СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, выдержки из тем за 6 курс по обновленным ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, выдержки из тем за 6 курс по обновленным ФГОС»

Тема 1: Биологическое и социальное в человеке

Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.

  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.

  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).

  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.

  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.

  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.

  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)

  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.

  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.

  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, свойственные только животному.

  • Жизнь только по инстинктам, природой заложенной программе

  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам, свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.

  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.

  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.

  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи (например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.

  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения

  • Инстинкт продолжения рода

  • Инстинкт материнства

Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

  • В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности

  • В чертах характера

  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)

  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Тема 2. Потребности человека

Потребности — это нужда человека в чем-то, необходимом для жизни и развития.





Ограничение потребностей:

  • Не все потребности человека могут быть удовлетворены.

  • Потребности не должны противоречить нравственным нормам.

Психологи различают также потребности:



  • подлинные (разумные) потребности — потребности, которые побуждают человека к активной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному

  • совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;

  • мнимые (неразумные, ложные) потребности — потребности, которые ведут к физической и духовной деградации личности (например, алкогольная или наркотическая зависимость человека).

Интересы — осознанные потребности, имеющие для людей важное значение.

Склонности — стремление человека к занятию определённым видом деятельности.

Способности — особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.

Задатки — врождённые природные предпосылки способностей (особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата).

Способности — явление природное и социальное. В их основе лежат природные задатки. Способности могут быть замечены, развиты и оценены только в обществе. Способности формируются, развиваются и проявляются только в процессе деятельности. Развитие способностей во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т.д.

Тема 3. Социализация

Социализация — процесс усвоения человеком определённой суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Социализация продолжается в течение всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей, новые социальные статусы. Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Функции агентов и институтов социализации:

  • обучение культурным нормам и образцам;

  • контроль за полнотой их усвоения.

Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

Ресоциализация — процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

Функции социализации

  • освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе

  • приобретение опыта взаимодействия человека с обществом

  • усвоение моральных ценностей и идеалов

  • освоение практических умений и навыков

Тема 4: Деятельность

Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Деятельность характеризуется сознательным, продуктивным, преобразующим, орудийным, общественным характером.

Характер деятельности Продуктивный, творческий, созидательный. Общественный характер деятельности Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

Творчество — это характер деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).



Творчество может быть компонентом какой-либо иной деятельности человека или самостоятельной деятельностью (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.). Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Творчество возможно на основе:

комбинирования;

интуиции;

воображения;

фантазии.

Основные способы (формы) деятельности (в которые включаются практически все люди)

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, целью которой является развлечение, отдых. Характерные черты: в процессе игры используются замещающие предметы игра нацелена на удовлетворение интереса её участников игра способствует развитию личности (происходит освоение новых социальных ролей). в игре возможно использование ролей

Общение - это форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Общение следует отличать от информационной коммуникации — обмена информацией (без обратной связи). В общении всегда участвует несколько субъектов.

Учение- это форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и неорганизованным, может приобрести характер самообразования

Труд-это форма деятельности, направленная на достижение практически полезного результата. Характеристики труда: целесообразность наличие мастерства, умений, знаний практическая полезность нацеленность на достижение ожидаемых результатов преобразование внешней среды обитания человека.

Основные виды труда: а) физический; б) умственный

Функции общения

  • коммуникативная (обмен информацией)

  • перцептивная, психологическая (принятие друг друга)

  • интерактивная, организационная (взаимодействие друг с другом)

  • познавательная

  • социализирующая

Отличие деятельности человека от активности животного

Критерии для сравнения

Деятельность человека

Деятельность животного

Приспособление к природной среде

Приспособление к природной среде путем её преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования

Приспособление к условиям

среды, прежде всего путём перестройки собственного организма

Цель

Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных

со способностью анализировать ситуацию

Целесообразность в поведении. Подчинение

инстинкту, действия изначально запрограммированы

Воздействие на среду

Воздействие на среду специально изготовленными

средствами труда, создание

искусственных объектов,

которые усиливают физические возможности человека

Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств

Характер деятельности

Продуктивный, творческий,

созидательный. Общественный характер деятельности

Потребительский характер:

не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой



Тема 5: Межличностные отношения

В процессе совместной деятельности людей складываются их разнообразные взаимосвязи, которые называют межличностными отношениями. Чаще всего выделяют два вида межличностных отношений.

Деловые (официальные) отношения возникают при выполнении служебных, рабочих обязанностей. На основе связей, не ограниченных служебными рамками, между людьми возникают личные отношения, базирующиеся на чувствах. Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь (антипатию) и т. п. С этого и начинается общение.

Что такое общение

Общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, в ходе которых они своими словами, видом и поведением оказывают влияние друг на друга.

до пяти-шести лет, уже не может развиваться как человек.

