Урок 10.
Тема: «Гражданское общество»
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для усвоения и закрепления нового материала, развития критического мышления.
Образовательная цель: выявить смысл понятия «гражданское общество», его признаки; выяснить, почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства и есть ли гражданское общество в России.
Развивающая цель: способствовать дальнейшему развитию умений конкретизировать теоретические положения примерами из жизни; совершенствовать умения учащихся: работать в группе, работать с учебником, извлекать информацию из разных источников (таблиц, диаграмм), сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения.
Воспитательная цель: способствовать развитию гражданского мышления учащихся; пониманию демократических ценностей, становлению демократической политической культуры, осмыслению своей гражданской позиции, способствовать формированию активной гражданской позиции; воспитывать у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества и ответственности каждого человека за его развитие.
Ход урока
Контроль домашнего задания.
Россия - правовое государство? Что необходимо сделать, чтобы она стала таковым? (Зачитывание отрывков из домашнего эссе).
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.
Что необходимо обычному человеку, обывателю от общества?
В результате дискуссии выясняется, что человеку необходимо следующее: порядок, безопасность, материальное благополучие, реальная свобода, определенный уровень культуры, уважение к себе, работа.
Кто же может обеспечить это всё человеку?
(Может последовать ответ государство).
А всегда ли государство может обеспечить человек, гражданина своей страны, порядком, безопасностью, материальным благополучием, реальной свободой, определенным уровнем культуры, работой?
Фонд «Общественное мнение» провел опрос «На чью помощь вы можете рассчитывать в трудной жизненной ситуации?»
Верите ли вы, что большинство опрошенных назвали родственников? Почему?
На чью помощь еще вы бы могли рассчитывать? Расставьте по значимости. (работа в группах)
Опрос по группам.
Познакомьтесь с результатами опроса Фонда «Общественное мнение»
Чего вы не назвали?
Родственники - 76 %
Друзья, знакомые - 59%
Коллеги по работе, одноклассники - 35%
Государственные службы и учреждения социального обеспечения - 14%
Религиозные общины - 12%
Незнакомые люди, побывавшие в такой же ситуации - 8%
Общественные организации - 5%
Инициативные группы - 5%
Какие выводы можно сделать на основании этих данных?
Подавляющее число россиян не верят, что в трудную минуту получат помощь от государства или общественных организаций. Тем не менее они стремятся решать свои проблемы не в одиночку, людей объединяет общий интерес и убеждение, что защищать этот интерес и отстаивать свои требования лучше совместно, чем поодиночке, они надеются на взаимоподдержку, взаимопомощь.
Такие объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них людей. Условно для обозначения тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, используется название – «гражданское общество».
-Определите тему урока.
-Для чего вам это необходимо?
-Сформулируйте цель нашего урока.
Наша цель сегодня узнать, что такое гражданское общество, выявить его признаки. Выяснить, почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?
Ключевой вопрос урока - выяснить имеется ли гражданское общество в государстве, в котором мы живем.
-Как мы можем достигнуть нашей цели?
II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.
Идея « гражданского общества» возникла, как противовес государству, в середине 17-го века. Государство. согласно теории « общественного договора», возникло как результат своеобразного соглашения с целью сделать жизнь людей более комфортной и безопасной, т.е. государство защищает права и свободы людей, а они в свою очередь несут определенные обязанности и контролируют власть в интересах реализации своих свобод. Однако люди, в руках которых оказалась власть, начали действовать самовластно и государство начало как бы нависать над обществом. Пройдет много времени, прежде чем начнут меняться отношения между государством и обществом, придет осознание ценности свободы личности и того, что Главным действующим лицом в государстве являемся мы – граждане.
.
Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди студентов российских университетов: Что такое гражданское общество?
Задание №1
Познакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их.
Работа по группам (4 группы). Тексты раздаются по группам (у каждой свой текст.)
Задания: Ответьте на вопрос: разделяете ли вы это мнение? аргументируйте свою позицию. Выделите ключевые слова в каждом из предложенных высказываний (3минут на подготовку и 5 минут на выступления.)
1 группа. «Гражданское общество – это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, обеспечиваются условия для самореализации личности».
2 группа. «Для меня гражданское общество – это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не перекладывает ответственность ни на кого другого. Гражданское общество – это общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям».
3 группа. «Наличие гражданского общества определяется существованием, так называемого «среднего класса». Хотелось бы добавить, что «средний класс» - это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».
4 группа. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов» .
Выступления учеников с аргументацией своей позиции, называют ключевые слова.
Задание №2
Используя ключевые слова, попробуйте сформулировать, что такое «гражданское общество».
1. Гражданское общество-это
Та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых свободные личности, граждане, наделенные гражданскими и политическими правами, активно участвуют в управлении государством.
О чем не упомянули?
2. Гражданское общество-это
Совокупность общественных отношений и организаций (ассоциаций), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Какие вам известны объединения, организации, с помощью которых в условиях гражданского общества сможете отстаивать свои интересы, решать проблемы?
На доске прикрепляются таблички с названиями.
Все это и есть составные части гражданского общества.
«Есть ли в России гражданское общество?» - такой вопрос был задан россиянам фондом «Общественное мнение» и был получен следующий ответ:
33% нет
25% да
42% затрудняюсь ответить
Какой вывод вы можете сделать?
Давайте сами докажем или опровергнем существование гражданского общества в России. Для этого нам нужно знать признаки гражданского общества.
(Работа с презентацией)
Учащимся раздаются таблицы
Признак гражданского общества. | Суть | Есть ли в России? Пример. |
| | |
| | |
Задание: по ходу презентации заполнить 1 и 2 столбики.
(Презентация «Признаки гражданского общества»)
Задание в группах
Заполнить 3 столбик таблицы и сделайте вывод о гражданском обществе в России.
- Как вы думаете, полностью ли, на 100% сформировано гражданское общество в России?
- Почему так трудно проходит становление гражданского общества у нас? Чего не хватает? Что мешает?
Ожидаемые ответы:
многовековая традиция зависимости общества от государства
низкая политическая культура граждан
низкая активность граждан
малочисленный средний класс…
Легко ли быть гражданином?
«Надо обладать мужеством и терпением, чтобы быть гражданином в России»
Как понимаете это высказывание?
Мужеством - потому, что государство не терпит прекословия. Терпением - потому, что до власти достучаться трудно.
Готовы ли вы жить и строить гражданское общество? Т.е. быть свободными, активными, ответственным?
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Предлагаю в качестве завершения работы по теме, создать соц.рекламу по теме «Строим гражданское общество».
Напомню, что
соц. реклама должна:
1) нести идею;
2) быть позитивной;
3) побуждать к действию.
Шаги по созданию рекламы:
1-ый шаг - тема: «Строим гражданское общество».
2-ой шаг - придумать основную идею, выделив проблему.
3-ий шаг – придумать слоган.
4-ый шаг - создание коллажа.
Открытый микрофон:
Итоги. Выводы о том, что значимо для меня:
Я узнал…
Я открыл..
Особо важно..
Я понял…
Я готов…
Домашнее задание:
Параграф 6 . Прочитать и выбрать всю информацию, связанную с понятием «гражданин», «гражданственность» и «гражданство».
Заполнить таблицу.
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |