Познакомьтесь с мнением Н.С. Розова: «Не природные явления, а социум и человеческая культу­ра станут центром сосредоточения интеллекта в XXI в.». Вы согласны с мнением Н.С. Розова? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. А. Энштейн дал такое определение образованию. «Обра­зование - это то, что остается у человека, когда он забудет все, чему его учили». Как вы думаете, что хотел сказать этим великий ученый?

  3. Нарисуйте многогранник, а в центре поместите человека.) Каждая грань будет означать некий фактор развития чело­века. Какое количество граней получилось у вашей гео­метрической фигуры? Какие, по вашему мнению, факторы оказывают наибольшее влияние на развитие человека?


Педагогический практикум

Предлагаем будущим медицинским работникам ознакомиться с проблемой и предложить свои способы ее решения.

Из истории «школьных болезней». В 50-60 - х годах XIX в. врачи устано­вили, что школьники чаще страдают близору­костью, нарушением осанки, неврастенией, анемией по сравнению со сверстниками, кото­рые не учатся. Закономерность была настоль­ко явной, что ее сочли неизбежным следствием школьного обучения. Тогда-то и возникли «школьные болезни». Позже сюда добавился «синдром отличницы». Он сопровождался повышенной тревожно­стью, ощущением постоянного цейтнота, излишней требовательно­стью к себе во всех сферах, неудовлетворенностью собой.

Сегодня медики называют школу зоной риска. Из досье «Комсомольской правды» от З.Ш. 2000г.:

80% современных учащихся - гипертоники. Известно, что артериальные «скачки» - результат нездорового образа жизни и сильного напряжения.

55% страдают нервными срывами из-за переутомления.

80% в условиях школы испытывают воздействие неоправдан­ного стресса.

«Здоровье подрастающего поколения катастрофически ухуд­шается, - уверена заместитель директора Института гигиены и охра­ны здоровья детей и подростков Людмила Михайловна Сухарева. - У нас очень мало здоровых детей. Даже в самых экологически чистых регионах не более четверти всего «детского населения».



2.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ

  • Античная педагогика (Сократ, Платон, Аристотель, Квин-тилиан).

  • Педагогика средних веков.

  • Гуманистические тенденции в педагогике эпохи Возрож­дения.

  • Ян Амос Коменский - родоначальник научной педагоги­ки.

  • Педагогические воззрения Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта.

  • Становление педагогики в России.

  • Педагогические взгляды и дидактическая система К.Д. Ушинского.

  • Педагогика советского периода (А.С. Ма­каренко, В.А. Сухомлинский).

Известно, что научная педагогика берет свое начало с момен­та ее выделения из числа прочих наук Фрэнсисом Бэконом в 1623г. Однако с педагогическими теориями человечество знакомилось на­чиная со времен античности. Но несмотря на огромный исторический отрезок времени, количество ученых, философов, педагогов, оста­вивших свой след в истории развития педагогической мысли, не так уж и велико. Это приблизительно два десятка имен людей, которых можно назвать классиками в области педагогики. Все великие педаго­ги говорили почти об одном и том же, утверждали одни и те же гу­манные истины, вели из века в век одну и ту же борьбу - борьбу за человека. Но каждый из них - в свое время, в своих трудных обстоя­тельствах. Каждый вновь обращался к истинам, провозглашенным его предшественниками, вновь доказывал их и приводил новые аргу­менты. И ему приходилось так же трудно, как и его предшественни­кам. Педагогику в этом отношении можно сравнить с литературой: во все века поэты пишут о любви, о счастье, о природе, но каждый раз по-своему.

Чтобы оценить новизну педагогических идей, нужно научить­ся слушать голоса тех, кем они излагались, и понять, в какой обста­новке это происходило.

• Античная педагогика связана прежде всего именами Со­крата, Платона, Аристотеля и Квинтилиана.

Сократа (469-399 гг до н.э.) назы­вают родоначальником педагогики Древней Греции. Его метод поиска истин путем вопросно-ответной системы обу­чения получил название «сократовско­го». Обучение логическому мышлению при помощи диалога стало первым ви­дом систематического обучения в истории педагогики.

Платон (427-347 гг до н.э.) основал собственную школу в Афинах - платоновскую академию, как её назвали позже. Основную цель воспитания древнегреческий философ видел в отвращении чело­века от узко субъективных интересов, в нацеленности помыслов че­ловека на интересы государства. Платон обосновал идею единства восторга и познания. Познание должно приносить человеку радость.

Аристотель (384-322 гг до н.э.) так же , как его учитель Пла­тон, рассматривал воспитание как средство укрепления государства. Физическое, нравственное и умственное направления воспитания должны гармонически сочетаться, подчиняясь единой цели - служить на благо государства. Аристотелем были сформулированы принципы образования, продолжающие оставаться актуальными и в наше время, - это принципы природосообразности, природолюбия. Чувство при­роды должно быть воспитано в человеке с детства.