Каковы цели общения

Зачем людям общение? Оно необходимо, чтобы делать что-то вместе, учиться или учить чему-то, делиться чувствами, мыслями, опытом, добиваться взаимопонимания. Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они, превращаясь в ритуальные (обязательные) действия, помогают в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, мы здороваемся с учителем в начале урока, вставая из-за парт. Или каждое утро целуем бабушку, провожающую пас в школу.

Бывает, что люди вступают в общение, чтобы получить какую- то выгоду. Например, перед контрольной работой отстающие ученики могут быть особо внимательны к отличникам, чтобы те дали списать. Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения.

Что же происходит в ходе общения? Прежде всего обмен информацией. Говоришь о самочувствии («Мне сегодня грустно…», «У меня праздник, раздели со мной мою радость!»), о своих потребностях («Очень хочу отдохнуть») — это информация. Делишься знаниями, опытом, умениями, навыками — передаёшь информацию. Воспринимаешь что-то из книг, картин, рассказов родителей, телевизионных передач — получаешь информацию. Встречаешься с друзьями, чтобы послушать музыку или посмотреть фильм, сделать уроки и поделиться впечатлениями — и здесь налицо общение и обмен информацией. В ходе общения человек получает и информацию о самом себе. С её помощью он может оценивать себя глазами других людей.

А что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, каждый из участников общения становится не таким, каким был до его начала. Поэтому целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Как люди общаются

Главным средством общения людей является речь. С её помощью мы сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них.

Общение с помощью речи так и называют — речевое общение. Но есть и другие способы общения, и они самые разные. От простых прикосновений (подумайте, какую информацию можно передать прикосновением) до видеозаписи и значков-символов в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Без помощи слов, например, люди могут здороваться и прощаться, привлекать внимание окружающих, выражать благодарность или неудовольствие, радость или огорчение и т. п. Как им это удаётся?

Особое значение в общении имеет взгляд. Глаза выражают интерес, внимание. Учёные установили: если то, что мы видим или слышим, нас особенно интересует и волнует, зрачки наших глаз увеличиваются. Дополняют взгляд движения век. От прищура до полного раскрытия век, оказывается, существует 25 их положений! Чем выше наш интерес, тем больше приподняты веки.

Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил ещё Чарлз Дарвин и использовал как одно из доказательств происхождения человека от животных предков. Если вам доведётся наблюдать за обезьянами в зоопарке, цирке или у уличного фотографа, постарайтесь обратить особое внимание па их мимику. Вы обязательно прочитаете у них па мордах страх, радость, покой, удивление, раздражение или другие эмоции.

Многое могут рассказать и движения человека, например то, как он идёт. Не случайно по походке часто определяют настроение человека, а иногда и его профессию.

К другим средствам общения относят позы и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, определённым жестом рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу. Подумайте, о чём могут говорить дрожащие пальцы, кивок, покачивание головой, вздох, постукивание пальцами, пожимание плечами.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесённые особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу. Подумайте, как разное произношение меняет значение этих слов.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Со сверстниками бывает легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных. Общаясь со старшими, следует прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять внимание. Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого и родителями, и старшими детьми. Его защищают, учат, предостерегают от ошибок, ему передают свой опыт.

Но в то же время так хочется по отношению к младшему побыть в роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться па старших и даже ссориться с ними. Да, очень сложно серьёзно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать младших, разбираться в их капризах, принимать неумелость, проявлять чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.

Что нужно уметь, чтобы общение складывалось

«Каждый человек, в том числе тот, который рядом, так же сложен, как и я сам». Это всем важно помнить. Помнить, что другой тоже раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. А ещё важно не смеяться над внешностью и привычками других, ведь люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы хотели бы их видеть.

Информационная культура и информационные технологии в современном обществе

В современных условиях каждый человек должен обладать знаниями об информации и о её роли в обществе, уметь использовать многочисленные информационные ресурсы, а также грамотно общаться в социальных сетях. Знания об информации, эмоциональное отношение к различным сообщениям, конкретные действия человека в информационном пространстве определяют его информационную культуру.

Информация может передаваться различными способами, с использованием символов, знаков. Так, в математике и физике это формулы и специальные обозначения, в сообщениях СМИ и повседневной жизни — это язык. В данном случае информация — это сведения, которые воспринимаются человеком или специальными устройствами как отражение фактов окружающего мира. Важным признаком информации в общественной жизни является возможность взаимодействия между тем, кто передаёт и тем, кто получает сообщение. Полученные сообщения влияют па действия человека, его поведение.

Однако использование информационных технологий связано не только с экономической деятельностью, но и с бытом человека. Начиная с 2000-х гг. особую роль сыграло распространение глобальной информационной сети — Интернета. Так, охват пользователей Интернета в Европе в настоящее время составляет около 80, в Северной Америке — более 88, в Азии — около 50, в Африке — около 30%.

