СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-а, 10-б классы Тема. Массовая культура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ   10-а, 10-б  классы.  Тема. Массовая культура.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-а, 10-б классы Тема. Массовая культура.»

Дата 14.01.2020г. Урок № 23 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-а, 10-б классы

Тема. Массовая культура.

Цель:

  • Образовательная: способствовать формированию у обучающихся представления по данной теме, раскрыть суть понятий запланированных на уроке, установить взаимосвязь; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

  • Развивающая: развивать представление об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования

  • Воспитательная: интерес к знаниям, способствовать воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

  • Требования к знаниям, умениям и навыкам:

· Ученик должен знать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

· Ученик должен уметь: приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных

норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа по пройденному материалу. Повторение изученного.

  1. Изучение нового материала.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

План уроков

1. Культурное многообразие.

2. Массовое общество и «человек массы».

3. Сущность и особенности массовой культуры.

4. Массовая культура в России.

5. СМИ и массовая культура.

6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?


1. Культурное многообразие

Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую.

Рассмотрим их более подробно. Для эффективности в работе разделимся на две группы.

Первая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать народную культуру. Работу представить наглядно.

Вторая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать элитарную культуру. Работу представить наглядно.


Презентация работы первой группы



Презентация работы второй группы



- Определите положительные и отрицательные черты народной и элитарной культуры.

2-4. Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России

Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв. Исследуем ее структуру и сущность.

Первая группа работает с пунктом 2 § 35 и отвечает на вопросы.

Вторая группа работает с пунктом 3 § 35 и отвечает на вопросы.

Третья группа работает с пунктом 4 § 35 и отвечает на вопросы.


Вопросы для первой группы

1. Почему массовая культура возникает на рубеже XIX- XX вв.?

2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?

3. Какие две сферы достаточно четка обозначились в жизни работающего человека?

4. Как ответил рынок на запрос работающего человека?

5. Почему и как возникла массовая литература?

6. Что породило массовое общество?

7. Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица?

8. Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета.

9. Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.?

10. Нарисуйте портрет «массового среднего класса».

11. Что собой представляет теория демассификации?

12. Выразите свое отношение к «человеку массы».


Вопросы для второй группы

1. Что охватывает термин «массовая культура»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.

3. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.

4. Чем вызвана общедоступность?

5. Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем?

6. Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему?

7. Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры.

8. Чем она вызвана?

9. К каким последствиям она приводит?

10. Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражируемость.

11. В чем проявляется эта черта?

12. Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия.

13. Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер.

14. На что ориентируются производители продукции?

15. Как и где создаются произведения массовой культуры?

16. Что является показателями спроса?


Вопросы для третьей группы

1. Когда в России зародилось массовое общество?

2. Поясните на примерах процесс его зарождения.

3. Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики?

4. Как менялась социальная ориентация искусства?

5. Что произошло в 1920-1930 гг.?

6. Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе?

7. На что была ориентирована массовая культура в Советской России?

8. Какие ценности вобрала в себя массовая культура?

9. Приведите примеры массового искусства в эти годы.

10. Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в.

11. Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни?

12. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?


5. СМИ и массовая культура

Итак, телевидение, газеты и радио приобщают нас к массовой культуре. Эти каналы получили название средств массовой информации.

Проведите исследование роли и влияния газет, журналов и телевидения на массовое сознание. При ответе проанализируйте роль и значение «желтой» прессы.

Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

- Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух предположений.

- Вы стали руководителем известного всем телевизионного канала. Представьте свое видение работы канала.



6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Работая с пунктом 6 § 35, заполните таблицу «Массовая культура: “за”и“против”».

Массовая культура «за» и «против»


«За»

«Против»

1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.

3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры

5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу

1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность.

2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.

4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства.

5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности


III. Итог уроков

Н. А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. Демократизация, по мнению философа, всюду способствует снижению качества и ценности культуры. Она делается более дешевой, доступной, но вместе с теми более плоской, лишенной стилистического своеобразия.

- Какими еще чертами характеризуется массовое общество? Кто из исследователей занимался изучением этой проблемы?

- Почему, по мнению многих исследователей, массовая культура имеет наркотический характер?


  1. Систематизация знаний:

Фронтальная беседа-опрос.

Игра «Верю-не верю»

Систематизация выводов.

  1. Подведение итогов:

Общие вывод.

Оценки.

  1. Рефлексия:

- Что понравилось?

- Что заинтересовало больше? И т.д.

  1. Домашнее задание:

Выучите § 35, выполните задания. читать пересказывать; 1гр. Отвечать на вопросы первой группы; 2гр. Подготовить сообщение на опережение.

  1. Работа со слабоуспевающими учащимися.

Работа с понятиями. Решение тестов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!