СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание 9 класс. Урок № 1. Повторение пройденного в 8 классе. Человек. Природа. Общество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект 1 урока обществознания в 9 классе. Групповая форма работы с элементами критического мышления и использованием заданий ГИА.

 

Просмотр содержимого документа
«Обществознание 9 класс. Урок № 1. Повторение пройденного в 8 классе. Человек. Природа. Общество.»

Урок № 1

Повторение пройденного в 8 классе. Человек. Природа. Общество.


Урок повторения


Цели:

- вспомнить материал, изученный в 8 классе; актуализировать необходимые знания учащихся из курса обществознания 8 класса для дальнейшего изучения обществознания;

- развитие  навыков определения и объяснения понятий; умений работать в составе небольшой группы; умение решать проблемные задания, анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- формировать сознание личного участия и ответственности за успех совместной работы.


Повторяемые термины: человек, индивид, личность, общество, гуманизм, потребности, биосоциальный, нравственность, мораль, гуманное общество, природные ресурсы, государство, технология, сферы общественной жизни, экономическая сфера, политическая сфера, духовная сфера, социальная стратификация, социализация, обмен, распределение, производство, потребление, ресурсы, труд, деньги, предпринимательство, рынок.


Оборудование: у А.И. Кравченко 8 класс, раздаточный материал для групп и на каждого ученика. 


Ход урока.


  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока «Повторенье - мать ученья».

- Определите тему урока.

II. Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.

- Для чего вам это необходимо?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Как мы можем достигнуть нашей цели?


Ш. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу восьмого класса.

Запишите в тетради слова-ассоциации к слову «обществознание».

Какие разделы включает обществознание? Как они называются? Что относится к каждому разделу?










Приведите в соответствие:

власть, производство материальных благ, театр, религия, нации, финансы, выборы президента, банки, первичные коллективы, нравственные нормы, государство, ценности, наука, неравенство, торговля, избирательное право, классы.

(Учащиеся подписывают в тетради термин к соответствующей ему сфере общества

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Работа в группах. Группа работает с технологическими картами и определяет основную мысль - тему, которая связывает все задания.


Технологическая карта для 1-я группы – Человек и общество.

Задание 1

О пределите наименование сфер, если предположить, что в виде сфер представлены понятия: «человек», «индивидуальность», «личность».


О пределите, какие составляющие из нижеперечисленных, определят понятия «человек», «индивидуальность», «личность»:














Докажите правильность своего решения согласно алгоритму:


1. Понятие _______________, представлено сферой № ___, т.к. понятие включает следующие составляющие:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понятие _________________, представлено сферой № ___, т.к. понятие включает следующие составляющие:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Понятие _________________, представлено сферой № ___, т.к. понятие включает следующие составляющие:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Составляющие: способность преодолевать, развивать, превосходить, подавлять биологические и индивидуальные особенности, формировать социально значимые черты биологические отличительные признаки человека от других видов животных, отличительные признаки одного человека от другого, сочетание индивидуальных особенностей, способности, темперамент, внешние и внутренне физиологические и духовные качества.

Задание 2

Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

  • общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;

  • общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;

  • общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;

  • чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений;

  • общество – есть продукт взаимодействия людей;

  • общество включает 3 основные сферы;

  • общество не стоит на месте, а постоянно развивается;

  • нет человека – нет общества.

Задание 3

Ниже приведены несколько определений общества. Внимательно прочтите их. Выявите общие признаки общества, которые повторяются в определениях. Выделите признаки, которые указаны в каком-либо одном определении.

  1. « Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992г.)

  2. «Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество)» (Большой энциклопедический словарь. – М., 1991г)

  3. «Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности…» (Краткая философская энциклопедия. - М., 1994г)

  4. «Общество -… в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга…». (Современная западная социология: Словарь. – М.,1990г)

  5. «Общество исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности» (Краткий словарь по психологии. – М.,1989.)

Общие признаки общества, которые повторяются в определениях

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Признаки, которые указаны в каком-либо одном определении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Технологическая карта для 2-я группы – Экономическая сфера.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «Малая группа». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда.

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей, пенсионеры.

Ответ: _________________________________

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слов (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Современное общество отличается высоким уровнем ____ (1), в нём каждый имеет множество возможностей переменить своё положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка – в огромный мегаполис, сменить место работы, или профессию. Важнейшую роль в достижении _____ (2) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ____(3), стать незаменимым для коллег. В процессе рыночных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по _____(4). Пролегла пропасть между небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых русских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _____ (5). А вот «_______ (6)», который составляет основу общества в развитых странах, у нас ещё не сформировался, - он находится только на стадии становления.

Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стратификация Б) образование В) черта бедности Г) социальная мобильность Д) учреждение Е) социальный статус Ж) престижная должность З) уровень доходов И) средний класс.

3.   Назовите характерные черты конфликта.  

  Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон.

  1. ____________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

4.       Вопросы и задания: 1. Опираясь на различные фрагменты данного текста, сформулируйте, что такое семья в понимании Г. Гегеля.  2. Какие чувства и отношения Гегель считает основой семьи? 

Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны любовью, доверием и естественным повиновением.

      Любовь членов семьи друг к другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я некоторое единство. Они не считают себя отдельными в их отношении друг к другу. Семья — это органическое целое. Ее части — это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется не собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно лицо...

      Семейные отношения суть природное объединение индивидов. Связью этого природного общества служат любовь и доверие.

Семья – это___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Основа семьи –___________________________________________________________

________________________________________________________________________



Технологическая карта для 3-ей группы – Социальная сфера.


  1. «Реши кроссворд», используя учебник 8 класса





3
















1





































2

























4








































6


































5






7




































8


























































9










































































































По горизонтали:

2. любой продукт, который можно продавать и покупать.

4. переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах — золоте.

5. желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

8. это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы.

9. физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг.


По вертикали:

1. процесс создания разных видов экономических продуктов или процесс создания материальных благ, услуг.

3. экономическая категория — двигатель торговли.

4. знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.

6. денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

7. своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов.


  1. Установите соответствие между названиями факторов производства и их характеристиками: к каждой позиции, данном в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

А) земля

1) физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при производстве товаров и услуг

Б) труд

2) средства производства , включая промышленное оборудование, инфраструктуру

В) капитал

3) природные ресурсы, естественные блага, используемые в натуральном виде(леса, воздух, вода, полезные ископаемые)

Г) предпринимательская деятельность

4) управленческие и организаторские навыки, используемые в производстве товаров


А

Б

В

Г






3. Перечислите характерные признаки рыночной экономики:

  1. Контроль со стороны государства над производством;

  2. Свободное ценообразование;

  3. Экономическая свобода производителей;

  4. Преобладание государственной собственности,

  5. Централизованное планирование экономики;

  6. Разорение убыточных предприятий.


4. Фабрикант П. приобрёл виллу на берегу Чёрного моря. Она стала четвёртой среди его приморских резиденций. Правда, проводить он свой отпуск привык на заграничных курортах. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

  1. Владеть;

  2. Распоряжаться;

  3. Пользоваться;

  4. Наследовать.


5. Восполните пробел в приведённой ниже схеме:

Главные вопросы экономики

Что производить?

?

Каким образом распределять?








V. Динамическая пауза


VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Выступление от групп.


VII. Подведение итогов работы групп. Рефлексия.

  • Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

  • Почему?

  • Как ты оцениваешь свою работу в составе группы?


VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Заполнение кластера «Что изучали в 8 классе»


IX. Домашнее задание.

Просмотреть учебник 8 класса и тетрадь за 8 класс.

Подготовиться к входному контролю.




Скачать

© 2020 486 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!