СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 9. Правовое государство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевой вопрос урока - является ли современная Россия действительно правовым государством, как это записано в Конституции.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 9. Правовое государство»

Урок 9.

Тема: «Правовое государство»

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для усвоения и закрепления нового материала, развития критического мышления.

Образовательная цель: раскрыть сущность понятия «правовое государство»; выявить признаки правового государства; охарактеризовать модель современного правового государства с проявлением признаков правового государства в современной России.

Развивающая цель: продолжить формировать умение работать с письменными историческими источниками ( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста); развивать навыки совместной деятельности.

Воспитательная цель: продолжить воспитание гражданского начала в учениках; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Ход урока

Контроль домашнего задания.

I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: активизация знаний по теме «Государство»; мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.

Игра «Составь схему».

На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается набор карточек с надписями, соответствующими ячейкам схемы. В результате общей последовательной работы на доске должна получиться законченная схема - кластер. Все части схемы - карточки. Учитель сам решает, какие карточки он предлагает для игры, а какие - закрепляет на доске. Учащиеся по очереди вытягивают карточку и прикрепляют на нужное место в кластере.

Карточки: монархия, республика, государственное управление, формы, государственное устройство, унитарное, функции, федерация. конфедерация, внутренние, внешние, государство, признаки, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, территория, законы, суверенитет, аппарат управления, аппарат принуждения, политические режимы.








Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?

В каком государстве вы хотели бы жить? (Ответы учащихся фиксируются на доске в форме кластера)

Многие мыслители прошлого (Дж. Локк, Ш.Монтескье, И.Кант и др) и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Каковы признаки правового государства? Подумаем и мы.

-Определите тему урока.

-Для чего вам это необходимо?

-Сформулируйте цель нашего урока.


Наша цель сегодня узнать, что такое правовое государство, выявить его признаки, выяснить является ли таковым государство, в котором мы живем.


Ключевой вопрос урока - является ли современная Россия действительно правовым государством, как это записано в Конституции.


-Как мы можем достигнуть нашей цели?


Значит, добавляем еще к цели научиться работать с информацией, классифицировать и распределять её, наглядно демонстрировать признаки изучаемого понятия в виде кластера.


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. А возникла теория правового государства много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве.

Термин «правовое государство» впервые стали использовать совсем недавно. Но о власти, одинаковой для всех граждан, говорил еще в VI веке до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникла идея разделения властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в ХVII-ХIХ вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона.

Основные признаки правового государства заложены в таких документах как «Великая хартия вольности» (Англия), «Декларация прав человека и гражданина» (Франция), «Декларация независимости США».

На основе предложенных вам текстов документов, выделите основные признаки правового государства и оформите работу в виде кластера.

Работа по группам с документами.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор, который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из группы.

Документы

Ш. Монтескье, французский философ-просветитель

«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью законодательной, то власть над жизнью и свободой граждан будет произвольной, ибо судья явится законодателем. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...»

«Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву. Но когда кто-то принимает решение в отношении другого лица, то всегда существует возможность, что он тем самым поступит с ним не по праву; однако такой возмож­ности никогда не бывает в решениях относительно самого себя. Следовательно, только согласованная и объединенная воля всех в том смысле, что каждый в отношении всех и все в отношении каждого принимают одни и те же решения, стало быть, только всеобщим образом объединения воля народа может быть законодательствующей».

«...Надо повиноваться ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение». (верховенство закона, разделение властей, власть принадлежит народу, взаимоответственность государства и гражданина)


Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748)

«Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполни­тельная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы.

С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». (разделение властей.)


Член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук Е.А. Лукашев

«Права человека — высшая ценность и как таковая является критерием «человеческого измере­ния» противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, "правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод,
принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и к его правам. И это по­нятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей» (гарантия прав и свобод человека.)


Кандидат юридических наук Н.С. Колесова

«Личные (гражданские) права... призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных внутренних ориентиров развития каждой личности.

...На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоречивых и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека» (гарантия прав и свобод человека, обеспечение прав и свобод.)