Квинтилиан (~35~96 гг н.э.) - древнеримский ученый, педа­гог, основатель риторской школы, первой получившей статус госу­дарственного учебного заведения. В «Наставлении в ораторском ис­кусстве» Квинтилиан изложил педагогическую теорию современного ему образования. Этот труд расценивают как первый научный труд по педагогике. B нем Квинтилиан изложил принципы гуманистиче­ской ненасильственной педагогики. Основными методами обучения и воспитания он называет подражание, наставление и упражнение.

Именно в античности впервые появилось представление об идеальном человека как всесторонне и гармонично развитой лично­сти.

  • В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами - богословами, педагогические идеи которых имели ре­лигиозную окраску.

Одной из самых ярких фигур средневековья был Августин Блаженный (354-430 гг; Сев. Африка). Им была написана «Испо­ведь» - это лирическая автобиография, рисующая внутреннее разви­тие Августина от младенчества до принятия им христианства. С не­постижимым для античной литературы и философии психологиче­ским самоанализом христианский теолог сумел показать противоре­чивость становления личности. При этом личностные тенденции фи­лософии Августина сочетаются с теологической доктриной предо­пределения. От констатации темных «бездн» души Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, спасающей лич­ность.

  • Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв) вернулась к античному культурному наследию, что нашло свое выражение в гуманизации образования. Вновь возродилась идея о всесторонне и гармонически развитом человеке, получающем образование в обстановке радости. Интерес к обучению педагоги стимулировали при помощи игр, экс­курсий, уроков среди живой природы.

Идеалы воспитания и образования этой эпохи представлены в романе французского писателя Рабле (1494-1553) «Гаргантюа и Пан­тагрюэль», в педагогическом сочинении «О порче нравов» испанско­го философа и педагога Хуана Вивеса (1442-1540 гг), в трактатах ни­дерландского мыслителя Эразма Роттердамского (1469-1536 гг), французского философа М. Монтеня (1533-1592 гг) и др.

Труды, в которых воплощались педагогические воззрения эпохи Возрождения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей.

Лишь с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта.

• Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения выразил чешский педагог, ученый Я.А. Коменский (1592-1670 гг), которого по праву считают родоначальником научной педагогики. В главном труде счоей жизни «Великая дидактика» он при­зывал «учить всех всему».*Самыми главными за­дачами школы Я.А. Коменский называл развитие способностей посредством наук и искусств, со­вершенствование языков, развитие благонравия согласно нравственным устоям общества, почита­ние Бога. Я.А. Коменский обосновал принцип сообразности образо­вания и воспитания природе вообще и природе ребенка - в частности. Им разработана целая система принципов дидактики. Я.А. Коменского считают отцом классно-урочной системы обучения, произведшей революцию в организации учебной работы. Им была выдвинута идея непрерывности образования, чрезвычайно актуальная и в наши дни.

• Глубокий след в истории педагогической мысли оставили труды Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг). Француз­ский писатель и просветитель изложил свои педаго­гические воззрения в романе - трактате «Эмиль, или о воспитании», который был публично сожжен, так как Руссо критиковал современное общество и книжный характер обучения того времени. Он гово­рил, что общество наносит вред ребенку, делает его испорченным. Отсюда Руссо делал вывод о необхо­димости воспитывать ребенка вдали от цивилиза­ции, на «лоне природы». Воспитывая и обучая, надо исходить не из взрослых представлений, а из потребностей и возможностей ученика, из природы ребенка. Его Эмиль воспитывается не в школе, а в лесу, в поле, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи. Руссо считал, что современные учебники и вообще науки уводят че­ловека от- природы, от естественных чувств, естественных радостей. Вот почему Руссо называют автором теории «свободного воспита­ния».

Значение теории Руссо определяется требованием использо­вать активные методы обучения, учитывать возрастные особенности учеников, применять труд как средство воспитания, связывать обуче­ние с жизнью.

Иоганн Генрих Песталоцци (/ 746-1827 гг) -швейцарский педагог и ученый, создавший теорию элементарного образования, которое включало физи­ческое, трудовое, нравственное и эстетическое вос­питание и умственное образование. Основную цель воспитания Песталоцци видел в развитии природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. В процессе обучения и воспитания дети усваивают основ­ные элементы знания, морали, приемов труда. Песталоцци сделал по­пытку поставить и решить одну из важнейших дидактических про­блем - проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей. Развитие логического мышления, позна­вательных способностей, обучение должны действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности. Идея развивающего обучения, разработанная Песталоцци, оказала большое влияние на последую­щее развитие педагогической теории и практики.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг) - немецкий педагог-теоретик, философ, психо­лог. Его «Общая педагогика, выведенная из це­лей воспитания» выделяет 3 части в педагоги­ческом процессе: обучение, управление детьми и нравственное воспитание. Цель воспитания Гербарт видел в воспитании добродетельного человека. Им была разработана теория воспи­тывающего обучения. Система обучения у Гербарта имела 4 ступени:

  • 1-я ступень - введение нового материала, которому долж­на быть присуща ясность;

  • 2-я - установление связей между новым и уже известным

при помощи ассоциаций;

  • 3-я - обобщение и формулирование выводов;

  • 4-я - практическое применение приобретенных знаний, с этой целью учащиеся должны быть вооружены методами.

