СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 10. Гражданское общество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на этом уроке позволит выявить смысл понятия «гражданское общество», его признаки; выяснить, почему становление граж­данского общества неразрывно связано с утверждением правового государства и есть ли гражданское общество в России.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 10. Гражданское общество.»

Урок 10.

Тема: «Гражданское общество»

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для усвоения и закрепления нового материала, развития критического мышления.

Образовательная цель: выявить смысл понятия «гражданское общество», его признаки; выяснить, почему становление граж­данского общества неразрывно связано с утверждением правового государства и есть ли гражданское общество в России.

Развивающая цель: способствовать дальнейшему развитию умений конкретизировать теоретические положения примерами из жизни; совершенствовать умения учащихся: работать в группе, работать с учебником, извлекать информацию из разных источников (таблиц, диаграмм), сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения.

Воспитательная цель: способствовать развитию гражданского мышления учащихся; пониманию демократических ценностей, становлению демократической политической культуры, осмыслению своей гражданской позиции, способствовать формированию активной гражданской позиции; воспитывать у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества и ответственности каждого человека за его развитие.



Ход урока

Контроль домашнего задания.

Россия - правовое государство? Что необходимо сделать, чтобы она стала таковым? (Зачитывание отрывков из домашнего эссе).


I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.

Что необходимо обычному человеку, обывателю от общества?


В результате дискуссии выясняется, что человеку необходимо следующее: порядок, безопасность, материальное благополучие, реальная свобода, определенный уровень культуры, уважение к себе, работа.


Кто же может обеспечить это всё человеку?

(Может последовать ответ государство).

А всегда ли государство может обеспечить человек, гражданина своей страны, порядком, безопасностью, материальным благополучием, реальной свободой, определенным уровнем культуры, работой?

Фонд «Общественное мнение» провел опрос «На чью помощь вы можете рассчитывать в трудной жизненной ситуации?»

Верите ли вы, что большинство опрошенных назвали родственников? Почему?

На чью помощь еще вы бы могли рассчитывать? Расставьте по значимости. (работа в группах)

Опрос по группам.

Познакомьтесь с результатами опроса Фонда «Общественное мнение»

Чего вы не назвали?

Родственники - 76 %

Друзья, знакомые - 59%

Коллеги по работе, одноклассники - 35%

Государственные службы и учреждения социального обеспечения - 14%

Религиозные общины - 12%

Незнакомые люди, побывавшие в такой же ситуации - 8%

Общественные организации - 5%

Инициативные группы - 5%


Какие выводы можно сделать на основании этих данных?


Подавляющее число россиян не верят, что в трудную минуту получат помощь от государства или общественных организаций. Тем не менее они стремятся решать свои проблемы не в одиночку, людей объединяет общий интерес и убеждение, что защищать этот интерес и отстаивать свои требования лучше совместно, чем поодиночке, они надеются на взаимоподдержку, взаимопомощь.

Такие объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них людей. Условно для обозначения тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, используется название – «гражданское общество».


-Определите тему урока.

-Для чего вам это необходимо?

-Сформулируйте цель нашего урока.


Наша цель сегодня узнать, что такое гражданское общество, выявить его признаки. Выяснить, почему становление граж­данского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?


Ключевой вопрос урока - выяснить имеется ли гражданское общество в государстве, в котором мы живем.


-Как мы можем достигнуть нашей цели?


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Идея « гражданского общества» возникла, как противовес государству, в середине 17-го века. Государство. согласно теории « общественного договора», возникло как результат своеобразного соглашения с целью сделать жизнь людей более комфортной и безопасной, т.е. государство защищает права и свободы людей, а они в свою очередь несут определенные обязанности и контролируют власть в интересах реализации своих свобод. Однако люди, в руках которых оказалась власть, начали действовать самовластно и государство начало как бы нависать над обществом. Пройдет много времени, прежде чем начнут меняться отношения между государством и обществом, придет осознание ценности свободы личности и того, что Главным действующим лицом в государстве являемся мы – граждане.

.

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди студентов российских университетов: Что такое гражданское общество?

Задание №1

Познакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их.

Работа по группам (4 группы). Тексты раздаются по группам (у каждой свой текст.)

Задания: Ответьте на вопрос: разделяете ли вы это мнение? аргументируйте свою позицию. Выделите ключевые слова в каждом из предложенных высказываний (3минут на подготовку и 5 минут на выступления.)


1 группа. «Гражданское общество – это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, обеспечиваются условия для самореализации личности».

2 группа. «Для меня гражданское общество – это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не перекладывает ответственность ни на кого другого. Гражданское общество – это общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям».

3 группа. «Наличие гражданского общества определяется существованием, так называемого «среднего класса». Хотелось бы добавить, что «средний класс» - это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

4 группа. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов» .


Выступления учеников с аргументацией своей позиции, называют ключевые слова. 


Задание №2

Используя ключевые слова, попробуйте сформулировать, что такое «гражданское общество».

1. Гражданское общество-это


Та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых свободные личности, граждане, наделенные гражданскими и политическими правами, активно участвуют в управлении государством.


О чем не упомянули?


2. Гражданское общество-это

Совокупность общественных отношений и организаций (ассоциаций), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.


Какие вам известны объединения, организации, с помощью которых в условиях гражданского общества сможете отстаивать свои интересы, решать проблемы?

На доске прикрепляются таблички с названиями.


Все это и есть составные части гражданского общества.


«Есть ли в России гражданское общество?» - такой вопрос был задан россиянам фондом «Общественное мнение» и был получен следующий ответ:


33% нет

25% да

42% затрудняюсь ответить


Какой вывод вы можете сделать?

Давайте сами докажем или опровергнем существование гражданского общества в России. Для этого нам нужно знать признаки гражданского общества.


(Работа с презентацией)


Учащимся раздаются таблицы

Признак гражданского общества.

Суть

Есть ли в России? Пример.








Задание: по ходу презентации заполнить 1 и 2 столбики.

(Презентация «Признаки гражданского общества»)


Задание в группах

Заполнить 3 столбик таблицы и сделайте вывод о гражданском обществе в России.


- Как вы думаете, полностью ли, на 100% сформировано гражданское общество в России?

- Почему так трудно проходит становление гражданского общества у нас? Чего не хватает? Что мешает?


Ожидаемые ответы:

  1. многовековая традиция зависимости общества от государства

  2. низкая политическая культура граждан

  3. низкая активность граждан

  4. малочисленный средний класс…


Легко ли быть гражданином?

«Надо обладать мужеством и терпением, чтобы быть гражданином в России»

Как понимаете это высказывание?

Мужеством - потому, что государство не терпит прекословия. Терпением - потому, что до власти достучаться трудно.


Готовы ли вы жить и строить гражданское общество? Т.е. быть свободными, активными, ответственным?


III. Фаза обобщения, рефлексия.


Предлагаю в качестве завершения работы по теме, создать соц.рекламу по теме «Строим гражданское общество».

Напомню, что

соц. реклама должна:

1) нести идею;

2) быть позитивной;

3) побуждать к действию.


Шаги по созданию рекламы:

1-ый шаг - тема: «Строим гражданское общество».

2-ой шаг - придумать основную идею, выделив проблему.

3-ий шаг – придумать слоган.

4-ый шаг - создание коллажа.


Открытый микрофон:

Итоги. Выводы о том, что значимо для меня:

Я узнал…

Я открыл..

Особо важно..

Я понял…

Я готов…


Домашнее задание:

Параграф 6 . Прочитать и выбрать всю информацию, связанную с понятием «гражданин», «гражданственность» и «гражданство».

Заполнить таблицу.

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!