СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 4. Власть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея занятия: получение знаний  через использование методов критического мышления. На уроке используются такие приемы критического мышления как "Кластер", чтение с пометками, "Синквейн", "Верные и неверные суждения". Ко всем приемам дано полное описание.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 4. Власть.»

Урок 3.

Тема: «Власть»

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия:  выявить основные характеристики понятия «власть».

Образовательные: познакомить с понятием власть, с её элементами и видами, проследить связь силы, власти и авторитета;

Развивающие: продолжить развитие умений учебного труда, работы в должном темпе, формирование критического стиля мышления.

Воспитательные: продолжить воспитание в учащихся гражданского начала.


Ход урока

Вводное слово учителя. Введение в тему «Политическая сфера общества».

Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с политической сферой общества. Дома вы просмотрели 1 Главу учебника и подготовили простые кластеры на тему «Политическая сфера».


Для информации.

Описание приёма «Кластер»:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Правила составления кластеров:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.


На данном уроке составление кластера являлось домашним заданием. Учащиеся должны были просмотреть Главу 1 учебника и представить полученную информацию в графическом оформлении, для того чтобы иметь общее представление об основных вопросах, рассматриваемых в разделе «Политическая сфера». Кластер составляется простой. В дальнейшем при изучении основных вопросов темы каждый изучаемый вопрос распространяется новыми утверждениями. Заданием может стать укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки.


Пример кластера по теме «Политическая сфера».



Работа с кластерами.

Давайте посмотрим, какие главные вопросы вы выделили.

Изучение политической сферы мы начнем с вопроса, который вы сами определите при выполнении следующего задания.

I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Прием « Верные и неверные суждения», который используется в виде игры в крестики-нолики.

Ученикам на индивидуальных карточках даются суждения. Читая суждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: Х означает согласие, 0 – не согласие.

1 суждение

Власть касается каждого из нас в повседневной жизни.

4 суждение

Пирамида власти включает в себя и начальников и подчиненных.

7 суждение

Оппозиция – это сторонники власти.

2 суждение

Существует две формы проявления влияния – сила и власть.

5 суждение

Власть может осуществляться без применения силы.

8 суждение

Власть всегда находится в руках активного большинства (народа).

3 суждение

Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную.

6 суждение

Превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности – пример влияния с помощью власти.

9 суждение

Власть является самым сложным и самым мощным средством влияния.











- Кто выиграл: крестики или нолики? (При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья).

- Кто же выиграл на самом деле X или O мы узнаем в конце нашего урока.

- Определите тему урока. Подсказка: в каждом суждении встречается слово, которое вам поможет это сделать.

- Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, наша цель сегодня познакомится с понятием власть, проследить связь силы, власти и авторитета, познакомиться с элементами и видами власти.

- Для чего вам необходимо с этим быть знакомым?

- Как мы можем достигнуть нашей цели?


Предполагаемый результат первого этапа урока:

  1. Устойчивый интерес к теме урока.

  2. Заинтересованность в процессе актуализации знаний.

  3. Потребность узнать, кто же выиграл X или O?


Прием “Верное или неверное утверждение” способствует формированию умений аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию, что и будет происходить на следующих фазах урока.


После этого учащиеся переходят к изучению нового материала.


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: знакомство с новым материалом.

На этапе используется текст учебника.

Текст делится на 3 части, которые распределяются по группам.

1 группа – стр. 5, стр.6 (до последнего абзаца), работают с первым столбиком карточки (1-3 суждения).

2 группа – стр. 6 (последний абзац), стр.7, стр. 8 (до последнего абзаца), работают со вторым столбиком карточки (4-6 суждения).

3 группа – стр.8 (последний абзац), стр.9, стр.10, стр.11, работают с третьим столбиком карточки (7-9 суждения).


Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждения; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой.

Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению.

Обобщающие задания каждой группе:

1) дать свое название прочитанному материалу;

2) что произвело наибольшее впечатление;

3) каких утверждений не хватает? Добавь ещё три.

4) какое утверждение отражает суть темы?


Предполагаемый результат второго этапа урока:

  1. Приобретение новых знаний.

  2. Развитие познавательных навыков.


III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   

После завершения групповой работы, группы представляют кратко материал, с которым познакомилась, и обращаются к суждениям, подтверждая свое мнение аргументами из текста. По мере ответов в сетку на доске вносятся необходимые исправления.

Затем подводится итог: кто выиграл - X или O.


А теперь давайте составим синквейны к основным понятиям темы. (Работа в парах).

Назовите их. (Власть, авторитет, сила, иерархия, оппозиция, олигархи, начальник, подчиненный)


Информация для педагога

Прием «Написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:



На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.


Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна.

  2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

  3. Задается тема синквейна.

  4. Фиксируется время на данный вид работы.

  5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Пример синквейна по теме «Власть»:

Власть.
Абсолютная, неограниченная.
Устанавливает, разделяет, влияет.
Мощное средство влияния на людей.

Управление.


Итак, мы познакомились с понятием власть и её сущностью.


Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).


Предполагаемый результат третьего этапа урока:

  1. Обобщенные и систематизированные знания:

  2. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.


IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания даётся пройденный на уроке материал. Параграф 1. Задания в рабочей тетради к 1 параграфу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!