Одну из важнейших задач обучения Гербарт видел в возбуж­дении у учеников многостороннего интереса, так как «то, что изуча­ется с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».

Цель управления Гербарт видел в подавлении «дикой резво­сти», свойственной детям. Управление должно осуществляться при помощи угроз, надзора, приказаний и запрещений, а также наказаний.

Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, ко­торые тот поставит перед собой, когда станет взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на 1) цели возможные и 2) цели необ­ходимые. Первые - это те, которые человек сможет когда-нибудь по­ставить перед собой в области определенной специальности, а вторые - те, которые нужны человеку в любой области человеческой дея­тельности.

Гербарт на представлял себе преподавание в отрыве от воспи­тания. Именно им в педагогику был введен термин воспитывающее обучение.

Симеон Полоцкий был воспитателем царских детей: Алек­сея, Федора, Софьи, Петра I. Им был составлен проект Славяно-греко-латинской академии, открытой в. 1687 г.

Главными факторами воспитания Полоцкий считал пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он опровергал теорию «врожденных идей», придавал большое значение воспита­нию, направленному на формирование чувств и разума человека.

М.В. Ломоносов стал основателем пер­вого российского университета (1755 г.) и авто­ром ряда учебных книг: «Риторики», «Россий­ской грамматики» и др. Ломоносов был круп­нейшим педагогом-теоретиком и педагогом-практиком: в течение многих лет и до конца жизни он занимал должность директора' гимна­зии - так можно назвать эту должность сегодня. Не отвлеченная идея о необходимости образования, а сочувствие детям, способность любоваться ими и ра­доваться за них, сознание, что они «через учение счастливы будут» -вот основа педагогики Ломоносова. Для него знание - гордость стра­ны и в то же время - счастье человека.

Н.И. Новиков был известным русским просветителем. Имен­но он впервые в русской педагогической литературе объявил педаго­гику наукой, ввел в научный обиход более двухсот новых терминов, в том числе термин образование. Новиков издавал в России журнал «Детское чтение для сердца и разума».

«Образовать детей счастливыми людьми и полезными граж­данами» - вот в чем Новиков видел цель воспитания, и подробно раз­бирал, как этой цели добиться:

«Не погашайте любопытство детей!

Научайте их чувствовать справедливо!

Приучайте их к терпению в страдании, бодрости и постоянст­ву в несчастии, смелости и неустрашимости во всяких обстоя-

Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870 гг) называют основоположни­ком научной педагогики в России. Ушинский подошел к разработке педагогической теории как широко образованный мыслитель, воору­женный глубокими научными знаниями о чело­веке как предмете воспитания. Педагогика, по мнению Ушинского, должна быть основана на использовании знаний по анатомии, физиологии, психологии, фило­софии и др. наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ог­раничиваться педагогическими рецептами. Необходимо . единство теории и практики. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна" прежде узнать его тоже во всех от­ношениях», - писал Ушинский в своем педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антрополо­гии». В этом труде он дал анализ психологических механизмов вни­мания, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, а также обос­новал необходимость их учета в процессе обучения.

Основополагающие идеи Ушинского - идея демократизации образования и обучения и идея народности воспитания. Он писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на ко­торую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называ­ем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основан­ное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или за­имствованных у другого народа...».

От учителя он требовал развития активной любви к людям, создание атмосферы товарищества.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, ко­торый представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспи­тание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждение человека». Наряду с этим принципом Ушинский прида­вал большое значение принципу посильности и последовательности, принципу наглядности, принципу связи теории с практикой, призы­вал ориентироваться на возрастные и психологические особенности развития ребенка. Новой педагогической идеей Ушинского была по­становка перед учителем задачи научить учеников учиться.

• 1917 г. стал началом рождения советской школы, ориен­тированной на образование информационного типа. Образование должно было решить острые социальные проблемы. Основная педа­гогическая идея того времени - идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг) всю свою научную деятельность связы­вал с воспитательной практикой, осуществляя воспитательную работу в колонии для малолет­них преступников. Свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях: «Педаго­гическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Педагогика Макаренко - педагогика борьбы и мужества. В воспитательном деле он вел себя прежде всего как мужчина. Не боялся риска, брал на себя всю ответственность, смело шел на обострения - и всегда выигрывал.

Макаренко смог разработать систему воспитания, отвечаю­щую задачам того времени. Он создал теорию воспитательного кол­лектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко с изумлением обнаружи­вает, что если коллектив детей организован по его системе, то «вос­питание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая другая работа по своей легкости... не может сравниться с работой воспитания». Для Макаренко ребенок таков, каким его делает коллек­тив. Он безгранично верил в возможности человека изменяться и столь же безгранично - в силу воспитания через коллектив.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспи­тания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспита­ния в семье.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой раз­вития социальной и исправительно-трудовой педагогики.

Один из американских исследователей творчества А.С. Мака­ренко, Джеймс Боуэн, пишет: «Значение Макаренко в том, что он бо­лее энергично и более страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни».

