СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 6. Национально-государственное устройство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  дать представление  о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства.

Образовательные:  сформировать представления о таких понятиях, как  «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «сепаратизм», «национализм»; способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий  федеративного устройства государства; выяснить, в чем состоит различие между централизованным и национальным государством.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, работы с таблицами и схемами; умения анализировать общественно- значимые политические  проблемы, мыслить независимо и действовать ответственно; обобщать факты политической жизни; коммуникативные умения.

Воспитательная: способствовать формированию гуманистической направленности личности, неприятия любых форм насилия и экстремизма.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 6. Национально-государственное устройство»

Урок 6.

Тема: Национально – государственное устройство

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:  дать представление  о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства.

Образовательные: сформировать представления о таких понятиях, как  «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «сепаратизм», «национализм»; способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий  федеративного устройства государства; выяснить, в чем состоит различие между централизованным и национальным государством.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, работы с таблицами и схемами; умения анализировать общественно- значимые политические  проблемы, мыслить независимо и действовать ответственно; обобщать факты политической жизни; коммуникативные умения.

Воспитательная: способствовать формированию гуманистической направленности личности, неприятия любых форм насилия и экстремизма.


Ход урока

Контроль домашнего задания.

Инвариативная часть:

1 задание. Выучить термины и понятия урока.

Письменная работа.

Определение пропущенного понятия в предложениях.

  1. От царского правительства нельзя ждать никакой радикальной перестройки _______________________________ , убеждал он; либералы совершенно напрасно надеются на конституцию.

  2. Другой формой преследований, с которой евреям приходилось сталкиваться, было их изгнание из определённых  ____________ или отдельных городов.

  3. В июне-июле 1990 года государственный __________________ провозгласили Украина и Россия.

  4. Главными признаками государственной власти являются _______________   и легитимность.

  5. Механизм  1. _____________— это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная 2. ___________, решаются задачи и выполняются 3. _________________________.

  6. Главной  ______________________________ является достижение социально-политической стабильности, служение общему благу.

  7. Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления ____________________________ .

  8. Византия установила _________________________ на вывоз смальты.


(Слова для справок: политическая система, суверенитет, внутренняя функция государства, государство, внешние функции государства, государственная монополия, власть, суверенность, функции государства, государство).

2 задание. Составить развёрнутый ответ по содержанию опорного конспекта «Государство».

Прием «Опросная цепочка»

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.  


Вариативная часть:

• Составить «текст с ошибками» для решения в классе. (сдают на проверку учителю для дополнительной оценки).

• Королю Людовику ХIII, правление которого считается вершиной французского абсолютизма, принадлежит высказывание «Государство — это я!» Можно ли отожествлять интересы правителя и государства в целом? Свой ответ аргументируйте и подтвердите историческими примерами. (Устные ответы, тех, кто работал с высказыванием дома).


I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.

Прием «Разрыв в знаниях».


Учащимся предлагаются два факта.

Война, начавшаяся после распада Югославии.

Чеченской война.

Вопросы:

- Что объединяет данные факты? (тема насилия и войны)

- Как ощущают себя граждане государств, в которых идут вооружённые конфликты? Можно говорить об их защищённости? (В такие периоды граждане государства подвергаются страданиям, оказываются незащищёнными от произвола и насилия.)

- Почему подобного рода конфликты стали возможными именно в Югославии и России?


Ответа на последний вопрос не прозвучало, либо ответы расплывчатые, не конкретные. Ребята затруднились найти общие причины вооружённых конфликтов в бывшей Югославии и Чечне.

Знаний учащихся в сфере политики оказалось недостаточно.


- Обозначьте выявившуюся проблему и сформулируйте учебную задачу.

Учащиеся обозначают проблему и формулируют учебную задачу урока (работают в группах)

Проблема:

Почему в государствах, подобных Югославии и России, чаще случаются межнациональные конфликты, происходит их распад?

Учебная задача:

От чего зависят единство и территориальная целостность государства, его устойчивость?


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: знакомство с материалом, который поможет устранить разрыв в знаниях.

