Урок 6.
Тема: Национально – государственное устройство
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: дать представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства.
Образовательные: сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «сепаратизм», «национализм»; способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства; выяснить, в чем состоит различие между централизованным и национальным государством.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, работы с таблицами и схемами; умения анализировать общественно- значимые политические проблемы, мыслить независимо и действовать ответственно; обобщать факты политической жизни; коммуникативные умения.
Воспитательная: способствовать формированию гуманистической направленности личности, неприятия любых форм насилия и экстремизма.
Ход урока
Контроль домашнего задания.
Инвариативная часть:
1 задание. Выучить термины и понятия урока.
Письменная работа.
Определение пропущенного понятия в предложениях.
От царского правительства нельзя ждать никакой радикальной перестройки _______________________________ , убеждал он; либералы совершенно напрасно надеются на конституцию.
Другой формой преследований, с которой евреям приходилось сталкиваться, было их изгнание из определённых ____________ или отдельных городов.
В июне-июле 1990 года государственный __________________ провозгласили Украина и Россия.
Главными признаками государственной власти являются _______________ и легитимность.
Механизм 1. _____________— это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная 2. ___________, решаются задачи и выполняются 3. _________________________.
Главной ______________________________ является достижение социально-политической стабильности, служение общему благу.
Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления ____________________________ .
Византия установила _________________________ на вывоз смальты.
(Слова для справок: политическая система, суверенитет, внутренняя функция государства, государство, внешние функции государства, государственная монополия, власть, суверенность, функции государства, государство).
2 задание. Составить развёрнутый ответ по содержанию опорного конспекта «Государство».
Прием «Опросная цепочка»
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Вариативная часть:
• Составить «текст с ошибками» для решения в классе. (сдают на проверку учителю для дополнительной оценки).
• Королю Людовику ХIII, правление которого считается вершиной французского абсолютизма, принадлежит высказывание «Государство — это я!» Можно ли отожествлять интересы правителя и государства в целом? Свой ответ аргументируйте и подтвердите историческими примерами. (Устные ответы, тех, кто работал с высказыванием дома).
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.
Прием «Разрыв в знаниях».
Учащимся предлагаются два факта.
Война, начавшаяся после распада Югославии.
Чеченской война.
Вопросы:
- Что объединяет данные факты? (тема насилия и войны)
- Как ощущают себя граждане государств, в которых идут вооружённые конфликты? Можно говорить об их защищённости? (В такие периоды граждане государства подвергаются страданиям, оказываются незащищёнными от произвола и насилия.)
- Почему подобного рода конфликты стали возможными именно в Югославии и России?
Ответа на последний вопрос не прозвучало, либо ответы расплывчатые, не конкретные. Ребята затруднились найти общие причины вооружённых конфликтов в бывшей Югославии и Чечне.
Знаний учащихся в сфере политики оказалось недостаточно.
- Обозначьте выявившуюся проблему и сформулируйте учебную задачу.
Учащиеся обозначают проблему и формулируют учебную задачу урока (работают в группах)
Проблема:
Почему в государствах, подобных Югославии и России, чаще случаются межнациональные конфликты, происходит их распад?
Учебная задача:
От чего зависят единство и территориальная целостность государства, его устойчивость?
II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: знакомство с материалом, который поможет устранить разрыв в знаниях.
Работа в группах
Задание для группы № 1. На основе информации в таблице учебника на стр.26 заполнить сравнительную таблицу «Формы национально – государственного устройства».
Примерная таблица, полученная в ходе работы.
Линии сравнения | Унитарное | Федеративное | Конфедеративное |
1. Сущность формы | Единое, неделимое, составляющее одно целое государство | Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство | Объединение независимых субъектов |
2. Состав | Административно – территориальные единицы | Субъекты федерации | Независимые государства |
2. Определяющее решение | Высшие органы власти | Высшие органы власти с участием субъектов | Высшие органы власти участников |
3. Границы | Единые границы, устанавливаются центром | По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов | Единая граница отсутствует |
4. Политическая самостоятельность субъектов | Лишены политической самостоятельности, государственная власть распространяется на всю территорию страны | Относительная Имеют определённую самостоятельность, разграничены полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации | Полная Сохраняют полную независимость и объединяются для реализации определённых целей |
5. Конституция | Единая | Общая и субъектов | Государств-участников |
6. Гражданство | Единое | Общее и субъектов | Государств-участников |
7. Право и суд | Единые | Общие и субъектов | Государств-участников |
8. Международная деятельность | В полном объеме | Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные | В полном объеме и независимо |
9. Распад государства, выход из него | - | Невозможен | Возможно даже в одностороннем порядке |
10. Примеры государств | Великобритания, Дания, Япония, Венгрия | Россия, Германия, Бразилия, Швейцария | Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках) Европейский Союз |
Задание для группы № 2.
Поработайте со статьями 5, 65, 71,72,73 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
- Дайте характеристику составу Российского государства, из каких единиц оно состоит.
- Сколько субъектов Федерации в России?
- Назовите виды субъектов РФ?
- По каким признакам они образованы?
- Определите степень самостоятельности субъектов в составе РФ?
- Сделайте вывод о форме национально – государственного устройства России. (По форме национально – государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство. Субъекты РФ образованы по территориальному и национальному признакам.)
Учащиеся работают в творческих группах.
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, которые помогут стереть разрыв между знаниями, получившийся в начале урока, рефлексия.
Группы представляют результаты своей работы.
Есть древняя притча о двух враждовавших племенах, живших на противоположных берегах реки. Волшебник встретил человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил : «Выколи мне один глаз».
- В чём смысл и мораль древней притчи?
(Это пример ненависти, которая может вспыхнуть в отношениях между народами, об опасностях межнациональной вражды., особенно в многонациональных государствах).
- Как вы думаете, существует ли такая проблема в Российской федерации?
- Приведите примеры таких проблем.
Учитель приводит следующие примеры:
Скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена.
Из рассказов чеченского боевика:
«Советская власть делала все, чтобы между чеченцами и русскими не было дружбы. Помню, в годовщину депортации им советовали сидеть дома, не то «злой чечен» помянет старое и устроит резню. В 1970-80-е я часто слышал: «Хватит говорить на чеченском! Что вы там калякаете друг с другом?» До острых конфликтов не доходило, но имперское «я» ощущалось во всем. Малые народы считались вторым сортом. Логично, что после развала СССР нам захотелось жить самостоятельно.»
Затянувшийся конфликт между московскими властями и представителями коренных народов российского Севера недавно получил новое развитие: 6 ноября 2019 г. Мосгорсуд ликвидировал Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС), предоставляющий образовательную и правовую поддержку сохранившемуся коренному населению российского Севера и Дальнего Востока. Существует два ключевых фактора, объясняющих появление протестных настроений на Ямале. Ненецкое общество сталкивается с двумя взаимосвязанными и насущными проблемами: дефицит земли для растущего поголовья оленей и отсутствие лидеров коренного населения.
Назовите эти проблемы ( национализм, сепаратизм, тяжёлое положение малых народов).
Подобные ситуацию возникают и в других федеративных государствах. Почему? (Данные проблемы характерны для многонациональных государств, какими и являются федерации.)
Итак, вернемся к Проблеме, которую мы определили в начале урока. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос
Почему в государствах, подобных Югославии и России, чаще случаются межнациональные конфликты, происходит их распад?
Учебная задача:
От чего зависят единство и территориальная целостность государства, его устойчивость?
VII. Домашнее задание
Параграф 3
1.Сравнить централизованное государство и национальное.
2. Предложить проекты решения проблем России как федерации.