Информационные технологии очень быстро изменяются и становятся более удобными и эффективными. Например, с середины первого десятилетия XXI в. активно внедряется беспроводной доступ в Сеть (технология вайфай), началась эра мобильного Интернета.

Влияние информационных технологий можно заметить и в повседневных занятиях людей. Ежедневно мы отвечаем на электронные письма, или готовим слайды для презентации, или обращаемся к различным сайтам, используем разнообразные функции смартфонов, наконец, общаемся при помощи информационных технологий. Вы можете продолжить данный перечень самостоятельно. Без этих средств и возможностей, которые они предоставляют, трудно представить современный мир. Учёные говорят о том, что признаком современного общества является движение информации, её обработка и увеличение объёма различных информационных сообщений. Таким образом, каждому из нас нужно уметь обработать информацию, понять её, защитить себя от ложных сообщений.

Социальные сети и подростки

Трудно представить себе современные общественные связи без использования социальных сетей. Социальные сети — это неформальные сообщества, которые используются для общения, обмена мнениями и получения информации. Внутри сетей складывается социальное взаимодействие между субъектами: отдельными личностями, различными группами и т. п.

Почему социальные сети завоевали такую популярность? Человек, общаясь в социальных сетях, реализует базовые социальные потребности. Для этого он может состоять в переписке с другими участниками, размещать фотографии и видеоролики, вести собственный блог или комментировать какую-либо информацию. Социальные сети устроены таким образом, что учитывают индивидуальные запросы пользователя.

Подросткам может казаться, что новая реальность, создаваемая с помощью социальных сетей, не таит опасностей. Ведь человек самостоятельно выбирает друзей в социальной сети, отбирает источники информации для собственной ленты новостей, пишет комментарии. Известно, что общение на такого типа интернет-ресурсах трудно контролировать, и многие пользователи считают виртуальное пространство свободным от действия социальных норм, принятых в обществе. Опасностью социальных сетей является сокращение живого общения между людьми, искажение устной и письменной речи. Кроме того, в настоящее время распространяется особый вид правонарушений — киберпреступления. Они связаны с распространением ложной и вредоносной информации, экстремистских идей, кражей финансовых средств.

Каждому необходимо учиться защищаться от подобных негативных действий, критически относиться к информации в социальных сетях, контролировать себя при написании блога, комментария и при размещении каких-либо материалов в своей ленте социальной сети.



Тема 6: Человек в группе

Группа — реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Малая группа — группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Основные признаки малой группы:

1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;

2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;

3) общая деятельность, подчинённая общей цели.

Условия, влияющие на положение человека в малой группе:

1) роль и позиции человека в группе;

2) групповые нормы — определенные правила, принимаемые всеми членами группы;

3) групповые интересы;

4) групповые ценности;

5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).

В каждой группе складываются определенные правила — групповые нормы.

Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.

Конформность или конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Межличностные отношения, общение

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».

Выделяют следующие виды межличностных отношений:

1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).

2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:

1) чувства, сближающие людей, — симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);

2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Формы межличностных отношений:

Отношения знакомства (знакомство):

I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);

II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании);

III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы».

Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.

Приятельские отношения (приятельство) -Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.

Отношения товарищества (товарищество) -Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Дружба - Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Любовь -Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Культура общения включает в себя:

1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;

2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;

3) демонстрация уступчивости в общении;

4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;

5) внимание к собеседнику;

6) владение культурой речи.

Межличностные конфликты, их разрешение

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:

1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;

2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.

Фазы конфликта

1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Стратегия поведения

Первый вариант Второй вариант Третий вариант

Уход от ситуации (избегание конфликта). =Распад дружеских связей между людьми.

Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс) = Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.

Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество) =Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок.

3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).

На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.

Тема 7: Общество

В широком смысле природа — это весь материальный мир в многообразии его форм. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания, источник ресурсов и полезных ископаемых, источник эстетической радости и пр.).



Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:

  • наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);

  • постоянное видоизменение;

  • наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);

  • непредсказуемость, нелинейность развития;

  • возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.

Информация для размышления:

во время развития общества менялись и представления людей о природе, и взаимосвязь человека с природой.

Античность. Философы трактуют природу как совершенный космос, т. е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

Средневековье. С утверждением христианства природа мыслится как результат творения Бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

Возрождение. Природа — источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

Новое время. Природа — объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Ф. Бэконом: «Знание — сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой.

На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм.

Природа в узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключается основа единства мира.

Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:

  • наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);

  • постоянное видоизменение;

  • наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);

  • непредсказуемость, нелинейность развития;

  • возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.

Общество воздействует на природу, и в большинстве случаев это воздействие негативное. Его принято обозначать понятием экологический след.

Экологический след — мера воздействия человека на среду обитания, то есть природу.

