СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Религия как одна из форм культуры"

Просмотр содержимого документа
«8 класс обществознание»

Предмет Обществознание

Класс 8 «А»

Тема урока «Религия как одна из форм культуры»

Цель урока: Объяснить обучающимся значение религии в жизни общества;

познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований;

сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей.

Планируемые результаты:

предметные: научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.

Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

метапредметные:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов

личностные: формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы, цветные кружки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные понятия: религия, церковь, секта, свобода совести свобода вероисповедание.

План урока:

1.Понятие религии, ее особенности.

2.Функции религии.

3. Религиозные объединения и организации.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Определение темы урока. Постановка цели.

Добрый день, дорогие учащиеся! Я рада Вас видеть!

Наш с вами урок я хочу начать стихотворением:

Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я даже следов Его.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Тогда я заглянул в свое сердце.
И только там узрел Бога,
Которого не было больше нигде…»
Ребята, о чем говорит это стихотворение? (слайд 1)

Тема урока. (слайд 2)

Вопрос?

Как вы считаете, какие цели стоят перед нами с вами на уроке? (ответы учащихся) . (слайд 3)

Скажите пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при произношении слова религия? (слайд 4)

У вас нас столах находится раздаточный материал. Обратите внимание на карточку. Д/З. Домашнее задание: параграф 12, выучить словарные слова, работа с текстом карточка.

Изучение нового материала.

Понятие религии, ее особенности.(слайд 5)

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнения» с. 95 Спросить одного ученика с места). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.(слайд 6)

Мировые религии. (Мировые религии карточка)(слайд 7)

Христианство 1 в. н. э. Вера в Единого Бога в Трех Лицах –Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Священное Писание – Библия.(слайд 8)

Буддизм с 6 в. До Р.Х. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Трипитака – священное писание. (слайд 9)

Ислам. 7 век. Мухаммед. Коран. (слайд 10)

Функции религии.

Функции Религии (слайд 11)

Религия выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей , по крайней мере, две специфические функции: - Связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют.

- мировоззренческая

-коммуникативная

- регулятивная

-психологическая

-воспитательная.

Совместная работа учащихся и учителя.

Религиозные организации и объединения. ( слайд 12)

Церковь - Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура. (слайд 13)

Секта - Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. (слайд 14)

Для секты характерны:

замкнутость,

обособленность,

претензии на исключительность своей роли,

абсолютная нетерпимость к инакомыслию

Свобода совести, свобода вероисповедания. (слайд 15)

Каждый человек имеет свою точку зрения, свои убеждения, что и является основой свободы совести.

Долгое время шла борьба за граждан за свои права, за право на свое мнение, что привело к установлению свободы вероисповедания.

В нашей стране данные свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации. (слайд 16)

Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Реализация данного принципа на территории Российской Федерации. (слайд 17)

Закрепление.(слайд 18)

Заполнение «Понятийное колесо», обсуждение пройденного материала.

Рефлексия (Работа с кружками)

- В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:

1. Достигли ли мы поставленных целей и задач? ( Если «да», то поднимите зеленый круг, если «нет», поднимите красный круг, если вдруг Вы сомневаетесь с выбором того или иного ответа поднимите желтый круг).

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.







Просмотр содержимого документа
«Обществознание 8 класс 17.01. карточка»

Обществознание 8 класс

Тема урока «Религия как одна из форм культуры»

Домашнее задание: параграф 12, выучить словарные слова, работа с текстом карточка.



Приложение №1.

Задание «Понятийное колесо»





Приложение № 2.

Статья 28 Конституции Российской Федерации

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»







Начало формы

Так случилось, что о жизни людей в далёком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.

Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далёкие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...

Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть — переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.

Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства.

Можно верить в Бога (или богов), можно не верить, — это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России.


Конец формы

Начало формы

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Конец формы

Начало формы

Как в различных областях (сферах) жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две области (сферы) и кратко поясните свой ответ.

Конец формы

Начало формы

В тексте указано, что религия играет значительную роль в сохранении культурных ценностей. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение представленной точки зрения.

Конец формы

Начало формы

У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.

