Урок 3.
Тема: «Власть»
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: выявить основные характеристики понятия «власть».
Образовательные: познакомить с понятием власть, с её элементами и видами, проследить связь силы, власти и авторитета;
Развивающие: продолжить развитие умений учебного труда, работы в должном темпе, формирование критического стиля мышления.
Воспитательные: продолжить воспитание в учащихся гражданского начала.
Ход урока
Вводное слово учителя. Введение в тему «Политическая сфера общества».
Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с политической сферой общества. Дома вы просмотрели 1 Главу учебника и подготовили простые кластеры на тему «Политическая сфера».
Для информации.
Описание приёма «Кластер»:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке:
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Правила составления кластеров:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
На данном уроке составление кластера являлось домашним заданием. Учащиеся должны были просмотреть Главу 1 учебника и представить полученную информацию в графическом оформлении, для того чтобы иметь общее представление об основных вопросах, рассматриваемых в разделе «Политическая сфера». Кластер составляется простой. В дальнейшем при изучении основных вопросов темы каждый изучаемый вопрос распространяется новыми утверждениями. Заданием может стать укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки.
Пример кластера по теме «Политическая сфера».
Работа с кластерами.
Давайте посмотрим, какие главные вопросы вы выделили.
Изучение политической сферы мы начнем с вопроса, который вы сами определите при выполнении следующего задания.
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.
Прием « Верные и неверные суждения», который используется в виде игры в крестики-нолики.
Ученикам на индивидуальных карточках даются суждения. Читая суждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: Х означает согласие, 0 – не согласие.
1 суждение Власть касается каждого из нас в повседневной жизни. | 4 суждение Пирамида власти включает в себя и начальников и подчиненных. | 7 суждение Оппозиция – это сторонники власти. |
2 суждение Существует две формы проявления влияния – сила и власть. | 5 суждение Власть может осуществляться без применения силы. | 8 суждение Власть всегда находится в руках активного большинства (народа). |
3 суждение Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. | 6 суждение Превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности – пример влияния с помощью власти. | 9 суждение Власть является самым сложным и самым мощным средством влияния. |
| | |
| | |
| | |
- Кто выиграл: крестики или нолики? (При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья).
- Кто же выиграл на самом деле X или O мы узнаем в конце нашего урока.
- Определите тему урока. Подсказка: в каждом суждении встречается слово, которое вам поможет это сделать.
- Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, наша цель сегодня познакомится с понятием власть, проследить связь силы, власти и авторитета, познакомиться с элементами и видами власти.
- Для чего вам необходимо с этим быть знакомым?
- Как мы можем достигнуть нашей цели?
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока.
Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
Потребность узнать, кто же выиграл X или O?
Прием “Верное или неверное утверждение” способствует формированию умений аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию, что и будет происходить на следующих фазах урока.
После этого учащиеся переходят к изучению нового материала.
II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: знакомство с новым материалом.
На этапе используется текст учебника.
Текст делится на 3 части, которые распределяются по группам.
1 группа – стр. 5, стр.6 (до последнего абзаца), работают с первым столбиком карточки (1-3 суждения).
2 группа – стр. 6 (последний абзац), стр.7, стр. 8 (до последнего абзаца), работают со вторым столбиком карточки (4-6 суждения).
3 группа – стр.8 (последний абзац), стр.9, стр.10, стр.11, работают с третьим столбиком карточки (7-9 суждения).
Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждения; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой.
Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению.
Обобщающие задания каждой группе:
1) дать свое название прочитанному материалу;
2) что произвело наибольшее впечатление;
3) каких утверждений не хватает? Добавь ещё три.
4) какое утверждение отражает суть темы?
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Приобретение новых знаний.
Развитие познавательных навыков.
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
После завершения групповой работы, группы представляют кратко материал, с которым познакомилась, и обращаются к суждениям, подтверждая свое мнение аргументами из текста. По мере ответов в сетку на доске вносятся необходимые исправления.
Затем подводится итог: кто выиграл - X или O.
А теперь давайте составим синквейны к основным понятиям темы. (Работа в парах).
Назовите их. (Власть, авторитет, сила, иерархия, оппозиция, олигархи, начальник, подчиненный)
Информация для педагога
Прием «Написание синквейна».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейна.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Фиксируется время на данный вид работы.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Пример синквейна по теме «Власть»:
Власть.
Абсолютная, неограниченная.
Устанавливает, разделяет, влияет.
Мощное средство влияния на людей.
Управление.
Итак, мы познакомились с понятием власть и её сущностью.
Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
IV. Домашнее задание
В качестве домашнего задания даётся пройденный на уроке материал. Параграф 1. Задания в рабочей тетради к 1 параграфу.