Экологический след позволяет рассчитать размеры территории, необходимой для производства потребляемых обществом природных ресурсов и поглощения отходов. Иными словами, это условная величина, придуманная для того, чтобы оценить ущерб, который наносит человечество природе.

Основной источник экологического следа — обеспечение различных повседневных потребностей человека.

Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).



Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

Признаки общества как системы.

  • целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь);

  • устойчивость (стремление к самосохранению);

  • способность к саморазвитию, изменению;

  • открытость (появление новых элементов и исчезновение старых);

  • саморегуляция.

Тема 8: Социальные группы

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальная общность — это реально существующая, эм­пирически фиксируемая совокупность людей, характеризую­щаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия.

 

Признаки социальной общности:

  1. сходство условий жизнедеятельности;

  2. общность потребностей;

  3. наличие совместной деятельности;

  4. формирование собственной культуры

  5. социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней. 

Появление социальных групп:

  1. связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;

  2. вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

 

Виды социальных групп

Основания для классификации

Наименование группы

Её сущность

Примеры социальных групп

Численность

Малая

группа

Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.

Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

 

Большая

группа

Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодей­ствия

Первичная

группа

Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.

Группа друзей, сверстников, со­седей и др.

Вторичная

группа

Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.

Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.

Факт

существова­ния

Номиналь­ная группа (социальная категория)

Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.

Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.

Реальная

группа

Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия

Формальная (официаль­ная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.

Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.

Неформаль­ная (неофи­циальная) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

 

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

 

Социальная структура общества:

1) социальные группы;

2) социальные слои;

3) социальные общности;

4) социальные институты;

5) социальные отношения.

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

Разновидности квазигрупп:

1) аудитория;

2) фан-группа;

3) толпа.

Основные свойства квазигрупп:

1) анонимность;

2) внушаемость (суггестия);

3) социальная заражаемость;

4) бессознательность.



Тема 9: Экономика

Основа экономической сферы общества — экономика. Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: oikos («домашнее хозяйство») и nomоs («закон»). Соответственно, в буквальном смысле слово «экономика» можно перевести как «наука ведения домашнего хозяйства». Однако в современном мире экономику понимают гораздо шире:

  • как сферу общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение потребностей людей (экономическая сфера жизни общества);

  • как способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства);

  • как науку о хозяйственной деятельности людей, способах её рационального ведения.

Если соединить это всё, получится такое определение.

Экономика — любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ.

Суть экономики — создание экономических благ, то есть всего того, что способно удовлетворять человеческие потребности.

Экономические блага — товары, услуги и результаты работ, которые человек специально производит и которые доступны в меньшем объёме, чем это необходимо, и поэтому особым образом распределяются.

Соответственно, экономика производит товары и услуги. Под товарами следует понимать продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и произведённые для обмена, а под услугами — деятельность, приносящую полезный результат для потребителя. Например, мороженое, автомобиль, квартира — это товары, а новая стрижка, просмотр фильма в кинотеатре, установка пломбы у стоматолога — это услуги.

Экономика отвечает на три вопроса, которые называют основными вопросами экономики:

  • что производить, то есть какие товары и в каком количестве будут пользоваться спросом у потребителей;

  • как производить, то есть какую технику и оборудование, какие методы использовать при производстве товаров;

  • для кого производить, то есть кто будет потреблять эти товары.

Для производства товаров и услуг экономика нуждается в факторах производства.



Факторы производства — экономические ресурсы, необходимые для изготовления товаров и услуг.

К факторам производства относятся:

  • труд, то есть деятельность людей по производству товаров и услуг посредством использования своих физических и интеллектуальных способностей;

  • земля, то есть все виды природных ресурсов, существующие на нашей планете и пригодные для производства экономических благ;

  • капитал, то есть здания, сооружения, оборудование, денежные средства и другие ценности, которые требуются для производства экономических благ;

  • предпринимательские способности, то есть способности человека к ведению деятельности по производству экономических благ;

  • информация, то есть знания и сведения, необходимые для ведения деятельности по производству экономических благ.

Эти ресурсы всегда ограничены. Например, земля как фактор производства ограничена разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов, а труд — численностью трудоспособного населения. Поэтому экономика должна отвечать и на ключевой вопрос: как удовлетворить максимум потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов.

Виды экономической деятельности

В экономической деятельности выделяют четыре основные стадии: производство, обмен, распределение и потребление.

Производство — процесс создания товаров и услуг.

Например, рабочие собирают автомобили, кондитеры пекут торты, а репетиторы рассказывают о том, что такое экономика.

Обмен — движение произведённых товаров и услуг от одного субъекта экономической деятельности к другому.

Например, мы приходим в автомагазин и покупаем автомобиль, приходим в кафе и заказываем торт, звоним по объявлению и договариваемся с репетитором о занятиях экономикой.