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970 гг) -крупнейший педагог XX в., занимавшийся самыми разнообразными вопросами педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он работал в сельской школе. Успех педагога, по мнению Сухомлинско­го, зависит от сочетания его мастерства и творчества, а также глубо­кого знания духовной жизни детей и особенностей каждого ребенка. Сухомлинским введены новые понятия «коллективная духовная жизнь» и «интеллектуальный фон класса», которые складываются из взаимодействия интересов и увлечений учеников, обмена их духов­ными приобретениями.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у под-
растающего поколения гражданственности. Глубоко и интересно раз-
работаны им вопросы воспитательного воздействия традиций, фольк-
лора, природы.




Вопросы и задания для самоконтроля


  1. Каков вклад философов Др. Греции в развитие педагоги­ческой мысли?

  1. Чем в истории педагогики прославился Квинтилиан?

  2. Какие педагогические идеи разрабатывались средневеко­выми философами-богословами?

  3. В чем состоит гуманизм образования эпохи Возрождения?

  4. Почему Я.А. Коменского считают родоначальником науч­ной педагогики?

  5. Какой вклад в развитие педагогической мысли внесли Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистер­вег?

  6. С именами каких людей связано становление педагогики в России?

  7. Каковы педагогические воззрения К.Д. Ушинского?

  8. Имена каких педагогов составляют славу советской педа­гогики? Назовите основные идеи, провозглашенные луч­шими советскими педагогами.



Размышляем вместе

  1. В 1257 г. на вратах старейшего в Европе храма науки бы­ло выбито: «Что не дал Бог, Сорбонна не даст». Как вы понимаете смысл этого предупреждения?

  1. Знакомясь с мыслями великих педагогов прошлого, мы часто по соседству со словами «учеба», «знание», «позна­ние» встречаем слова «радость», «интерес», «счастье». Считаете ли вы что это «соседство» слов закономерно? Аргументируйте свое мнение.

  2. Прочитайте высказывание, принадлежащее А.С. Пушки­ну: «Говорят, что несчастье - хорошая школа. Может быть. Но счастье есть лучший университет. Он довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

Как вы понимаете слова великого русского поэта? Какой урок извлекает человек из счастливых и несчастливых со­бытий своей жизни? 4. Как вы считаете, от чего зависит осознание человеком своего предназначения?

Одно из самых странных предложений, которое когда-либо делал влюбленный юноша своей избраннице, принадлежит И. Песталоцци. В 20- летнем возрасте он влюбился в дочь богатого купца и написал ей письмо, в котором рассказал, что ее ожидает, если она решится при­нять предложение, ей «придется переживать жизнь, пол­ную горя и трудов». Песталоцци подробно перечислил в письме недостатки своего характера и упомянул, что у не­го слабое здоровье. Юноша ни в чем не обманул свою не­весту: все случилось так, как он предсказывал.

Как вы думаете, чем был обусловлен этот дар предвидения у Песталоцци? Может ли человек в 20- лет­нем возрасте объективно смотреть на свои достоинства и недостатки, отчетливо представляя свое будущее?



Учимся отстаивать свою точку зрения

Предлагаем вам согласиться с мнением великих мыслителей прошлого либо опровергнуть высказанные ими суждения. Аргумен­тируйте свою точку зрения.

Если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране поя­вится целое поколение невежественных и плохих людей.

Платон

Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен от­нестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый госу­дарственный строй терпит оттого ущерб.

Аристотель



2.3. Методологические основы педагогики,

ее связь с другими науками.



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

  • Понятие методология науки.

  • Философские концепции развития личности.

  • Двухфакторные теории детерминации развития личности.

  • Методологические основания современной научной педагогики.

  • Связь педагогики с другими науками.

  • Система педагогических наук.

Педагогика возникла и развивается под влиянием потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказывают воздействие также политика и идеология общества. С течением времени не менее существенное значение в ее развитии приобрели и такие факторы, как методология педагогики и ее связь с другими науками.

Под методологией науки обычно понимают совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследование менее существенное значение в ее развитии приобрели и такие факторы, как методология педагогики и ее связь с другими науками.

Под методологией науки обычно понимают совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследова­ния природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

• Долгое время педагогика развивалась под влиянием двух основных философских концепций. Одна из этих концепций связана с именами древнегреческих философов - Сократа и Платона, которые считали, что решающим в развитии человека является его происхож­дение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Авторами второй концепции являются Демокрит и Эпикур, связывавшие формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни.

• В течение долгого времени эти концепции противоборствовали друг с другом, пока не появились различного рода двухфакторные теории детерминации развития личности.

В качестве примера теории конфронтации двух факторов можно привести теорию З. Фрейда (1856-1939) , который выделил в личности три подструктуры: «Оно», «Я» и «Сверх -Я». « Оно » явля­ется самой нижней, глубинной подструктурой, связанной с влечения­ми человеке. На уровне личностной подструктуры «Я» действует принцип реальности, который требует ограничения стремления к безудержным наслаждениям. «Сверх-Я» представляет в личности влияние социума - это своеобразный внутренний цензор, совесть че­ловека, система моральных чувств и требований к поведению, идеал « Я ». Содержание «Оно» имеет биологическую природу, а «Сверх-Я » - социальную, являясь результатом воспитания, усвоения норм, тра­диций, различных «табу». Чем дальше идет развитие цивилизации, тем в большей степени индивид вынужден подчинять интересам и требованиям общества свои биологические влечения, составляющие суть его жизни. Это оборачивается ростом невротизации людей, со­циальными конфликтами и делает людей более несчастными. Таким образом теория Фрейда носит ярко выраженный биологизаторский характер.