Работа в группах

Задание для группы № 1. На основе информации в таблице учебника на стр.26 заполнить сравнительную таблицу «Формы национально – государственного устройства».

Примерная таблица, полученная в ходе работы.


Линии сравнения

Унитарное

Федеративное

Конфедеративное

1. Сущность формы

Единое, неделимое, составляющее одно целое государство

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Объединение независимых субъектов

2. Состав

Административно – территориальные единицы

Субъекты федерации

Независимые государства

2. Определяющее решение


Высшие органы власти


Высшие органы власти с участием субъектов


Высшие органы власти участников

3. Границы


Единые границы, устанавливаются центром


По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


Единая граница отсутствует

4. Политическая самостоятельность субъектов

Лишены политической самостоятельности, государственная власть распространяется на всю территорию страны


Относительная

Имеют определённую самостоятельность, разграничены полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации


Полная

Сохраняют полную независимость и объединяются для реализации определённых целей

5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников

6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников

7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников

8. Международная деятельность


В полном объеме


Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


В полном объеме и независимо

9. Распад государства, выход из него

-


Невозможен


Возможно даже в одностороннем порядке

10. Примеры государств


Великобритания, Дания, Япония, Венгрия


Россия, Германия, Бразилия, Швейцария


Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

Европейский Союз



Задание для группы № 2.

Поработайте со статьями 5, 65, 71,72,73 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

- Дайте характеристику составу Российского государства, из каких единиц оно состоит.

- Сколько субъектов Федерации в России?

- Назовите виды субъектов РФ?

- По каким признакам они образованы?

- Определите степень самостоятельности субъектов в составе РФ?

- Сделайте вывод о форме национально – государственного устройства России. (По форме национально – государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство. Субъекты РФ образованы по территориальному и национальному признакам.)


Учащиеся работают в творческих группах.


III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, которые помогут стереть разрыв между знаниями, получившийся в начале урока, рефлексия.   


Группы представляют результаты своей работы.


Есть древняя притча о двух враждовавших племенах, живших на противоположных берегах реки. Волшебник встретил человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил : «Выколи мне один глаз».

- В чём смысл и мораль древней притчи?

(Это пример ненависти, которая может вспыхнуть в отношениях между народами, об опасностях межнациональной вражды., особенно в многонациональных государствах).

- Как вы думаете, существует ли такая проблема в Российской федерации?

- Приведите примеры таких проблем.

Учитель приводит следующие примеры:


  1. Скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена.




  1. Из рассказов чеченского боевика:

«Советская власть делала все, чтобы между чеченцами и русскими не было дружбы. Помню, в годовщину депортации им советовали сидеть дома, не то «злой чечен» помянет старое и устроит резню. В 1970-80-е я часто слышал: «Хватит говорить на чеченском! Что вы там калякаете друг с другом?» До острых конфликтов не доходило, но имперское «я» ощущалось во всем. Малые народы считались вторым сортом. Логично, что после развала СССР нам захотелось жить самостоятельно.»



  1. Затянувшийся конфликт между московскими властями и представителями коренных народов российского Севера недавно получил новое развитие: 6 ноября 2019 г. Мосгорсуд ликвидировал Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС), предоставляющий образовательную и правовую поддержку сохранившемуся коренному населению российского Севера и Дальнего Востока. Существует два ключевых фактора, объясняющих появление протестных настроений на Ямале. Ненецкое общество сталкивается с двумя взаимосвязанными и насущными проблемами: дефицит земли для растущего поголовья оленей и отсутствие лидеров коренного населения.


Назовите эти проблемы ( национализм, сепаратизм, тяжёлое положение малых народов).


Подобные ситуацию возникают и в других федеративных государствах. Почему? (Данные проблемы характерны для многонациональных государств, какими и являются федерации.)


Итак, вернемся к Проблеме, которую мы определили в начале урока. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос

Почему в государствах, подобных Югославии и России, чаще случаются межнациональные конфликты, происходит их распад?


Учебная задача:

От чего зависят единство и территориальная целостность государства, его устойчивость?


VII. Домашнее задание

Параграф 3

1.Сравнить централизованное государство и национальное.

2. Предложить проекты решения проблем России как федерации.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!