Распределение — совокупность действий по разделению произведённых товаров и услуг и дохода между субъектами экономической деятельности.

Например, автозавод распродал все автомобили и теперь распределяет заработанные деньги на зарплату рабочим и уплату налогов. То же самое делают кондитеры и репетиторы.

Потребление – использование товаров и услуг

Соответственно, экономика — это нескончаемый круговорот производства, обмена, распределения и потребления.

Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития

Экономика играет огромную роль в жизни общества по многим причинам:

  • экономика обеспечивает людей экономическими благами, необходимыми для их существования;

  • экономика может предсказывать неблагоприятные последствия различных решений и предотвращать их;

  • экономика влияет на развитие человеческого общества, качество его жизни;

  • экономика мотивирует человека рационально распоряжаться ресурсами.

Есть и другие направления влияния экономического развития на общество. Например, общественное производство, разделение труда и отношение к собственности способны определять особенности социальной структуры общества. Кроме того, экономическое развитие влияет на политическую сферу жизни общества: субъекты политики нередко вынуждены соотносить свои решения и действия с состоянием экономики в конкретном государстве.

Тема 10: Политика

Политической называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

Политика – это участие в делах государства, это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

Политическая власть распространяется на все общество.

Государственная власть в нашей стране подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Народы России

Россия — многонациональное государство. На её территории проживает около 200 народов.

Народ (этнос) — исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру и традиции, территорию, хозяйство и обладающая этническим самосознанием.

Большая часть народов России — это коренные народы, которые издавна населяли территорию страны и проживают на ней постоянно. Например, русские, татары, башкиры и другие коренные народы составляют около 95% численности населения страны. Кроме того, в России живут представители зарубежных стран, в том числе стран — ближайших соседей: белорусы, украинцы, азербайджанцы, киргизы и другие.

Женщины в национальных башкирских костюмах

Русские — самый многочисленный народ России. В стране около 115 млн русских (78% населения). Более 1 млн человек приходится на шесть народов: татар, украинцев, башкир, чувашей, чеченцев, армян. Некоторые народы России имеют численность менее 1 тыс. человек.

Языковые семьи народов России

Язык — главный отличительный признак народа. Государственный язык в России — русский, это закреплено Конституцией Российской Федерации. На нём говорят почти все жители нашей страны.

Народы России входят в состав четырёх крупных языковых семей: индоевропейской, алтайской, уральской и северокавказской, а также двух малочисленных языковых семей: чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской. Языковые семьи можно разделить на группы.

Языковая семья — самая крупная единица классификации народов, представляющая собой группу языков, связанных общим языком-предком.

Самая многочисленная языковая семья — индоевропейская: на неё приходится около 87% общей численности населения России. Она представлена в основном славянской группой народов.

География расселения народов по территории России обусловлена историко-географическими особенностями. По национальному принципу выделяют отдельные субъекты Российской Федерации: республики, автономные округа, автономную область.



Русские расселены повсеместно. В подавляющем большинстве субъектов РФ они составляют более половины жителей. При этом наиболее компактные места их проживания — территории с исконно русским населением: центральные, западные, частично северные области европейской части России.

Коренные народы составляют большинство населения в национально-территориальных образованиях Российской Федерации: в Чувашской Республике — чуваши, в Республике Карелия — карелы, в Республике Татарстан — татары, в Республике Калмыкия — калмыки, в Республике Башкортостан — башкиры, в Республике Тыва — тувинцы, в Чеченской Республике — чеченцы и другие. Представители всех этих народов проживают и в других регионах России.

На территории России выделяются наиболее многонациональные районы: Среднее Поволжье, Европейский Север, Европейский Юг, Юг Сибири, Север Сибири и Дальнего Востока. Например, Среднее Поволжье включает следующие республики: Чувашскую и Удмуртскую, Марий Эл и Татарстан. Европейский Юг объединяет Республики Северного Кавказа, Республику Калмыкия, Республику Крым, Астраханскую область, Ставропольский и Краснодарский края.

Государственные символы — это отличительные знаки страны, установленные, как правило, конституцией, законами и традициями. Они складываются веками, определяют суверенитет и самобытность страны и выделяют ее в мировом сообществе.

Большинство государств считает своими символами: гимн, флаг и герб. Однако в ряде стран существуют и другие национальные символы, например, эмблемы, национальные цвета, девизы и т.д.

По законам многих стран осквернение символа считается нарушением законодательства и может привести к уголовной ответственности.

Главные государственные символы России

Главные государственные символы России установлены федеральными конституционными законами и являются отличительными знаками Российской Федерации.

Официальными государственными символами нашей страны являются: гимн, флаг и герБ.