Компромиссный вариант между теориями « среды » и тео-и наследственности » был предложен немецким психологом и Философом В. Штерном ( 1871-1938 ). Его теория получила название теории конвергенции двух факторов. Личность или персона, согласно этой теории, - это особая и неповторимая сущность, целостность и активность которой сама создает те или иные особенности внешнего мира во взаимодействии с ним. Таким образом, личность не только не есть продукт общественных отношения, но скорее общество является ее продуктом.

Своеобразие личности заключается в ее направленности на переживание тех или иных ценностей. Личность всегда обладает своими собственными целями, которым противостоят внешние по отношению к ней цели: цели общества, групповые цели и т.д. Избе­гать конфликта помогает интроекция, т.е. превращение чужих целей в собственные цели личности. Процесс согласования внешнего и внутреннего и называется конвергенцией.

Говоря о важности для развития личности ее взаимодействия с миром, Штерн всегда подчеркивал определяющее влияние той час­ти личности, которая дальше всего отстоит от мира, называя её «глу­бинной», а тот слой личности, который связывает ее с миром - «по­верхностным слоем».

Педагогика, по мнению Штерна, имеет ограниченное поле деятельности. Она не может претендовать на формирование личности по заданному образцу. Педагогика должна помочь личности выбрать путь в рамках своего предрасположения.

Рассмотрим методологические основания современной науч­ной педагогики.

К главным объективным основаниям современной педагоги­ческой науки относят следующие положения:

  • понимание воспитания в качестве конкретно-исторического общественного феномена освоения и при­своения подрастающим поколением производственного, культурного и другого социального и индивидуального необходимого опыта. Зависимость содержания, форм и методов воспитания и обучения от конкретной социо­культурной ситуации;

  • разработка цели педагогической деятельности, обуслов­ленной потребностями одновременного развития детской личности и жизнеобеспечения общества, включение в пе­дагогический процесс основных механизмов человече­ского познания: чувственного, рационального, интуитив­ного - и организация его на основе ведущей и направ­ляющей профессиональной деятельности педагога; вклю­чение детей в систему педагогической деятельности, об­щения и отношений.


К субъективным основаниям научной педагогики следует отнести: степень преданности воспитателя детям независимо от их социально-классовой принадлежности, уровня воспитанности и ин­дивидуальных качеств; сочетание требовательности и уважения к ним; отстраненность от различного рода идеологий, ограждение де­тей от их влияний при сохранении особенностей национального мен­талитета; постоянное профессиональное и нравственно-эстетическое совершенствование педагога.

Руководящим принципом современной научной педагогики является гуманизм.

Гуманизм есть направленность общественного и индивиду­ального сознания на человека, его благо, развитие его задатков, на формирование в нем внутренней свободы и ответственности. Такова же направленность научной педагогики.

• С какими науками связана педагогика?

Педагогика связана прежде всего с философией, так как фи­лософские идеи выполняют важную методологическую роль в про­цессе разработки педагогической теории. Важной для педагогики яв­ляется взаимосвязь с такими отраслями философии, как этика и эсте­тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи вос­питания. Эти задачи совместно решают социальные институты - се­мья, образовательные и культурные учреждения, общественные, по­литические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы эконо­мики образования и организации экономического образования совре­менного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже тради­ционной. Результаты психологических исследований , воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам ор­ганизовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти зако­ны и обеспечивая формирование его как субъекта, личности, индиви­дуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разно­образны:

  1. творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управле­ния динамическими системами, деятельностного отноше­ния к развитию личности;

  2. применение методов других наук - математического мо­делирования и проектирования, анкетирования и социо­логического опроса и т.д.;

  3. использование результатов исследований, полученных различными науками: данных физиологии, например, о работоспособности в разные периоды жизни человека, данных психологии о его основных психологических но­вообразованиях в процессе развития;

  4. объединение усилий педагогов с представителями естест­венных и гуманитарных наук для решения общих про­блем - перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организация обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5) использование понятий из разнообразных областей зна­ний для обогащения и углубления представлений о сущ­ности педагогических явлений.

Современные исследования в области нейрофизиологии, биологии, психологии, гносеологии, философии и методологии науки позволяют развить концепцию человеческой деятельности как системы синергетического уровня, целостность которой рас­крывается через множество измерений и обусловливается процес­сами самоорганизации, характерными для открытых систем, ярким примером которых выступает человеческая индивидуальность.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с раз­личными науками, однако влияние философии, психологии и ан­тропологии является доминирующим. Именно последние опреде­ляют основные пути развития педагогической науки.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию методология науки.

  2. Какие философские концепции о развитии человека возник­ли в древности?

  3. Назовите двухфакторные теории детерминации развития личности. В чем состоит их суть?

  4. Расскажите о методологических основаниях современной научной педагогики.

