Предмет Обществознание
Класс 8 «А»
Тема урока «Религия как одна из форм культуры»
Цель урока: Объяснить обучающимся значение религии в жизни общества;
познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований;
сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей.
Планируемые результаты:
предметные: научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.
Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков
метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов
личностные: формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.
Методы: частично-поисковый
Формы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы, цветные кружки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные понятия: религия, церковь, секта, свобода совести свобода вероисповедание.
План урока:
1.Понятие религии, ее особенности.
2.Функции религии.
3. Религиозные объединения и организации.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы урока. Постановка цели.
Добрый день, дорогие учащиеся! Я рада Вас видеть!
Наш с вами урок я хочу начать стихотворением:
Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я даже следов Его.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Тогда я заглянул в свое сердце.
И только там узрел Бога,
Которого не было больше нигде…»
Ребята, о чем говорит это стихотворение? (слайд 1)
Тема урока. (слайд 2)
Вопрос?
Как вы считаете, какие цели стоят перед нами с вами на уроке? (ответы учащихся) . (слайд 3)
Скажите пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при произношении слова религия? (слайд 4)
У вас нас столах находится раздаточный материал. Обратите внимание на карточку. Д/З. Домашнее задание: параграф 12, выучить словарные слова, работа с текстом карточка.
Изучение нового материала.
Понятие религии, ее особенности.(слайд 5)
Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнения» с. 95 Спросить одного ученика с места). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.(слайд 6)
Мировые религии. (Мировые религии карточка)(слайд 7)
Христианство 1 в. н. э. Вера в Единого Бога в Трех Лицах –Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Священное Писание – Библия.(слайд 8)
Буддизм с 6 в. До Р.Х. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Трипитака – священное писание. (слайд 9)
Ислам. 7 век. Мухаммед. Коран. (слайд 10)
Функции религии.
Функции Религии (слайд 11)
Религия выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей , по крайней мере, две специфические функции: - Связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют.
- мировоззренческая
-коммуникативная
- регулятивная
-психологическая
-воспитательная.
Совместная работа учащихся и учителя.
Религиозные организации и объединения. ( слайд 12)
Церковь - Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура. (слайд 13)
Секта - Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. (слайд 14)
Для секты характерны:
замкнутость,
обособленность,
претензии на исключительность своей роли,
абсолютная нетерпимость к инакомыслию
Свобода совести, свобода вероисповедания. (слайд 15)
Каждый человек имеет свою точку зрения, свои убеждения, что и является основой свободы совести.
Долгое время шла борьба за граждан за свои права, за право на свое мнение, что привело к установлению свободы вероисповедания.
В нашей стране данные свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации. (слайд 16)
Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Реализация данного принципа на территории Российской Федерации. (слайд 17)
Закрепление.(слайд 18)
Заполнение «Понятийное колесо», обсуждение пройденного материала.
Рефлексия (Работа с кружками)
- В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:
1. Достигли ли мы поставленных целей и задач? ( Если «да», то поднимите зеленый круг, если «нет», поднимите красный круг, если вдруг Вы сомневаетесь с выбором того или иного ответа поднимите желтый круг).
Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.