Флаг Российской Федерации является прямоугольным полотном с тремя равновеликими полосами: белой вверху, синей посередине, красной внизу. Правила использования и правовое положение стяга России определены в Федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом 25 декабря 2000 г. Российский флаг появился тогда же, когда и первые отечественные военные корабли. Вплоть до XIX века он принадлежал флотилии. На суше триколор закрепился во время географических открытий русских моряков. В 1806 году русская экспедиция на побережье Южного Сахалина подняла два знамени — Андреевское, которое чествовало военный флот и триколор, определяющий владения России.На протяжении нескольких веков национальный флаг России менялся и принял бело-сине-красный вид только в последнем десятилетии XX века. Комиссия, назначенная правительством для разработки гос. символики вернула триколор в число главных знаков.

Герб Российской Федерации начинает свою историю с 1497 года и перестает быть гербом лишь на время правления коммунистической партии. Официально тогда же, когда и закон о флаге в силу вступил федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» определил внешний вид символа и правила его использования. К закону прилагается иллюстрация Е. Ухналева, но каждый художник имеет право изображать герб по официальному описанию. Герб России обладает особой важностью, он является символом государственной власти и независимости РФ. Внешний вида Государственного герба Российской Федерации описывается в конституционном законе. Эмблема представляет собой красный щит, углы которого закруглены, а сам он заострен в оконечности. Щит не является обязательным атрибутом изображения. На щите изображен двуглавый орел, поднявший крылья. Его головы венчают две малые и одна большая корона, соединенные между собой лентой. В правой лапе орел держит скипетр, в левой — державу. Грудь орла украшает красный щит с серебряным всадником в синем плаще и на серебряном коне — это Георгий Победоносец, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого на спину змея..

История российских гимнов насчитывает около 10 различных гимнов, и каждый из них олицетворяет ту или иную эпоху. Вариант современного гимна появился еще в СССР и получил вторую жизнь в XXI веке. Государственный гимн — официальный государственный символ Российской Федерации. Федеральный декабрьский закон 2000 года «О Государственном гимне Российской Федерации» определяет его описание и порядок использования. История российских гимнов сложна и запутанна. В каждую эпоху, при разных правящих режимах были разные гимны. С 1833 по 1917 гг. во время царской власти национальной песней являлся гимн «Боже, Царя храни!», который в свое время заменил предыдущий — «Молитву русских». В правление временного правительства, всего на год, гимном стала «Рабочая Марсельеза», затем до 1944 гимном становится «Интернационал». В 1944 С.Михалковым пишется текст на музыку А.Александрова. Этот гимн просуществует до 1991 года. С 1991 гимном становится «Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора М.И. Глинки, но за неимением слов, в 2000 заменяется вновь на музыку А.Александрова с измененными слова С.Михалкова. При официальном прослушивании Государственного гимна РФ долг граждан — встать, мужчинам положено снимать головной убор. Текст, написанный С. Михалковым и музыка А.Александрова, утверждены указом Президента РФ 30 декабря 2000 года. В эту же дату отмечается день гимна Российской Федерации, в этот день произошло внесение настоящего гимна в список государственных символов страны.

Значение символов Флаг Российской Федерации — трехцветный. Официального объяснения значения каждого цвета не существует, но есть множество интерпретаций и версий, в числе которых самая распространенная: Белый цвет — идеал, мир, чистота, невинность. Синий цвет — символ веры и верности. Красный цвет — пролитая за Родину кровь и неиссякаемая энергию.

Государственный герб России несет в себе глубокий смысл и имеет огромное значение. Орел — это символ непобедимости и силы. Являясь двуглавым, он смотрит на Восток и на Запад. Большая корона олицетворяет законность России, а две малые короны являют собой олицетворение республик и областей. Скипетр и держава — могущество страны. Грудь орла украшает щит с Георгием Победоносцем — защитником отечества, борющимся со змеем. Герб России олицетворяет мощь страны, победу добра над злом и готовность русского народа защищать свое Отечество.

Гимн государства — это торжественная песня, восхваляющая державу. Изначально, в Древней Греции, она прославляла божество. Позже религиозная песня, исполняемая воинами в бою, породила национальный гимн. Национальная песня пропитана духом патриотизма. Гимн должен вызывать чувство гордости за свое Отечество, отражать борьбу народа за независимость и традиционный ценности. В нем должна читаться история Родины. Гимн — это зеркало эпохи.

Орган государственной власти (государственный ор­ган) — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Законодательная власть в РФ

Федеральное Собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган.

 

Палаты Федерального Собрания

Государственная Дума

(нижняя палата)

Совет Федерации

(верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. 

В него входят:

  • по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти;

  • представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации. Президент может назначить не более 30 сенаторов, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно;

  • Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки имеет право стать пожизненным сенатором.

Предмет ведения

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и части федеральных министров.

7) Решение вопроса о доверии (не­доверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

  • Председателя Центрального банка РФ;

  • Заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий);

  • Уполномоченного по правам че­ловека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

 

6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

7) Утверждение указов Президен­та РФ о введении военного и чрез­вычайного положения.