  5. Каков главный принцип современной научной педагогики?

  6. С какими науками взаимодействует педагогика?

  7. По каким параметрам осуществляется взаимодействие педа­гогики с другими науками?

Размышляем вместе

1. В последнее время в педагогической литературе много гово­рится о необходимости гуманитаризации образования. Суть гуманитаризации видят в том, что человек должен быть ши­роко образованным, а образование - человечным. Усилия пе­дагогов необходимо направить на то, чтобы устранить суще­ствующую раздробленность в изучении человека посредст­вом формирования целостной концептуальной базы. Ее на­значение - систематизировать чрезвычайно разнообразные взгляды и точки зрения на человека. Иногда такую концепту­альную базу называют «картиной мира». Каким человек ви­дит окружающий мир и свое место в нем? Каждому времени и каждому народу свойственно свое видение мира. Кроме то­го, каждый человек имеет свою личную «картину мира». Именно это является основой его самосознания и мировоз­зрения.


  • Как вы считаете, дает ли наша школа своим выпускникам такой синтез знаний, который бы позволил им сформиро­вать свое мировоззрение, свою «картину мира»?

  • Какой смысл вы вкладываете в понятие «мировоззре­ние»?

  • Как вы думаете, понятия «мировоззрение» и «картина мира» тождественны?

  • Какие школьные предметы обеспечивают нам получение знаний о человеке?




Изучите схему, иллюстрирующую связь педагогики с другими науками. Считаете ли вы ее достаточно полной или вы можете назвать еще науки, имеющие связи с педагогикой?





ПЕДАГОГИКА



Социология



Философия




История



Психология



Экономика



Технические науки



Физиология



Кибернетика



Информатика



Медицинские науки



Этнография



Юриспруденция


И

История педагогики

Общая педагогика

Сравнительная педагогика

зучите схему. Скажите, может ли ряд профессиональных педагогик быть дополнен медицинской педагогикой? Каково ее назначение, по вашему мнению?





ПЕДАГОГИКА

Возрастная педагогика

Преддошкольная

Дошкольная

Педагогика школы

Подготовка средних специальных учебных заведений

Педагогика высшей школы

Педагогика взрослых (андрогогика)

Профессиональная педагогика

Методика преподавания различных дисциплин

Специальная педагогика

Сурдопедагогика

Тифлопедагогика

Олигофренопедагогика

Логопедия

Язык

История

Химия

Литература

Физика



Инженерная

Военная

Производственная



Учимся отстаивать свою точку зрения



1. Разделяете ли вы следующее мнение: с первого класса, усердно снабжая ученика информацией, периодически не об­новляя и нисколько не заботясь, нужна ли ему самому эта информация, выберет ли он ее или нет, технология обучения фабрикует особый тип личности - интеллектуального потре­бителя. В результате происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, обнищание души при обогащении информа­цией.

  • Что, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы не происходило «обнищание души»?

  • Что для вас значат слова «душа» и «духовность»? Какой смысл вы вкладываете в эти понятия?

  • Что является, по вашему мнению, проявлением безду­ховности?

  • Согласны ли вы с мнением С.С. Аверинцева: «Все в че­ловеке духовно, со знаком плюс или со знаком минус, без всякой середины; то, что в наше время на плохом рус­ском языке называется «бездуховностью», никоим обра­зом не есть нулевой вариант, но именно отрицательная величина, не отсутствие духа, но именно его порча, гние­ние, распад, заражающий вторичным образом и плоть».





2.4. ЦЕЛИ И ИДЕАЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА

СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ


• Педагогический идеал и его конкретно - историческое во­площение.

• Изменение образовательных ценностей на рубеже XX-XXI вв.

  • Цели современного образования и воспитания.

  • Гуманистическая и культурообразующая функции личностно-ориентированного образования. Понятие человек куль туры.

• Требования, предъявляемые к современному специалисту.

• Цель образования и воспитания связана с представления­ми общества об идеале человеческой личности, с существующими в данное время ценностными установками. Каждая эпоха выдвигает свои требования к человеческой личности, которые интуитивно уга­дываются людьми.

Первобытная эпоха считала первостепенным качеством си­лу, выносливость, бесстрашие. Героем являлся тот, кто мог выжить в противостоянии одухотворенной природе.

В античной Греции зародилась формула «калокагатии» («калос кай агатос») - прекрасный в духовном и физическом отношении человек, что послужило началом разработки в педагогике идеи о все­стороннем и гармоничном развитии личности.

В средневековье эта идея была предана забвению. На первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетиз­ма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как сред­ство поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Герой этой эпохи - человек гениальный, универсальный, достигший совершенства во многих областях.

Век Барокко ответил на вопрос, что такое гениальность. Это разум, противостоящий неразумию.

Эпоха Просвещения расшифровала разум как воспитанность и образованность. Героем этого времени стали люди энциклопедиче­ских знаний.

Ни одна из этих идей не канула в прошлое безвозвратно: че­ловек способен выступать то первобытным силачом, то античным героем, то энциклопедистом эпохи Просвещения.

