Просмотр содержимого документа
«Общество как форма жизнедеятельности»
Проверим знания!
- Область планеты, охваченная разумной деятельностью человека:
а) биосфера
б) ноосфера
в) литосфера
г) гидросфера
Проверим знания!
2. Самый важный признак человека:
а) он существо общественное
б) нуждается в определённой среде
в) он существо биологическое
г) способность создавать нечто новое
Проверим знания!
3. Важнейшее отличие человека от животного:
а) способность создавать нечто новое
б) способность мыслить
в) минимальные биологические потребности
г) инстинкт самосохранения
Проверим знания!
4. Природа и общество:
а) возникли одновременно с появлением человека
б) неизменные системы
в) изменяющиеся системы
г) развиваются по единым законам
Вечные вопросы :
- Что такое общество?
- Каким образом оно рождается?
- Почему человечество создало такое объединение?
- Что заставляет общество развиваться?
- Каким будет общество в будущем?
Общество как форма жизнедеятельности людей
Урок 4
ФГОС 8 класс
Предположите о чём пойдёт речь? Какие вопросы могут возникнуть в ходе урока?
План урока:
- Что мы называем обществом?
- Основные сферы жизни общества.
- Ступени развития общества.
Проблемные вопросы:
- Может ли человек жить вне общества?
- Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиями, которые его окружают, или он должен преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?
Что мы называем обществом?
- Общество – не просто группа людей, это целостная система связей и отношений между людьми.
- Общество- группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности.
Понятие «Общество»
- Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Что мы называем обществом?
- Людей связывают общие интересы, деятельность.
- Целостность общества поддерживается даже не смотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми.
- Д. Дефо написал произведение о человеке который оказался один на острове. Перестал ли он быть человеком?
- Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?
Что мы называем обществом?
- Общество способно передавать новорождённому культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое.
- Назовите словосочетания с понятием «общество»
Что мы называем обществом?
В социальной науке существуют следующие объяснения сущности общества:
- Особый самодеятельный коллектив людей;
- Процесс коллективной деятельности
- Система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
Группа людей
объединённая одной
деятельностью
Население
одной страны
Исторический этап
Всё человечество
развития
в целом
Признаки общества
Общество
Общество
Общество –
самостоятельная
обладает
имеет свою
система
системой
территорию
управления
Пополняется за
Существует
Есть система
ценностей, норм,
счёт детей людей,
дольше
живущих в нём
средней
законов
продолжительности
жизни
человека
16
Работа с учебником.
Согласны ли вы с мнением писателя Э. Хемингуэя?
Основные сферы жизни общества.
- В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием обществ и отдельных людей, находящихся на определённой ограниченной территории.
- Работая в парах с п.2 §3 охарактеризуйте основные сферы общественной жизни и заполните таблицу
Сфера
Характеристика
Сферы общественной жизни
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
Расположите сферы жизни общества по степени важности. И объясните свой выбор.
Основные сферы жизни общества.
- Взаимодействуя в обществе, людям приходится отвечать на важные вопросы:
- Что следует делать?
- Что можно делать?
- Чего нельзя делать?
- Как нужно себя вести?
- Изучите и прокомментируйте схему на с.23 учебника. Работая в группах, установите роль норм в обществе, определите какие нормы контролируют, регулируют и направляют поведение человека. Приведите примеры.
Ступени развития общества.
- Работая в группах охарактеризуем ступени развития общества..
- Группа – готовит сообщение о жизни человека в традиционном (аграрном) обществе.
- Группа – готовит сообщение о жизни человека в индустриальном обществе.
- Группа – готовит сообщение о жизни человека в постиндустриальном (информационном) обществе.
Ступени развития общества.
- Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в поучении Конфуция: «Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец… Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято?»
Ступени развития общества.
- Французский историк Ле Гофф писал «Человек не видел никакого смысла в свободе… Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек – это тот, у кого могущественный покровитель.»
- К какому обществу принадлежал человек, позицию которого озвучил автор?
Рефлексия
- Ответим на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.26
- Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы:
- На сегодняшнем уроке я понял(а)…
- Я похвалил(а) бы себя за то, что…
- Сегодня на уроке было…
- Общение на уроке было…
Домашнее задание
- Прочитать и ответить на вопросы § 3
- Эссе на тему: «Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек чтобы улучшить его.»
Т. Карлейль