8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.

9) Назначение выборов Президен­та РФ.

10) Отрешение Президента РФ от должности, лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

11) Назначение на должности по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации.

12) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

  • Председателя Счёт­ной палаты и половины состава — её аудиторов;

  •  части членов Центральной изби­рательной комиссии.

13) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ

Содержание полномочий

Средства осуществления

  • Разработка и представление Фе­деральному Собранию федерального бюджета и обеспечение его испол­нения; предоставление Государ­ственной Думе отчёта об исполне­нии федерального бюджета.

Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.

Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, дру­гие структуры.

  • Обеспечение проведения в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры.

  • Осуществление управления феде­ральной собственностью.

Управление осуществляют мини­стерства, государственные корпо­рации.

  • Осуществление мер по обеспече­нию обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации вне­шней политики РФ.

Обеспечивают министерства: обо­роны, внутренних дел, по чрезвы­чайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопас­ности, Федеральная служба охраны, другие структуры.

  • Осуществление мер по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учрежде­ния.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Пред­седателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государствен­ной Думы для утверждения. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Го­сударственная Дума утверждает кандидатуру голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. Пос­ле трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению. В этом случае Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в Думу.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. После назначения Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, назначаемых Президентом). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства от­носятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в РФ

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

На федеральном уровне представлена двумя высшими судебными органами: Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.

Институт Президентства в РФ

Президент РФ (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предо­ставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые не­обходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности

Основные полномочия Президента РФ

Правотворческая

деятельность

Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.

Правовой статус личности

Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.

Федеративное устройство государ­ства

Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Отношения с парла­ментом

Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.

Отношения с органами исполнительной власти

Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в неё изменения.  Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.

Отношения с органами судебной власти

Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного Судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.

Оборона и безопас­ность страны

Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных её местностей воен­ное или чрезвычайное положение.

Внешняя политика

Ведёт переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Срок полномочий Президента РФ — 6 лет.

Основные функции Президента РФ

1) Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимо­сти и государственной целостности.

3) Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

4) Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

5) Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». Конститу­ция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  •  гражданство РФ;

  •  постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;

  •  возраст не младше 35 лет;

  •  отсутствие, как на момент избрания, так и ранее гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

 

Тема 11: Культура

Духовные ценности — это особо значимые для человека идеи и ориентиры, которые раскрывают его идеал добра, справедливости, истины и красоты.

Есть духовные ценности, которые объединяют всех людей, вне зависимости от того, где они живут. Мы их назвали выше — это любовь, доброта, справедливость и правда. Они и называются соответственно — общечеловеческие.

Но также есть и духовные ценности, которые различаются среди разных народов. И это нормально — у людей, которые исторически живут обособленно друг от друга, не может быть одинаковой системы ценностей. Народы копят и передают их веками. Недаром такие ценности называют духовным капиталом человечества.

Духовные ценности в российском обществе

Так, свои духовные ориентиры есть и у россиян. То, что мы знаем как «широкую русскую душу», столетиями формировалось с момента Крещения Руси. Одновременно искусство, система образования и законодательство впитывали эти идеи, чтобы распространить на весь народ и пронести через поколения.

Традиционные духовные ценности российского общества — это патриотизм, важность общего дела, семья, историческая память, трудолюбие и любознательность.

Отследить их просто — достаточно обратиться к русскому народному творчеству и литературе. Все они говорят об общечеловеческих ценностях: что добро победит, правда ценнее всего, а любовь пройдёт через любые трудности. Но также есть примеры и исконно русских ценностей.

Богатыри, которые защищают русскую землю, — образцы патриотизма. «Сказка о рыбаке и рыбке» учит добиваться всего своим трудом, а басня «Лебедь, рак и щука» показывает, что будет, если не работать сообща. И это лишь пара примеров — русская литература полна морали, которая отражает духовные ценности нашего общества.

Современные духовные ценности в РФ

В 2021 году вышел Указ Президента РФ № 400, в котором список традиционных ценностей дополнили новыми положениями.

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, коллективизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Как защищают духовные ценности в российском обществе

В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 представлены задачи, решение которых поможет сохранить и распространить традиционные ценности.

Вот некоторые из этих задач:

  • укрепление гражданского единства и идентичности;

  • сохранение самобытности российских народов;

  • защита исторической правды;

  • развитие системы образования;

  • поддержка общественных проектов, направленных на патриотическое воспитание граждан;

  • сохранение материального и нематериального культурного наследия РФ;

  • защита и поддержка русского языка и др.



Выполнять всё это Правительство РФ обещает с помощью правовых, научно-аналитических и экономических инструментов. Например, новых указов и законопроектов, социологических исследований и мероприятий.



Какие факторы влияют на формирование духовных ценностей в российском обществе?