Мир сказочных героев - это идеальное представление людей о совершенном герое. Знакомство с народным творчеством, произве­дениями художественной литературы и искусства помогают нам сформировать представления об абсолютном идеале, существующем в национальном сознании длительное время. Этот идеал весьма при­тягателен, но заведомо недостижим. Наряду с ним могут бытовать реальные идеалы - это люди, служащие образцом для подражания.

Их мы можем назвать «героями нашего времени». Реальные идеалы при наличии целеустремленности достижимы, мобильны, подверже­ны моде. В отличие от абсолютного идеала они приземленны и часто имеют прагматическую основу.

• XXI в. называют веком открытых общественных систем и открытого образования. Согласно трактовке К. Поппера, общество является «открытым», когда ничто не препятствует индивидам в пол­ной мере развивать свои способности. И когда социальные институты организованы таким образом, что их можно изменять и совершенст­вовать по воле общества и в направлении, которое будут стимулиро­вать более полную и свободную жизнь. Открытое общество требует свободного образа мышления. Для него характерен отказ от догм и навязанных ограничений.

На смену техногенной цивилизации идет цивилизация ан­тропогенная, ключевой ценностью которой является человек. Техно­кратический подход, бытовавший в сфере нашего образования, тре­бовал подготовки высококвалифицированных специалистов, способ­ных с наибольшей эффективностью работать на производстве на бла­го государства. Добродетели старой цивилизации: жесткие нормы, унификация образа жизни и образа мыслей - уходят в прошлое. Но­вая ситуация изменила взгляд на прежние идеалы. Сейчас нужны лю­ди, умеющие быстро ориентироваться в стремительно изменяющихся условиях, люди любознательные, стремящиеся во всем дойти до сути, умеющие влиять на происходящие события, способные сохранять самообладание в разного рода сложных ситуациях, не имевших место ранее. В ближайшем будущем будут востребованы профессионалы, обладающие широким кругозором и знаниями не только в своей спе­циальности, но и в других областях; способные творчески мыслить, прогнозировать ход событий, ориентироваться на будущее, а не за­мыкаться в настоящем. Образованные люди ХХ1в. - это хранители культурных традиций и в то же время предвестники нового. Слож­ность и многообразие задач, возникающих перед современным обще­ством, требует индивидуальной инициативы, а следовательно, и ин­дивидуального разнообразия. Свободное развитие индивидуально­стей является условием эволюции общества. А такое развитие может быть обеспечено только открытой системой образования.

Открытая модель образования предполагает:

  • открытость образования будущему;

  • интеграцию всех способов освоения человеком мира;

  • развитие и включение в процессы образования синерге-тических представлений об открытости мира, целостно­сти и взаимосвязанности человека, природы и общества;

  • свободное пользование различными информационными системами;

  • личностную направленность процесса обучения;

  • развитие культуры коммуникации;

  • изменение роли преподавателя, цель которого состоит в том, чтобы раскрылись способности ученика, чтобы уче­ник учился быть более открытым своему опыту - внеш­нему и внутреннему.

Каким образом образование связано с другими основными сферами человеческой деятельности? Интересен ответ на этот вопрос В.П. Зинченко. Им были выделены духосфера, техносфера и семи-осфера. Взаимоотношение этих сфер подобно взаимоотношению вы­деленных в античности атрибутов души: познания, чувства и воли (действие). Они бывают в согласии, в конфликте, их могут раздирать противоречия. Техносфера у В.П. Зинченко представляет бытийный слой сознания, семиосфера - рефлексивный, а духосфера - духовный. Эти сферы могут быть интерпретированы и другим образом: техно­сфера как сфера техники, сфера материальных ценностей; семиосфе­ра как сфера знаний, сфера научных ценностей; духосфера - сфера духа, сфера духовных ценностей. В.П. Зинченко следующим образом определил оптимальной место образования в ряду прочих сфер чело­веческой деятельности.



Атрибуты души

(познание, чувство, воля)

При технократическом подходе, когда главный акцент дела­ется на приобретение знаний, умений и навыков, прежде всего стра­дает духовная компонента образования. Как ,впрочем, страдает и прак­тика, не пронизанная духом. И это обстоятельство начали осознавать современные ученые и педагоги - практики.



  • Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривалось соз­дание предпосылок для самореализации человека.

«...Цель личностно ориентированного образования не сфор­мировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазви­тия, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и дру­гие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основополагающим документом, определяющим цели обра­зования в России, стала Национальная доктрина образования в РФ, принятая в январе 2000 г. Ее действие рассчитано на четверть века. Стратегические цели российского образования в этом документе оп­ределены следующим образом:

  • преодоление социально-экономического и духовного кри­зиса, обеспечение высокого качества жизни народа и на­циональной безопасности;

  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

  • создание основы для устойчивого социально - экономиче­ского и духовного развития России.

  • Новый методологический подход позволяет образованию освободиться от чисто прагматических целей, навязываемых ему из­вне. Однако такой методологический подход нельзя назвать абсолют­но новым, так как еще в начале XX в. СИ. Гессен (1887-1950) в своем учебнике «Основы педагогики» призывал к проникновению в педаго­гику, во все уровни образования духовности и общечеловеческих ценностных ориентации. Своеобразие личности, по мнению ученого, заключается прежде всего в ее духовности, а обретается личность «только через работу над сверхличными задачами».