Ю. Феофанов, журналист

Закон и суд должны образовывать механизм, который уравновешивает противостояние власти и гражданина. Но это тоже жесткие, по необходимости формализованные конструкции. Закон не в состоянии предусмотреть в своих нормах всех безбрежных и неповторимых человеческих коллизий и конфликтов. Суд, действующий в рамках закона, тоже достаточно прочно связан «буквами» права. Поэтому в демократических обществах всегда искали какую-то «третью силу», стоящую между гражданином и властью, в том числе судебной, в известной мере корректирующую суровый и непреклонный закон. В античном республиканском Риме возникли народные трибуны. В Англии создали «суд справедливости».

Сейчас во многих странах существуют так называемые «омбудсмены»; они осуществляют, с одной стороны, парламентский контроль над госаппаратом, а с другой — являются «народными защитниками». Можно сказать так: если закон провозглашает права человека, то омбудсмен помогает их реализовать. Функции и статусы их различны в разных странах, но суть одна — гражданину есть куда обратиться за защитой своих прав (обеспечение прав и свобод.)


K.Яcперc( философ)

Человек имеет два притязания: во - первых, на защиту от насилия; во-вторых, на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предоставляет ему правовое государство, значимость его взглядам и воле - демократия (защита прав и свобод.)


Б. Кистяковский, правовед.

Культурный человек и государство- это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже немыслим без государства.

Основной принцип правового, или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна и не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав (верховенство права, обеспечение прав.)


Декларация независимости Соединенных Штатов, принятая в Филадельфии 4 июля 1776 г.

Мы считаем следующие истины бесспорными и очевидными сами по себе: что все люди созданы равными; что они получили от создателя некоторые неотчуждаемые права; что среди этих прав следует поставить на первое место жизнь, свободу и искание счастья; что для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что всякий раз, когда какая-нибудь форма правления оказывается гибельной для тех целей, ради которых она была создана, народ имеет право изменить или упразднить ее и создать новое управление, обосновав его на таких началах и придав власти такую форму, которые он найдет наиболее обеспечивающими безопасность и счастье (гарантия прав человека).


Платон.

« Закон владыка над правителями, а они - его рабы» (верховенство закона).


На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».


III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: обобщение и систематизация знаний, которые помогут ответить на ключевой вопрос урока - является ли современная Россия действительно правовым государством, как это записано в Конституции; рефлексия.   


Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.


Дополнительные вопросы:

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?


Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.


Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

  1. принцип разделения властей.

  2. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

  3. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Каким образом государство может достичь уровня правового государства? Как вы думаете?




Итак, пути формирования правового государства

  1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу закона, т.е. создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

  2. Достижение такого состояния жизни общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения - высокий уровень политического и правового сознания людей и правовой культуры населения.

3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Разграничение функций центральных структур власти и расширение полномочий органов местного самоуправления.


VII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.


Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом……….. (1). (прав и свобод личности)

Правовое государство есть форма ограничения …… (2) правами и свободами человека. (власти).

Поэтому…. (3) прав человека по отношению к государству явля­ется его первичным, определяющим, системообразующим признаком. (приоритет)

Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного…. (4). (правом)

Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный ….(5). (компромисс)

Поэтому для формирования правового государства большое…. (.6) имеет принцип связанности законодателя правами человека». (значение)


Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) личность, Б) правительство, В) приоритет, Г) компромисс, Д) право, Е) значение, Ж) власть, 3) общество, И) свобода.


Возвращение к записи на доске, сделанной на первом этапе урока, где учащиеся называли признаки государства, в котором они хотели бы жить.

Сравнивают с признаками правового государства.

А является ли в данный момент государство, в котором вы живете, таковым?

Обращение к ст. 1 Конституции РФ

- На основе кластера и словарной статьи в учебнике сделайте вывод о том, что такое правовое государство.


Правовое государство - это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.


Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство - это власть, то какое из этих двух слов - власть или право вы поставите первым, выше?


ПРАВО выше ВЛАСТИ.

- Может ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку? Какой еще эпиграф вы можете подобрать? Объясните .

Выставление оценок….

Домашнее задание.


Россия - правовое государство? Что необходимо сделать, чтобы она стала таковым?

Ответьте на этот вопрос дома в виде эссе.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!