Конец формы


Начало формы

Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте?

Конец формы



Просмотр содержимого презентации
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

Подготовка к ОГЭ по обществознанию  Раздел  «Духовная сфера»  Тема  «Религия»

Подготовка к ОГЭ по обществознанию Раздел «Духовная сфера» Тема «Религия»

Задания 2. К национальным религиям относится:  

Задания 2.

  • К национальным религиям относится:

 

  • 1) буддизм
  • 2) христианство
  • 3) конфуцианство
  • 4) ислам
Задания 2.

Задания 2.

  • Религия, в отличие от других институтов духов­ной сферы
  • 1) основывается на вере в сверхъестественное
  • 2) формирует мировоззрение людей
  • 3) участвует в социализации личности
  • 4) создаёт, сохраняет и распространяет духовные ценности
Задания 2.

Задания 2.

  • Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения, называется
  •     1)  религией
  •     2)  традицией
  •     3)  мировоззрением
  •     4)  моралью
Задания 2.

Задания 2.

  • Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?
  •      1)  христианство
  •     2)  буддизм
  •     3)  религия
  •     4)  ислам
Задания 4.

Задания 4.

  • Верны ли следующие суждения о религии?
  • А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, может помочь  в жизненных неурядицах.
  • Б. Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.
  •     1)  верно только А
  •     2)  верно только Б
  •     3)  верны оба суждения
  •     4)  оба суждения неверны
Часть 2. Задания 26-31.

Часть 2. Задания 26-31.

  • Так случилось, что о жизни людей в далёком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.
  • Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далёкие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...
  • Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть — переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.
  • Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства.
  • Можно верить в Бога (или богов), можно не верить, — это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.
  • (По материалам энциклопедии для школьников)
  •  
  • Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России.
  •  
  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  •  
  • Как в различных областях (сферах) жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две области (сферы) и кратко поясните свой ответ.
  •  
  • В тексте указано, что религия играет значительную роль в сохранении культурных ценностей. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение представленной точки зрения.
  •  
  • У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.
  •  
  • Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте?

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте.  Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,  Но и там не нашел я даже следов Его.  Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.  Тогда я заглянул в свое сердце.  И только там узрел Бога,  Которого не было больше нигде…»

Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте. Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре, Но и там не нашел я даже следов Его. Я отправился к Каабе, но Бога не было и там. Тогда я заглянул в свое сердце. И только там узрел Бога, Которого не было больше нигде…»

Тема урока «Религия как одна из форм культуры»

Тема урока

«Религия как одна из форм культуры»

Цели урока: - выявить значение религии в жизни общества ;

Цели урока:

- выявить значение религии в жизни общества ;

  • познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований;
  • сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • параграф 12, выучить словарные слова, работа с текстом (карточка)
«Понятийное колесо» Религия

«Понятийное колесо»

Религия

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Мировые религии

Мировые религии

Христианство  I в. От Рождества Христова

Христианство I в. От Рождества Христова

Буддизм  VI в. до Рождества Христова

Буддизм VI в. до Рождества Христова

Ислам  VII в.

Ислам VII в.

Функции религии

Функции религии

Религиозные организации и объединения Секта Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена. Церковь  Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих).

Религиозные организации и объединения

Секта

Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена.

Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих).

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов.

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов.

Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма . Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В нашей стране данные свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации.   Статья 28  «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

В нашей стране данные свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации.

Статья 28

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

  •  
Возможность свободно отправлять свой культ Возможность свободно отправлять свой культ Равных доступ к получению образования Равных доступ к получению образования Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия Отделение церкви от государства Отделение церкви от государства Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в Российской Федерации

Возможность свободно отправлять свой культ

Возможность свободно отправлять свой культ

Равных доступ к получению образования

Равных доступ к получению образования

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия

Отделение церкви от государства

Отделение церкви от государства

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в Российской Федерации

Ислам Секта Душа Свобода совести Христианство Свобода вероисповедания Религия Церковь Вера Буддизм Бог

Ислам

Секта

Душа

Свобода совести

Христианство

Свобода вероисповедания

Религия

Церковь

Вера

Буддизм

Бог


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!