• Культуру можно определить как индивидуально (лично­стно) освоенные духовные ценности. Чтобы каждый человек мог и хотел индивидуально осваивать их, необходимы коренные изменения в содержании образования и технологии обучения. Современными педагогами все отчетливее осознается важность гуманистической и кулыурообразующей функций образования. Переориентация образо­вания со знаниецентрического на культуросообразное должна сделать человека не только образованным, но и культурными, духовным: научит не мыслям, а мыслить: нацелит не на овладение готовыми зна­ниями и их применение, а на креативность.

Что представляет собой человек культуры? Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Это личность гуманная, понимающая ценность и неповто­римость каждого человека, стремящаяся к миру, согласию и добросо­седству; умеющая проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповеда­ния, положения в обществе и личных свойств.

Человек культуры - личность духовная. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, творчестве; автономию внут­реннего мира; поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Человек культуры - это также личность творческая, постоян­но сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутыми результа­тами, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.

Воспитание человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве.

• Какие требования предъявляются к специалисту в совре­менных условиях?

Характеристики специалиста могут быть объединены в четы­ре группы.

Профессиональные:

  • высокий профессионализм;

  • понимание сущности и социальной значимости своей специальности;

  • способность к профессиональной адаптации;

  • стремление к повышению своего профессионального и культурного уровня;

  • способность к непрерывному образованию;

  • умение решать нестандартные задачи и др.


Социально-психологические:

  • знание законов социально-экономического развития

общества и умение применять их на практике;

  • умение организовать производство и людей;

  • умение управлять трудовым коллективом;

  • знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;

  • соблюдение этических и правовых норм;

  • социальная мобильность и др.


Личностные качества:

  • наличие аксиологических устремлений (идеалов, цен­ностей, мотиваций и т.д.);

  • способность принимать решения и нести за них ответ­ственность;

  • исполнение гражданского долга;

  • чувство собственного достоинства и уверенность в се­бе;

  • следование законам валеологии;

  • свобода и ответственность в выборе образа жизни;

  • любовь к Родине, к семье;

  • гуманное отношение к людям;

  • стремление к самосовершенствованию и др.


Творческие качества:

  • творческое отношение к работе и к жизни вообще, стремление реализовать себя в творческой деятельно­сти;

  • креативность мышления;

  • владение методами научного исследования;

  • умение проектировать, моделировать, прогнозировать будущее;

  • открытость новому опыту и др.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как изменялось представление об идеале на протяжении исторического развития общества?

  2. Опишите абсолютный и реальный идеалы человеческой личности, бытующие в русском национальном сознании.

  3. Какие изменения происходят в образовании на рубеже XX -XXI вв.?

  4. Какие люди будут востребованы обществом в ближайшем будущем?

  5. Какие стратегические цели определены Национальной доктриной образования в РФ?

  1. Раскройте понятие человек культуры.

7. Какие требования предъявляются к специалисту в совре­менных условиях? Назовите основные качественные ха­рактеристики современного специалиста.

8. Сформулируйте основные требования к выпускнику ме­дицинского вуза.




Размышляем вместе

  1. Каков педагогический идеал нашего времени? Дайте ха­рактеристику «герою нашего времени».

  2. Нарисуйте словесный портрет идеального молодого чело­века XXI в.

  3. Считаете ли вы, что молодые люди XXI в. значительно отличаются от молодых людей века двадцатого? Если да, то чем? Сравните поколения ваших бабушек и дедушек с поколением родителей, а поколение родителей со своим поколением.

  4. Какие общечеловеческие ценности, на ваш взгляд, оста­ются нетленными?


Учимся отстаивать свою точку зрения

1. Образование часто представляют как трансляцию культу­ры от поколения к поколению, что вполне справедливо. Но если культура, прежде всего духовная, деградирует, не транслируется ли будущим поколениям и «вирус» разру­шения? Может ли образование противостоять негативным тенденциям современного общества?

2. Преодоление алчности, любовь к ближнему, поиск истины (в отличие от некритического знания фактов) - вот цели, общие для всех гуманистических философских и религи­озных систем. Считаете ли вы эти цели чуждыми образо­ванию или образование "тоже должно ориентироваться на них? Аргументируйте свою точку зрения.



Литература



1. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М., Академия, 1999.

3. Бодровская Н.В. Реан А.А. Педагогика СПб, 2000.

4. Педагогика и психология высшей школы – Под ред. М.В. Булановой – Топорковой ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

5. Дружинский А.Н. История педагогики: М., Владос, 1999.

6. Дружинский А.Н. Сравнительная педагогика: М., Академия, 1998.

7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., Академия, 2005.

9. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 2006.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005.

11. Психология и педагогика. Под ред. Радушина А.А. М., 1997.

12. Роботова А.С. Введение в психологическую деятельность. М: Академия, 2006.

13. Столяренко Л.Д., Самыши С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике. Ростов-на-Дону, Март, 2001.

14. Хрестоматия по педагогике ч. 1, II – Барнаул, 1999.












30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!