Духовные ценности создаёт не один человек, а общество. На то, какими именно они будут, влияют география, особенности культурного развития и исторической памяти. В России, например, это принятые в обществе коллективизм, традиционная семья и т. д.

Какую роль играют религиозные убеждения в формировании духовных ценностей в России?

Религия — это один из факторов, которые влияют на духовные ценности народа. В случае России сильнее всего повлияло православие: оно помогло укорениться таким ценностям, как большая многопоколенная семья, главенство духовного над материальным и др.

Но при этом Россия объединяет многие народы на своей территории. В том числе — с разными религиозными взглядами. А значит, формирует ещё одну ценность — принятие, понимание и уважение чужих религиозных убеждений.

Тема 12:Глоболизация

История человеческого общества насчитывает не одно тысячелетие, поэтому вполне естественно, что оно видоизменялось: появлялись новые технологии, менялся характер труда, трансформировалась социальная структура общества. Поэтому учёные выделяют несколько исторических типов общества:

  • аграрное (традиционное), его основа — сельское хозяйство;

  • индустриальное (промышленное), основа — промышленность;

  • постиндустриальное (информационное), основа — информация.

Соответственно, информационное общество — это современное общество, которое оказывает на нас влияние.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Соответственно, информационное общество обладает такими признаками:

  • информация — основной фактор развития;

  • возрастает роль компьютерных технологий;

  • активно развиваются различные наукоёмкие производства;

  • сфера услуг развита сильнее, чем производственная сфера;

  • уровень образованности населения высокий по сравнению с предыдущими типами общества.

Развитие информационных технологий привело к усилению взаимосвязей между различными государствами. Это стало одним из важных факторов усиления процесса глобализации в 1980-е годы.

Глобализация — процесс сближения различных государств и обществ, их взаимного влияния в различных сферах жизни.

Глобализация предполагает сближение государств и обществ в различных сферах жизни, поэтому можно говорить о существовании нескольких видов глобализации.

Культурная глобализация проявляется во взаимовлиянии государств и обществ в духовной сфере. Например, мы смотрим американские фильмы, слушаем корейскую музыку, читаем книжки про Гарри Поттера — всё это знакомит нас с чужой культурой, отдельные элементы которой мы перенимаем. Так, многие поклонницы BTS часто стараются быть похожими на айдолов, одеваясь так же, как они, делая похожие стрижки и даже изучая корейский язык.

Экономическая глобализация проявляется в усилении экономических связей между государствами, которые торгуют друг с другом производимыми в рамках своей специализации товарами, что делает государства зависимыми друг от друга. Также сегодня существует множество транснациональных корпораций — Apple, Google, McDonalds и других компаний с филиалами по всему миру. Возможность покупать зарубежные товары на AliExpress или других интернет-сайтах — тоже проявление экономической глобализации.



Можно говорить также о политической глобализации, яркий пример которой — создание разного рода международных организаций. Самая известная из них — Организация Объединённых Наций. Её основная цель — поддерживать мир и безопасность на нашей планете, развивая сотрудничество и дружественные отношения между государствами мира.

Существует и социальная глобализация, которая находит отражение в развитии мирового туризма, усилении миграции людей.

Глобализация — сложный и многообразный процесс, поэтому у неё есть как позитивные, так и негативные последствия. Объединение государств и единство человечества может помочь в решении глобальных проблем, предотвращении конфликтов. Однако в процессе глобализации западная культура часто вытесняет национальную, люди утрачивают некоторые обычаи, традиции, идентичность, мир от этого рискует стать однообразным и скучным. Кроме того, в едином мире любая проблема, будь то эпидемия или финансовый кризис, быстро приобретает статус общемировой.

Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества

В условиях современного общества взаимосвязи стран и народов усиливаются для решения различных политических, экономических и социальных вопросов. В частности, это проявляется в создании объединений государств, таких как, например, Европейский союз, цель которого — поддерживать мир и улучшать благосостояние народов Европы. Сегодня в Европейский союз входит 27 государств, у них общая валюта (евро), общий рынок, отчасти общие правовые нормы и, самое главное, общие ценности.

Усиливаются взаимосвязи стран и народов и для решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы — совокупность проблем планетарного масштаба, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.

К глобальным проблемам принято относить:

  • экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, глобальное потепление, повышение уровня Мирового океана и другие);

  • политические проблемы (международный терроризм, преступность, угроза ядерной войны и другие);

  • социально-экономические проблемы (демографическая, продовольственная, энергетическая и другие).

Глобальные проблемы затрагивают всё человечество. Решить их в одиночку невозможно, поэтому требуются совместные усилия всего мирового сообщества. Страны и народы должны наладить сотрудничество, сконцентрировать усилия для решения этих проблем, в том числе совместно разрабатывать и развивать новые технологии, которые способны смягчить проявления глобальных проблем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!